Особенности развития мышления в дошкольном возрасте
Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности.
Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.
Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.
В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.
Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.
Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.
От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.
Этапы развития дошкольников
Дошкольный возраст – период бурного развития. В это время ребенок учится владеть своим телом, развивается речь, восприятие, внимание, память, воображение, формируется эмоциональная сфера и самосознание. Это возраст формирования и развития у детей умственных способностей.
Этап младенчества (от рождения до 1 года)
В этом возрасте ребенок осваивает координацию, развивает чувственное (сенсорное) восприятие мира – слух, зрение и осязание, которое в дальнейшем будет оказывать влияние на физическое, психическое и умственное развитие ребенка. Происходит накопление опыта. К году ребенок произносит только отдельные звуки, но понимает почти все слова, которые вы ему говорите.
Этап раннего детства (от 1 года до 3 лет)
Ребенок становится более автономным, он уже успел насладиться первыми победами, поэтому с удовольствием продолжает развивать навыки и умения. Это возраст «почемучек».
Этап дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Ребенок учится отстаивать свое мнение и проявлять характер. Проявляются первые попытки осознанного контроля эмоциональной сферы.
Источник фото: https://www.shutterstock.com/
Основные формы мышления дошкольников
Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.
Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.
Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое
Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.
Наглядно-действенное мышление
Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.
Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.
Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.
Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.
Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:
- отвлеченность
- обобщенность
Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.
Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.
Наглядно-образная форма
Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.
Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».
На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.
Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.
Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.
Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:
- подвижность
- структурная организованность
Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления. Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.
Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.
Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.
Упражнения и игры
Развитие мышления у детей дошкольного возраста проводится с помощью различных упражнений.
Чтобы добиться хорошего результата, необходимо следовать определенным правилам:
- Регулярность — заниматься нужно постоянно, чтобы малыш мог закреплять полученные знания и навыки. Речь не идет о ежедневных занятиях, но пару-тройку дней в неделю нужно выделять;
- Развитие мышления у детей связано с речью, поэтому важно пополнять лексический запас, при необходимости — заниматься у логопеда или дефектолога;
- Занятия должны быть разнообразными, чтобы малышу не было скучно и не пропал интерес;
- Проследите, чтобы на момент занятий у него было хорошее самочувствие, не было простудных или других заболеваний;
- Не настаивайте и не заставляйте заниматься, если нет желания или плохое настроение;
- При наличии сопутствующей патологии, которая влияет на мыслительные способности, будущий школьник должен наблюдаться у соответствующего специалиста — психолога, невролога, психиатра и получать лечение;
- Мышление у детей дошкольного возраста отлично будет развиваться с помощью игр;
- Привносите в игры элементы воспитания: приучайте различать хорошее от плохого;
- Делайте перерывы — переутомление ни к чему. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут.
Развитие наглядно-действенного типа
В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. В этом периоде подойдут игры с сортерами, лепка, рисование, занятия-игры с различными материалами — песком, разного вида бумагой, крупами. Одна из основных задач родителей — создание всех условий, чтобы малыш мог безопасно изучать мир. Не рекомендуется постоянно лезть к нему с советами и помощью: предоставляйте крохе самостоятельность.
Развитие образного мышления у детей
На развитие образного мышления у дошкольного возраста особенно благоприятно влияют рисование и конструирование. Можете проводить сюжетно-ролевые игры, когда дети учатся создавать типичные образы посредством анализа и мысленного представления ситуации, с которой он сталкивался в жизни. Также он может дополнять их вымышленным, даже фантастическим сюжетом.
Активному развитию мышления у детей в этом возрасте способствуют картинки, по которым малыш будет строить свои рассуждения, пополнять словарный запас. Помогайте ему сформулировать верное суждения, найти признаки, которые имеют значение, но, как и прежде, оставляйте ему возможность самовыразиться. Включайтесь в игру, только когда видите грубые ошибки.
Развитие логического мышления у детей
Этот этап начинается в старшем дошкольном возрасте. Детсадовец выстраивает логическую последовательность или этапность своих действий, сам решает, как будет выглядеть место для игры, составляет свои умозаключения. В этом возрасте активно пополняется запас знаний, появляются новые умения: анализ, обобщение, абстракция.
Популярные упражнения
«На что похоже?». Покажите картинку с бесформенной кляксой. Ученик называет ассоциации.
«Назови характеристику». Вы показываете предмет, а малыш должен назвать его признаки, чем больше — тем лучше.
«Четвертый лишний». Предложите 4 картинки, один из которых лишний. Малыш должен найти у троих картинок схожие признаки и у четвертого — отличительный. При этом он может рассуждать вслух. Либо на картинке несколько вещей, нужно назвать лишний. Еще одна вариация — пропущен один предмет в ряде картинок, нужно его назвать.
«Определи хозяина». Вы называете несколько характерных признаков предмета или события, дошкольник должен угадать загаданное слово. «Разноцветное, в форме дуги, на небе — радуга», «иголки, лапки, носик — еж».
«Найди картинку». У вас и у него один и тот же набор картинок или карточек. Вы достаете одну картинку, описываете, что там изображено. Дошкольник должен показать свою аналогичную картину. Потом меняетесь местами. Эта игра подходит для группы детей, когда они играют друг с другом.
«Назови одним словом». Называете слова, ему нужно угадать обобщающее понятие. «Стол, стул, кровать — это мебель», «Заяц, белка, волк, собака — животные». Вариация этого упражнения: взрослый выкладывает разные вещи или их изображения, обучаемый группирует их и собирает игрушки в одну группу, одежду — в другую.
«Отгадай загаданное». Одна группа детей загадывает слово, другая должна ее отгадать. При этом можно задавать вопросы об этом предмете, но ответы могут быть только «да» или «нет».
«Выручи инопланетянина». Один из детей выполняет роль инопланетянина, который ничего не знает о земной жизни. Ребята объясняют ему значение вещей, как ими пользоваться. Если дитя в единственном числе, инопланетянином придется стать вам. Игра развивает мышление у детей, пополняет лексический набор слов, учит связно составлять предложения и рассуждать логически.
«Составь предложение». Назовите несколько слов, связанных с одним предметов. Кроха должен составить предложение. «Ложка, еда — с помощью ложки мы едим».
Игры на соответствие.Разложите картинки, например, животные и их любимая еда (медведь — мед, белка — шишки, кошка — молоко). Дошкольник составляет эти пары. Варианты этой игры — животные и их жилища, инструменты и что с ними делают, мамы и малыши.
«Продолжи ряд». Нарисуйте бусы в разноцветными бусинками. Ученик должен продолжить рисунок, соблюдая последовательность. Если у вас есть набор бусинок, можете их нанизывать: это будет еще полезнее, так как развивает мелкую моторику.
«Противоположности». Вы называете слово, малыш находит противоположное к нему. «Большой — маленький», «добрый — злой», «черный — белый».
«Угадай предмет». Выбираете вещь, который есть в комнате, описываете его, кроха должен угадать, о чем идет речь.
«Что пропало». Выкладываете несколько предметов. Просите малыша закрыть глаза, за это время убираете что-то одно: дошкольник должен вспомнить расположение вещей, и назвать, чего не хватает.
Если у вас нет времени придумывать игру, можно воспользоваться готовыми наборами. Например, мышление у детей дошкольного возраста отлично развивают пазлы, судоку, ребусы. Конечно же, выбирайте их соответственно возрасту и постепенно усложняйте. Старшим дошкольникам могут понравиться шахматы, шашки, домино.
Мышление у ребенка — это результат умственного труда малыша и воспитания родителей, увлекательный процесс познания окружающего мира. Подберите свою программу упражнений, чередуйте их, чтобы обучение проходило легко и весело.
Заключение
Дошкольный период — часть жизни, когда человек приобретает новые навыки, знания и умения, раскрывает таланты, развивает интеллект. Одна из важнейших психических функций — мыслительная, помогает ему в этом процессе. Мышление у детей дошкольного возраста развивается по своим правилам.
Обучающую деятельность нужно вести, учитывая не только возрастные, но и индивидуальные особенности вашего будущего ученика. Тренируйте мыслительные способности, давайте ему свободу действий в изучении мира. Не забывайте о воспитании, но не создавайте ограничения вокруг, которые не позволят малышу использовать весь свой потенциал.
На зацикливайтесь на результате: главное — чтобы и вы, и дитя получали удовольствие от совместных занятий. Необязательно выделять отдельное время: вы можете придумывать задания, когда гуляете на улице, готовите еду, купаетесь. Так вы проведете время не только интересно, но и с пользой.