Материал на конкурс «Методика игры»
Настольные игры
Авторы: Дерунова Елена и Сяина Яна, воспитатели группы «Почемучки» ГБДОУ № 16 Московского района Санкт-Петербурга.
Игровая задача определяет игровые действия и является задачей самого ребенка. В процессе игры внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий.
Цель: развитие сосредоточенности, логического мышления, внимания, способности к анализу ситуации, сообразительности, мелкой моторики рук.
Задачи: — закрепить представления о героях Фиолетового Леса, геометрических фигурах, используемых в играх; научить различать и сравнивать их между собой и правильно называть; — обогащать и развивать словарный запас детей; — вызывать желание играть в коллективе; — развивать внимание, зрительную память, наблюдательность.
Образовательные задачи в игре: — активизация и актуализация словаря к игре; — расширение и уточнение словаря по теме игра-домино, игра-лото — игра, правила, очередность в игре, игроки, базар, ход игры, очки, цвет; — совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, образование и употребление прилагательных в сравнительной степени); — совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложно-подчиненных предложений);
Развивающие задачи: — развитие связной речи, речевого слуха, мышления, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики. Воспитательные задачи: — формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества, умение играть по правилам, не нарушая их, а договариваясь друг с другом. Образовательные области: социально-коммуникативная, познавательная, речевая, физкультурная.
Предварительная работа: знакомство с персонажами-героями «Сказочного лабиринта игры»; обсуждение их образа, характера, истории их жизни в Фиолетовом Лесу; придумывание сказочных историй про них; вспоминание сказочных ситуаций из различных игр технологии.
Домино «Сказочные герои»
Возраст детей: 3-5 лет.
Материал: карточки с рисунками героев Фиолетового Леса – 200 штук. карточки с рисунками половинок героев – 400 штук. Они разобраны более мелкими партиями.
Инструкции к игре:
1. Игра домино в обычном варианте: карточки раздаются детям по 6- 10 штук. Выбирают водящего любым способом. Дети ходят друг за другом, выставляя свои карточки на поле. При необходимости берут дополнительные карточки в «базаре». Выигрывает тот, у кого у первого закончатся карточки и их не будет в «базаре».
2. Разложить карточки друг за другом, не повторяя рисунок героя, а ставя каждый раз другой – Гео, Ворон, Лопушок, Всюсь, Долька, Гусеница Фифа и так далее. Посчитать, какая длинная получилась дорожка, если не повторять рисунки героев.
3. Построить столбики картинок, где в первом столбике первая картинка Малыш Гео. Второй столбик первая картинка – Ворон Метр. Третий столбик первая картинка – Лопушок . И так далее. При этом в первом ряду в каждом столбике ставить одинаковых героев. Например, в первом ряду у всех стоит Мишик, во втором ряду – китенок Тимошка, в третьем – Незримка Всюсь. Посчитать сколько столбиков получилось, сколько рядов в каждом столбике.
4. Задания детям – заселить домик в 5 этажей и 5 подъездов, чтобы жители не повторялись. Малыш Гео пошел в гости к своим друзьям – в первом подъезде он шел на 2 этажа наверх – к кому он пришел в гости?, по 3 этажу он пошел на 2 квартиры вправо – к кому он пришел?, оттуда он шел на …любое направление. Малыш пришел в среднюю квартиру на среднем этаже — у кого он был в гостях?. Куда он теперь может пойти (направление движения и количество этажей или квартир) – игра «Муха».
5. Выстроить таблицу из домино – 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 и т.д., чтобы рисунки героев не повторялись. Спрашиваем у детей – кто где стоит, кто с кем дружит, кто над кем, под кем, кто соседи справа, слева, стоит между кем. Различные варианты вопросов на ориентирование на плоскости.
Дидактические игры
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в, то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
В детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве.
В разделе сайта дидактические игры в детском саду содержит много интересных публикаций для воспитателя на разные темы:
- Дидактические игры для детей 2-3 лет
- Дидактическая игра по обучению грамоте
- Дидактическая игра по ПДД
- Дидактические игры, как средство развития воображения у старших дошкольников
- Дидактические игры в детском саду и дома
- Дидактические игры по экологии (картотека)
- Дидактические игры, упражнения и пособия с программированным заданием Для занятий с детей старшего дошкольного возраста
- Перспективный план дидактических игр для детей средней группы детского сада
- Развитие логического мышления у детей, через дидактические игры и упражнения
- Картотека дидактических игр в детском саду «Все профессии нужны, все профессии важны»
- Картотека дидактических игр по экологии в детском саду
- Дидактическая игра с детьми
- Подборка дидактических игр, стихов, загадок для детей дошкольников
- Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе детского сада
- Дидактическая игра для детей 3-5 лет по физическому воспитанию
- Конспект занятия в детском саду по развитию речи детей младшего возраста на тему Дидактические игры и упражнения
- Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
- Роль дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста
- Дидактическая игра «Дети и дорога» для детей старшего дошкольного возраста
- Картотека дидактических игр средняя группа детского сада
- Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия
- Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
- Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление. Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр, необходимо соблюдать условия.
Дидактические игры для детей в детском саду картотека с целями. В этом разделе представлены дидактические игры для различных возрастных групп: 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. Дидактические игры для детей 2-3 лет. Дидактические игры для детей 2-3 лет подойдут для игр с малышами.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка.
Виды дидактических игр:
- Игры с предметами (игрушками).
- Настольно-печатные игры.
- Словесные игры.
Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребёнка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. Дидактические игры для дошкольников на развитие памяти.
Дидактические игры в ДОУ имеют свои формы организации и основные функции. Игра – это основной вид деятельности ребёнка, оказывающий значительное влияние на формирование его личности. Детские игры могут иметь как развлекательный характер, так и обучающий. Кроме того, существуют и универсальные типы детских игр, включающие в себя и то, и другое. Понятие дидактической игры. Дидактическая игра в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) – это метод всестороннего воспитания личности ребёнка, связанный с игровой деятельностью.
Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Игры «Лото – Разноцветные гномы»
Материал: карточки большого поля, отличающиеся по цвету – герои-гномы : красный Кохле, оранжевый Охле, желтый – Желе, зеленый – Зеле, голубой – Геле, синий – Селе, фиолетовый – Фи, белый –Беляш, серый – Серж, черный – Черныш.
Разрезные картинки – гномы, геометрические фигуры, детали игр — 10 цветов.
1 вариант: все поля и рисунки на картинках одного размера.
Поле из 4 частей. В центре – цветной гном, сверху — круг, квадрат; снизу – треугольник, прямоугольник – когда положишь все фигуры на большое поле – рисунка гнома не видно.
Поле из 6 частей. Первый ряд – лепесток, гном, круг; второй ряд – флажок, квадрат, круг.
2 вариант: Размеры полей и карточек – большой, средний, маленький. Поставить карточки на поле в зависимости от размера рисунка и поля.
3 вариант: размер всех трех полей большой. Рисунки на них – большие, средние, маленькие.
Поле из 9 частей. Первый столбик – лепесток, флажок, черепашка; второй столбик – Ежик Единичка, красный гном Кохле, единица из палочек «Прозрачной цифры»; третий столбик – круг, треугольник, квадрат.
Объяснения: – лепесток напротив круга – потому что их форма одинаковая – круг; Флажок напротив треугольника – потому что вырез на флажке треугольной формы; Черепашка напротив квадрата – потому что ее форма, ножки, голова похожи на квадрат. Ежик Единичка и цифра 1 вместе с красным гномом Кохле – потому что красный цвет первый в радуге. Заяц Двойка и цифра 2 – вместе с оранжевым гномом Охле – потому что оранжевый цвет второй в радуге и так далее.
Инструкция к игре:
1. Заполнить все части большого поля картинками, соответствующего цвета и размера. Могут играть много человек, может 1 ребенок брать сам карточки и ставить на соответствующие места.
2. Заполнить ведущему большие поля картинками – с ошибками – не соответствует размер, цвет, фигура. Ребенок ищет, где ошибка.
3. Разложить все карточки с рисунками на стол (сначала с лото одного типа, потом большее количество картинок). Задание на классификацию – собрать и разложить друг за другом на столе всех гномов, красных, светлых, ярких, темных; все красные (синие, желтые, зеленые) карточки; все круги, квадраты, флажки; все не круглые, не синие, не большие; все цифры, все зверята-цифрята; построить башенку из картинок – внизу – большие картинки, выше – средние, еще выше – маленькие.
4. Перемена размера. Разложить к маленькому гному – большие картинки, к среднему – маленькие, к большому – средние.
5. Перемена цвета. Разложить к красному гному – синие карточки, к черному – серые, к желтому – белые. Собрать на одном поле все разноцветные рисунки.
6. Перемена свойств – цвет, размер, форма. Собрать на одном поле все рисунки, неповторяющиеся по цвету, размеру, изображению.
7. Составить поезд из вагончиков – каждый вагончик отличается от предыдущего одним из свойств (изображение, цвет, размер).
8. Все перестановки четко проговариваются ребенком, почему именно этот рисунок ты поставил — изменение свойств.
9. Два ряда клеток – по 6 (или меньше-больше) на каждом ряду. На первом ряду стоят – красный, желтый, синий, зеленый, голубой, серый гномы. На втором ряду лежат геометрические формы такого же цвета, но в другом порядке и одна клетка пустая. Гномы гуляли и потеряли свои сумочки, нашли и перепутали. Давайте им поможем взять свои сумочки, своего цвета. Переставлять фигуры можно только на свободную клетку. Гномы ждут, пока мы им поможем. Сначала выставляется фигура на пустую клетку нужного цвета, как у верхнего гнома – это получилась первая пара – на сколько клеток и в какую сторону мы её переставили? Потом опять на пустую клетку ставим фигуру соответствующего цвета как у верхнего гнома. Таким образом, все гномы поучают свои цветные сумочки.
Игры для воспитателя на развитие речи детей
Очень актуальна сегодня проблема развития речи, овладения русским языком. Хотя проблема касается, прежде всего, школы, но корни её уходят в дошкольное образование. Именно здесь, в детском саду, воспитатели в играх с детьми могут заложить основу правильной речи, ответственного отношения к русскому языку у ребёнка.
В 2014 году на 2,3% снизился средний балл ЕГЭ по русскому языку по сравнению с прошлым годом. А минимальный порог снижен с 36 до 24 баллов. 100 баллов по этому самому важному предмету набрали 0,3% выпускников. А менее 36 — 20% — это дети, поступающие в первый класс, даже в самые престижные учебные учреждения города, которые не умеют связно высказывать свои мысли, предпочитая изъясняться односложными предложениями.
Помочь решить эту проблему может комплексный подход к развитию речи в детском саду и школе. Воспитатели детских садов могут использовать в реализации своих программ игры по развитию речи. Ребёнок с помощью взрослого поэтапно овладевает словами и предложениями, учится говорить красиво, развёрнуто и правильно, используя различные нюансы русского языка. Обогащается словарный запас ребёнка, развивается его логика, фантазия.
«Расшифруй слова»
Игра для воспитателя на развитие речи «Расшифруй слова» превращает детей шести лет (игра лучше проходит в старшей и подготовительной группах детского сада) в настоящих разведчиков.
Детям предлагается прочитать зашифрованные на карточках с рисунками надписи. Каждая буква в слове заменена цифрой, соответствующей её порядковому номеру в алфавите. Воспитателю надо подтолкнуть детей к пониманию этого ключа, если они не смогут догадаться сами. На картинках могут быть нарисованы те предметы или явления, которые изучаются в данный момент на занятиях по окружающему миру или сцены из любимых сказок.
Усложнённый вариант — разгадывание целых предложений — подписей под рисунками.
«Волшебный мешочек»
Воспитатель формирует «Волшебный мешочек», складывая в него множество интересных для ребёнка маленьких предметов: игрушки из киндер-сюрпризов, ключи, что-то из канцтоваров, маленькие машинки, фигурки животных, пуговицы, моток ниток, какие-то сувенирные предметы — матрёшку, деревянные ложки и так далее. Главное, чтобы предметы были разнообразны по функционалу и материалу и знакомы детям.
Затем воспитатель начинает сказку, предлагает детям эту сказку продолжить, вытягивая по очереди из мешочка по одному предмету каждый и развивая сюжет.
В процессе всей игры воспитателю необходимо помогать детям развивать действие, так как иногда рассказ ограничивается у детей, достающих какой-либо предмет из волшебного мешочка, одной фразой: «Встретили они его и пошли дальше».
В этой игре задействован принцип оживления предметов, об этом тоже можно рассказать детям, вспомнив предварительно с ними, в каких сказках они встречали подобный приём.
«Рифмочки и нерифмушки»
Эта игра учит детей воспринимать рифмованные и нерифмованные слова и подводит к сочинению стихов.
Воспитатель предлагает детям вспомнить какие-нибудь известные им стихи и определить, чем они отличаются от обычной речи. Затем объясняет, что совпадение последних трёх или четырёх букв в словах называется рифмой. Предлагая детям отрывки из известных им стихотворений и прозаических произведений, просит определить, есть тут рифма или нет.
Второй вариант — дети находят вокруг себя какой-нибудь предмет и определяют рифмы к нему.
Ещё один вариант этой игры — воспитатель предлагает начало стихотворной строфы, предлагая детям закончить вторую строку стихотворения рифмой, а потом читает, как было на самом деле. Дети все вместе оценивают своё творчество.
Для этой части игры лучше всего брать известные детям стихи. Играть можно, начиная уже с пятилетнего возраста.
Четвёртый вариант игры: воспитатель даёт детям зарифмованные слова и просит определить, есть здесь рифма или нет. Для того, чтобы игра была интереснее и эффективнее, взрослый даёт детям и ошибочные словосочетания, где рифмы нет, помогая им, если они затрудняются, это определить.
Игра «Рифмочки и нерифмушки» обогащает словарный запас детей, учит согласовывать существительные с глаголами, развивает фонематический слух. В процессе игры дети учатся чувствовать слово и сочинять простые стихи.
«Один и много»
Играть можно начиная с трёх лет. Для этой игры на развитие речи и внимания необходимы комплекты небольших предметов:
- пуговицы,
- ручки,
- карандаши,
- ёлочные небьющиеся игрушки,
- наборы животных (можно из разного материала, но изображающие одинаковых животных: зайчиков, кошечек, собачек, лошадок, овечек; хорошо подходят для этой цели игрушки размером 5-12 см из ПВХ — пластизоля, мягкого, похожего на резину материала производства фабрики игрушек «Весна»).
Задача играющего — сказать, сколько предметов — один или много — находится перед ним.
Второй вариант. Воспитатель просит ребёнка оставить один или поставить много предметов.
Игра может иметь массу вариантов продолжения. Каждый вариант развивается в процессе изучения какой-либо новой темы:
- цифр — сосчитать, сколько предметов перед тобой;
- животных: выбери из всех животных только кошечек, только собачек;
- размер, величина: собери всех вместе самых больших животных; а сейчас — самых маленьких; определи, какое животное по размеру самое маленькое и самое большое;
- действия: назвать, кто из животных что умеет делать (кошка мяукает, царапается; собака лает, охраняет и так далее);
- домашние и дикие животные: назови, какие животные живут дома, а какие — в лесу;
- цвет: найти предметы, одинаковые по цвету;
- форма: найти все круглые предметы; все квадратные;
- длина, ширина: найти самый длинный, широкий, короткий, узкий предмет; определить предмет, который длиннее, короче, шире, уже заданного воспитателем и так далее.
Игра развивает словарный запас ребёнка, помогает малышам научиться употреблять существительные и глаголы единственного и множественного числа, составлять небольшие предложения, сравнивать предметы. Этот набор предметов с различными добавлениями может быть использован и для игры «Волшебный мешочек».
«Над и под»
Эта игра из разряда подвижных игр. Она одновременно развивает у детей и умение правильно употреблять в речи предлоги, и двигательную активность и координацию движений. Игру лучше проводить на участке во время прогулки.
Для игры потребуются гимнастические скамейки или небольшие возвышенности на местности, имеющиеся на участке возвышенность или веранда. Если игра проходит в зале — то обручи и скакалки.
Дети встают в одну шеренгу, воспитатель даёт задания разместиться в определённом отношении к какому-либо предмету, дети выполняют. Воспитатель даёт детям инструкцию: не спешить, делать всё аккуратно, и следит за техникой безопасности выполнения заданий
Примеры заданий:
- Встать на скамейку.
- Встать за скамейкой.
- Встать перед скамейкой.
- Подняться на возвышенность.
- Спрятаться за возвышенностью.
- Скрыться в беседке.
- Встать на скакалку.
- Встать за скакалкой.
- Встать перед скакалкой.
- Встать в обручи.
- Встать парами друг с другом.
- Расположиться друг за другом.
- Расположиться друг перед другом и так далее.
После выполнения последнего задания, которое может вызвать у детей замешательство и смех, воспитатель рассказывает об относительности расположения предметов: «Если мы на скамейке, то скамейка где? Правильно, под нами!», и так далее.
Лото «Времена года»
«Зима» — голубой фон; цифры – 12 (декабрь) — Ежик Единичка и Зайка Двойка, 1 (январь) – Ежик Единичка, 2 (февраль) – Зайка Двойка; гномы Белыш, Геле, Селе, Черныш, Фи – цвета зимы; на картинке дети играют в снежки, строят снежную крепость, одеты в зимнюю одежду.
«Весна» — светло-зеленый фон; цифры – 3 (март) – Летучая Мышь Тройка, 4 (апрель) – Мышка Четверка, 5(май) – Пес Пятерка; гномы – Кохле, Охле, Желе, Геле, Зеле – цвета весны; на картинке дети собираются сажать дерево, девочка рвет цветы; тает снеговик; течет ручей; цветут деревья; к скворечнику летит птичка; дети одеты в весеннюю одежду.
«Лето» — светло-зеленый фон; цифры – 6 (июнь) – Кот Шестерка, 7 (июль) — Крокодил Семерка, 8 (август) — Обезьяна Восьмерка; гномы – Кохле, Охле, Зеле, Геле, Селе – цвета лета; дети купаются в озере, собирают цветы; мальчик ловит рыбу, девочка ловит бабочек.
«Осень» — оранжевый фон; цифры – 9 (сентябрь) — Лиса Девятка, 10 (октябрь) – Ежик Единичка и Магнолик, 11 (ноябрь) – Ежик Единичка и Ежик Единичка; гномы — Кохле, Охле, Желе, Серж, Черныш – цвета осени; на картинке дети спрятались под зонтом от дождя и идут по лужам, туча закрыла солнце, ежик несет грибы, птицы улетают, деревья желтые, оранжевые, листья падают, грибы растут.
На игровых полях изображен один и тот же пейзаж Фиолетового Леса, в разное время года и с разными героями. На разрезных картинках найти рисунки, подходящие каждому времени года.
Игровое поле «Зима» — зимний лес в снегу и сугробах, домик, Ворон Метр, волшебник Незримка Всюсь, галчонок Карчик.
Игровое поле «Весна» — на рисунке нарисована природа весеннего периода, елка зеленая, тает снег, бегут ручьи, расцвели подснежники; фигурки Малыша Гео, Мишика, девочки Дольки, Луча Владыки, Карчик сидит на крыше дома.
Игровое поле « Лето» — летний зеленый лес, все деревья в листве; на двух висят Золотые плоды; расцвели ромашки, колокольчики, летают бабочки; фигурки Кота Филимона Коттерфильда, Краб Крабыча, Гусеницы Фифы, Пчелки жужи, китенка Тимоши, Гуся Капитана, трех Лягушат.
Игровое поле «Осень» — осенний пожелтевший лес; Лопушко, Слоники Ляп-Ляп и Лип-Лип, Околесик, Крутик По, Паук Юк, Ворон Метр сидит на крыше домика.
Пазлы
Цель ребенка — собрать картинку правильно.
Задачи: — цель разрезных картинок – научить ребенка составлять целое из нескольких частей; соотносить образы частей рисунков с целостным образом реальных героев; — в процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь; — развивается логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, крупная и мелкая моторика, координация движений, творческое воображение, усидчивость, сосредоточенность; — способствовать развитию умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод; — воспитывать терпение, желание самостоятельно собрать картинку до конца.
Инструкция: Предлагается из набора картинок собрать одно целое изображение. Ребенок должен рассказать, кто изображен и что он знает про нарисованных героев. Дать детям все картинки от всех пазлов – задание на классификацию, анализ, обобщение – разбери на группы.
Разноцветные гномы
Зверята-цифрята
Волшебники.
Летающие
Плавающие
Жители Фиолетового леса
Особенности развивающих игр в младшей группе
Игра – уникальный механизм, позволяющий развить в ребенке различные качества. Так, развивающие игры в младшей группе позволяют развить психику ребенка, внимание, мелкую моторику, логическое мышление. Развивающие игры для самых маленьких деток основной своей целью имеют общее развитие малыша и его подготовку к следующему этапу развития – дошкольному возрасту.
В младшем дошкольном возрасте важно научить ребенка абстрактному мышлению, логическому анализу, планированию и прогнозированию, правильному восприятию окружающей реальности. В основе развивающих игр младшего дошкольного возраста – тщательное изучение и характеристика предметов. Детям предлагаются пазлы, мозаики, различные геометрические фигуры, развивающие пространственную ориентацию ребенка. Как правило, в детском дошкольном учреждении игры проводятся в группах, когда дети совместными усилиями решают поставленные задачи. Групповое выполнение заданий позволяет малышу познать работу в коллективе, научиться слаживать свои действия с действиями других детей, тем самым постигая основы взаимоотношений.
Развивающие игры в детском саду в младшей группе подбираются с учетом особенностей развития детей 3-5 лет. В этом возрасте детям характерна некая самостоятельность, нетерпимость к помощи взрослых во время игр. Ребенок стремится самостоятельно справиться с заданием. Как правило, находясь под опекой родителей, ребенок не получает такую свободу действий, как в детском саду, где малыш, находясь в группе сверстников, не может получить полного внимания со стороны воспитателя. Основная задача воспитателя сводится к наблюдению за действиями малыша, анализу его способностей, приобретенных умений и навыков, а также коррекции воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ребенок в группе получил всестороннее развитие.
Отдельное внимание в обучении и воспитании детей в детских садах уделяется физическому развитию. Развивающие игры в детском саду организовываются так, чтобы ребенок в процессе игры двигался, получал определенную физическую нагрузку. Одним из увлекательных занятий для малышей младшей группы является игра с подвешенными разноцветными бумажными бабочками, которые смогут «летать» только тогда, когда дети изо все сил будут дуть на них. В этой простой и незамысловатой игре ребенок развивает координацию, легкие. Игра может быть модифицирована и дополнена заданием заставить бабочек летать в определенной последовательности: сначала красная, затем желтая, затем синяя.
«Кто где живет?»
Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.
Задачи игры:
— развитие словесно-логического мышления — отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов; — с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений; — развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач; — развивать у детей внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания. Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты».
Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.
Игровая ситуация:
Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик. — Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.
1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» — домики из квадрата и треугольника – красный и синий. Воспитатель спрашивает детей: — Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике); — маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике); — домики, построенные из деталей любой игры — «чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша — маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3».
Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).
2 вариант.
Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома. Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.
Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет? Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.
Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.
Дома те же. Жужа живет не в квадрате — значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.
Вариант 3.
Берутся 3 дома: 1-й и 2-й — одинаковые по форме, 3-й — другой по форме; или 2-й и 3-й — одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома.
Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.
Ответ. Мишик — в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме. Рисунки – различные варианты 3 домиков
Вариант 4.
Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них. Варианты домов составляются из деталей игр.
«Перестановки»
Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».
Задачи игры: — формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца; — развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, зрительное восприятие; — развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх — Павлин, вправо вниз — Пони, влево вверх — Лев, влево вниз – Лань; — развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.
Материалы и оборудование: «Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).
Ход игры.
Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет — 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7).
На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).
Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.
Условие: ставить цифру можно только на пустое место.
Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.
Вопросы к детям:
— соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца. — кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д. — какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию — Лев, Павлин, Пони, Лань; — какой цифры не хватает в первом ряду? – 7; — какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка; — на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке; — какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6; — как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо; — как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо; — какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку; — где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке; — как мы должны её передвинуть? — влево на 2 клеточки; — как проверить? – 5-3=2 шага влево; — какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5; — где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо; — как проверить? – 5-2=3 шага вправо; — что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо; — что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево; — следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево; — что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево; — дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо; — и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо; — теперь все цифры на своих местах, в первом и втором ряду одинаково? – да; — какой цифры не хватает в обоих рядах? — 7.
Вариант 2. Начиная с 3 лет.
На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).
Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – квадрат, пустая клетка, круг; во 2 ряду – пустая клетка, круг, квадрат).
Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.
Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.
Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру — на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.
Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.
Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.
Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10.
Дидактические игры по ПДД
Цель: — закрепление знаний детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском); знаках дорожного движения;
Задачи: Обучающие: 1. Формировать представления детей о различных видах транспорта. 2. Закреплять знания о сенсорных эталонах цвета. 3. Упражнять в различении предметов по форме и величине. 4. Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. 5. Расширение словарного запаса. 6. Подготовка ребёнка к чтению; выучить буквы, научиться читать по слогам; запомнить последовательность букв алфавита; 7. Запомнить эмблемы и названия машин. 8. Закреплять знания о знаках дорожного движения.
Развивающие: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Развивать наглядно-образное мышление. 3. Развивать способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация).
Воспитательные: 1. Стимулировать у детей способность договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности 2. Воспитывать интерес к правилам поведения на дороге.
Дидактические игры своими руками по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактические игры своими руками
по развитию речи для детей 4-7 лет
Дидактическая игра «Времена года»
Данная игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет.
Цель игры:
способствовать уточнению и расширению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связанной речи, воспитывать интерес к познавательной и игровой деятельности. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра «
Времена года
»
имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Материал:
4 картинки, изображающие времена года, и разрезные карточки с приметами времен года.
Игре обязательно должна предшествовать беседа.
Например:
Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник — Новый год.
Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Весной празднуем всеми любимый праздник — это 8 марта
Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы, и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.
Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Становится прохладнее. Поспевает урожай овощей. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник — день знаний.
Игровая задача
заключается в том, чтобы положить карточки с приметами времени года в окошечки соответствующей карты и объяснить свой выбор.
Правила игры:
Большие карты выдаются участникам игры. Маленькие карточки раскладываются на столе. Дети по очереди берут по одной карточке и смотрят, подходит ли эта карточка для большой карты, есть ли такая примета у данного времени года. Если нет, маленькую карточку необходимо положить обратно на стол. Выигрывает тот, кто первым закроет все окошечки. Игру можно использовать как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности детей.
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Дидактическая игра
«Уборка в комнате: расставь по полочкам»
Цель игры:
способствовать развитию логического мышления, памяти, речи, умению обобщать, обосновывать.
Дидактическая задача:
Упражнять детей в классификации предметов. От ребенка требуется найти группу похожих предметов, прежде всего по назначению, и расставить их по нужным полочкам.
Материалы:
коробка в форме шкафчика с полочками и разрезные карточки с предметами.
Ход игры:
Раскладываем на столе карточки с нарисованными предметами в беспорядке. Предлагаем ребенку сделать уборку. Нужно расставить предметы по полочкам в соответствии с их назначением и назвать группу (одежда, посуда, игрушки, обувь, бытовая химия, медицинские принадлежности).
Дидактическая
игра
«Карлсон в гостях»
Целью игры:
закрепление в речи детей употребление относительных имен прилагательных и способа их образования, активизация словаря прилагательных.
Материалы:
Большая карта с Карлсоном и Малышом и маленькие карточки с изображением угощений (варенья, конфет, сока).
Ход игры:
Дети поочередно берут маленькие карточки и называют угощения.
Например:
Представьте, что к нам в гости прилетел Карлсон. Он великий сладкоежка, и нам нужно его чем-нибудь вкусненьким угостить.
Чем мы угостим Карлсона? Вареньем! Варенье какое? Банановое (апельсиновое, клубничное и так далее — кладем нужную карточку). Еще чем угостим Карлсона? Конфеткой! Конфета какая? Банановая (апельсиновая, клубничная и так далее). … Соком. Сок банановый, апельсиновый, клубничный.
Дидактическая
игра
«Мой, моя, моё, мои»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Правилаигры
заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами.
Материалы:
Большие карты в количестве четырех и маленькие карточки с предметами
На картах изображен Ежик с яблоком и маленькие карточки с изображением предметов
Ход игры:
Карточки размещаются на специальном поле, отдельным для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор. Детям предлагается положить картинки на окошечки в яблоках под названием «Мой, моя, моё, мои».
Обязательно при этом проговаривать, к примеру: «рыбка моя».
Дидактическая
игра
«Он, она, они, оно»
Цель:
упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они; а также фомировать у детей умение различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои.
Правилаигры
заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами
Детям предлагается разложить картинки в домики под названием «Он», «Она»,»Они». Картинки про которые можно сказать «мой» ребенок кладет в домик под названием «Он», картинки про которые можно сказать «моя» — в домик «Она», «моё» — «Оно».
Дидактическая игра
«Звуковые часы»
(чем отличаются слова).
Разобраться и понять, что одна единственная буква может изменить значение всего слова поможет данная дидактическая игра.
Эта игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками
Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.
Цель:
закреплять, уточнять и активизировать знания детей о звучащем слове
Игровой материал:
пособие «Звуковые часы» большого размера и карточки с предметами.
Вариант 1. (для детей 4-5 лет)
Правила игры:
1.Произнести названия изображенных предметов.
2.Найти два слова–названия, сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
3.Отыскать два слова –названия, не сходные по звучанию и указать на них стрелками часов.
4. Найти два коротких слова, указать стрелками, и наоборот –два длинных слова.
5. Отыскать два слова –названия, начинающихся на один и тот же звук.
Вариант 2. (для детей 4-7 лет)
Правила игры:
1.Выделить и назвать первый и последний звук в названиях картинок.
2.Назвать сначала те картинки, которые начинаются со звонких согласных, потом — с глухих.
3.Определить какой первый и последний звук в названии картинки: твердый или мягкий согласный, гласный.
4.Подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка.
5. Подобрать слова, оканчивающиеся на те же звуки, что и название картинки, на которую указывает маленькая стрелка часов.
6.Придумать фразы, состоящие из двух, трех и четырех слов, обязательно включая названия тех картинок, на которые показывает маленькая стрелка часов.
Дидактическая игра
«Угадай слово»
(ребусы для дошкольников)
Прочитай по первым буквам — очень веселая и занимательная, и при этом развивающая навыки чтения игра для детей 5-6 лет. Это самые простые ребусы. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять первый звук в слове и записывать его с помощью буквы, навык чтения, звукобуквенный анализ. Цель:
упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении слов, способствовать развитию фонематического слуха.
Игровой материал:
карточки с картинками, набор букв и условных обозначений (квадраты синего, зеленого и красного цвета)
Дидактическая задача:
определив первый звук в названии каждой картинки, отгадать слово и прочитать его (выложить слово условными обозначениями и буквами)
Ход игры:
Дети разгадывают слово, определяя первый звук и выкладывают слово условными обозначениями и буквами.
Дидактическая игра
«Угости зверят»
Цель
:
упражнять в делении слов на слоги, в нахождении длинных и коротких слов (формирование представления о слоговом составе слова).
Игровой материал:
Три большие карты, на которых изображена ель, береза и куст, карточки с картинками
.
Ход игры:
Воспитатель предлагает:
1.положить слова-лакомства для лесных жителей под кустик, елку и березу. Под кустиком нужно положить слова, состоящие из одного слога, под елкой слова, состоящие из двух слогов, а вот под березой слова – из трех слогов.
Для этого нужно определить количество слогов (частей) в слове.
Дети:
Яблоко. В слове яблоко три слога. Первый слог – ЯБ. Я его положу под березу (можно прохлопать слово).
2.Назвать самое короткое слово. Найти самое длинное слово
Дидактическая игра
«Слоговые часики»
Это интересная, занимательная игра для детей 5-7 лет, развивающая навыки чтения. Игра развивает память, внимание, логическое мышление, фонематический слух. Игра закрепляет умение выделять слоги в слове и способствует развитию звукобуквенного анализа слова.
Цель:
упражнять в составлении слов из слогов;
Игровой материал:
пособие «Слоговые часики»
Правила игры:
С помощью слогов участники игры образуют слова, которые зашифрованы в пособии и устанавливают на них стрелки (нужно к одному слогу прибавить другой слог, так мы получим слово).
Слоги: КО- ПА — РА -СА -ТЫ — ЛА — ЗА — ЛИ
В результате получаем слова:
лиса, Лиза, липа, коза, кора, коса, коты, пара, Лара
Дидактическая игра
«Волшебный круг»
Цель:
упражнять в определение первого звука в слове, способствовать развитию фонематического слуха. Продолжать расширять словарь детей за счет употребления качественных, притяжательных и сложных прилагательных. Продолжать упражнять в образовании разных степеней сравнения прилагательных, наречий и употреблении существительных в творительном падеже.
Игровой материал:
пособие «Волшебный круг»
Правила игры:
Пособие состоит из четырех вращающихся колес. На первом круге – детеныши. на втором – мамы детенышей, на третьем–дом (жилища), –на четвертом- части тела животных: хвосты, лапки , шерстка.
Дети вращают колесо и находят мамам их детенышей, дом, определяют части тела животного, таким образом, отвечают на вопросы :
Кто с кем? Где живут? Чей Дом? Что это за часть тела? Чей хвост? Чьи лапы?
Ответы детей:
Лисенок с лисой живут в норе. Лисья нора ,лисий хвост
В:-
А если у лисы длинный хвост, значит, она какая? — длиннохвостая
В:-
А если у зайца короткий хвост, значит заяц какой? — короткохвостый
В:-
Волчий хвост длинный, а лисий хвост еще ……длиннее, более…. длинный
В:-
У медведя хвост…..маленький, а у зайчишки хвостик еще ….меньше.
«Найди машине свой гараж»
Материал: 14 гаражей — 7 основных цветов, на определенном цвете своя марка автомобиля; Силуэты машин разного цвета и эмблемой марки автомобиля.
Методическое руководство:
Игровое задание: Найти каждому транспортному средству свой гараж.
Правила игры: Ребенок берет машинку, необходимо назвать марку автомобиля и определить его цвет, а затем подобрать соответствующий гараж.
Ход игры:
Воспитатель: Вариант первый Посмотри-ка что случилось, все машинки заблудились. Машинкам скорей ты помоги, и в нужный гараж их отвези. Воспитатель: Вариант второй Здесь не простые, а цветные гаражи. Машинку нужного цвета возьми И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно цвету гаража) Воспитатель: Вариант третий И так, внимательно ты посмотри Чем отличаются здесь гаражи? Большой и маленький гараж Ответ, конечно же, мне дашь. Машинку нужного размера подбери, И в нужный гараж ты ее отвези. (дети подбирают машинку соответственно величине гаража) Воспитатель: Вариант четвертый Малыш, теперь ты посмотри Такие разные здесь гаражи. В каждом своя машинка живет, Смотри на картинку и смело вперед! (дети подбирают машинку соответственно форме). Следует отметить, что яркие силуэты машин привлекают внимание детей. Они с удовольствием отправляют машинки в гараж, называя их, определяя марку автомобиля и цвет. Как игровые карты, так и силуэты машин достаточно практичные и прочные, что позволяет воспитателю не беспокоиться о безопасности малышей и поломке игры. Игра может быть использована для групповых занятий с детьми. Но особо хороша игра для индивидуальных занятий с детьми.
«Автомобильная азбука»
Алфавит незаметно и естественно войдёт в жизнь каждого ребёнка, начинающего знакомиться с письменной речью. Заинтересованность — главный принцип, заложенный в основу данной настольной игры. Ведь в наше время очень сложно детей чем — то удивить! С помощью игры, можно помочь ребенку подготовиться к обучению в школе или сделать первые школьные шаги легкими, закрепляя полученные знания дома, в игре, развить воображение, находчивость. «От узнавания к действию»- так можно обозначить весь спектр действий ребенка с игровым материалом. Чтобы избежать многих школьных трудностей, необходимо как можно раньше научить ребенка слышать, узнавать и различать звуки родного языка.
Материал: — 4 игровых дорожки с изображением букв; — картонные карточки букв и эмблем автомобилей. — фишки и кубики.
Цели игры: — Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита. — Расширение словарного запаса. — Подготовка ребёнка к чтению. — Выучить буквы, научиться читать по слогам; — Запомнить последовательность букв алфавита; — Запомнить эмблемы и названия машин. — Развитие связной речи, памяти и внимания, воображения и находчивости.
Правила игры:
Первый вариант: Изучаем буквы и эмблемы машин. Перед началом дети совместно с воспитателем (родителями) знакомятся с основными правилами, рассматривают игровые дорожки и изучают их. Затем рядом с полем следует разложить игровые карточки картинками вверх (буква и эмблема марки автомобиля). Из предложенных карточек выбираем карточку с буквой и накладываем её на игровую дорожку, соответственно букве (или эмблему).
Второй вариант: Участник бросает кубик, отсчитав нужный ход, ставит свою фишку (или машинку) на выбранную букву, затем выбирает подходящую карточку с эмблемой марки автомобиля или букву. Ответив неправильно, ребёнок пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым пройдёт весь маршрут. Выставив машинки на старт, соперники, поочерёдно бросают два кубика (один обычный, другой в цвете светофора), и, в зависимости от показаний светофора, перемещаются по дороге. Зелёный свет, по традиции, разрешает движение, жёлтый – предписывает перебросить кубик, красный – пропуск хода.
Третий вариант: Найди пару. Из предложенных карточек, нужно подобрать пару. В помощь детям карточки с буквой и эмблемой машины одинаковы. Например: Н – Ниссан, О – Опель, А – Ауди.
Четвертый вариант: Составь слово. Составлять слова можно разными способами: • Из одних только букв; — (СОН) • Из одних только эмблем машин; — (Сузуки, Опель, Ниссан) • Смешанный – (вверху буквы, внизу марки автомобилей)
«Дидактические игры по развитию речи своими руками»презентация по развитию речи на тему
Слайд 1
«Дидактические игры по развитию речи своими руками» Выполнили: Воспитатели ГБДОУ д . сад №70 группа №4 Ларионова Л . Л и Донских И . В
Слайд 2
использование игры как основного средства развития речи Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. На развитие правильной речи направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Большое место отведено сложению слов из подвижных букв и письму. Дидактические игры – занятия с материалами и игрушками, направлены на анализ окружающего мира и закрепление представлений о нем в слове .
Слайд 3
Гимнастика дыхания Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.
Слайд 4
«Волшебные диски» Серия дидактических игр для развития связной речи и обучения грамоте «Волшебные диски». Пособие окажет помощь в формировании слоговой структуры, в совершенствовании грамматического строя речи и навыка чтения, расширении лексического запаса, развитии фонематического восприятия. 1.Дидактическая игра «Подбери рифму»: Цель : учить подбирать пары рифмующихся слов; развивать фонематическое восприятие. Варианты игры: Один из игроков раскручивает диск, другой играющий подбирает картинку, название которой звучит в рифму. Например: шишка- мишка и т.д.
Слайд 5
2.Дидактическая игра «Составь предложение»: Цель: учить детей составлять предложения различного вида, используя заданные слова, словесное творчество, фантазию. Вариант игры: Каждый из игроков раскручивает свой диск, затем по очереди играющие придумывают предложения с теми словами, которые совпали на дисках. Например: Можно заранее обговорить, какие должны быть предложения (с предлогами, из какого количества слов и т. Д.) За правильно составленное предложение играющий получает фишку. 3. Дидактическая игра « Составь слово»: Цель: чтение и составление двусложных слов. Варианты игры: может один ребёнок составлять двусложные слова. Могут играть педагог с ребёнком или двое детей. Один задаёт слог, другой подбирает к нему второй слог, чтобы получилось слово.
Слайд 6
4.Дидактическая игра «Подбери букву». Цель: упражнять детей в определении первого звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв. Для каждой картинки подбираем букву, с которой начинается слово. Предварительно определив, какой первый звук слышится в названии картинки.
Слайд 7
Дида ктическое пособие «Домики» для развития речи дошкольников Описание: предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Домики». Пособие предназначено для детей дошкольного возраста, также для детей с речевыми нарушениями. Применяется в образовательной области «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы». Можно использовать как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений.
Слайд 8
Цель: упражнять в делении слов на слоги. Педагог предлагает ребёнку поселить жильцов в домики в соответствии с тем номером домика, сколько слогов в имени каждого жильца. — Назови каждого жильца. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком домике он живёт.
Слайд 9
Дидактическая игра для развития навыка звукового анализа и синтеза «Разбери слово» Ход игры: На сектор со знаком вопроса прищепкой крепится картинка. Ребёнку предлагаются следующие задания. 1. Определение места заданного звука в слове (дельфин). Ребёнок прикрепляет прищепку к нужному месту на схеме. Лёгкий вариант : Ребёнок отмечает место звука большой прищепкой . Сложный вариант : Ребёнок определяет, какой это звук и отмечает его положение на схеме красной, синей или зелёной прищепкой.
Слайд 10
2.Разделить слово на слоги (паровозик). Ребёнок прикрепляет на нужный сектор столько прищепок, сколько слогов в слове. 3.Определить ударный слог в слове (барабан). Ребёнок прикрепляет при щепку на сектор с номером ударного слога. 4.Составление звуковой схемы слова . С помощью красных, зелёных и синих прищепок ребёнок составляет звуковую схему слова. В зависимости от целей занятия ребёнок может выполнить какие-то определённые задания или сделать полный разбор слова.
Слайд 11
Дидактическая игра по развитию речи «Волшебные сундучки» Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа в начале слова. Для детей 5-7 лет. Материал: сундучки красного, зеленого и синего цвета, предметные картинки. Ход игры: играют 1-2 ребёнка. В красный сундучок собираем те предметные картинки, которые начинаются с гласного звука, в зелёный сундучок согласные звуки мягкие, в синий сундучок, которые начинаются с согласного твёрдого звука. Пособие «Волшебные сундучки», используют в своей работе педагоги общеобразовательных групп детского сада, для закрепления звукового анализа.
Слайд 12
Дидактическая игра «Весёлая рыбалка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет) Задачи: — Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова. — Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь. — Стимулировать развитие психических и познавательных процессов. — Поддерживать эмоционально-положительный комфорт. — Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков. Описание игры: данная игра состоит из набора рыбок с картинками, «ак- вариумы» с буквами, 2 удочки. Данная игра может быть использова- на как в индивидуальной, так и в под групповой деятельности. Можно использовать рыбки с картинками как с одной группой звуков, так и разные.
Слайд 13
Руководство игрой: (варианты) Автоматизация звуков 1.Скажи правильно. 2.Скажи чистоговорку. Формирование фонетико-фоне- матических представлений и сло- говой структуры слова. 3.Определи первый звук в слове. 4.Назови последний звук в слове. 5.Определи, какие гласные звуки спрятались в слове? 6.Раздели слово. 7. Сосчитай количество звуков в слове. Развитие лексико-грамматического строя речи. 8.Кто это или что это? 9.Один- много.
Слайд 14
10. Какой? Какая? Какое? 11.Скажи ласково. 12. Посчитай. 13. Продолжи ряд. Развитие связной речи: 14. Составь предложение с данным словом. 15. Придумай загадку.
Слайд 15
Дидактическая игра «Кто что ест» Ребёнку предлагается прикрепить прищепки с мордочками животных на круг с видами пищи такой, как ест именно это животное. Всего 12 мордочек животных и двенадцать видов пищи. На другом круге написаны названия этих животных, для тех детей, кто уже научился читать.
Слайд 16
Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам» Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова, развитие внимания, памяти и логического мышления. Правила игры: Предложить детям прочитать слово по первым буквам картинки и составить из букв это слово.
Слайд 17
Дидактическая игра «Ромашка» Цели : Развивать слоговую структуру слова. Формировать навык деления слов на слоги. Развивать моторику, координацию движений, абстрактно-логическое мышление. Пособие представляет собой серединки ромашек диаметром 20 см с изображением слоговой схемы и жук- там ,где один слог , муха- там, где два слога, бабочка- там, где три слога. Изображения насекомых в сердцевинах – дополнительная зрительная опора. В пособие также входят изображение пчелы и лепестки. На каждом лепестке- картинки слов с различным количеством слогов (одно-, двух- и трёхсложные). Дети по одному берут лепестки, называют изображенную на нем картинку, определяет количество слогов в слове и самостоятельно вставляют лепесток в соответствующую сердцевину.
Слайд 18
Дидактическая игра «Паровозик» Игра для развития логического мышления, речи детей дошкольного возраста « Что сначала, что потом» . Выполняя задания, малыши научатся обобщать, понимать последовательность сюжета, причинно-следственные связи, разовьют внимание, наблюдательность, связную речь. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку в определенной последовательности . Затем составить развернутые рассказы по картинкам .
Слайд 19
Дидактическая игра «Магазин» Дидактическая игра, которую можно использовать как настольно-печатную игру и в качестве атрибутов в сюжетно-ролевой игре. Интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное и речевое развитие. Развивать у ребенка — дошкольника умение логически мыслить , анализировать и синтезировать информацию, делать выводы и умозаключения, обобщать и конкретизировать, классифицировать представления и понятия.
Слайд 20
Игра-тренажер по звуко-слоговому анализу слов «Подбери схему» Цель : совершенствование навыков звукового анализа , развитие фонематического слуха, мышления и восприятия. Материалы : игра представляет из себя набор пластиковых яиц с картинками и звуковыми схемами . Известно, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи , поэтому развитие звукового анализа и синтеза является очень важной составляющей как в коррекционной работе и не только.
Слайд 21
Спасибо за внимание
«Дорожный алфавит»
Инструкция: — закрыть все поля большой карты соответствующими картинками со знаками дорожного движения; — назвать букву большого поля и что обозначает соответствующий знак дорожного движения; — игра на ориентирование на плоскости: какая буква (знак) стоит на 1 ряду в 3 клетке, на 5 ряду в 5 клетке, под буквой Б, над буквой О, справа от буквы Л, между П и С, и так далее; — игра «Муха» — машина ехала по городу – от Автомобильной заправки она поехала к Жилым домам – как? 2 клетки направо и 1 клетку вниз; дальше она поехала по Круговому движению на парковку – как? 1 клетка вниз и 1 клетка налево, вниз на 1 клетку; — какие знаки нарисованы красным цветом – почему? – запрещающие. Какие знаки нарисованы синим цветом – почему? – информационные. Найди круглые, треугольные, прямоугольные, квадратные знаки и расскажи, где они расположены; — какие буквы нарисованы красным цветом, какие синим, какие зеленым? Где они расположены; — игра-ходилка: старт на букве А, бросаем кубик по очереди, ходим и называем букву и знак на который попала фишка (маленькая машинка). Договориться в каком направлении будем ходить на нижних рядах (как змейка – зигзагом или всегда начиная с первой слева клетки). При попадании на красную букву нужно пропустить ход. Кто не знает название знака или букву – или пропускает ход или возвращается назад, на предыдущую клетку.
«Автомобильная азбука» и «Учим алфавит»
Инструкция: — все карточки с рисунками машин разложить на большом поле игры, называя буквы и марку машины; — какого цвета буквы, какого цвета машины; где расположены; — найди похожие машины по форме; — в «Автомобильной азбуке» — ориентирование на плоскости – где расположены – под…, над…, между…, слева-справа,; игра «Муха» — перемещение вниз-вверх-вправо-влево на определенное количество клеток; — в «Учим алфавит» — ориентирование на плоскости – где расположены, по отношению к другим картинкам;
«Эмблемы и марки машин»
Материал: большое поле, на котором изображены эмблемы и названия машин на английском и русском языке.
Инструкция: — разложить маленькие карточки с эмблемами машин на большое поле на соответствующее место; назвать при этом марку машины, если получится – описать как она выглядит (круг, овал, с буквами, со стрелочками и пр.); — игра-ходилка: бросаем кубик и ходим от определенной клеточки по договоренности с ряда на ряд, называем марку машины; — задания на ориентирование на плоскости: где расположены, внизу-вверху-справа-слева, под, над, между, слева, справа от конкретной модели; — описать какого цвета эмблемы и что на них изображено; — найти по памяти модели машин из игры «Автомобильная азбука» и «Учим алфавит» и объединить их с эмблемами.
Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе
«Здания Осы»
Дидактическая задача
. Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей, называть исторические памятники города, воспитывать любовь к родному городу.
Игровые правила
. Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся. Парные картинки ищет тот, на кого укажет стрелка.
Игровые действия.
Поиск одинаковых картинок. Вращение стрелки.
Ход игры.
Дети сидят за столом, на котором разложены картинки. Их много (10 – 12), все они разные, но среди них есть и одинаковые. По указанию стрелки ребёнок к цветной фотографии отыскивает чёрно-белую фотографию, выполненную несколько лет назад с изображением одного и того же здания. Дети называют здания.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дидактическая задача.
Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Игровые правила.
За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.
Игровые действия.
Поиск, складывание частей картинки.
Ход игры.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Дидактическая задача.
Закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.
Игровые правила.
Последовательность хода определяется брошенным кубиком, отсчитывается число ходов фишками. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.
Игровые действия.
Выбрасывание кубика, продвижение фишкой по игровому полю.
Ход игры.
Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографий, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города.
Затем объясняются правила игры; передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает — пропусти ход, зелёный — двигайся назад, синий — вперед.
Победителем будет тот, кто не ошибётся, правильно отсчитает фишки и первым доберётся до указанного места.
Дидактическая игра «Мой город»
Игровая задача.
Закрепить знания о достопримечательностях города. Определить исторические памятники, место их расположения, дать их описание.
Игровые правила и игровые действия
зависят от варианта игры. Схема маршрута на карте может меняться.
Дидактический материал.
Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 — описание памятных мест; 3 — цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.
Ход игры.
В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.
1 вариант.
Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.
2 вариант.
Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.
3 вариант.
Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.