Организация центров экспериментирования в ДОУ
Наталья Ильина
Организация центров экспериментирования в ДОУ
Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новолялинского городского округа» создают развивающую предметно-пространственную среду с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает детям возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.
В каждой группе созданы центры экспериментирования. Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Экспериментальные центры оснащены:
— природным материалом
(камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);
— утилизированным материалом
(кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);
— медицинским материалом
(пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);
— приборами-помощниками
(увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);
— прочим материалом
(зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);
— дополнительным оборудованием
(детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).
В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.
Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.
В центре экспериментирования младшей группы «Кладовая чудес» собран материал для сенсорного развития детей: различные кусочки ткани, меха, резиновые игрушки, природный материал (шишки, крупные камни, весы, материал для поддувания, прищепки различных цветов и размеров, разборная матрешка, для развития слухового восприятия — баночки с содержимым на бренчание и шуршание.
Имеется «сокровищница» — это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.
Сенсорная коробка развивает в детях любопытство, воображение, концентрацию, мелкую моторику.
В средней группе оформлена лаборатория «Почемучки». Дополнен природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни, желуди, листья. Используется медицинский материал: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши. Применяется оборудование: песочные часы, магниты, увеличительные стекла, песочная мельница, различные сосуды.
Ребята с интересом рассматривают коллекцию насекомых.
Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками.
Воспитанники внимательно наблюдают за разноцветные шариками, которые растут и увеличиваются в воде.
Для сенсорного развития используются контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами.
В старшей группе оформлена лаборатория «Любознайки». Центр дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).
В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда.
Используются клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Дети имеют возможность просматривать книги познавательного характера.
В подготовительной группе оформлена «Секретная лаборатория дядюшки Филина». Научный центр дополнен измерительными приборами (компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы).
Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы, пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.
В течении учебного года организуются различные коллекции: речных, морских и декоративных камней, ракушек, цветного песка.
При оборудовании центров экспериментирования учитывались следующие требования:
— достаточность,
— доступность расположения,
— безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.
Одной из главных задач мини-лабораторий – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Организованные центры экспериментирования дают детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.