Что такое радуга?
Итак, как объяснить ребенку что такое радуга? Люди издавна пытались понять природу этого невероятного явления. Но раньше таких познаний о мире, как сейчас, не было. Сказать точно, что это такое было невозможно. Поэтому с радугой связано множество легенд. К примеру, в Древней Греции считалось, что радуга – это мост, соединяющий небо и землю, по которому ежедневно путешествовала к людям посланница от богов Ирида. В Древней Индии радуга – это лук бога грома и молнии Индры. А в Китае верили, что радуга – это небесный дракон, который охраняет небо и землю.
Древние славяне считали радугу также мостом, который соединял небо и землю, по которому к нам на землю с небес спускались ангелы набрать воды из реки или озера. Набранную воду они потом переливали в облака, из которых шел живительный дождь.
Многие народы до сих пор считают радугу дурным предзнаменованием. Радуга представлялась как мост, по которому душа умершего переходит в другой мир, и когда на небе появлялась радуга, это означало чью-то близкую смерть.
Но все это не более, чем мифы, которые не имеют под собой никакого обоснования. Радугу также связывали с некоторыми другими природными явлениями. К примеру, появились приметы, связанные с предсказанием погоды: если радуга высокая и крутая, то будет хорошая ясная погода, а если она низкая и пологая, то погода испортится.
Самым первым ученым, открывшим миру понятие радуги, был древнегреческий мыслитель Аристотель. Он первым осознал и поведал всем, что радуга – вовсе не обман зрения и не магия и не какая-то там материальная вещь, а сложное оптическое явление.
Откуда берется радуга?
Радуга возникает в то время, когда солнечные лучи проникают сквозь капельки воды в воздухе, в результате чего преломляются и образуют удивительный спектр цветов — радугу.
Это природное явление возникает тогда, когда сквозь тучи пробивается солнце, вот-вот пойдет дождь или он только что закончился. Лучики солнца пронизывают капельки дождя, которые в свою очередь работают как рассеиватель, как фильтр, по-научному «призма», разбивающая белый свет солнечного луча на разные цвета. Капли воды отклоняют свет на разное расстояние, поэтому и получается разноцветная полоска, которая в науке называется «спектр». Радуга имеет сферическую форму, которая возникает из-за формы капельки.
Как запомнить порядок цветов на радуге?
Самые внимательные уже обратили внимание, что радуга состоит из 7 цветов, которые идут в строго определенном порядке. Как просто запомнить этот порядок? Предлагаем вам это сделать с помощью трех простых шутливых предложений:
- Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь.
- Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
- Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки.
Как сделать радугу в домашних условиях?
- Опыт «Радужная пленка». Нам пригодится тарелка с водой и прозрачный лак для ногтей. Капнем капельку лака в миску с водой, понаблюдаем, как на поверхности образуется пленка. А теперь поднесем ее к источнику света. Когда на водную гладь с пленкой попадет луч света, вы увидите радугу!
- Опыт «Радужный диск». Очень простой опыт! Берем диск CD или DVD, направляем на него свет и наслаждаемся увиденным. Прямо на поверхности диска и отразится весь спектр радуги.
Мы с сыном проводили такой опыт и были в невероятном восторге от красоты и яркости увиденной радуги. Этот опыт среди прочих отражен в моем Буквограде.
- Опыт с мыльными пузырями. Нам понадобится баночка с мыльными пузырями и свет. К примеру, можно сделать это возле окна в солнечную погоду или возле яркой лампы. Выпускаем мыльные пузыри и смотрим на них. Увидели, что они переливаются всеми цветами радуги? Верно, мыльный пузырь – это тоже призма!
А еще весьма увлекательным творчеством может стать радужное рисование. Для него используются краски и обычная губка. Переливы цветов получаются плавными, почти как в настоящей радуге! Подробнее об этом рисовании я рассказывала в этой статье.
Подытожим что такое радуга для детей: радуга – это не магия, хотя… в каждом явлении природы, есть чудо… Радуга — это сложное явление, которое возникает только при определенных условиях: после дождя или перед дождем, когда при этом из-за туч выглядывает солнышко. Однако сложность устройства радуги никогда еще не помешала никому радоваться и удивляться ее поразительной и неповторимой красоте.
Рабочая программа по программе «Радуга», старшая группа.
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
По итогам освоения Программы «Радуга» ребенок:
имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении; проявляет индивидуальный интерес к какой-то форме двигательной активности (спорт, хореография);
владеет основными культурно-гигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их реализует в своей жизнедеятельности;
понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет соответствующее возрастным возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых людей; познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках — книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов;
самостоятелен и одновременно умеет обращаться ко взрослым за помощью;
заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы, театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира, природы;
общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации, способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно может изменять его;
Стихи про радугу
Рассказывая что такое радуга детям, включите в свой рассказа поэтическое вдохновение поэтов всех времен и народов, вдохновленных разноцветной дугой на небе.
* * *
Зацепилося за тучку И висит над нами. Разных семь у ней полосок, Мы их сосчитали!
Кто ответит на вопрос: Что это такое? Это чудо — кто принёс? Красивое какое!
Угадали! Да-да-да, Это радуга-дуга!
Солнце с дождиком играли И игрушку потеряли, И теперь для всех она С голубых небес видна!
Радуга
Александр Бывшев
Над землёю коромысло Разноцветное повисло. Льются вешние лучи, В них купаются грачи.
И омытые водою Долгожданной дождевою Шепчут радостно луга: «Здравствуй, радуга-дуга!»
Радуга
Инна Гамазкова
Петух увидел радугу: — Какой красивый хвост! Баран увидел радугу: — Какой высокий мост!/ И конь глядит на радугу: — Подкова велика… Река глядится в радугу: — И в небе есть река?
Радуга
Владимир Степанов
Радуга в небе весеннем висела, Весело с неба на землю смотрела. Радостно мы улыбались в ответ: — Радуга – радуга, цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела, С неба на землю недолго смотрела: Растаяла … Что же на память она всем Оставила?
Красные маки, Желтый песок Зеленый зажегся На ветке листок.
Жук фиолетовый Греет бока Синяя плещет Река в берега.
Оранжевым солнцем Согреты леса А у скворца Голубые … глаза.
* * *
Инна Кульская
Небо подпоясано Радугой-дугою. И сквозь тучи глянуло Солнце золотое.
На асфальт посыпались Яркие дождинки Прыгают мне на руки, На мои ботинки.
* * *
Радуга – радуга, лента разноцветная! Семь цветов у радуги, все цвета заметные! Ты всегда нарядная, звонкая, как песенка. Хорошо по радуге, прокатиться весело!
Комовская Н.
* * *
— Радуга, скажи, Какая сила Все твои цвета Соединила? — Это дружба, — Радуга в ответ. — Дружат краски в радуге, Ребята. Крепкой дружбой Радуга богата, Ясный излучающая свет.
Байрамов Н.
* * *
Радость, видите, какая! В небе радуга сияет! Краски дивной красоты У небесной РА-дуги. Семь цветов сложились вместе, Словно ноты в дружной песне. Здесь и Солнце в жёлтом цвете, Зелень всех лесов планеты, Синь небесной глубины, Фиолетовые сны. Кто доверил нотный стан Всем цветным карандашам?
Вита Е.
* * *
На небе радуга сияет и блестит, Как будто нам по ней проход открыт. Луч многоцветный опустился из небес, В прекрасной радужной пыли сияет лес.
Листва мерцает, словно изумруд, Отсветы радуги видны и там и тут, Лес в сказку погрузился и затих, Он хочет задержать чудесный миг.
Наукой всё для нас давно объяснено, Но до конца понять природу не дано. Завидев радугу в небесной синеве, Мечтаем мы, что это символы извне.
Восторг уносит нас в заоблачный полёт, Быть может, там разгадка чуда ждёт. Нам светит радуга, свежа и хороша, От ярких красок счастьем светятся глаза.
Мордовина И.
* * *
Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облака ушла — Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье Какая нега для очей! Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей! Смотри — оно уж побледнело, Ещё минута, две — и что ж? Ушло, как то уйдёт всецело, Чем ты и дышишь и живёшь.
Фёдор Тютчев
* * *
В небе гром, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит, В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей Выбегай из дверей, По траве Босиком, Прямо в небо Прыжком.
Ладушки, ладушки! По радуге, по радужке, По цветной Дуге На одной Ноге. Вниз по радуге верхом И на землю кувырком!
Самуил Маршак
По дорожкам радуги
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Цель
: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы по теме материала за учебный год.
Обучающие задачи
: закреплять количественный и порядковый счёт от 1 до 10 и обратно, представление о числовом ряде; закреплять навыки сравнивать количество предметов; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги; продолжать формировать представление о таблице.
Развивающие задачи
: тренировать мыслительные операции; развивать пространственное и логическое мышление, внимание, речь, любознательность, эмоции, интерес к самостоятельному решению проблемных ситуаций.
Воспитательные задачи
: воспитывать взаимовыручку, самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.
Материалы и оборудование
: проектор, презентация, мяч, мольберт, бумажные цветы с заданиями, карточки с цифрами, геометрические тела (куб, шар, призма, конус, пирамида, параллелепипед, цилиндр); блюдо белого цвета, конфеты «Скитлс», теплая вода для опыта, музыкальное сопровождение: «Радужная песенка» сл. и муз. Т. Шикаловой.
Раздаточный материал
: карточки для сравнения чисел, карточки с паспортами геометрических тел, набор цифр, карточки-таблицы, геометрические фигуры (3 синих треугольника, 3 розовых квадрата, 3 зелёных круга).
Ход деятельности
Воспитатель
: Ребята, вы умеете отгадывать загадки?
Дети
: Да.
Воспитатель
: Тогда слушайте внимательно.
Дождь прошёл. Раздвинув тучи, К нам пробился солнца лучик. И буквально на глазах Мост возник на небесах. Разноцветная дуга – Это… (Радуга
.)
Посмотрите на экран. Какая красота! Что может быть ярче радуги?
Что за чудо-чудеса В гости радуга пришла, И дорожки принесла. А дорожки не простые Все волшебные, цветные По дорожкам кто пройдёт В подготовительную группу перейдёт!
Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу?
Дети
: Да.
Воспитатель
: Ой, что произошло? Радуга исчезла! Как же мы теперь перейдём в подготовительную группу? Куда же она исчезла? (
Ответы детей
.) Интересно, нет ли здесь какого-то секрета? Посмотрите внимательно на экран! Кажется, я догадалась, куда спряталась радуга! А вы?! (
Ответы детей. Воспитатель обращает внимание детей на цветы, растущие на поляне
.) Чтобы снова появилась радуга, нужно выполнить задания по математике. Они будут очень сложные. Поэтому, ребята, будьте внимательны! Готовы? (
Да
.) Давайте постараемся. Вспомните, сколько цветов в радуге? Назовите их. (
Ответы детей
.) Все они стоят друг за другом в строгом порядке. Какой цветок мы сорвём первым.
Дети
: Красный. (
Проводится игровое упражнение «Помири цифры»
.)
Воспитатель
: Случай странный, Случай редкий, Цифры в ссоре, Вот те на! Со своей стоять соседкой, Не желает ни одна, Нужно цифры помирить. И их строй восстановить»
Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке? (Ответы детей
.) Правильно, нужно выстроить числовой ряд от 1 до 10. Возьмите цифры, лежащие на столе и выложите их в правильном порядке. Молодцы, ребята, справились с заданием и у нас появилась первая радужная дорожка – красная. (
На экране появляется дорожка радуги
.) Каким по цвету будет следующий цветок?
Дети
: Оранжевый. (
Проводится игровое упражнение «Назови соседей числа». Воспитатель показывает карточки с числами.
) Молодцы, ребята, и с этим заданием вы отлично справились. И у нас появилась ещё одна дорожка – оранжевая. (
На экране появляется дорожка радуги
.) Следующий цветок будет…?
Дети
: Жёлтый. (
Проводится игра с мячом в круге «Дни недельки». Воспитатель задаёт вопросы
.)
Воспитатель
: Сколько дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какие дни являются выходными? Назовите день недели перед средой. Назовите день недели между четвергом и субботой. Какой сегодня день недели? (
Ответы детей.
) С заданием все справились и у нас появилась ещё одна дорожка – жёлтая. Выберите следующий цветок. Какой он по цвету? (
Ответы детей. Проводится игровое упражнение «Больше – меньше – равно».
) Сравните количество предметов, используя знаки «<�», «>», «=». Сейчас мы будем работать в парах. (
Дети выполняют задание.
) Прекрасно! Ещё одна радужная дорожка появилась. Какой по цвету будет следующий цветок?
Дети
: Голубой.
Воспитатель
: Верно (
работа за столами в паре
). Ребята подойдите к столу. Что лежит на столе?
Дети
: Фигуры. (
Проводится игровое упражнение в парах «Потерялся паспорт»
.)
Воспитатель
: Давайте вспомним их названия. (
Ответы детей
.) Эти фигуры потеряли свои паспорта. Но как же нам им помочь? Выберите себе одну фигуру. Оставшаяся фигура будет моей. Слушайте подсказку. Я возьму карточку и фигуру. Так как эта фигура объёмная, я буду рассматривать её со всех сторон. Как выглядит эта фигура с боку? Сверху? Снизу? (
Ответы детей
.) Попробуем теперь найти её паспорт среди других. Когда вы найдёте паспорт, поставьте на него фигуру. Ура! У нас появилась пятая дорожка голубого цвета. (
Проводится физминутка под музыкальное сопровождение.
) Сколько цветков осталось на полянке? Какой по цвету будет следующий цветок? (
Ответы детей. В следующем задании воспитатель устно произносит текст задачи
.)
Три яблока из сада Ёжик притащил. Самое румяное Белке подарил. С радостью подарок получила белка. Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. (Дети считают и называют ответ. Воспитатель говорит следующую задачу
.)
Молодцы, ребята! Все задачи правильно решили. Наша радуга становится шире и ярче! Появилась дорожка синего цвета! У нас остался последний цветок. Какой?
Дети
: Фиолетовый. (
Игровое упражнение «Заполни таблицу»
.)
Воспитатель:
У вас на столах лежат геометрические фигуры и таблица. Нужно правильно заполнить таблицу. Слушайте внимательно. В левый верхний угол положите синий треугольник. В центре таблицы положите синий треугольник. А теперь заполните пустые клеточки фигурами, так чтобы ни в строчках, ни в столбцах они не повторялись. Получилось? Давайте проверим. Молодцы ребята! Появилась последняя дорожка радуги – фиолетовая. Посмотрите, как радуга вновь засияла! За ваши старания я приготовила небольшой сюрприз. (
В завершении проводится опыт «Радуга» с использованием конфет «Скитлс» и воды
.)
Любовь Бухалова, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №251»г. Барнаул, Алтайский край