Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи


Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

1Кол, копье, ручка, палка
2Лебедь, утка, фонарь
4Стул, кресло
7Топорик

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

ААрбуз, Ананас, Аист
ВВолк, Виноград
ГГруша, Гриб
ММалина
ССолнце, Собака

Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.

Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.

Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.

Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.

Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:

  • 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
  • 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
  • 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.

Правила проведения занятий

Процесс работы и обучения с детьми должен быть комфортным и приносить пользу.

  • Начинать необходимо с простых заданий. Сначала можно посмотреть карточки с единичными изображениями.
  • Не стоит сразу нагружать дошкольника, он быстро устанет и не будет воспринимать информацию. В день можно показать не более двух мнемотаблиц.
  • Все изображения дидактического материала должны быть яркими и цветными. Дети быстро запоминают красочные образы. Трава ― зеленая, морковка ― оранжевая, шишка ― коричневая, море ― синее.
  • Каждый раз стоит менять тему занятий, иначе у ребенка пропадет интерес. Сегодня ― разучиваем стихи. Завтра ― сказку, диких животных и т.д.
  • Важно, чтобы занятия проходили только в игровой форме.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

  • Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.


Учим таблицу умножения

  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Как научить ребенка запоминать?


Мнемотехника — это прием, который позволяет легко запоминать информацию. Всем знакомое с детства «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — для запоминания цветов радуги — и будет самым распространенным примером мнемотехники.

​Мнемотехника для детей — в чем польза и когда её использовать?

Для школьника и студента способность быстро запомнить большой объем информации — как суперприз в лотерее: доклады, стихи, рефераты, выступления на школьных мероприятиях, олимпиады — готовиться к ним становится гораздо легче. Но помимо этих явных плюсов, существуют и скрытые:

  • Мнемотехника основывается на ассоциациях, поэтому при её использовании развивается ассоциативное мышление.
  • Мнемотехника задействует разные виды мышления, в том числе и логическое, а также воображение.
  • Увеличивается словарный запас, связность мысли.
  • Появляется интерес к учебе: когда вместо часа на запоминание основного плана текста и его пересказа, ребенок укладывается в 10 минут — сложно не радоваться этому.

Мнемотехника основывается на запоминании информации благодаря ассоциациям, поэтому можно смело начинать занятия с 2-3 лет. Уже в детском саду ребенок способен пересказать в чем смысл «Курочки Рябы» благодаря картинкам — это одна из техник: использование мнемотаблиц (картинок). Мнемотаблицы эффективны для малышей из-за того, что в этом возрасте их память наглядная: они запоминают то, что видят. Поэтому с детьми сложно выучить то, что не подкрепляется наглядно. Чем старше становится ребенок, тем больше способов запоминания можно задействовать.

​ Мнемотехника: 3 основных способа запоминания

1. Мнемотаблицы. Способ подходит для малышей и младших школьников, когда объем информации не такой большой, как в средних классах. Способ подойдет для урока литературы и работы с текстом, запоминания стихотворений и песен на уроках музыки и т.д. Мнемотаблицы — это схемы с расположенными на них символами (рисунками, буквами и т.д.), идущие в определенном порядке. Как заниматься с ребенком? Начинайте занятия с известных малышу сказок. Распечатайте картинки или возьмите их из детской книжки, разложите в хаотичном порядке, и попросите малыша собрать их в правильной последовательности. Если ребенок не справляется, помогите наводящими вопросами. После этого попросите пересказать сюжет сказки, опираясь на изображения. Со временем усложняйте задания: более длинные тексты, более запутанные сюжеты, хорошо, чтобы ребенок сам придумывал и рисовал картинки, которые потом помогут ему при перессказе текста. При заучивании стихотворений на каждую строчку должна приходится одна картинка-образ. Также мнемотаблицы подойдут для заучивания больших текстов, в данном случае текст разбивается на план и каждому его пункту придумывается 1 большая картинка-ассоциация. Внутри этой картинки может заключаться смысл всего пункта.

2. Стихотворения/рифмовки. Этот способ отлично подходит при заучивании правил, порядка действий и т.д. Сами по себе стихотворения — уже один из приемов мнемотехники, который основывается не только на ассоциации, но и на слухе. Примеры из правил русского языка:

Долго ели тОрты Не налезли шорты!

Такие приемы используются не только в русском языке, но распространены и в других дисциплинах, например, в геометрии: Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам!

В данном способе необязательно использовать уже существующие стишки-запоминалки, можно придумывать и свои.

3. Метод Римской Комнаты или Метод Цицерона. Принято считать, что Цицерон никогда не пользовался никакими записями во время своих выступлений, и произносил речь исключительно по памяти. Секрет прост: Цицерон гуляя по собственному дому, «привязывал» к вещам темы своего доклада. Это чем-то напоминает адаптированный метод «крестик на руке, чтобы не забыть». Так вот, когда Цицерон выступал, он мысленно возвращался в свой дом и по его образу и ассоциациям, восстанавливал план своего рассказа. Метод Цицерона отлично подойдет школьникам при защите рефератов, докладов или при пересказе какого-либо исторического события, биографии писателя. Суть: ребенок должен закреплять образы к месту, хорошо ему знакомому. Например, его спальня или же школьный кабинет. Выбираем 1 стену, смотрим что на ней расположено (идем либо сверху вниз, либо справа налево): шкаф с книгами, картина, доска, указка, цветок. К каждому предмету по порядку и привязываем план своего рассказа (или материала, который хотите запомнить). Шкаф с книгами — дата рождения и смерти писателя, его семья — каждая книга — отдельный человек: мама, папа, брат, сестра; картина — детство писателя и т.д.

Мнемотехника с ее способами запоминания подойдет для детей и взрослых, поможет отлично подготовиться к выступлению или просто запомнить стихотворение, а также поможет увеличить объем памяти, словарный запас, логичность речи.

Также в развитии памяти дошкольников и младших школьников помогут наши онлайн-занятия.

Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

  • Минимальный набор слов.
  • Неумение составлять из слов предложения.
  • Нарушенное произношение определенных звуков.
  • Нарушенное внимание.
  • Нарушенная логика.

Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

  • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
  • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
  • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.


Мнемотехника на занятиях

Этапы изучения такие:

  • Выразительно прочитайте ребенку стих.
  • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
  • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
  • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
  • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
  • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
  • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.

Упражнения для дошкольников

Дошкольный возраст считается благоприятным периодом для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Мнемотехника для начинающих (несложные увлекательные задания, игры) поможет быстрее развиться речи ребенка. Полезно для развития артикуляционного аппарата выполнять задания с использованием звукоподражательных слов. Хорошо корректируют дикцию ― шутки–чистоговорки («Бы-бы-бы ― идет дым из трубы»), потешки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»).

Упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить.

Рассмотрев картинку «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий. Ребенок должен четко произнести фразы со звуками «ш» и «ж». «Ша-ша-ша ― мы гуляем не спеша; шу-шу-шу ― дам малинку малышу; ши-ши-ши ― где гуляют малыши». Такие упражнения помогают освоить интонацию вопроса и развивают чувство ритма.

Выделяя звук при четком произношении слова отрабатывается навык разбираться в терминологии «звук» и «слово». В работе с детьми необходимо сделать акцент на воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса. Для этого могут помочь игры.

Упражнения для начинающих:

  1. «Чей это голос». Цель игры состоит в том, чтобы ребенок научился распознавать по воспроизведенному звуку взрослых зверей от детенышей. Для такой игры можно взять фигурки собаки и щенка, утки и утенка, кошки и котенка. Как вариант, можно зверей вылепить из пластилина или воспользоваться карточками. Сюжет игры: в гости к малышу приезжают животные, они хотят с ним поиграть. Дети должны понимать разницу, как мяукает мама-кошка, а как мяукает ее малыш.
  2. Игра «Сравни кубики». Задача ― научить ребенка соотносить предметы с разными характеристиками. Взрослый предлагает рассмотреть два кубика и рассказать, чем они отличаются. Малыш берет один кубик и говорит, что он большой, а второй кубик маленький. Первый кубик красный, а второй белый. Красный кубик пластмассовый, белый кубик сделан из ткани и он мягкий внутри.
  3. Игра «Сравни двух котят». Малышу предлагают рассмотреть котят. Один из них белый и крупный, а второй черный и поменьше. Нужно сказать, кто они. Придумать им такие имена, чтобы было понятно ― один котенок черный, а другой белый. Чем они отличаются.
  4. Игра «Что умеют делать зверюшки». Цель игры ― подобрать глаголы, которые обозначают характерные действия животных. Взрослый демонстрирует картинки со зверюшками, а ребенок должен сказать, что они умеют делать или как говорят. Например, кошка любит мышек. Она любит мяукать. Собака любит лаять и кушать косточки, бегать и прыгать. Петушок кукарекает и любит клевать зернышки.
  5. Игра «Профессия». Здесь понадобятся карточки, где изображены люди разных профессий (летчик, парикмахер, врач, повар). Взрослый спрашивает, кто лечит людей. Малыш должен правильно ответить. Так проигрываются остальные карточки.
  6. Игра «Волшебники» ― помогает расширить словарный запас, развивает долговременную память, логическое мышление. Понадобятся карточки с изображением отдельных предметов ― стол, яблоко, дверь. Взрослый называет несколько слов, а ребенок должен выбрать те карточки, которые помогут ему запомнить названные слова. Он их как бы «заколдовывает» в эти карточки. Затем малыш берет карточки и с их помощью вспоминает названные слова. Игра направлена на понимание логических связей между предметами.

Регулярные занятия в игровой форме способствуют пробуждению интереса к слову. Упражнения подготавливают детей к дальнейшему самостоятельному составлению повествований, рассказов, текстов, формируют связанную речь.

Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам

Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:

  • Зрительные ассоциации.
  • Звуковые ассоциации.
  • Мнемотехника «связей» и многие другие.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]