Театральный кружок в школе: программа, план, описание и отзывы


Особенности

Постепенность, разносторонность и креативность – это далеко не полный перечень особенностей, которыми обладает театральный кружок в школе. Программа ориентируется на разностороннее развитие личности детей, на их индивидуальность и неповторимость. План кружка составляется с учетом психологических особенностей развития школьников в разных возрастных группах.

Традиционно программа предвидит использование игровых и театральных форм деятельности, которые направлены на применение разных видов детского творчества. Театральный кружок в школе имеет еще одну особенность. Здесь важным является не конечный результат, т. е. само выступление, а процесс подготовки — репетиции, моменты перевыполнения и переживания. Именно в процессе работы над конкретной ролью и образом развиваются личностные качества детей, их символическое мышление, эмоции, а также происходит усвоение конкретных ролей социального характера.

Почему АНО?

К нам часто обращаются клиенты с необходимостью зарегистрировать свой театр по причине того, что ранее им удавалось сотрудничать с местными органами власти, получать от города помещения в аренду и льготы, как физическим лицам или обществам с ограниченной ответственностью. Однако, в последнее время ситуация кардинально изменилась и сотрудничать с гражданами как физическими лицами или обществами с ограниченной ответственностью, государственным органам более не представляется возможным. Требуется официальный запрос, заявление от некоммерческого юридического лица для предоставления определённых льгот или помещения в аренду. Даже для продвижения определенной инициативы, быть просто физическим лицом теперь недостаточно.

И так если Вы хотите:

  • поддерживать инициативы федеральных и региональных органов власти в области исполнительных искусств;
  • участвовать в совместных программах, проектах и мероприятиях совместно с другими организациями для эффективной работы в сфере искусства, культуры и творчества;
  • участвовать в грантах и получать финансирование от государства;
  • получать помещения на льготной или бесплатной основе от государства;
  • учреждать и присуждать награды, премии, стипендии от имени театра лицам, достигшим значительных успехов в сфере культуры, искусства и творчества;
  • привлекать инвестиции, направленные на улучшение материально-технической базы Театра;
  • привлекать на добровольной основе средства заинтересованных физических и юридических лиц для развития и организации работы театра;
  • нанимать специалистов и привлекать их к сотрудничеству, создавать и организовывать работу групп (временных трудовых коллективов) учёных, экспертов, аналитиков, программистов и разработчиков, педагогов.

Тогда мы настоятельно рекомендуем зарегистрировать Вам театр в форме автономной некоммерческой организации для реализации поставленных целей, как частных/личных, так и общественных.

Задачи

Определенные цели и гипотезы – неотъемлемая часть особенностей, которыми обладает театральный кружок в школе. Программа построена с учетом следующих задач:

  • Знакомство с понятием театра, а также с разними его видами.
  • Освоение различных видов творчества. Весь процесс осуществляется поэтапно.
  • Совершенствование артистичных умений и навыков.
  • Моделирование ситуаций поведения в рамках установленного задания.

Благодаря этому кружок нацелен сразу на два аспекта: воспитательный и образовательный. Первый предвидит выполнение заданий, направленных на развитие интеллекта, эмоций, а также разнообразных коммуникативных навыков детей. Второй аспект отвечает за развитие артистизма и конкретных навыков сценических воплощений.

Программа кружка «Драматический»

Пояснительная записка

Уже давно повсеместно безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой;

театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребёнка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления;

театр побуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;

при использовании метода драматизации на занятиях по любым предметам, дети усваивают материал неоспоримо лучше по нескольким причинам: он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.

Программа кружка “ Драматический ” построена, прежде всего, на обучении воспитанников саморегуляции и налаживанию межличностных процессов. Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.

Программа драматического кружка рассчитана на занятия с детьми с расчётом 2 часа в неделю (68 ч.).

Возраст детей: 7-12лет

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.

Место курса в учебном плане

На работу кружка выделяется 2 часа в неделю.

(34 учебные недели — 68 часов)

Результаты кружковой работы.

В результате освоения программы театрального кружка «Драматический» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:

  • Уметь правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков;
  • Достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
  • Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
  • Овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.
  • Личностными результатами
    являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок. Раскрывающих отношение к труду. Систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
  • Метапредметными
    результатами является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
  • Предметными
    результатами являются доступные по возрасту начальные сведения о театре, искусстве и сценической деятельности, об основах культуры творческого труда. Элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой деятельности.

Содержание кружковой работы.

Основное содержание

занятий театрального коллектива составляет работа по сценическому воплощению пьесы. Она строится на основе принципов реалистического театрального искусства. Это необходимое условие для решения всего комплекса художественно-воспитательных задач. Необходимо помочь школьникам действовать в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, увлеченно раскрывать содержание доступных им ролей и всей пьесы в действии и взаимодействии друг с другом. Подлинное сценическое действие требует постоянного обращения к жизни, сопоставления и оценки происходящего в сценических условиях с аналогичными явлениями жизни. Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы.

Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и

праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная

горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками

русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками,

песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.

  • Формы и методы работы.
    Занятия драмкружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, в том числе и о традициях, методах и формах национального сценического мастерства. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок местных художников, национального театра. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены, в том числе актеров мордовских театров. Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского и алтайского театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев. Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее — либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением.

Выход результатов:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.

Основные разделы:

  • Культура и техника речи
  • Ритмопластика
  • театральная игра
  • Этика и этикет
  • Фольклор

В программе используются следующие методы и формы:

1

.
По источнику передачи и восприятию информации:

словесный (беседа, рассказ, диалог);

— наглядный (репродукции, фильмы, фотоматериалы показ педагога, индивидуальные занятия, сотрудничество в совместной продуктивной деятельности);

— практический (постановка спектаклей, упражнения, этюды, репетиции).

2.
По дидактическим задачам:

приобретение знаний через знакомство с театральной литературой и терминологией, через игры, упражнения, этюды;

— применение знаний через постановку спектаклей;

— закрепление через генеральные репетиции;

— творческая деятельность — показ спектаклей;

— проверка результатов обучения через открытые уроки, конкурсы, фестивали, семинары, интегрированные занятия.

3.
По характеру деятельности:
— репродуктивный — разработка и показ этюдов по образцу;

— частично-поисковый — во время работы детям даются задания в зависимости от их индивидуальных способностей.

В программе используются следующие педагогические:

1.
Приемы:
.

— исключения — умение обнаружить и устранить внутренние

препятствия и зажимы на пути к созданию и воплощению образа;

— тотального выражения — включение психофизического аппарата актера в процесс создания и воплощения образа;

— физического действия — выстраивание партитуры роли на основе простых физических действий;

— психофизического жеста — помогает актеру в работе над ролью.

2.
Принципы:

наглядности — использование наглядных пособий, декораций, эскизов, ТСО;

— активности и сознательности обучения — создание творческой атмосферы в студии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в спектаклях;

— сотрудничества — в процессе работы педагоги и студийцы выступают в качестве партнеров (более опытных и менее опытных). Здесь чаще всего используется принцип работы творческой мастерской;

— организации процессов актерской импровизации в условиях театральной образности;

— систематичности, последовательности — обучение ведется от простейших упражнений и этюдов к постановке спектакля через развитие наблюдательности, фантазии, памяти, воображения, чувства-ритма и т.д.;

— индивидуализации — учитывая психологические особенности обучающихся детей и подростков максимально раскрыть творческие способности и подготовить их к любой творческой деятельности, выбранной ими в будущем.

Организационные формы:

· Коллективная

эта форма привлекает всех учащихся, наиболее эффек­тивная форма творческой деятельности, т.к. при наименьших затратах сил и времени удается вы­полнить работу.

· Парная

рассчитать работу на двоих.

· Индивидуальная

выполнение задания в группе обычно проходит не­равномерно, поэто­му необходимо проводить индивидуальную работу, зачастую дополнительно объяснять задание.

Форма педагогической деятельности — учебное занятие.

Форма групповой работы

групповой опрос, групповые этюды, репетиции.

Программное содержание

1. Вводное занятие.

· Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.

· Ознакомительная беседа о театральном искусстве

· Игры «Муравьи », «Кактус и ива»

· Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной студии.

2. Мастерство актёра.

· Упражнения психофизического тренинга:

— разогревающие

– связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;

— основные

– упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.

— упражнения на включение воображения

— «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.

· одиночные этюды по темам:

— этюды на эмоции,

— на выразительность жеста,

— на развитие органики.

Изучаются следующие теоретические понятия:

· актёрская оценка

– это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.

· сценическое внимание

– активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.

· Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)

3. Сценическая речь.

· Правила гигиены голоса

· Способы закаливания голоса

· Гигиенический и вибрационный массаж лица

· Упражнения:

а)

на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;

б)

на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.).

· Дыхание:

а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.).

б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»).

в) Тренировка мышц дыхательного аппарата:

— подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц;

— дыхательный тренинг.

· Артикуляционная гимнастика:

· упражнения для языка;

· упражнения для губ;

· упражнения для челюсти.

· Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики»

Работа над скороговорками:

разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)

4. Постановочная работа.

Специальные театральные игры («Зеркало», «Посмотри, что я делаю», «Одно и тоже по- разному», «Превращение предмета»)

Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще воспитанникам будет «присвоить» его себе.

Кроме того, возможен вариант эпизодического участия в спектаклях групп второго и третьего годов обучения.

5. Пластика.

· Знакомство воспитанников с собственным телом: с его анатомией, с его физическими и психофизическими качествами, с его двигательными возможностями, с его проблемами и ограничениями.

· Разминка:

— упражнения по коррекции осанки, коррекции походки.

— упражнения на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий, подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов; парные упражнения со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные упражнения; упражнения на развитие прыгучести; статистические упражнения; волевая гимнастика).

— упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц.

— упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям (противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).

Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д.

Способы работы с детьми

Театральный кружок являет собой совокупность разнообразных видов деятельности, направленных на достижение определенных целей. Процесс осуществляется в нескольких направлениях:

  • Театральная игра. Учит ребенка ориентироваться в заданном пространстве, самостоятельно строить диалоги на конкретные темы, развивать внимание, память, образное мышление и общий интерес к искусству.
  • Ритмопластика. Содержит в себе игры и упражнения ритмического, поэтического и музыкального характера. Это направление обеспечивает природную потребность детей к движению.
  • Техника и культура речи. Содержит в себе разные виды деятельности, которые позволяют развивать дыхание и раскрывать дополнительные возможности речевого аппарата. Для этого используются песни, скороговорки, разный уровень интонации и др.
  • Базовая театральная культура. Дети имеют возможность познакомиться с основными терминами и понятиями театрального искусства. Они получают знания касательно основ актерского мастерства, а также изучают правила культуры зрителя.
  • Знакомство с конкретными пьесами, байками, сказками и др. Это позволяет не только развивать навыки действий с воображаемыми предметами, но также способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

Комплексность и одновременное использование указанных направлений – неоспоримое преимущество, которым обладает театральный кружок. Планирование здесь играет очень важную роль, поскольку именно от него будет зависеть результативность всего процесса.

Что подразумевается под занятиями в драмкружке?

Традиционным возрастом, по достижению которого ребенка могут принять в драматический кружок, считается 6 лет. Но есть студии, которые обучают мастерству перевоплощения детишек практически с младенчества.

Уроки театрального искусства с детишками, возраст которых больше года, проводятся в игровой форме и включают в себя обучение следующим действиям, являющимся первоначальными театральными этюдами: рычать как тигренок, мяукать как котенок и другие. На основании всего вышеперечисленного делается вывод, что возраст, который подходит для обучения актерскому мастерству, значения не имеет.

Понять, в чем действительно нуждается ребенок, очень сложно, так как никто, кроме самого малыша, этого не знает. Предоставление выбора – вот чем должны руководствоваться родители при выборе занятий, которые будет посещать юное дарование.

Причем это касается не только театральных кружков, но и любых других секций. Давление на ребенка – главная ошибка, приводящая к нежелательным результатам.

Активный поиск и частая смена кружков не возбраняется, ведь ребенок выбирает, какие занятия придутся ему по душе, а на какие он больше никогда не пойдет. Однако, после каждой неудачной попытки найти то, что нужно, необходимо проводить с ребенком анализ ситуации и выявлять причины, по которым поиск не увенчался успехом.

Предположить, понравится ли ребенку перевоплощаться в персонажей разных произведений и выступать перед большой аудиторией на сцене, сложно. Но важно ценить и понимать, что значат для дошкольника занятия в театральной студии.

Театр прививает детям много жизненно необходимых навыков, среди которых особенно выделяются:

Задачи планирования

Для обеспечения максимальной эффективности нужно уделить особое внимание процедуре подготовки. План театрального кружка предвидит решение следующих задач:

  • Развитие чуткости.
  • Совершенствование памяти, наблюдательности, внимания, мышления и быстроты реакции.
  • Развитее самостоятельности.
  • Совершенствование естественных творческих способностей конкретного ребенка.
  • Развитие умения владеть собственным телом.
  • Активизация мышления ассоциативного типа.
  • Расширение общих знаний детей.
  • Обучение естественности на сцене.
  • Усугубление представления детей о театре, его типах и др.
  • Расширение словарного запаса ребенка.
  • Совершенствование миологической и диалогической речи.

Кроме того, театральный кружок также способствует воспитанию уважения к труду, формированию представления о честности, справедливости, доброте и др.

Умения и навыки ребенка

В процессе репетиций и театрально-игровой активности у детей формируются следующие навыки:

  • Уметь двигаться в заданном ритме, а также произвольно сжимать или разжимать определенные группы мышц.
  • Уметь импровизировать в любой ситуации.
  • Хорошо владеть своим речевым аппаратом.
  • Быстро составлять монолог или диалог с партнером.
  • Уметь создавать конкретный образ или характер.

Кроме того, дети учатся работать в парах и командах, а также решать разнообразные конфликтные ситуации.

Что влияет на выбор театрального кружка?

Для достижения максимального результата для ребенка нужно подобрать театральный кружок с учетом следующих факторов:

  • Опыт преподавателей. Помочь каждому ребенку смогут только опытные педагоги с соответствующим образованием.
  • Открытий и гуманный подход к постановкам. В процессе игры ребенок должен чувствовать себя комфортно и безопасно.
  • Продолжительность обучения. Результат процесса напрямую зависит от того, сколько времени будет отводиться на подготовку и репетиции. Оптимальным будет осуществление работы три раза в неделю.
  • Важным также является наличие удобного графика. Занятия должны проходить в удобных местах и небольшими группами. Это позволит уделить каждому ребенку максимальное количество времени.

Театральный кружок – отличный вариант для внеклассных занятий. Отзывы утверждают, что подобная деятельность развивает личность ребенка, позволяет ему примерять несвойственные роли, дает новые умения и навыки. Репетиции и подготовка к спектаклям учат детей общению, умению работать в группах и парах, импровизировать и быть естественным в любой ситуации.

Этапы подготовки спектакля

Детский театральный кружок должен работать не менее трех дней в неделю, чтобы юные актеры не успевали полностью забыть все предыдущие репетиции и уроки театрального мастерства. Это очень важно для создания полноценного и интересного спектакля.

Итак, что необходимо сделать, чтобы постановка стала запоминающейся не только для зрителей, но и для самих ее участников?

Непосредственно с самой первой репетиции руководитель кружка должен добиваться от каждого актера правдоподобной игры, правильного взаимодействия с остальными персонажами. Если изначально допустить неправильную игру, то в дальнейшем будет очень сложно ее исправить, так как дети очень быстро запоминают и движения, и манеру разговора. Покажите сами, как правильно следует двигаться и общаться с партнерами по сцене.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]