ОТкрытое занятие по ручному труду в подготовительной группе «Путешествие в мир цветов»


ОТкрытое занятие по ручному труду в подготовительной группе «Путешествие в мир цветов»

Занятие по художественному труду подготовительной группе

«В царстве комнатных растений»

Образовательные области:

Познавательное развитие.

Речевое развитие: вопрос-ответ

Художественно-эстетическое развитие: изготовление цветов из подручного природного материала.

Интеграция видов деятельности:

эстетическая, коммуникативная, речевая, познавательная.

Лексическая тема

: Комнатные цветы.

Вид занятия:

Интегрированное

Формы образовательной деятельности

: Занятие путешествие.

Оборудование:

1 стол: шишки, ушные палочки, разрезанные пополам, кусочки пластилина, клеенки для труда, салфетки, образец цветка кактуса из шишек. 2 стол: цветной пластилин, стеки, клеенки для лепки, влажные салфетки, образцы цветов, 3 стол: цветная бумага, ножницы, клей, кисти для клея, контейнер для мусора, клеенки для ручного труда, основы для размещения готовых цветов, образцы цветов.

Цель:

Закрепление представлений о комнатных растениях, их названиях и способах ухода за ними. Закрепление умения, пользоваться природным материалом для изготовления комнатных цветов, закрепление навыков аппликации и работы с пластилином.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять навыки работы с природным материалом, навыки работы с пластилином, навыки аппликации. Закреплять знания детей о комнатных растениях.

Развивающие:

Развивать интерес к конструированию из природного материала, интерес к работе с пластилином и бумагой.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе. Воспитывать аккуратность и осторожность.

Планируемый результат:

Дети уверенно называют комнатные растения, уход за ними. Дети умеют пользовать различным природным материалом для изготовления поделок. Дети умеют пользоваться пластилином. Дети имеют навыки работы с бумагой, ножницами, клеем, имеют навыки вырезывания, умеют работать в команде.

Воспитатель.

Ребята к нам сегодня пришел необычный гость. Его отправила к нам королева цветов, но что же он нам хочет сообщить, мы сейчас узнаем. (читают послание королевы цветов).

Послание: В моей стране перестали цвести комнатные цветы, я не знаю, что случилось и прошу Вас помочь мне. Поможем королеве цветов?

Дети:
Мы согласны помочь королеве цветов.
Воспитатель.

Тогда, ребята, мы отправимся с вами в далекое путешествие, в замок цветочной королевы. но для этого нам надо выполнить задания и пройти по стрелкам. Вы согласны?

Дети:
Мы согласны.
Воспитатель:

Тогда в путь. Посмотрите перед нами зеленая стрелка, что же там за задание?

Первое задание: зеленая стрелка. (на обратной стороне надпись)

НАЗОВИ ЦВЕТЫ

Воспитатель.

Ребята нам необходимо назвать комнатные цветы в нашей группе. Какие цветы вы знаете, назовите их?

Открытый урок по ручному труду

Транскрипт

1 Открытый урок по ручному труду Тема: Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Подготовила и провела Иванова О.В. учитель младших классов БСКШИ Март 2009 год

2 Тема: Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. Цель: Умение правильно с помощью располагать детали и последовательно их наклеивать. Задачи: 1. Образовательные: Повторить правила безопасной работы с клеем. Повторить свойства бумаги и геометрические фигуры. Учить конструировать изделие из геометрических фигур в полосе. Повторить способы соединения деталей. Расширить и закрепить знания об узорах и орнаментах. Пополнить словарный запас новыми словами: орнамент, узор, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. 2. Коррекционно-развивающие: Развитие пространственных представлений, воображения, мышления, памяти, внимания и речи. 3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся умение выслушать и повторить по вопросам анализ образца. Воспитывать умение выполнять изделие по словесной инструкции, чередующейся с показом приемов работы, по вопросам учителя определять качество готового изделия. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, художественный вкус. Оборудование: Образец изделия, полосы зеленой, синей и красной бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тряпочки. Коробки для обрезков. Образцы орнаментов. Словарь: Орнамент, квадрат, треугольник, круг, форма, цвет. Повторение: ТБ (правила работы с клеем). Сочетание цветов цветной бумаги. Ход урока: 1. Организация детского коллектива (1мин.). 2. Повторение познавательных сведений (3мин.). 3. Сообщение темы урока (3мин.). 4. Организация рабочего места (2мин.). 5. Ориентировка в задании (2мин.). 6. Анализ объекта (2мин.). 7. Выполнение изделия по инструкции (15мин.) 8. Коллективная оценка работ (5мин.). 9. Просмотр мультфильма (10мин.). 10. Итог урока (2мин.). Организация рабочего места. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующееся с показом приемов работы. Вначале учащиеся изготавливают геометрические фигуры. Сначала составляют композицию на листе, точно определяют место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом ориентируются на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию названной детали. Слабые учащиеся ограничиваются построением орнамента.

3 Ход урока. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика — Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. К нам Дети тихо садятся за свои сегодня пришли гости. парты. Теперь все улыбнулись, переглянулись и сели на свои места. 1. Организация детского коллектива (1мин.). 2. Повторение познавательных сведений (3мин.). — Сегодня на уроке труда нам предстоит работать с цветной бумагой и клеем. Давайте вспомним, что вы знаете о бумаге? — Из чего делают бумагу? (Из древесины) — Какими свойствами обладает бумага? — Бумагу делают из древесины. 3. Сообщение темы урока (3мин.). — Молодцы, хорошо знаете свойства бумаги. — А кто из вас расскажет, как правильно работать с клеем, ножницами и бумагой? (Работа с плакатомстендом «Правила техники безопасности») — Молодцы, хорошо знаете правила. — Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в страну «Волшебных узоров и орнаментов». (Звучит фонограмма русской песни ) — Что такое орнамент? (- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных — Бумага мнется, складывается, промокает, рвется, режется, горит. Учащиеся выходят и рассказывают правила работы с клеем по плакату-стенду. — Орнамент — это последовательно выстроенный рисунок из одинаково повторяющихся 2-3 элементов.

4 Краткая беседа об орнаментах. сооружений). — Где мы можем встречать узоры и орнаменты? (Учитель показывает различные узоры на одежде, посуде) — Правильно. — Люди издавна украшали свою одежду, посуду и другую бытовую утварь различными узорами и орнаментами. Узоры или орнаменты могли быть из растительных элементов, геометрических фигур, различных цветных полосок. — Итак, тема урока: Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету. — Давайте вспомним, глядя на образец, как выглядит орнамент. — Из каких геометрических фигур построен наш орнамент? — В какой фигуре построен наш орнамент? — Как эти геометрические фигуры повторяются? Назовите поочередность фигур. — Каким цветом сама полоса, в которой построен узор? — Каким цветом круги, квадраты, прямоугольники. — С помощью чего будем соединять детали, — Узоры встречаются на одежде, на посуде и др. — Из круга, квадрата, прямоугольника. — Орнамент построен в прямоугольнике. — Круг, квадрат, прямоугольник. (круг квадрат прямоугольник — квадрат-круг) — Сама полоса белого цвета. — Желтый, красный, синий. — С помощью клея.

5 4. Организация рабочего места (1мин.). Физкультминутка (1мин) вырезанные из бумаги к картону? — Этот способ называется приклеивание. — Какое подручное оборудование нам понадобится для того, чтобы наша работа была чистой? — Для изготовления орнамента в полосе нам понадобится: образец изделия, цветная бумага, ножницы, клей, подкладные доски, тряпочки. Коробки для обрезков. Образец орнамента. — Прежде чем приступить к выкладыванию орнамента на бумаге, нам нужно взбодриться и сделать зарядку. «Если нравится тебе» (Учитель поет песню и показывает движения. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения). делай так (2 щелчка пальцами над головой). делай так (2 хлопка в ладоши). делай так (2 хлопка за коленками). делай так (2 притопа ногами). ты скажи: «Хорошо!» и другим ты покажи. — Тряпочка, с помощью ее удаляем лишний клей с деталей. Учащиеся рассматривают оборудование и материал, раскладывают его на парте. Дети подпевают и вслед за учителем делают все движения: — щелкают пальцами над головой; — хлопают в ладоши; — хлопают по коленкам; — притопывают ногами; — говорят «Хорошо»;

6 5. Ориентировка в задании (2мин.). делай все. — Рассмотрим орнамент. Весь орнамент выполнен из цветной бумаги и картона. Скажите, в какой последовательности расположены геометрические фигуры по форме и цвету. 6. Анализ объекта (2мин.). — На какую геометрическую фигуру будет приклеиваться орнамент? — Какая первая геометрическая фигура начинает орнамент? — Назовите следующую геометрическую фигуру за кругом, квадратом, прямоугольником? — Что необычного заметили в орнаменте? Пальчиковая гимнастика (1мин) 7. Выполнение изделия по инструкции (15мин.) — Какая геометрическая фигура расположена в центре орнамента? — Какие фигуры по краям? Учитель проговаривает и показывает упражнение для пальчиков: «Краб» Краб ползет по дну, Выставив свою клешню — Возьмите цветную бумагу и ножницы. Помните правила работы с ножницами. Вырежете геометрические фигуры и расположите их на белом картоне. (показ учителем) — Аккуратно расположите фигуры в орнамент. Убедитесь, что все хорошо, красиво. — повторяют все от начала до конца. Дети рассматривают и отвечают на поставленный вопрос. — На прямоугольную фигуру. — Круг. — Квадрат, прямоугольник. — Орнамент повторяется от края к середине и от середины к краю. — Посередине на полосе расположен прямоугольник — Круг, квадрат. Учащиеся повторяют слова и действия за учителем.

7 8. Коллективная оценка работ (4мин.). — Возьмите клей и помните о правилах работы с клеем. — Приступаем к склеиванию фигур с белой полосой, соблюдая установленную последовательность. Помним о том, чтобы наша работа была чистой, мы должны пользоваться тряпочкой для удаления лишнего клея. (Учитель показывает) — Наш узор готов и мы можем устроить выставку в стране «Волшебных узоров и орнаментов» — Вот и получились красивые орнаменты, которыми можно украсить любую одежду, посуду. — Давайте вспомним, как и из чего мы делали наш орнамент? — Из каких геометрических фигур состоит наш орнамент? — Как мы его изготовили? — Скажите, чья работа выполнена аккуратно, чисто. Чью работу можно поместить на первом месте. — Кто из вас во время работы испытывал сложности и трудности? Поднимите руки. — Что именно было трудно выполнять? — Как вы справились с — Вырезали геометрические фигуры из цветной бумаги. — На белом картоне выложили узор из геометрических фигур. — Круг, квадрат, прямоугольник, — Затем приклеили клеем к картону. — Орнамент готов. Высказывание детей по выполненным работам.

8 трудностями, кто помог вам в этом? 9. Рассматривание — Я предлагаю рассмотреть журналов. (10мин) вам журналы, в которых встречаются различные узоры и орнаменты. 10. Итог урока (1мин) — Вам понравилось путешествие в страну «Волшебных узоров и орнаментов»? — Чем вы сегодня занимались на уроке? Рассматривание журналов. — Да. — Изготавливали сами орнамент, который находится на выставке.

Миссия трудовой деятельности в подготовительной группе

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) трудовая деятельность понимается основополагающим элементом трудового воспитания, призванным формировать в детях трудовые навыки и уважение к труду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) важным является продолжение начатого в старшей группе перехода от игровой формы трудовой деятельности в форму обязанностей. Цели трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) имеют общее направление для всех возрастных групп, но в подготовительной в большинстве своём носят обобщающий характер:

  • формировать правильное отношение к труду как средству найти своё место в жизни,
  • развивать умственные и физические способности (например, когда нужно найти способ отремонтировать книгу, дети сами выбирают материал — скотч или бумагу, то есть проявляют смекалку, а регулярные физические нагрузки в процессе уборки территории, помещения группы обеспечивают тренировку мышц),
  • воспитывать положительное отношение к собственной трудовой деятельности (к примеру, радость от цветения комнатного растения, за которым ребёнок старательно ухаживал несколько месяцев, или опрятный вид рубашки после того, как малыш сам пришил оторванную пуговицу),
  • закладывать позитивное отношение к работе в коллективе, формировать чувство товарищества в процессе совместной трудовой деятельности.

Трудовая деятельность способствует сплочению детского коллектива

Задачи трудового воспитания для осуществления этих целей варьируются в зависимости от возраста детей, а также видов трудовой деятельности, практикуемых в детском саду.

Таблица: задачи разных видов трудовой деятельности в подготовительной группе

Вид трудовой активностиЗадачи
Самообслуживание
  • Приучать систематически, без напоминания взрослых, чистить зубы,
  • продолжать воспитывать привычку убирать кровать,
  • формировать умение поддерживать в порядке одежду и обувь (определять степень загрязнения, застирывать пятна в случае необходимости, протирать обувь и пр.).
Бытовой труд
  • Учить элементарному уходу за трудовым инвентарём (снять застрявший в венике мусор, промыть лейки, поставить всё оборудование на место и т. д.),
  • тренировать навык правильно выбирать инвентарь для работы (например, собрать мусор на полу веником или протереть пол),
  • приучать вовремя ремонтировать книги (подклеивать, оборачивать),
  • воспитывать ответственность при выполнении обязанностей дежурных (накрывать на стол, следить за порядком в группе, помогать младшим на прогулке и пр.).
Работа в природном окружении
  • Продолжать приобщать к пересадке комнатных растений, увеличивая объём обязанностей до осуществления подкормки и опрыскивания,
  • учить ухаживать за аквариумом (собирать сачком мусор, участвовать в смене воды и чистке),
  • обучать подготавливать почву для высадки рассады,
  • приобщать к сбору семян для птиц, оставшихся на зиму,
  • организовывать наблюдение за ростом растений,
  • продолжать обучать правильно называть части растений, определяя их состояние по окраске листьев, внешнему виду бутонов,
  • систематизировать знания о заполнении дневника наблюдений (регулярно при помощи условных обозначений отмечать изменения во внешнем виде растений, животных, а также отображать перемены погоды).
Продуктивный (ручной) труд
  • Развивать творческий потенциал, приобщая к изобразительным видам деятельности (занятия рисунком, аппликацией, лепкой, конструированием из бумаги),
  • создавать предпосылки изготовления аппликаций и поделок из бумаги, природного материала, которыми можно украсить группу (например, снежинками перед Новым годом),
  • учить рационально использовать материал для творчества,
  • тренировать мелкую моторику, осуществляя подготовку руки к письму.

Это интересно. Задачи трудового воспитания в контексте новых требований СанПиНа практически полностью нивелируются. Ведь, согласно установкам нормативных правовых актов, труд в природе для детей в ДОУ фактически находится под запретом. Из разрешённого осталась лишь поливка цветов, так как рыбок и птиц в группе держать запрещено. И даже постели теперь застилает помощник воспитателя. То есть дети становятся наблюдателями, а не участниками трудовой деятельности, что, безусловно, накладывает существенный отпечаток на весь процесс воспитания. Поэтому важно находить компромиссные способы приобщать детей к труду, например, организовывать трудовую деятельность в форме помощи взрослым.

Организованная в форме помощи взрослым трудовая деятельность не вступает в противоречие с нормами СанПиНа

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]