Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.


Методы и приёмы, применяемые на открытых занятиях по ознакомлению с окружающим в детском саду

Для открытого занятия педагогу следует подбирать только отработанные на практике приёмы — это главное условие успешного урока. Если говорить о методиках работы при изучении курса знакомства с окружающей средой в ДОУ, то список довольно обширен.

Наглядность

Поскольку данный приём предполагает активное взаимодействие мышления, восприятия и речи, то, безусловно, он считается одним из самых продуктивных и может использоваться в нескольких формах.

Наблюдение

Приём, позволяющий выделить в явлениях и предметах сущностные признаки, установить причинно-следственные связи между изучаемыми объектами. В детском саду наблюдение может быть:

  • кратковременным (например, когда малыши второй младшей группы следят за скоростью таяния снега в тёплом помещении);
  • долгосрочным (к примеру, дети подготовительной группы ежедневно наблюдают за проращиванием фасоли).

Дети с удовольствием включаются в наблюдения

Одной из форм реализации этого приёма является проведение опытов. Начиная со средней группы (если уровень общего развития ребят позволяет, то и со второй младшей), дети участвуют в экспериментальной деятельности.

Опытов на занятии не должно быть много, иначе из необычного и захватывающего вида работы они превратятся в неинтересную рутину

Таблица: примеры опытов для открытых занятий по ознакомлению с окружающим миром

ГруппаТема занятияНазвание опытаЦелиОписание
Вторая младшаяОсадки«Тает льдинка»Познакомить со свойством воды замерзать на холоде и оттаивать в тепле.
  • Берём 2 широкие чашки. В одну наливаем холодную воду, в другую — тёплую. Холодная вода — это «зима», тёплая — «лето». Малыши трогают ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь».
  • Берём 4 чашки или небольших тазика. В одну чашку кладём маленький кусочек льда («зима»), в другую наливаем немного тёплой воды («весна», в третью — тёплой, но не горячей воды («лето»), в четвёртую — холодной воды («осень»). Дети определяют, какая вода в чашках какому времени года соответствует.
СредняяЗагрязнение окружающей природы«Как происходит загрязнение почвы»
  • Выяснить последствия загрязнения почвы,
  • развивать умение сравнивать, размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их,
  • содействовать бережному отношению к миру природы.
  • Берём 2 баночки с землёй. В одну наливаем дождевую воду, в другую — воду после стирки, мыльную. Сравниваем баночки с водой. Поливаем землю. Какой стала земля? (Влажной). Одинаковая земля или разная? Есть ли изменения в банке с землёй, в которую вылили дождевую воду? (Нет). Что можно увидеть на земле, которую полили мыльной водой? (Мыльные пузыри, потёки).
  • Берём картон, разрываем его на мелкие кусочки и кладём в землю. Перемешиваем землю с картоном. Втыкаем палочки в ёмкость с одной землёй и ёмкость с землёй и картоном. В какую землю легче воткнуть палочку? (В чистую). В чистой земле больше воздуха.
  • Вывод: в земле растут не только деревья и растения, но и живут многие насекомые, животные. Загрязняя землю, мы губим их. Почва засоряется мусором и грязной водой.
СтаршаяВетер«Почему появляется ветер»
  • Познакомить детей с причиной возникновения ветра,
  • поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов,
  • учить устанавливать причинно-следственные связи.
Предложить детям подуть на полоску бумаги слегка, сильно, умеренно. Вывод: если сильно дуть на полоску бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится «ветрище», а если дуть легко — движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер — это движение воздуха.
ПодготовительнаяПерелётные птицы«Почему птицы летают»
  • Найти особенности внешнего вида птиц, позволяющие им приспособиться к жизни в окружающей среде,
  • воспитывать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, обсуждений и экспериментирований.
Дети рассматривают птиц, прилетевших на участок. Беседа с воспитанниками.
  • Зачем птицам крылья? Воспитатель вместе с детьми отпускает с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему. (С нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к птичке крылья из бумаги и выясняет, что произошло.
  • Почему куры не летают? (Они тяжёлые, крылья не могут поднять их в воздух). Предложить детям прикрепить крылья к резиновой птичке. Летает она, как бумажная, или нет? Почему?
  • Вывод: летают птицы с помощью крыльев. Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела.

Видео: экспериментальная деятельность на занятии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Свет и тень» в младшей группе

Демонстрация

Ещё один вариант использования наглядности, который реализуется в показах:

  • объектов (растений, картинок с изображением животных, орудий сельскохозяйственного труда и пр.);
  • способа действия (этот приём особенно важен при выполнении опытов — дети выполняют все манипуляции только после того, как педагог покажет и разъяснит каждый шаг эксперимента);
  • картинок, презентаций, обучающих роликов и пр. (так воспитатель знакомит ребят с явлениями, непосредственное взаимодействие с которыми невозможно, например, животный мир Арктики).

Дети также принимают участие в демонстрации, презентуя результаты своих экспериментов, например, окрашенную пищевым красителем воду

Это интересно. Учитывая техногенность современности, любая демонстрация с использованием технических средств обучения (ТСО) делает процесс обучения более занимательным и привлекательным для ребят.

Словесные приёмы обучения

Это неотъемлемая методическая составляющая работы с детьми в детском саду.

Беседа

Диалог с детьми способствует более прочному закреплению полученных знаний, а также развивает речь маленьких подопечных, расширяет их словарный запас. Беседа в младших группах носит характер кратких ответов на вопросы воспитателя (например, «Какое сейчас время года?», «Месяц?», «Погода?»), в старших — ответы становятся более развёрнутыми, а формулировки вопросов имеют проблемную направленность (к примеру, «Что вам известно о жизни птиц зимой?»).

Рассказ

Эффективный приём для знакомства с новым фактическим материалом. Однако на открытом занятии не стоит слишком им увлекаться: всё-таки результат работы оценивается не по умению педагога интересно рассказывать, а по знаниям, умениям и навыкам, которые получают воспитанники. Поэтому рассказ детей (в старших группах) будет более выигрышным.

Любые практические действия на занятии сопровождаются словесными приёмами

Чтение

В старших группах, если малыши уже умеют читать, на занятии можно давать задание прочитать короткие (1–2 простых предложения) заметки о том или ином изучаемом явлении, объекте. Например, при изучении домашних животных ребята могут прочитать о пользе каждого из них («Корова даёт молоко», «Куры несут яйца» и пр.).

Стихотворения, загадки

Это прекрасный мотивационный приём, настраивающий малышей на работу. Особенно удачно он вписывается в начальный этап занятия в качестве актуализации опорных знаний. Например, при изучении темы «Осень» в средней группе детям можно предложить разгадать загадки:

  • Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?», — спросим. Нам ответят: «Это…» (Осень).
  • Ветер тучу позовёт, Туча по небу плывёт. И поверх садов и рощ Моросит холодный… (Дождь).
  • В сером небе низко Тучи ходят близко, Закрывают горизонт. Будет дождь. Мы взяли… (Зонт).
  • Тучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поёт да свищет. (Ветер).

Это интересно. В младших группах загадки лучше подбирать с концовками-договорками — так ребятам проще догадаться об ответе.

В качестве загадок можно предложить бытовые ситуации, решением которых будет та или иная картинка (например, при возгорании вызываем пожарных)

Многие педагоги в качестве эпиграфа к занятию выбирают стихотворение по теме. Этот приём не только помогает детям быстрее включиться в работу, но и способствует развитию речи малышей, так как звучащие рифмованные строки учат ребят правильно ставить ударения в словах, обогащают лексический запас. Например, при рассмотрении темы «Зимующие птицы» в старшей группе подборка может быть такой:

  • Бела крупа сыплется в сад, И воробьи обедать летят. Стайкою сели, стали клевать… Что за еда, не могут понять. Это не крупка, не творожок, Это холодный белый снежок.
  • Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе. Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны…
  • Скачет сорока по ельничку, Бьёт хвостом по метельничку. Холодно сороке без шубки скакать. Плачет сорока, да негде взять.
  • Снегири на ветвях, украшенных Снежной бахромой. Яблоки румяные Выросли зимой. Яблоки на яблоньке Весело снуют. Гусениц мороженых Яблоки клюют.

Сказки

Приём, который актуален для дошкольников всех возрастов. На открытом занятии его применение не только отлично мотивирует воспитанников на работу, но и привносит в методический арсенал педагога оригинальность. При этом следует помнить, что всё хорошо в меру, поэтому сказка:

  • должна быть обязательно по теме (легенда о том, почему медведи зимой засыпают, в рамках изучения темы зимующих птиц не подойдёт — слишком отдалённая получается перекличка);
  • отличается лаконичностью и простотой.

Ниже приведём пример сказки для детей старшего дошкольного возраста (при изучении темы о разных агрегатных состояниях воды).

Однажды задумалось зайчику убежать из дома. Он убежал далеко, но всё равно знал дорогу обратно. Тут он видит — ручеёк бежит. И говорит зайчонку ручеёк: «Пойдём наперегонки бежать. Кто быстрее добежит до леса, тот и выиграл». Зайчик согласился. Вот они побежали к лесу.

Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка и кричит: «Где ты, ручеёк?». А ручеёк отвечает: «Я испарился и превратился в туман. Ну, давай бежать дальше. Где туман, там я». И они побежали. Бегут, бегут, бегут, и тут зайчик не увидел тумана и закричал: «Где ты, ручеёк, который туман?».

«Я тут, – говорит ручеёк, – я превратился в облачко. Ну, побежали!».

Недоумевающий зайчик и ручеёк продолжали свой путь. Бегут, бегут, и тут зайчик не увидел ручейка. Кричит зайчик: «Где ты, ручеёк, который туман, которое облачко?». Ручеёк отвечает: «Я превратился в дождь. Ну, побежали». И они побежали, но вдруг дождь кончился, и опять зайчик закричал: «Где ты, ручеёк, который туман, которое облачко, который дождь?». Ручеёк отвечает: «Я тут, под твоими лапами. Дождь кончился, и я обратно стал ручейком».

Глупый заяц и ручеёк добежали вместе до леса. Но заяц так ничего и не понял.

Михаил Пришвин

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/01/29/skazki-o-vode

Если сюжет позволяет, то сказку можно дополнить демонстрацией

Видео: словесные приёмы на занятии по ознакомлению с окружающим миром на тему «Путешествие в страну здоровья»

Игровые приёмы

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Использованию игр на занятиях следует уделять особое внимание, ведь этот приём позволяет быстрее и качественнее изложить информацию, отработать её и закрепить. Именно поэтому игры могут применяться на всех этапах занятия. Речь идёт не только о дидактических играх, то есть имеющих образовательную цель, но и о подвижных, направленных на сохранение здоровья. Что касается последних, то они используются в качестве физкультминуток в середине занятия.

Игры с водой нравятся большинству детей любого возраста

Некоторые эксперименты в рамках наблюдения на занятиях по знакомству с окружающим миром носят игровой характер, поэтому методисты не рекомендуют нагромождать сходные приёмы в рамках одного урока.

Таблица: дидактические игры на открытом занятии по знакомству с окружающим миром для дошкольников разного возраста

ВозрастНазвание игры (тема занятия)ЦельОписание
Младшие группы«Собери картинку» («Город, в котором мы живём»)
  • Познакомить детей с достопримечательностями родного края,
  • развивать умение работать в малых группах.
Детям по парам раздаём конверты с пазлами, изображающими местную достопримечательность. Задача малышей: сложить картинку (если мини-групп получилось мало, то задание можно выполнять на скорость).
«Плавает или тонет» («Свойства воды»)
  • Познакомить детей со свойством воды удерживать на себе некоторые предметы и материалы;
  • объяснить понятия «плывёт», «тонет»,
  • учить распределять предметы на 2 группы по плавучести.
Берём игрушки из разных материалов, листочки бумаги и пр., опускаем в воду и определяем, тонет или плывёт. После чего делим все предметы на 2 категории. Задание можно выполнять индивидуально или в парах.
Средняя«Найди, что покажу» («Овощи, фрукты»)Закреплять знания ребят о названиях и внешнем виде овощей и фруктов. Примечание: задание можно усложнить, добавив муляжи экзотических фруктов.Показываем на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, убираем его и даём задание: «Найдите под другой салфеткой такой же овощ или фрукт и вспомните, как он называется». Малыши работают по очереди, пока все фрукты и овощи под салфеткой не будут названы.
«Что за дерево?» («Растительный мир родного края»)
  • Расширять представления детей о растительном мире родного края,
  • тренировать умение находить предмет по описанию.
Педагог описывает дерево, дети, у которых на карточках изображено 3–4 дерева, должны назвать искомое. Для усложнения игру можно проводить на время.
Старшие группы«Выбери правильно» («Познай себя»)Формировать представления о строении тела человека.Дети выбирают их набора игрушек того персонажа, который наиболее похож на человека, и объясняют свой выбор (есть туловище, руки, ноги и т. д.).
Интерактивная игра «Четвёртый лишний» («Насекомые»)Учить детей объединять представителей одного класса по этапам жизненного цикла и внешнему сходству.Педагог показывает ребятам слайды с изображениями насекомых в разных стадиях развития (бабочка, муха, божья коровка и гусеница). Воспитанники должны найти лишний объект (гусеница, так как остальные — взрослые особи).
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]