Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста «Что за зверь»


Значимость формирования представлений об окружающем мире у детей раннего возраста

Определение 1
Ранний возраст – это период в развитии человека, который проходит в возрасте от 1-го года до 3-х лет, характеризующийся быстрым темпом формирования всех психофизиологических процессов.

Окружающий мир очень привлекателен для ребенка раннего возраста, так как он содержит много неопознанного, побуждающего к поиску и первым самостоятельным шагам и действиям.

Активное освоение окружающего мира происходит на втором году жизни, когда ребенок уже овладел основными действиями, такими как речь, ходьба и т.д. Он изучает и исследует все, что только попадает ему в руки и все до чего он может дотянуться. Все окружающие ребенка предметы, представляют для него источник любопытства и одной из первых ступеней познания окружающего мира. Именно поэтому ранний возраст представляет собой достаточно важный и ответственный период в развитии каждого человека.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

От того, с какой ответственностью подойдут к развитию ребенка раннего возраста окружающие его взрослые, зависит успешность его дальнейшего воспитания, обучения и развития. Кроме того, в раннем возрасте происходит закладка фундамента личности человека.

Важно, чтобы в период раннего детства рядом с ребенком находился взрослый, помогающий ему осваивать окружающий мир. По мнению Л.С. Выготского и его последователей, только в системе «ребенок-взрослый» ребенок будет действительно развиваться, и формироваться как индивидуальная личность.

Роль взрослого, несомненно, очень велика, но не всякий взрослый сможет оказать нужное воздействие на ребенка. Ребенок будет учиться только у того взрослого, которому он доверяет, с кем он будет полноценным участником взаимодействия.

Замечание 2

В настоящее время в России создана весьма эффективная и научно-обоснованная система воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста 440 ₽ Реферат Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста 280 ₽ Контрольная работа Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитание детей раннего возраста в современных ДОУ, направлено на всестороннее и своевременное формирование личности ребенка. Достигается это посредством ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром.

Ознакомление с окружающим ребенка миром осуществляется в разных видах деятельности:

  1. Предметно-орудийная деятельность (1-1,5 года).
  2. Отобразительная игровая деятельность (1,5-2 года).
  3. Сюжетно-ролевая игра (от 2-х лет и старше).

Замечание 3

Воспитатели ДОУ используют данные виды деятельность в сочетании, тем самым они стимулируют развитие ребенка на каждой из возрастных ступеней.

Организация определенного вида деятельности в первую очередь направлена на освоение детьми новых знаний и умений, а также закрепление уже имеющихся. В процессе данной работы дети знакомятся с окружающими предметами, усваивают способы действий с ними, их предназначение и предметное содержание. Все это позволяет сформировать общее представление об окружающем мире.

Ознакомление детей раннего возраста с окружающим через игру.

Работа

в
уголке природы.
Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.

ІV. Содержание занятий по ознакомлению с предметным окружением и явлениями общественной жизни

В содержание занятий по ознакомлению с окружающим входят осмотры помещений и участка детского сада, наблюдения за трудом взрослых, за движением транспорта, рассматривание игрушек, предметов, картин.Важно с первой минуты занятия включить малыша в активную работу. В этих целях рекомендуется использовать эмоциональную установку на предстоящую деятельность. Так, педагог может за 3—4 мин до занятия показать детям игрушки или другой демонстрационный материал и предложить рассмотреть эти предметы, потрогать их. В первые минуты занятия следует сосредоточить внимание детей на явлении или предмете в целом, затем на его основных свойствах. Например, в дидактической игре «Куда что положить» воспитатель вначале демонстрирует предметы поочередно, просит назвать их, объясняет назначение, подчеркивает особенности, дает малышам возможность разнообразно действовать с ними.Вызвав у детей интерес к занятию, создав необходимый настрой на учебную деятельность, воспитатель ставит перед ними конкретные требования. Например, во второй части дидактической игры «Куда что положить» малышам предлагается взять из коробки по предмету и разложить их согласно назначению (посуду поставить в буфет, одежду положить на полку в шкаф). В процессе таких занятий, которые проводятся с опорой на наглядность, целесообразно сочетать воздействия воспитателя с активными действиями, речевыми проявлениями каждого ребенка, учитывать эмоциональные реакции малышей.Для ознакомления младших дошкольников со свойствами предметов (цветом, величиной, формой) широко используются игры и занятия с дидактическими игрушками (деревянными матрешками, вкладышами и пр.). Обучающее воздействие взрослого на этих занятиях приобретает несколько иной характер. Указания воспитателя должны направлять детей на познание какого-то одного конкретного свойства. Например, знакомя детей с деревянной матрешкой, воспитатель помогает им выявить и назвать величину ее вкладышей. В первой части занятия эта задача решается в процессе рассматривания матрешек, которых демонстрирует педагог. Усвоение и закрепление программного материала происходит во второй части, когда детям предлагается взять по игрушке и рассмотреть ее. Дидактическую задачу — правильно учитывать величину предмета — ребенок решает в процессе действий с игрушкой, вкладывая маленькую матрешку в большую. Таким образом, сначала воспитатель дает детям возможность рассмотреть игрушки, а затем переключает их на практические операции, в процессе которых ребенку приходится сопоставлять части предмета и их признаки.Яркие, красивые игрушки вызывают у ребенка желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрационный и раздаточный материал, который используется на занятиях, должен быть привлекательным, нарядным. То, что вызывает интерес у детей, доставляет им удовольствие, лучше запоминается.Целый ряд педагогических задач решается в играх-занятиях типа «Уложим куклу спать», «Покормим Машеньку» и др. Своеобразие этих игр в том, что программное содержание преподносится детям в виде ряда последовательных игровых действий, связанных между собой единой ситуацией. Активно действуя с куклой и другими игрушками, ребенок упражняется в употреблении слов, обозначающих предметы домашнего обихода, трудовые операции, в запоминании последовательности тех или иных действий.На занятиях типа «Отгадай и назови» детей знакомят с назначением предметов. Для этого воспитатель подбирает различные игрушки и предметы, показывает и спрашивает: «Что это? Для чего нужно?» Если дети затрудняются ответить, воспитатель называет сам, объясняет и просит ребенка повторить. После этого задание усложняется. Детям предлагается принести и назвать предмет определенного назначения («Принеси то, в чем мама варит суп, кашу»).В процессе ознакомления детей с назначением посуды, одежды, мебели воспитатель организует рассматривание предметов, объединенных в группу по признаку их использования (столовая и чайная посуда, одежда, которую купили для кукол). На первых занятиях дети рассматривают разные предметы, запоминают их названия. В дальнейшем на занятиях педагог учит их самостоятельно определять, к какой группе отнести тот или иной предмет (посуда, одежда). Затем в играх-занятиях «Куда что положить?», «Наша посуда» малыши группируют предметы по функциональному признаку: посуду размещают на подносе, одежду — в шкафу.Уже с младшего возраста у детей необходимо развивать интерес к труду взрослых. На первых занятиях у ребенка формируют представления о труде тех, кто составляет ближайшее окружение малыша дома и в детском саду. Опираясь на знания, полученные детьми во время наблюдений в повседневной жизни, их упражняют в узнавании и назывании отдельных трудовых действий (мама шьет, стирает, гладит; медицинская сестра ставит градусник, смотрит горло; няня моет посуду и т.д.).На следующих занятиях необходимо углублять представления детей об отдельных трудовых процессах, учить их видеть результат труда, добиваться понимания того, что он достигается выполнением действий в определенной последовательности и что для этого нужны соответствующие орудия труда, материалы. Эти задачи решаются во время организованных наблюдений за работой дворника (очистка участка от снега) и няни (мытье посуды), посредством игр-занятий «Машенька простудилась», «Постираем кукле платье».Так, например, воспитатель предлагает малышам внимательно посмотреть, как няня будет мыть чашки. При этом он задает вопросы: «Что делает няня? В чем она моет посуду? Чем Анна Ивановна трет чашки?»,— с помощью которых раскрывает последовательность операций (няня кладет чашки в тазик с горчицей, трет их мочалкой, ополаскивает в чистой воде, ставит в сушилку). В конце занятия педагог закрепляет в словаре воспитанников названия действий и их последовательность, подчеркивает результат труда («Какие стали чашки теперь?»). На следующем этапе работы перечисленные представления детей закрепляются в играх-занятиях «Вымоем посуду для кукол», «Мытье игрушек». Вначале педагог организует игровую ситуацию, в процессе которой возникает необходимость в чистых тарелках или игрушках, затем внимание детей переключается на процесс мытья. Воспитатель помогает малышам вспомнить, что требуется для работы. Затем задает вопросы, с помощью которых дети воспроизводят последовательность трудовых действий. В конце занятия подчеркиваются результат и качество выполненной работы, кто и для кого ее сделал.С целью подведения детей к пониманию названий профессий (няня, дворник) организуются специальные занятия: экскурсия по групповой комнате, наблюдения. В ходе занятий дети отвечают на вопросы педагога: «Кто все это сделал? Зачем нужна няня (дворник)? Что она (он) делает? Как няня заботится о детях?» И пр.В целях формирования представлений о профессии шофера детям дают элементарные сведения об управлении автомобилем. В игре-занятии «Мишка едет к куклам в гости» педагог упражняет воспитанников в назывании основных действий, которые совершает шофер (садится в машину, включает мотор, поворачивает руль). Закрепление полученных детьми знаний осуществляется в самостоятельных играх.Представления ребенка об орудиях труда закрепляются в дидактических играх «Узнай и назови», «Кому что нужно?». По ходу игры дети отвечают на вопросы: «Что это? Кому это нужно? Для чего это нужно?»В первой младшей группе дети должны получить представления о транспортных средствах и их назначении, научиться узнавать и называть их (автомобили грузовые и легковые, автобус, трамвай, троллейбус, поезд), а также различать и называть основные части грузового автомобиля. С этой целью организуются наблюдения за движением транспорта, рассматривание соответствующих игрушек и картинок, проводятся дидактические игры типа «Узнай и назови», игры-занятия типа «На чем люди ездят» и др. На занятиях по изодеятельности можно предложить малышам выложить из готовых форм (кабина, кузов, колеса) автомобиль.Большое место работе по ознакомлению детей с окружающим отводится в свободное от занятий время.Необходимо постоянно обращать внимание детей на труд окружающих взрослых. Опытный педагог обязательно скажет воспитанникам, что вкусный обед приготовлен поваром, что в групповой комнате стало чисто, красиво потому, что няня вымыла окна; он заметит девочку, пришедшую в новом платье, и объяснит детям, что платье сшила ее мама, и т. д.Важно, чтобы воспитатель привлекал внимание детей к тому, что делает няня (смена полотенец, сервировка столов к обеду и пр.), включал их в разговор, предлагая называть увиденное. Для закрепления полученных впечатлений целесообразно время от времени проводить игры-показы («Накормим кукол обедом», «Уложим мишку спать» и др.). Систематическое ознакомление детей с трудом взрослых, привлечение дошкольников на доступном для них уровне к помощи старшим позволяют накапливать у воспитанников конкретные представления об элементарных трудовых действиях, зарождают уважение к работе окружающих, ее результату.Необходимо, чтобы одновременно с формированием первоначальных представлений о содержании того или иного вида труда у ребенка складывалось положительное отношение к окружающим, желание помогать им. С этой целью педагог предлагает детям помочь дворнику подмести участок, няне в наведении порядка в групповой комнате. Он советует родителям давать малышам простые поручения по оказанию помощи старшим. Проводя индивидуальные беседы с детьми, воспитатель рассматривает с ними иллюстрации, предлагает рассказать, что делает человек, изображенный на картинке; подчеркивает свое уважительное отношение ко всем, кто трудится.В течение года следует организовывать целевые прогулки с детьми за пределы дошкольного учреждения, выходить на улицу, обращать их внимание на транспортные средства. Детей учат различать и называть легковые и грузовые автомашины, трамвай, автобус, троллейбус, велосипед. Воспитатель объясняет, что автомобиль водит шофер Сидя в кабине, он управляет им с помощью руля. Нужно не только обращать внимание детей на происходящее (во двор въехала автомашина с песком, песок находится в кузове), но и учить сравнивать предметы, выявляя между ними сходство и различие (автомашина с песком и автомашина, которая привозит в детский сад продукты,— обе грузовые, но у одной из них кузов закрытый). Воспитатель дополняет ответы, а в случае затруднения отвечает сам, предлагая ребенку повторить название предмета, действия.Важными задачами воспитания являются систематическое и последовательное ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, совершенствование лично-бытовых ориентировок. Так, ребенок третьего года жизни должен знать свое имя и фамилию! имена некоторых товарищей по группе, уметь называть воспитателей и няню по имени и отчеству. Эти умения просто и естественно формируются там, где в группе создана доброжелательная обстановка, когда взрослые внимательны к детям, много с ними разговаривают, используют каждую возможность упражнять малышей в навыках общения со старшими и сверстниками. Важно, чтобы воспитатель и няня называли друг друга по имени и отчеству.Режимные процессы, а также самостоятельные игры детей, моменты их общения друг с другом следует как можно полнее использовать для расширения представлений о предметах домашнего обихода (одежда, мебель, посуда, игрушки), для развития речи. Воспитателю необходимо систематически общаться с каждым ребенком: помогать называть предметы, которые его окружают; поручать отнести на место или передать кому-то игрушку; обращать внимание малыша на явления окружающей жизни и поддерживать интерес к ним; разговаривать о событиях, имевших место раньше.В результате целенаправленной работы ребенок приобретает жизненно необходимые для него представления об окружающем. Наряду с этим у него развиваются сенсорные и умственные способности. Знакомясь с предметами, ребенок практическим путем познает их свойства и качества (величину, форму, цвет, вкус, положение в пространстве, материал и т.д.). У него формируется способность к обобщению (мяч, шарик — круглые, шарики — большой и маленький, красный и синий). Дети овладевают умением группировать предметы по определенному признаку, свойству, назначению (например, подбирать все необходимое для купания куклы).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]