Развитие игровой деятельности
Тема. Ведущая роль игровой деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста
План: |
1. Сюжетно — ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. |
2. Психологический анализ структуры сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства, рекомендации по развитию умения играть |
3. Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. |
|
- Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. внутренняя жизнь проявляется в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в общении со взрослыми и сверстниками. Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются в сюжетно-ролевой игре.
Ролевая игра
— это деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и воспроизводят (или моделируют) действия взрослых и отношения между ними в специально созданных игровых, воображаемых условиях.
То есть, в ролевой игре удовлетворяется потребность быть похожим на взрослого. Ролевая игра — самый сложный вид деятельности, которому учится ребенок дошкольного возраста. Главной особенностью игры является наличие воображаемой ситуации.
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.
В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления.
Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.
Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.
Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к
творческому воображению
.
Общение
дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Основные задачи по развитию навыков общения у детей:
• формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях
• обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
• развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
• развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
• развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
• освоение моделей социального поведения в сюжетно – ролевой игре
Как показал Д.Б. Эльконин
, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Сущность игрового перевоплощения: ребенок берет на себя роль другого человека, создает игровую ситуацию путем присвоение новых значений предметам и моделирует отношения между людьми. Эльконин: роль + замещение.
Роль игры в психическом развитии ребенка:
дети познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми;
формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру,
развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических функций,
развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и
развивается рефлексия (это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей).
развивается воображение на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей);
Таким образом, сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития.
2. Психологический анализ структуры сюжетно-ролевой игры в разные периоды дошкольного детства, рекомендации по развитию умения играть
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
сюжет, содержание, роли, правила, игровые действия, игровые и реальные отношения.
Сюжет
– область действительности, которая воспроизводится в игре (внешняя сторона игры) который ребенок берет из жизни (бытовой, общественный);
Содержание
– то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности, отношений между взрослыми, их трудовой и общественной жизни
Роли
– образец социально-желаемых отношений, обобщенный эталон поведения.
Правила
определяются в процессе игры самими детьми;
Игровые действия
являются обязательными компонентами игры (могу быть выражены символически). Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Игровые и реальные отношения
Игровые отношения – отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (дочка в игре слушает маму). Реальные отношения – отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, возникают при распределении ролей, в процессе игры, если не выполняются правила, установленные самими детьми. К игровому материалу относятся игрушки, атрибуты роли, предметызаместители.
Уровни развития игровой деятельности.
Д.Б. Эльконин
выделил четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Первый уровень:
1) действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры. Сюда входят действия «матери» или «врача», направленные на «ребенка»;
2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;
3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.
Второй уровень:
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
Третий уровень:
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
4) опротестовывается нарушение логики. Это выражается в том, что один говорит другому: «Так не бывает».
Четвертый уровень:
1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит четко ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;
4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
- Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.
Основные задачи, которые стоят при руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей. Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба взаимопомощь и др. Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
- Роль воспитателя в развитии игры детей дошкольного возраста.
Приемы руководства
играми детей могут быть условно разделены на
две группы:
приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенное руководство игрой
осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т. д, то есть без непосредственного вмешательства в игру. Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно игровой и познавательный интерес детей
Прямые приемы руководства
: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов — сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Три этапа формирования сюжетно – ролевой игры:
На первом
этапе (1, 5 – 3 года) педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами.
На втором
этапе ( 3 года – 5 лет) формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметами на ролевую речь.
На третьем
этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр. Для этого педагог может развернуть совместную с детьми игру – придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой – придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Роль игры в развитии ребёнка
Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.
- Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
- В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
- В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
- Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
- Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
- Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются – следует всеобщее возмущение играющих.
- Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
- Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
- Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
- Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.
Влияние игры на развитие психики ребёнка
Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека. Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение. Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими. Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства. В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника. Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе. По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.
Игра и развитие детской речи
Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом. Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом. Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.