Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация — незаменимый элемент утренников
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:
- работу над выразительностью реплик персонажей;
- расширение активного и пассивного словаря ребёнка;
- совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
- всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы);
- стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру);
- развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры;
- формирование социальных навыков поведения;
- приобщение дошкольников к чтению;
- развитие режиссёрских навыков;
- воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)
Нетрадиционные виды театра
Кроме привычных материалов для кукольных театров можно использовать и альтернативные виды.
Это могут пластиковые и деревянные ложки. На них рисуют или крепят изображения персонажей. При рисовании по пластику следует использовать акриловую краску. Если приходится рисовать гуашью, ее смешивают с небольшим количеством клея ПВА.
Интересные варианты получаются из баночек от йогурта и пластиковых бутылок. Их обклеивают цветной бумагой, крепят изображения персонажей и добавляют фрагменты декораций. Получаются объемные мини сюжеты. Такие фигуры не требуют дополнительных декораций и развивают воображение детей.
Игра в театр полезное и интересное занятие. Она улучшает память, развивает ораторские способности. Ребенок учится пересказывать текст, выделять главное, не бояться публичных выступлений, а у родителей появляется возможность разглядеть таланты ребенка.
Работа в театральном уголке
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
- Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
- Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
- Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.
Работа с напольными куклами очень сложна, но увлекательна для детей — нельзя использовать мимику
- Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.
Куклы на руку для домашнего театра
Кукла из фетра
Понадобится
- Эскиз игрушки марионетки.
- Два листа фетра размером А4.
- Мелкие кусочки цветного фетра.
- Нитка и иголка.
- Клеевой пистолет.
- Лист тонкого картона.
Работу начинаем с создания выкройки. Для этого эскиз перерисовываем на лист картона и вырезаем. Получится основная выкройка фигурки и отдельные мелкие детали: глазки, мордочка, ладошки, животик, ушки. Количество деталей зависит от выбора эскиза кукольного героя.
Затем все детали переводим на фетр. Цветовое решение подбираем по своему вкусу или содержанию сказки. Заяц может быть белым, серым или розовым, а лиса желтой или оранжевой. Если вы делаете поделку вместе с ребенком, пусть он выберет, какого цвета будут герои вашего спектакля.
Вырезаем детали и делаем предварительную сборку игрушки, прикладывая все детали к тем местам, где они должны быть. Если результат устраивает, начинаем окончательную сборку. Сначала оформляем одну основную деталь из фетра. Пришиваем все детали, которые можно сшить. Шьем петельным швом. Мелкие детали приклеиваем клеевым пистолетом. Собираем все детали воедино в соответствии с эскизом.
Если игрушка с ушками – их прикрепляем в последнюю очередь. Для этого складываем две основные детали лицевыми сторонами внутрь. Ушки прикладываем таким образом, чтобы края детали совпали с краями других деталей, а кончики ушей смотрят внутрь. Прошиваем все детали по краю петельным швом, выворачиваем игрушку. Перчаточная кукла готова, а ушки будут забавно торчать на макушке.
Марионетка из носка
Оригинальные куклы получаются из обыкновенных детских носков.
Для изготовления понадобится носок, картон, небольшой моток толстых ниток или пряжи, кусочки ткани для рта, швейные нитки и пуговицы, клеевой пистолет. Носок можно взять однотонный или с рисунком, в горошек или полоску – все это создаст образ будущей игрушки.
Из картона делаем заготовку для рта. Для этого картонный прямоугольник шириной 7 см, длиной 20 см складываем пополам. Закругляем углы по ширине. Из ткани для внутренней части рта вырезаем заготовку по этому шаблону.
Обрезаем мысок носка. По контору заготовки обрезаем края. Приклеиваем заготовку из картона внутрь носка с помощью клеевого пистолета. При этом края ткани загибаем на картон. Сверху приклеиваем внутренность из ткани.
Делаем прическу для марионетки. Берем нитки или пряжу и наматываем несколько раз вокруг кисти руки. Завязываем посередине и разрезаем кончики. Если пальцы расставить широко, получится прическа с длинными волосами. Пришиваем прическу к носку.
Делаем глазки. Берем два пуговицы, и пришиваем их к носку, накладывая одну на другую. Можно использовать готовые глазки или нарисованные и вырезанные из картона. Можно дополнить образ любыми деталями, сделать глаза из комочков ваты или добавить декоративных элементов.
Центр театрализованной деятельности в группе ДОУ
Марина Янчук
Центр театрализованной деятельности в группе ДОУ
Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков бывает довольно сложно. Поэтому мы объединили образовательные центры в комплекс. Центр книги, изобразительной деятельности и театра.При этом предметное наполнение соответствует ряду принципов:
• мобильности
• сменяемости (содержание уголка меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, от времени года, интересов детей)
• доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театра).
В центре есть любимая детьми кукла — Арлекино. Он зачинщик и помощник для детей в любом виде театрализованной деятельности. Он не только зазывает в сказку, но и помогает в знакомстве детей с основами театра. Это хранительница уголка.
Театрализованная деятельностьорганизационно пронизывает все режимные моменты: включается в непосредственно образовательную деятельность (знакомимся с литературным произведением, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (изготовление атрибутов или героев, составление сценария, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Так нами была осуществлена проектная деятельность в период книжкиной недели «В мире сказок Сутеева»
, результатами стали выставка совместных творческих работ по сказкам автора, инсценировка сказки
«Под грибом»
и изготовление мягкого лэпбука. Лэпбук состоит из трех страниц. На каждой из них представлена одна сказка. Он может служить настольным
театром, а также решать в индивидуальной работе образовательные задачи.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Что немало важно для детей нашей группы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру. Успешно решать эти задачи помогает театр настроения или эмоций.
С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Это режиссерские игры. В нашем центре они представлены настольными театрами, теневым театром, театром на фланелеграфе или магнитах. В настольном — нами используется театр игрушек, театр картинок, театр кубиков, театр оригами и 3d моделей.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»
, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета
(или нескольких сюжетов)
без предварительной подготовки.
В нашем уголке они представлены пальчиковым театром, куклами бибабо, перчаточными куклами, платочными куклами, масками и костюмами.
Обязательными составляющими нашего театральногоуголка являются следующие атрибуты:
а) ширма (У нас их две: большая и маленькая и обе полифункциональны. Маленькая ширма может применяться в теневом театре, в театре пальчиковом, и с малыми куклами. А также может служить кассой в разных видах сюжетно-ролевых игр. Большая ширма может служить уголком уединения для детей, элементом декорации «домик»
, цвет полотна меняется в зависимости от времени года.
б) уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, детали костюмов, очки, маски-шапочки, театральный реквизит, декорации и т. п.).
Интересной и привлекательной театрализованную деятельность делает наличие в уголке сундука с «Волшебными вещами»
:
— Волшебные шкатулка, мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;
—Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);
— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет,
— Дудочка и кувшинчик;
— Скатерть – самобранка и ковер – самолет;
— Сапоги – скороходы
— Цветик-семицветик
В этом же уголке можно организовать «мастерскую»
для участия детей в изготовлении
театральных атрибутов, масок, афиш, билетов. В комоде расположен необходимый для этого материал.
Особой нашей ценностью является возможность знакомить детей с художественными произведениями с помощью фильмоскопа и диафильмов. Просматривая кадры сказок, мы можем сразу обсудить поступки героев их эмоциональные переживания.
Также в уголке есть коллекция аудиосказок, мультфильмов и музыкальное сопровождение к инсценировкам и спектаклям.
Созданный театральный уголок способствовал пробуждению у детей устойчивого интереса к театру, раскрытию их индивидуальных способностей и сплочению в дружную команду.