Мастер-класс для педагогов-воспитателей «Нетрадиционные техники рисования»


Мастер – класс «Использование нетрадиционной техники рисования с детьми дошкольного возраста».

Мастер – класс

Использование нетрадиционной техники рисования

с детьми раннего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель 1 младшей группы

Бокарева Е. П.

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего дошкольного возраста

Мастер – класс рассчитан на детей младшего возраста, воспитателей и родителей.

Назначение

: Данная техника рисования поможет воспитателям и родителям освоить очень весёлый, увлекательный и полезный вид деятельности – рисование с помощью пальчиков и ладошки, а также с использованием ватных палочек.

Цель:

Знакомство воспитателей и родителей с нетрадиционной техникой рисования. Формирование и развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

· Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.

· Развивать творческое мышление, воображение и восприятие,

· Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

· Соединять и комбинировать простые элементы

· Развивать координацию рук.

· Способствовать эстетическому восприятию мира и усилению речевой активности

Использование нетрадиционной техники рисования с детьми раннего дошкольного возраста

Уважаемые воспитатели, все мы знаем, что дети 2-3 лет познают окружающий их мир. Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию. Я покажу несколько способов использования нетрадиционной техники рисования с детьми раннего возраста. Рисование ладошками, ватными палочками, пальчиками — всё это похоже на весёлую игру, деткам очень нравится, и в результате получаются самые настоящие шедевры. Хочу дать совет, что отличительной особенностью детского восприятия, это стремление к самостоятельности. Учтите это, дорогие взрослые! Будет лучше, если вы будете садиться рядом с ребёнком и рисовать, показывать, как выполнить тот или иной элемент на отдельном листе, ребёнок будет смотреть и повторять, рисуя свою картину. И никогда не говорите, что получилось плохо, потому что нашим детям нужна уверенность в своих способностях. Для малыша творчество — это процесс, а не результат.

1. Рисуем ладошкой «Весёлые петушки»

Для работы нам понадобится:

1. Гуашь жёлтая, красная, зелёная и синяя. 2. Вода. 3. Салфетка. 4. Бумага

Для начала приготовим основу рисунка. Обмакнём четыре пальца в краску разных цветов и проведём четыре разноцветные линии. У нас получилась дорожка, по которой будут шагать наши петушки. Когда ребёнок делает отпечаток ладошкой, обязательно нужно напомнить, что большой палец отставить в сторону, а остальные пальцы пусть смотрят вверх. Большой палец – голова петушка, а остальные пальчики – крылышки. Педагог помогает дорисовать петушку гребешок и бородку. И вот наш петушок гордо шагает по дорожке, можно нарисовать цыплёнка с помощью двух отпечатков большого пальца. Взрослый помогает украсить рисунок цветами.

2. Рисуем кулачком « Зайчик на лужайке»

Для работы нам понадобится:

1. Краска гуашь голубая, красная, жёлтая, зелёная

Для этого рисунка за основу берём офисную бумагу голубого цвета. Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложенные один на другой, — основа для солнышка. Пальчиком дорисуем лучики, пусть наше солнышко будет весёлым и лучистым. Далее два отпечатка кулачка и получается тело зайчика. Отпечатки больших пальцев – это лапы, отпечаток указательного — хвостик. Ушки получатся из отпечатка всего указательного пальчика, точно также, как получились лучики солнца. А что бы зайке не было скучно на лужайке, нарисуем полянку и цветы.

3. Рисуем пальчиком «Рыбка» и « Бабочка»

Для работы нам понадобится

распечатанные картинки на принтере, можно нарисовать самим.

1. Гуашь жёлтая и красная

2. Салфетка

Прежде всего, малышу надо показать, как эти картинки раскрашивать. Возьмите пальчик малыша, обмакните пальчик в краску и покажите, как пальчиком можно раскрашивать рисунок. Во время работы следите за тем, что бы палец малыша не загибался и оставался прямым и напряжённым, что бы ребёнок работал подушечкой пальца, и не размазывал краску по всему листу, старался не выходить за контур. Уважаемые взрослые помните, что ребёнок раннего возраста не может мысленно представить себе результат процесса, поэтому вам надо заранее нарисовать образец, скажите ему, что его работа получится такой же красивой и даже лучше.

4. Рисуем ватными палочками «Ёлочка» « Грибочек» «Птичка»

Для работы нам понадобится:

1. Гуашь синяя, красная, зелёная, жёлтая. 2. Салфетка. 3. Ватные палочки

Рисование ватными палочками очень нравится малышам, это конечно больше не рисование, а раскрашивание точками. Процесс очень простой, ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур готовый, воспитатель должен напоминать, что бы малыш, не выходил за контур.

Рисунок делается очень просто, а получается очень красиво и можно придумать что угодно. Например, мы с вами нарисуем точки на ёлочке, на грибочке и на птичке. Очень хорошо использовать не большие стихи, играя мы ещё и закрепляем основные цвета.

Желаю успехов вам и вашим детям.

Конспект мастер-класса для воспитателей на тему: «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»

Мастер-класс для воспитателей « Нетрадиционные техники рисования»

Бондарева Ольга Ивановна, воспитатель

Цель:

расширять знания воспитателей через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.

Задачи:

— познакомить воспитателей с нетрадиционной техникой рисования – молоком, пеной для бритья, рисование на фольге, 3D рисунки.

— научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании;

— повысить уровень мастерства воспитателей.

Методы и приёмы:

репродуктивный, практический, словесный, наглядный.

Оборудование:

дидактические средства — рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования; столы, стулья для воспитателей; материал для практической деятельности – гуашь, баночки с водой, кисти, альбомные листы бумаги, пена для бритья, клей ПВА, молоко высокой жирности, фольга, заготовки из картона, прозрачные тарелочки, зубочистки, шпажки, ватные палочки, влажные салфетки для воспитателей; презентация
«Нетрадиционные техники рисования»
, проектор, ноутбук, флешь – носитель.

Предварительная работа:

изучение интернет — ресурсов по данной теме, подготовка оборудования.

Ход мастер – класса:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Прежде чем мы начнем наш мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования», разрешите предложить вам игру, чтоб настроиться на данную тему. Прошу всех образовать круг. (проводится игра «Ассоциации»- назвать ассоциацию к выражению «нетрадиционные методы рисования», передавая друг другу символичный карандаш).

— Думаю, что мы готовы к совместной работе. Прошу взять с подноса один цветной карандаш и присесть к тому столику, на котором указан цвет вашего карандаша — так мы поделимся на группы, чтоб нам было удобно работать. (образуются 4 группы)

— Для начала я представляю вашему вниманию обзор широко используемых техник нетрадиционного рисования для дошкольников, а затем познакомлю с новыми веяниями в этой области и мы попробуем практически поработать с этими техниками.

Презентация «Нетрадиционные методы рисования» (обзор)

— Для закрепления наших знаний предлагаю вам сыграть в игру «Угадай и назови» (называются инструменты и материалы для нетрадиционных техник рисования, задача воспитателей угадать и озвучить нетрадиционную технику)

-Рисование с использованием нетрадиционных техник завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов и инструментов.

Все мы — практики и знаем, что изобразительная деятельность влияет на всестороннее развитие личности ребенка: творческое, эстетическое, познавательное и т. д.

Человечество не стоит на месте, мы постоянно развиваемся и придумываем что – то новое. Так и в области изодеятельности появилось много новых нетрадиционных техник

, о которых сегодня я хочу вам рассказать.

Практическая часть.

1. Рисование на фольге

.

Рисование на фольге очень отличается от бумаги. Во-первых, хорошо видно как смешиваются цвета, во-вторых, краска отлично скользит. Подходит для развития сенсорных ощущений у малышей. Рисовать можно пальчиками, кисточками, ватными палочками. Также можно в работе использовать скоч, для деления рисунка на сектора, которые закрашиваем разными красками, после высыхания скоч снимаем.

— Прошу взять на своих столах заготовки из картона, на которых клеем ПВА нанесено изображение. Заворачиваем картон в фольгу, прижимаем. Наносим гуашь на лицевую сторону нашей работы, а выпуклые части вытираем ватной палочкой, наша работа готова.

2. Рисование на молоке

.

Вариант1. Рисование на молоке происходит по образцу техники «ЭБРУ», но вместо специальной воды мы берем молоко высокой жирности, гуашь, кисть, зубочистку, шпажку. Наливаем молоко в лоток, стряхиваем с кисточки капельками гуашь разного цвета — формируем фон. Затем с помощью шпажки либо зубочистки гуашью рисуем. Когда рисунок готов- кладем сверху на молоко плотный лист бумаги- прижимаем, аккуратно вынимаем лист с латка и рисунок отпечатывается на бумагу, удивляя нас необычность.

Вариан 2. Для смелых творческих экспериментов понадобятся очень простые и безопасные ингредиенты:

— цельное молоко, важно, чтобы оно было не обезжиренное, лучше, если домашнее;

— гуашь или разведенные в воде пищевые красители;

— плоская тарелка или неглубокий лоток;

— жидкое мыло или средство для мытья посуды.

Для начала, наливаем немного молока в тарелку и даем ребенку баночки с красками, из которых он на молоко должен в произвольном порядке накапать по нескольку капель красок разных цветов. Получившийся рисунок уже будет весьма интересным. Но это еще не все. В нашу емкость нужно капнуть немного жидкого мыла или средства для мытья посуды.

И дальше только наблюдать за происходящим в тарелке чудесным превращением и движением.

Каждая капля, попадая на поверхность, запускает фантастическую пляску цветов.

Ребенку безумно понравится сам процесс и его неожиданные результаты.

Наблюдать за удивительными превращениями очень интересно и весьма поучительно. Кроме того, эту удивительную череду превращений можно сфотографировать и, напечатав интересные абстрактные фотографии, украсить результатами совместного творчества с детьми интерьер. Фотографий может получиться много, ведь движение и преобразование в тарелке будут продолжаться длительное время. Проведя такой интересный опыт, в следующий раз можно предложить ребенку поучаствовать самому в процессе и попробовать формировать рисунок.

Для этого подготовительный этап будет таким же, но жидкость для мытья посуды не наливаем в молоко, а макаем в нее обыкновенные ватные палочки и даем ребенку. Когда он опустит их в молоко, начнется процесс превращения, и малыш сможет участвовать в создании узоров.

3. 3D рисунки.

3D для детей – это новое веяние в развитии творческих способностей малышей, позволяющее им развить пространственное воображение, умение видеть мельчайшие детали и передавать их на бумаге. Объемные рисунки – это настоящее волшебство для ребенка, ведь нарисованный предмет хоть и находится на плоскости, но кажется абсолютно реальным. Самое простое 3D изображение, которое под силу даже самому маленькому крохе, — это рисунок ладошки.

Для работы мы берем лист плотной бумаги белого цвета, простой карандаш, ластик, черный фломастер и цветные карандаши

. Вначале мы обводим раскрытую ладошку малыша простым карандашом, чтобы получился только ее контур. Его ни в коем случае нельзя обводить, иначе не получится объемный эффект!

Теперь заштриховываем все пространство листа, кроме того, что занято ладонью, горизонтальными линиями на равном расстоянии друг от друга. В результате у нас получается заштрихованный лист бумаги с ладошкой.

Ладошку мы штрихуем тем же черным фломастером, что и фон, но не горизонтальными линиями, а выпуклыми, соединяя их края с краями горизонтальных линий за пределами контура ладони.

Промежутки между линиями, выпуклыми и горизонтальными, раскрашиваем при помощи цветных карандашей в произвольной цветовой гамме. Наш рисунок готов, осталось повесить его на стенке и отойти на небольшое расстояние, чтобы эффект объема стал заметным. Как видите, такая техника создания объема довольно проста, ее можно использовать при изображении любого другого предмета, и когда ребенок ее освоит, ему будет проще дальше продвигаться в увлекательном занятии 3D рисованием.

4. Рисование пеной для бритья

.

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

Вариант 1«Объёмные» краски

Вам понадобится: 2 части пены для бритья + 1 часть клея ПВА + краски.

Сначала необходимо смешать клей и краску, затем добавить пену для бритья. Тщательно всё перемешать. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или проявить фантазию — придумать рисунок самостоятельно.

Совместное рисование с воспитателями пеной для бритья в технике «Объемные»

краски на свободную тему.

Вариант 2
«Тюбик»
«Объёмные»

краски поместить в плотный пищевой пакет
(или тюбик)
. Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Хочется сказать еще о двух нетрадиционных техниках — ЗЕНТАНГЛ и ДУДЛИНГ.

Сочетание (зендудлинг)

– техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ
(от английского doodle – бессознательный рисунок)
– это рисование с помощью простых элементов
(кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.)
. В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий
«отключить мозг»
, что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках. О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования

ЗЕНТАНГЛ
(от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник)
является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами
(точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии)
. Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Смесь этих двух техник –
ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling)
– идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по- разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Заключение

Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму.

Рефлексия.

— Уважаемые коллеги, если вам было интересно на нашем мастер-классе и вы нашли для себя здесь что-то новое — прошу отправить свой цветной карандаш к веселому смайлику, а если вы заскучали и данная информация не привлекла вас — карандаш отправляется к грустному смайлику.

Спасибо за внимание. До новых встреч!

Используемые интернет — ресурсы:

ttp://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/kak-my-risovali-penoj.html

https://www.babyblog.ru/community/post/education/1711457

https://vk.com/wall-2756772_88621

https://www.supersadovnik.ru/masterclass.aspx?id=1113

https://mamamozhetvse.ru/igry-s-penoj-dlya-britya.html

https://moreidey.ru/tvorcheskie-igryi/risovanie-penoy-dlya-britya.htm

https://www.babyblog.ru/user/Liolik33/91943

https://magicaldecor.ru/puhlyie-kraski/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]