Роль игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста и проблемы ее организации в ДОУ
Игровая деятельность оказывает большое влияние на физическое, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Она способствует активизации жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его потребности в движении, личных интересах и социальных нужд.
Несмотря на то, что игровая деятельность является важной потребностью ребенка и имеет большое значение в его развитии, перед современными дошкольными учреждениями все чаще всё встает вопрос об усовершенствовании организации игровой деятельности. Некоторые детские сады, особенно сельские, не имеют возможности создать надлежащую игровую среду. В первую очередь это связано с проблемами их финансирования. Также одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ является недостаточное внимание к самодеятельным играм, оказывающим влияние на формирование у детей представлений об окружающем мире.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Достаточно часто, организуя игровую деятельность в ДОУ, воспитатели стремятся подчинить игру задачам воспитания, обучения или развития детей. Это лишь наносит вред, так как приводит к снижению мотивации у детей, которая является основой формирования учебной деятельности каждого дошкольника.
Еще одной из проблем организации игровой деятельности в ДОУ можно назвать то, что большинство молодых специалистов (воспитателей) упускают из виду то, что ребенок, особенно младшего дошкольного возраста, не владеет игровыми действиями в полной мере, его необходимо учить играть. В связи с чем, порой время, отведенное на игровую деятельность, используется воспитателями для проведения учебных занятий, подготовки к праздникам, утренникам и т. д.
Для того, чтобы устранить данные проблемы, в первую очередь необходимо, чтобы воспитатели ДОУ понимали и осознавали значимость игровой деятельности для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Следует заниматься организацией игровой деятельности целенаправленно, помнить о том, что игра как одна их специфических видов деятельности ребенка не однородна, и каждый из ее видов направлен на развитие той или иной стороны личности ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации 460 ₽ Реферат Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации 280 ₽ Контрольная работа Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации 250 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Условно все игры делятся на три основных вида:
- Творческие игры – организованные по инициативе ребенка.
- Дидактические и подвижные игры – организованные по инициативе взрослого, имеют определенные правила и условия.
- Народные игры – игры, созданные народом.
Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
Ершова Елена Викторовна
воспитатель высшей категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Республика Коми, г. Сыктывкар
Методические рекомендации
«Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО»
Тезис
Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.
Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.
Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.
С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Именно игра становится сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.
«Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту».
Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий «…для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», «… для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности «(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает «поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».
Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: — недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; — трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; — снижение энергичности детей, желания активно действовать; — не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; — несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; — недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; — несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.
На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не «фронтально» со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.
В режиме дня выделяется специальное время для свободной самостоятельной деятельности детей (утром до занятий и во вторую половину дня), ценное время для творчества, когда дети имеют возможность развернуть ту самую свободную самодеятельную («спонтанную») игру (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-экспериментирования, и пр.), о необходимости которой говорится в стандарте. Воспитатель наблюдает за играми детей, чтобы оценить уровень их развития, продумать, какие моменты следует включить впоследствии в совместно разыгрываемые сюжеты, чтобы обогатить игровой опыт детей, помочь в развитии сюжетных линий. Поощряет проявления разнообразной игровой активности, творчества, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнёров, способов и средств реализации собственной деятельности. Важно использовать разнообразные формы организации игровой деятельности в режиме дня: «День игры», «Час игры», «Час творчества», «День театра», «Поиграем в сказку» и др. Так создаются условия для становления и развития возрастных новообразований и целевых ориентиров, ожидаемых у воспитанников к концу дошкольного возраста.
Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр («Путешествие с доктором Айболитом», «Мини маркет», «Морское путешествие», «Детское кафе», «Цирк»), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда («Салон красоты», «Ветеринарная лечебница», «Ателье мод», «Фотостудия», «Олимпиада», «Исследователи», «Аэропорт», «ГИБДД», «Служба спасения», «Путешествие во времени» и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.
В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)
Комплексный метод включает в себя четыре компонента:
обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
создание развивающей предметной среды;
активизирующее общение взрослых с детьми.
Если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом: а с чем они будут играть? Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления о предметном мире и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причём эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребёнок мог бы применить на практике.
Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами.
Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.
Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.
Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года — формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет — формирование ролевого поведения; в 5-7 лет — формирование способов творческого сюжетосложения.
Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или «играющими» взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип «Дайте детям наиграться» применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.
Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших — отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки — самоделки.
Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.
Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.
Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет — «мешать игре», т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.
Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра «разваливается» на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.
Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность, где ребенок ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях. Учитывая наших детей, от нас, педагогов, требуется другое сочетание методов и приёмов в режиме дня. Проектная технология наиболее эффективно позволяет объединить комплекс условий, направленных на формирование сюжетно-ролевых игр. В ФГОС среди «психолого-педагогических условий необходимых для успешной реализации образовательной программы в детском саду выделяют поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения». Это является обязательными составляющими проектной деятельности детей.
Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.
Основные этапы метода проектов включают:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:
— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
— в каких источниках можно найти информацию;
— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
— с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта — практическая часть.
4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра («Играют мальчики. Играют девочки», «Наши сюжетно- ролевые игры», и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители — активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день «Родитель-воспитатель», родительский день «Гость группы». конкурс семейных талантов «Минута славы мам и пап», «День матери», «ТВ-ШОУ счастливый миг», «В мастерской художника», дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.№1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании// Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3.
3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.
Организация творческой игровой деятельности. Народные игры
Определение 2
Творческие игры – это игры, в которых дети самостоятельно определяют цель игры, ее правила и содержание.
В основном творческая игровая деятельность отражает окружающую деятельность людей и взаимоотношения между людьми. Большая часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры, в которых дети играют различные роли, «примеряя» на себя социальные роли (профессии, социальны статус и т.д.).
Помимо сюжетно-ролевых игр, к творческой игровой деятельности относятся игры с элементами труда, художественно-творческая деятельности, театрализованная деятельность и конструкторские игры.
Таким образом, во время творческой игровой деятельности дети имеют возможность получить определенный социальный опыт, удовлетворить собственный интерес и потребности в движении.
Определение 3
Народные игры – это игры, которые происходят из древних времен, построенные с учетом этнических особенностей.
К народным играм относятся хороводы, игры с народными игрушками, забавы т.д.
Народная игра является неотъемлемой частью жизни ребенка дошкольника. Это связано с тем, что именно народные игры, больше чем какие-либо другие игры, направлены на развитие у детей общечеловеческих ценностей. Кроме того, народные игры знакомят детей с историей и традициями народа, показывают особенности этноса.
В рамках ДОУ организация народных игр осуществляется как самостоятельная деятельность, а также в рамках различных праздничных мероприятий (масленица, проводы зимы, Рождество и т.д.).
Значение игры для развития личности ребенка дошкольного возраста
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась как одно из важнейших средств воспитания детей. Развитие образования как социальной функции — дело многовековой давности, как и использование игры в качестве педагогического инструмента. В разных системах образования игре отводится разная роль, но нет ни одной системы, в которой игре не отводилось бы место в той или иной мере.
Игре приписываются разнообразные функции, как чисто педагогические, так и воспитательные, поэтому необходимо более точно определить особенности игровой деятельности дошкольников, ее влияние на развитие ребенка и найти место этой деятельности в общей системе педагогической работы детских учреждений.
Необходимо более точно определить те аспекты психического развития и формирования личности ребенка, которые развиваются преимущественно в игре или испытывают лишь ограниченное влияние в других видах деятельности.
Очень трудно изучить значение игры для умственного развития и формирования личности. Здесь чистый эксперимент невозможен, потому что нельзя убрать игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как происходит процесс развития в этом случае.
Главное — это важность игры для мотивации ребенка и области его потребностей. Вслед за работой Д. Б. Эльконина на первый план выдвигается проблема мотивов и потребностей.
Трансформация игры при переходе от дошкольного к дошкольному детству основана на расширении круга человеческих объектов, овладение которыми теперь является задачей ребенка, и мира, который он воспринимает в ходе своего дальнейшего психического развития. Она основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. На границе перехода от предметной к ролевой игре ребенок не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социального смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, ставит себя объективно в позицию взрослого, и возникает эмоционально-актуальная ориентация по отношению к взрослым и смыслам их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-фактическим опытом. Игра функционирует как деятельность, имеющая самое тесное отношение к сфере потребностей ребенка. Существует первичная эмоциональная и функциональная ориентация в смыслах человеческой деятельности, есть осознание своего ограниченного места в системе взрослых отношений и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается развитием у ребенка новых мотивов для деятельности и связанных с ней задач. Существенно то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Можно гипотетически представить, что в игре происходит переход от непосредственных желаний к мотивам в виде обобщенных намерений, которые находятся на грани сознания.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, которые должно пройти формирование каждого умственного действия и связанных с ним понятий:
- этап формирования действия на материальные объекты или их материальные модели-заместители;
- этап формирования того же действия в форме громкой речи;
- этап формирования самого умственного действия.
Глядя на действия ребенка в игре, легко заметить, что он уже действует со значениями предметов, но все еще полагается на их материальные заменители — игрушки. Если на начальных этапах развития требуется объект-заместитель и относительно развитое действие с ним, то на более поздней стадии развития игры объект действует через слова — называние уже как обозначение вещи, а действие — как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождаемые речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер, они постепенно приобретают характер умственных действий со значениями предметов, выполняемых во внешних действиях.
Путь развития к действиям в уме со значениями, оторванными от объектов, является одновременно возникновением предпосылок для формирования воображения. Игра — это такая деятельность, в которой формируются предпосылки для перехода умственных действий на новый, более высокий уровень — умственных действий с опорой на язык. Функциональное развитие игровых действий пронизывает онтогенетическое развитие и формирует зону последующего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная реорганизация поведения ребенка — оно становится произвольным. Под произвольным поведением подразумевается поведение, которое осуществляется в соответствии с образом и контролируется сравнением с этим образом как сценой.
А. Запорожец первым указал на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях непосредственного задания, существенно различается. Он также отметил, что структура и организация движений меняются в ходе развития. В нем четко разделены фаза подготовки и фаза исполнения.
Эффективность движения, как и его организация, во многом зависит от структурной позиции движения в реализации той роли, которую выполняет ребенок.
Ига представляет собой первую форму активности, доступную ученику, и предполагает сознательное обучение и оттачивание новых действий.
З. В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. На основании ее работы можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры придается мотивации деятельности. Исполнение эмоционально привлекательной роли оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых эта роль находит свое выражение.
Однако одного указания мотивов недостаточно. Необходимо найти психический механизм, с помощью которого мотивы могут оказывать такое влияние. При исполнении роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре выполняет как бы две функции; с одной стороны он исполняет свою роль, а с другой — контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием паттерна, но и наличием контроля над реализацией этого паттерна. Играя роль, происходит своего рода раздвоение, то есть «отражение». Но это еще не осознанный контроль, потому что функция контроля еще слаба и часто нуждается в поддержке со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость эмерджентной функции, но важность игры в том, что эта функция здесь эмерджентна. Поэтому игру можно рассматривать как школу волевого поведения.
Игра важна для формирования дружного коллектива детей, для формирования самостоятельности, для формирования положительного отношения к работе и многого другого. В основе всех этих воспитательных эффектов лежит влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на формирование его личности.