Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте


Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте

Татьяна Грязнова

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте

Доклад

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна Дзержинск 2019

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2. ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИе

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею»

— все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объёме развивают речь ребёнка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду. Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Благодаря произведениям, ребёнок познаём мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно поэтому педагоги могут оказывать позитивное влияние на детей через детский спектакль.

Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Обязателен просмотр иллюстраций в детских книгах или просто картинок, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями на физкультурных и музыкальных занятиях передавать настроение и характер героев.

После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причём никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринуждённо поправить ребёнка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Вначале фрагменты из произведений используются, как упражнение, постепенно задания усложняются.Перед воспитателем встают две основные задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны, и, во-вторых, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем, о ком он услышал. После такой подготовки всё произведение разыгрывается целиком. Нельзя делить детей на «артистов»

и
«зрителей»
, т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как
«играют»
другие.

Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Почти все дети хорошо говорят, но у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.

ИГРА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)

. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Особенность
театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события,во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют,как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру)

показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых
театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый — типа петрушки — театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо,где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма — большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони.Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

В театрализованныхиграх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Особо следует отметить роль театрализованныхигр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело — спектакль)

. По аналогии с опытом собственных
театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В, такого рода, играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления,например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка,в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В процессе театрализованных игр:

расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

стимулируются мыслительные операции;

происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;

активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

развивается эмоционально-волевая сфера;

происходит коррекция поведения;

развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Правила подготовки к спектаклю:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях.

Этапы работы над спектаклем

Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение.

Деление на эпизоды и пересказ их детьми.

Работа над эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

Поиск музыкально-пластического решения отдельных этюдов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях)

.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями. Уточнение темпоритма спектакля.

Премьера спектакля. Обсуждение с детьми, зрителями.

Повторный показ спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, а также стенда или альбома с фотографиями.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Игра –драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности.

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованные занятия всесторонне развивают ребёнка. Они дают возможность часто и ненавязчиво давать знания детям по сенсорике, математике, знакомить их с окружающим миром, совершенствовать движения, моторику пальцев, приобретать умение в изодеятельности. Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходимо не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Причём чем меньше ребёнок, тем определённее, акцентированнее должно быть чтение.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее)

; на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников (методическое пособие, М, — 2006.

Боровик Т. А., Жилин В. А., Тютюнникова Т. Э. Использование элементов орф-педагогики педагогов-новаторов в постановке театрализованных игр, СПб, — 1999.

Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду (методическое пособие, Ниж. Новгород, — 2008.

Технология проблемно – развивающего обучения в практике применения театрализованных представлений в дошкольных учреждениях (методическое пособие, СПб, ВЛАДОС, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

“Чей это голос?”

(Театрализованная мини-игра для детей младшего дошкольного возраста)

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся маски или мини-костюмы (отличительные признаки: хвосты, лапы, уши и усы)

: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор масок или костюмов вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.

В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде)

звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.)

А тонким голосом кто мяукает?
(Котенок.)
У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.)
Му-у-у — кто так мычит? (Корова.)

А кто у нее детеныш?
(Теленок.)
Каким голосом он мычит?
(Тоненьким.)
Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.

Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.)

А кто квакает тоненько?
(Лягушонок.)
Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

В таких театрализованных мини – играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).

От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

«Ветер»

(Театрализованная игра для детей младшего дошкольного возраста)

Цель театрализации: Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал)

.

Организация деятельности.

Один из ребятишек исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова,сказанные воспитателем:

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался — скок да скок —

Белый маленький клубок,

Дети медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.

ДЕТСТВО-ГИД

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности дошкольников.

Задачи — формирование у дошкольника устойчивого интереса к художественной литературе и театру; развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности детей посредством театра. Занятия По содержанию — типовые, доминантные, тематические, фрагментарные (на др. занятиях), интегративные, репетиционные. Называют их так в зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое включает в себя все виды театрально-художественной деятельности. В доминантном преобладает какой-либо вид (танцевально-ритмическая деятельность или театральная игра). На тематическом выбирается одна тема, которая объединяет все виды театрализованной деятельности. Интегративное содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности (изготовление афиш, кукол, костюмов, декораций, рисование персонажей и т.д.). Фрагментарное используется как структурная часть на другом занятии (речевом, музыкальном). Репетиционное включает непосредственную подготовку к спектаклю.

Структура занятия: 1 часть. Театральная игра — направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Общеразвивающие и специальные театральные игры развивают творческие способности дошкольников.

Общеразвивающие игры для детей Упражнение со стульями Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. Ход: По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик (квадрат), самолет, автобус. Передай позу Цель: развивать память внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку. Ход: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает позу и фиксирует ее, показывает первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза первого и последнего ребенка. Детей обязательно следует поделить на зрителей и исполнителей. Специальные театральные игры для детей Для того, чтобы перейти к работе над этюдами и спектаклями, необходимы специ-альные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Угадай, что я делаю Цель: объяснить заданную позу, развивать воображение, память. Ход: педагог предлагает принять определенную позу и объяснить ее. 1. Стоять с поднятой рукой. Варианты ответов: кладу книгу на полку, вешаю куртку, украшаю елку и т.д. 2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка. 3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку, рисую мелом. 4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок. Одно и то же по-разному Цель: развивать умение оправдывать и объяснять свое поведение, свои действия нафантазированными причинами, предлагаемыми обстоятельствами, развивать воображение, веру, фантазию. Ход: детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек идет, сидит, бежит, слушает и т.д. Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается. Дети делятся на 2-3 творческие группы, каждая получает определенное задание. 1 — сидеть. Варианты: сидеть у телевизора, в цирке, в кабинете у зубного врача и т.д. 2 — идти. Варианты: идти по дороге, а вокруг лужи и грязь, по горячему песку, по уз-кому мостику, по горной тропинке. 3 — бежать. Бежать, опаздывая в театр, от злой собаки, попав под дождь и т.д. Превращения предмета. Цель: развивать сообразительность, воображение и фантазию. Ход: предмет кладется на стул в центре круга или передается от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение. Варианты: 1. карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, зубная щетка 2. маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, цыпленок, колобок Затем можно переходить к этюдам («учение» — фр.) Он выполняет роль предварительной тренировочной работы. Это — маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предполагаемых ситуациях, обстоятельствах, условиях. Темы должны быть близки и понятны детям — Ссора, Встреча, Знакомство, Угощение, Разговор по телефону и т.д. Можно предложить этюды на основные эмоции: Грусть, Гнев, Радость, Удивление, Страх. Можно на пять органов чувств: Слух, Зрение, Обоняние, Осязание, Вкус. Например, попробовать на вкус горькое лекарство, конфету; ощутить запах краски, готовящегося пирога. Все они развивают умение передавать определенное состояние с помощью мимики и жестов, а также логику поведения. Следующий этап: сочинение этюдов по сказкам. Дети должны выбрать эпизод из сказки и сочинить по нему этюд — Колобок и Лиса, Красная Шапочка у бабушки…

2 часть. Ритмопластика — включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые развивают ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Кактус и ива Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться в пространстве, координировать движения. Ход: по сигналу дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде кактус — останавливаются и принимают позу кактуса — ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты к друг другу, пальцы растопырены, мышцы напряжены. По хлопку движение возобновляется, затем команда — ива — руки расслаблены, висят, голова висит, мышцы расслаблены. Снеговик Цель: напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук, ног, шеи, корпуса Ход: дети-снеговики. Ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и вытянуты вперед, мышцы напряжены. «Пригрело солнышко, под его теплыми лучами снеговик начал медленно таять» Дети постепенно расслабляют мышцы, опускают руки, при-седают на корточки, падают на пол.

Музыкально-пластические импровизации (музыкальное развитие) Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение муз. произведений. Потеря — ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики создают мини-этюд на заданную тему? Подарок — передают радостное настроение в связи с полученным подарком. Утро — дети лежат на ковре (спят), ощущают как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глазки, потягиваются, поднимаются, подходят к окну, любуются утром.

3 часть. Культура и техника речи (развитие речи)- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции, интонации. В этот раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию. «Игра со свечкой» — подуть, но не погасить пламя. Задача — развивать правильное речевое дыхание. «Мыльные пузыри» — на ровном выдохе выдувать пузыри, стараться, чтобы они становились больше, и отрываясь, — улетали. Зарядка для губ — «Веселый пятачок»: 1. на раз губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка, на два — растяги-ваются в улыбке, не обнажая зубов, 2. сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево, 3. пятачок делает круговые движения сначала в одну, затем в другую сторону. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

4 часть. Основы театральной культуры — включены следующие темы: — особенности театрального искусства — виды театрального искусства — рождение спектакля (кто принимает участие — осветители, гримеры и т.д.) — театр снаружи и изнутри — культура зрителя

5 часть. Работа над спектаклем 10 основных этапов работы над спектаклем: 1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми. 2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, придумывая им название. 3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные, но привлекать постепенно надо всех. 4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. 5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит несколько раз, это позволяет детям выучить практически все роли. Педагог, учитывая речевые, пластические, актерские возможности детей, уже может наметить 2-3 исполнителей, способных справиться с ролью. 6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление отдельных мизансцен. Ребенку в силу возраста еще тяжело перевоплощаться. Он может основываться только на своем опыте. Помогите ему вспомнить ситуации или чувства, похожие на ощущения героев. Но не навязывайте свои образцы поведения. 7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декора-ций и реквизита, музыкальным оформлением. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов других исполнителей, а искали собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не загораживая друг друга. Всякое удач-ное решение надо поощрять, отмечать. 8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита, декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива общих репетиций может быть от одной до трех. 9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми. Обсуждение не нужно проводить сразу после спектакля. Но на следующий день надо выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Педагог, указывая на недостатки, с тоже время должен похвалить, отметить наиболее удачные моменты выступления. 10. Повторные показы. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, альбома с фотографиями. Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новое звучание.

Обязательно нужно показать спектакль родителям.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития дошкольников Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников Театрализованная деятельность в детском саду Художественно-игровая деятельность дошкольников >

Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе

Перспективы образования » Театрализованная игра как средство эстетического воспитания » Понятие «театрализованная игра», ее виды, значение и место в воспитательном процессе

Страница 2

В толковом словаре С.И. Ожегова театрализованная игра или игра-драматизация трактуется как умение «переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы в качестве рода литературных произведений, написанных в диалогической форме и предназначенных для исполнения актерами на сцене».

Театрализованную игру как «предэстетическую» деятельность, одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей определяет А.Н. Леонтьев .

Театрализованные игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему или сюжет различает Т.А. Куликова. Она разделила театрализованные игры на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм детском саду Т.А. Куликова относит настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок не является действующим лицом, он изображает персонажа интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена, ведь он действует неподвижной или малоподвижной игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Различные иды театрализованных игр выделяет Л.В. Артемова, отличающихся художественным оформлением и спецификой детской театрализованной деятельности:

Игры-драматизации. В них дети представляют спектакль сами, каждый ребенок выполняет свою роль. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства (например, маска). Создать образ ребенок должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Пальчиковый театр. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но как в драматизации сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей.

Театр петрушек (куклы би-ба-бо). В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев кисти руки. Куклы би-ба-бо обычно действуют на ширме.

Театр марионеток. Их водят по площадке, сцене, дергая сверху за нитки, веревки, закрепленные на планках.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. В этих играх дети используют плоскостные фигурки или картинки. На фланелеграфе или экране дети показывают сказку, рассказ. Все картинки – персонажи и декорации, необходимо сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Желательно использовать элементы декорации: 2-3 дерева, лужайку, ручеек.

К стендовым театрализованным играм Л.В. Артемова относит:

Стенд – книжка. Автор отмечает, что динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Укрепить ее нужно на нижней части доски. По ходу игры ведущий переворачивая листы стенда-книжки, демонстрирует различные сюжеты, встречи, события, которые происходят в игре.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки. Разнообразные по форме экраны позволяют создать «живые» картины, которые удобно демонстрировать всей группе детей.

Теневой театр. Для которого, как считает Л.В. Артемова, необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черты плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук .

Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др. выделяют как характерную особенность театрализованных игр литературную или фольклорную основу их содержания и наличие зрителей . Эти исследователи также разделяют театрализованные игры на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

Страницы: 2

Статьи о педагогике:

Эмоции и чувства Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты практической деятельности человека. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость …

Психолого – педагогические особенности развития младших школьников Изучение иностранного языка стало актуально для младших школьников, но необходимо помнить о психолого – педагогических особенностях данного возраста. На этом этапе обучения детей интересует все новое, яркое, интересное. В раннем школьном возрасте у ученика так развивается процесс мышления, что чужо …

Влияние стиля семейного воспитания на поведение подростка во фрустрирующих ситуациях Подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Часто бывает трудно определить четкие границы этого периода. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Этот период называют самым трудным из возрастов человека. Сра …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]