Художественный труд в ДОУ
Художественный труд в ДОУ
(на основе личного опыта работы)
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности
В целевых ориентирах ФГОС ДО ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; ребёнок должен обладать установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда на этапе завершения дошкольного образования
Творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало ручной труд в дошкольном возрасте и воспитывает в человеке, и в этой своей функции он ничем не может быть заменён.
Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности.
Цель занятий художественным трудом — направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Основными направлениями в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ручной труд являются: развитие воображения и развитие качеств мышления, которые формируют креативность. При организации ручного труда я учитываю основные этапы творческой деятельности детей:
1 этап — возникновение замысла;
2 этап — процесс создания продукта творческой деятельности;
3 этап — анализ результатов.
В работе с дошкольниками всегда соблюдаю следующие условия:
– занятия строю так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия;
– Учитываю интересы мальчиков и девочек;
– Для придания занятиям обучающий и развивающий характер усложняю технические и изобразительные средства;
– учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
– каждая поделка всегда находит конкретное практическое применение;
Результаты продуктивной деятельности всегда получают одобрение, похвалу и рекламируются родителям, другим группам.
Работая в этом направлении применяю эффективные методы и приёмы: музыкальное сопровождение, выполнение правил по технике безопасности при работе с ножницами, показ и объяснение, использование художественного слова,, рассматривание схем выполнения последовательности работы, активизация речи детей, пальчиковая гимнастика, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы о последовательности выполнения заданий, помощь детям со стороны взрослого и ребёнка, анализ, самооценка детей.
Дети активно действуют с различными материалами: ткань, поролон, пенопласт, различные виды бумаги (обычная, гофрированная, газетная, салфетки, картон), природным материалом (шишки, хвоинки хвойных деревьев, кора, косточки фруктов и ягод и т. п.), Бросовый материал (катушки, коробочки и т. п.)
Для поддержания интереса к ручному труду, стремление к самостоятельности изготовляем такие поделки, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дошкольники не могут долго ждать результата своего труда.
При анализе работы обращаю внимание детей на аккуратность поделки, индивидуальность её. Прежде, чем приступить к выполнению поделки провожу с детьми беседы по ознакомлению со свойствами материалов, рассказываю о применении в быту этих материалов. Дети стали приносить в детский сад различные фактуры тканей, бумаг и т. д. В результате чего мы собрали целые коллекции, которые дети очень любят рассматривать и рассказывать, откуда появились эти чудесные материалы. Все поделки фотографируем и собираем в альбом.
Все поделки, выполненные руками детей «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором, оформлена приёмная, подарены другим группам, т. е. все поделки оценили и берегут с благодарностью к детям. Дети это видят и стремятся к другим успехам, у них рождаются новые фантастические идеи, желание сделать приятное для других. А в результате у детей складывается система определённых навыков, знаний и умений для изготовления поделок.
Моим детям нравится работать с бумагой. Они освоили такие действия кака: сгибание, вырезывание, разрывание и обрывание, склеивание. С помощью экспериментирования с бумагой дети узнали, что бумага бывает мягкой, жёсткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски. Дети сами пришли к выводу, что с ней можно действовать по — разному. Каждый раз, используя бумагу разного качества, дети испытывали большее напряжение или меньшее, что положительно сказывалось на развитии мелкой моторики рук. Дидактические игры «Что шуршит?», Угадай на ощупь и т. д. помогали развивать у детей слуховое внимание.
Большое внимание я всегда уделяла оценки детской деятельности, учила детей видеть, что получилось хорошо, а что не очень. А самое главное — почему, чему ещё надо научиться. Обращала внимание детей на оригинальность идеи, необычного способа. У нас в группе родилась традиция — украшать зал к праздникам. А это очень ответственно и мои подопечные с этой задачей всегда справлялись хорошо, получали одобрение взрослых и слова благодарности. Я думаю, что эта сторона воспитания поможет детям в школе быть бережливыми к имуществу в школе и дома.
Все материалы сосредоточены в уголке труда. Они всегда доступны и безопасны для детей. Совместно с детьми, родителями мы пополняли наш волшебный уголок.
Конечно, без родителей таких успехов невозможно достичь. Родители моих воспитанников всегда были активными участниками к праздникам, совместно изготавливали декорации, детали к костюмам, совместные творческие выставки. Я считаю, что главное — у детей появился интерес, желание, создан эмоциональный настрой, дети стали понимать, что в любой деятельности надо приложить старание, терпение и тогда получишь удовлетворение, высокую оценку друзей и взрослых. Помощь родителей помогла детям не бросать работу недоделанной, когда встречались трудности.
В результате дети стали раскрепощёнными, активными, добрыми и отзывчивыми, более коммуникабельными. Дети приобрели устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручному труду. При изготовлении поделок используют знания о материалах, которые помогают им создавать прочные и красивые поделки для использования их в игре и длительной сохранности. Мои выпускники готовы к обучению в школе. Я уверена, что они будут активными участниками творческих выставок.
Конспект трудовой деятельности для детей старшей группы Вид труда: Ручной труд
Конспект трудовой деятельности для детей старшей группы
Вид труда: Ручной труд
Форма организации: Коллективный
Цель:
создать условия для творческой деятельности детей
Задачи:
Образовательные: Закреплять знания и умения при работе с бумагой и ножницами. Закреплять умение обводить по шаблону.
Развивающие: развивать фантазию, творчество.
Воспитательные: воспитывать сочувствие к игровым персонажам, терпение, усидчивость, аккуратность.
Методы и приемы:
сюрпризный момент, сказка, показ способа действия, вопрос- ответ, поощрение.
Оборудование:
ножницы, прямоугольные бумажные детали, шаблоны с фигурками человечков, цветные карандаши или фломастеры.
Ход:
Мотивация:
Воспитатель показывает детям бумажного человечка с грустным лицом (с другой стороны с веселым лицом).
Воспитатель:
Посмотрите, кто к нам пришёл. Какой-то человечек. Посмотрите — он весёлый или грустный?
Дети:
Грустный.
Воспитатель:
Грустный человечек, ты откуда?
— Я живу в сказочной бумажной стране. Это страна очень добрых человечков. Мы жили дружно, друг другу помогали, вместе веселились. Но вот однажды случилась беда. В нашей сказочной стране появился злой волшебник. Он увидел красивые бумажные дома, бумажные сады, бумажные цветы. Вы думаете — это ему понравилось? Нет, так как он злой. Он все цветы и деревья смял и порвал, а весёлых человечков превратил в пустые бумажки. Один я остался жив, потому что, успел спрятаться. Когда злой волшебник ушёл, я собрал все бумажки, вот все что осталось от моих весёлых друзей. Я пошёл искать доброго волшебника. Мне сказали, что в вашем саду есть много добрых волшебников. И я пришёл просить вас о помощи. О, добрые волшебники, превратите, пожалуйста, моих заколдованных друзей обратно в весёлых, добрых человечков.
Планирование деятельности:
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете — сможем мы помочь грустному человечку? У нас есть всё, что для этого нужно. Чтобы правильно совершить волшебство, давайте рассмотрим нашего гостя. Что у него есть?
Дети:
голова, туловище, руки, ноги
Воспитатель
: как можно из бумаги сделать человечка?
Дети:
Нарисовать и вырезать.
Воспитатель:
Правильно, но мы будем не просто рисовать человечка, а обведем по шаблону, вырежем, раскрасим и сделаем гирлянду дружных и веселых человечков.
Реализация плана:
Дети получают заготовки бумаги сложенной в три слоя «гармошкой» и шаблоны человечков (девочки и мальчики) и приступают к работе. Воспитатель незаметно переворачивает человечка другой стороной с веселым лицом. Обращает внимание детей на то, что человечек повеселел от того, что вы дети — добрые волшебники, превратили бумажки в его друзей. С помощью человечка воспитатель подсказывает детям, как можно нарисовать одежду, украшения.
Поделки из манки
Поделки в старшей группе детского сада должны не только развлекать, но и развивать ребенка. Для того чтобы показать физические процессы, отлично подходят картины из манки.
- Нарисуйте или распечатайте на бумаге шаблон, это может быть любой персонаж;
- Предложите ребенку промазать рисунок клеем ПВА внутри контура;
- Насыпьте вместе с ребенком манную крупу поверх клея, излишки стряхните;
- Когда манка немного подсохнет, разукрасьте крупу при помощи акварели.
Краска будет плавно расходиться, а манка набухать. В такой технике можно красиво смешивать цвета.