Принципы эстетического воспитания — Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте


Формирование эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетическое воспитание не является врожденным. Она начинает формироваться в раннем детстве в социальной среде. Активное и компетентное педагогическое руководство имеет решающее значение для формирования эстетической чувствительности. В процессе эстетического развития дети постепенно овладевают основами эстетической культуры, эстетического восприятия, представлений, понятий, интересов, суждений, потребностей, чувств, творчества и художественной деятельности. Динамика становления эстетической чувствительности и формирования эстетической культуры предполагает прохождение нескольких этапов, непосредственно связанных с особенностями развития ребенка в определенном возрасте.

Особенности раннего детского развития целесообразно рассматривать как пропедевтический период к эстетическому принятию окружающего мира. Этот этап начинается с формирования сенсорной чувствительности и последующей эмоциональной «реакции» на знакомство с наиболее яркими качествами и характеристиками предметов, которые окружают ребенка. С раннего детства он обращает внимание на все красивое, яркое, красочное и блестящее. Эстетическое восприятие окружающей среды имеет свои специфические особенности. Для ребенка наиболее важным является сенсорная форма вещей, а именно их форма, цвет, звук, запах. Поэтому эстетическое воспитание ребенка требует определенного уровня развития сенсорной культуры.

Ребенок воспринимает красоту как единство содержания и формы. Форма — это единство линий, звуков, цветов. Но эстетический ребенок может воспринимать только тогда, когда восприятие эмоционально окрашено, потому что эстетическая оценка тесно связана с чувствами и эмоциями. Эстетические чувства отличаются тем, что они сопровождаются встречей с прекрасным светом духовного возбуждения и бескорыстной радости. Таким образом, можно сделать вывод, что важным компонентом формирования эстетических чувств является эмоциональная реакция на воспринимаемый объект. Но полноценное формирование эстетических чувств не может происходить при абстрактном, «пассивном» восприятии действительности.

Важное значение для формирования и развития эстетических чувств имеет и занятие в дошкольном возрасте. В раннем возрасте формируются приемы подражания различным видам примитивных игр и художественной деятельности, развивается чувство удовлетворения не столько от совершения деятельности, сколько от достигнутого результата.

Развитие языка способствует усвоению названий гораздо большего количества опорных знаков, эстетических качеств через сравнение: грязный — чистый, маленький — большой, грустный — веселый, уродливый — красивый и т.д.

Необходимо обратить внимание на то, что в большинстве случаев дошкольники не могут разделить понятия «правильно» и «красиво», что является большим потенциалом для реализации как нравственных, так и эстетических воспитательных задач. В дошкольном возрасте эстетическое воспитание детей осуществляется родителями скорее «интуитивно», чем целенаправленно. Но в то же время эстетическое воспитание в семье играет важную роль в эстетическом развитии ребенка-дошкольника и формировании его личности, несмотря на то, что родители не обладают педагогическими и методическими навыками. В семье семейные традиции являются основой эстетического воспитания, осуществляя преемственность между поколениями, формирование эстетических ценностей, образцов для подражания и опыта. Поэтому также важно проводить разъяснительную и методическую работу с родителями дошкольников по эстетическому воспитанию.

В условиях дошкольного образовательного учреждения происходят последующие изменения в эстетическом развитии ребенка. Ребенок становится более восприимчивым к определенным элементам художественной формы, таким как цвет, ритм и рифма. Дети также начинают по-разному реагировать на саму работу. Их мотивация оценивать художественное произведение носит светский или субъективный характер. Дети младшего возраста обычно замечают отдельные черты явления, выражают свои мысли кратко и иногда используют очень конкретные оценки.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость. При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус. При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Задачи эстетического воспитания дошкольников

Полноценное и гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, иерархия ценностей, нравственная оценка действительности и активная жизненная позиция определяют всесторонне развитую личность, нравственная составляющая которой зависит в первую очередь от эстетического воспитания. Воспитатель детского сада должен помочь детям перейти от восприятия прекрасного и эмоциональной реакции на объекты эстетических чувств к пониманию, к формированию эстетических понятий, мнений, идей, оценок, к формированию шкалы ценностных отношений. Эстетическое воспитание — это кропотливая работа воспитателя, которая должна проводиться ненавязчиво и систематически, чтобы научить детей эстетически воспринимать окружающий мир, переживать его, изменять, научить создавать общую систему эстетических норм и переживаний, которая должна стать основой эстетической культуры, необходимой для гармоничного развития личности дошкольника, как и все другие личностные качества.

Целью эстетического воспитания является развитие у детей способности видеть красоту окружающей их жизни и создавать, преобразовывать ее. Исходя из цели, задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы.

Развитие эстетического восприятия, художественно-эстетических навыков, деятельности основано на развитии в необходимое время сенсорных систем, работе различных анализаторов, способных обеспечить необходимую точность и тонкость различения.

При выполнении заданий эстетического воспитания у детей развиваются такие личностные качества, как инициативность, предвосхищение результатов, стремление к ним, способность мечтать. Поэтому первая группа заданий направлена на формирование эстетического отношения дошкольников к окружающей действительности. В эту группу входят задания, способствующие развитию эстетического сознания и восприятия детей дошкольного возраста. Можно выделить следующие задачи:

  • Формирование и развитие сенсорного восприятия;
  • Развитие способности видеть, понимать и чувствовать эстетическую красоту природы, действий людей и искусства.
  • Ознакомление с системой эталонных качеств и признаков личности, с постепенным включением этих названий в активный словарь дошкольников;
  • Дать детям дошкольного возраста знания о красоте;
  • Становление эстетических знаний и суждений, идей и концепций, которые в свою очередь определяют эстетические вкусы и оценки, потребности и интересы;
  • Формирование и развитие эстетических эмоций и чувств у детей дошкольного возраста: Способность эмоционально реагировать на красивое и некрасивое, смешное и грустное и т.д.
  • Развитие художественного вкуса, желания и потребности изучать прекрасное.

Определенные задачи предусматривают их решение с помощью соответствующих средств и методов. Как считал А.С. Макаренко, методы — это средство воздействия на личность, способы, с помощью которых происходит целенаправленное педагогическое влияние на сознание и поведение учащихся. Для выполнения заданий первой группы целесообразно использовать такие методы, как наблюдение, демонстрация, пример взрослого, анализ.

Метод экспозиции фактически находится при первой встрече и знакомстве с предметом эстетической реальности. Педагог должен продумать объект демонстрации и организовать урок так, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что они видят или слышат. При реализации этой группы методов воспитатель должен уметь выразить свое чувство, свое отношение, он должен уметь выражать свои чувства по-разному, например, выразительность при чтении поэтического произведения, искреннее восхищение красивой вещью или искреннее разочарование от небрежности в одежде. Способность взрослого ярко выражать свои чувства и эмоции является активным методом воздействия на дошкольника, поскольку основана на подражании детству.

Цели и задачи

Цель формировать адекватное эстетическое отношение к окружающему, научить маленького человека видеть, понимать красоту. Воспитание формирует восприятие, воображение, развивает память, чувства, интересы, склонности, способности. Помогает сформировать активное позитивное отношение к повседневной жизни.

Задачи:

  • сформировать представление о ценностях прекрасного, красивого, изящного, гармоничного;
  • формировать восприятие прекрасного в искусстве, повседневной жизни;
  • влиять на эмоциональную отзывчивость, навыки сопереживания, чувство вкуса;
  • закладывать основы творчества, художественного обучения.

Результатом воспитания становится:

  • общее понимание доброго, прекрасного, правильного;
  • восприятие формы, содержания;
  • соучастие, сопереживание;
  • яркость выражения эмоций, впечатлений, воображения.

Подробнее читайте Содержание, цели и задачи эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с принципами современной педагогики. Соответственно, эстетическое воспитание, его формы, методы и средства должны соответствовать главной цели — воспитанию всесторонне развитой, активной, социально заинтересованной личности, обладающей не только зачатками эстетического суждения и чувства, но и высокой степенью эстетической культуры.

Удобно подчеркнуть основные принципы, лежащие в основе современных концепций эстетического воспитания.

1) Принцип непрерывности

Прежде всего, это принцип преемственности культурных компонентов эстетического воспитания дошкольников. Этот принцип предполагает неразрывную связь народной эстетической культуры, современного искусства и лучших традиций прошлого с основными принципами эстетического воспитания.

2) Принцип научности

Принцип научности в эстетическом воспитании должен основываться на четком видении, анализе достигнутого, предсказуемых результатах и прямой связи с целями, значимыми для общества. Этот принцип подразумевает приобретение молодым поколением строго научных знаний в соответствии с особенностями современного искусства и этапом его развития.

3) Принцип систематичности и программности

Рассматриваемый принцип предполагает последовательность и единообразие в получении знаний, навыков и эстетического воспитания в соответствии с возрастным уровнем развития и использованием содержания, форм и методов обучения.

4) Принцип сложности

Принцип комплексности эстетического воспитания должен быть связан с гармоничным, целостным развитием личности, которое должно осуществляться в двух направлениях. Во-первых, эстетическое развитие влияет на формирование личности ребенка и развитие определенных аспектов личности, качеств и способностей. Во-вторых, само формирование личности ребенка дошкольного возраста оказывает существенное влияние на его систему ценностей, взглядов, норм и идей, которые в то же время обладают эстетическими свойствами.

5) Принцип единства

Принцип единства обучения и развития творческого потенциала дошкольников предполагает тесную взаимосвязь между обучением и формированием самостоятельного художественного творчества детей. Эти процессы не рассматриваются отдельно, так как креативность формируется в процессе приобретения знаний, умений и навыков в образовании, а образование приносит большие результаты, когда рассматриваются творческие способности.

Взаимодействие творческого и учебного компонентов меняется в зависимости от учебной задачи: чем меньше освоен предмет, тем проще творческий элемент; чем лучше освоен предмет, тем шире поле его сочетания с творческими задачами.

Основным способом эстетического развития ребенка дошкольного возраста является развитие его творчества и самостоятельной художественной деятельности. Все рассмотренные принципы тесно связаны между собой и определяют направление и планирование педагогического процесса.

Воспитание отношения к прекрасному. Когда начинать?

Уже с ранних лет жизни маленьких детей привлекают интересные яркие игрушки, предметы. Они вызывают чувство радости, ярко выраженного удовольствия. Начинает формироваться понятие красивый. Играя, слушая сказки, разглядывая картинки животных, дети получают много положительных эмоций. Эти эмоции фундамент для формирования более сложных качеств, отвечающих за понимание прекрасного. Несознательное восприятие прекрасного постепенно переходит к сознательному гармоничному вкусу, развитию творческих способностей. Задача взрослых на этом моменте развития помочь ребенку, направить его в правильную сторону.

Каждое дошкольное учреждение имеет потенциал для развития всех важнейших качеств личности. Правильная построенная схема воспитания с содействием семьи гарантирует формирование ребенка как эстетически развитого гражданина общества.

Произведения искусства важнейшее средство воспитания

Искусство неисчерпаемый инструмент нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Оно учит ценить красоту, быть добрым, отзывчивым. Результатом общения с шедеврами мирового и национального искусства становится духовное обогащение ребенка. Детям уже доступны многие формы художественного искусства: литература, живопись, архитектура, скульптура, кино и театр. Пользоваться ими в воспитательном процессе обязательно.

Произведения искусства можно использовать как при проведении занятий, самостоятельной деятельности, так и при оформлении помещений в дошкольном учреждении. Для разных детей подбираются произведения, соответствующие их возрасту. Подходят иллюстрации из сказок, натюрморты и пейзажи, небольшие произведения скульптуры (статуэтки из дерева, гипса), разнообразные формы декоративного искусства. Все мероприятия обязательно сопровождаются музыкой.

Эстетика быта первое средство воспитания

Чистота, порядок в дошкольном учреждении это не только поддержание санитарных, гигиенических норм. Это важная часть воспитания, способствующая тому, чтобы ребенок сам начинал осознавать красоту окружающего его мира с ранних лет. Появляется стремление беречь все красивое, что он видит вокруг себя. Поэтому оформление всех помещений учреждения лучше делать в стилистически выдержанной линии. В группах любого детского сада и других помещениях обязательно должны находиться рисунки других детей, поделки, произведения народного творчества.

При оформлении помещений желательно помнить следующие принципы:

  • Практическая оправданность обстановки;
  • Соблюдение чистоты;
  • Красочность;
  • Контрастность в оформлении, необходимая для того, чтобы ребенок быстро находил понравившийся ему элемент;
  • Объединение всех элементов как единый ансамбль.

Методы воспитания в ДОУ

Существует огромное количество методов формирования у детей правильного отношения к прекрасному:

  • Общие: убеждение, упражнение, проблемные ситуации, использование эмоционального отклика;
  • Зависящие от направленности воспитания методы приобщения к конкретному виду искусства;
  • Методы обучения художественной деятельности: ознакомление с приемами, образец, указания, советы, самооценка.
  • Методы развития творческих способностей проблемно-поисковые методы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]