«Технология ТРИЗ. Метод «Системный анализ». Мастер-класс для педагогов ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 «Клубничка»
Мастер-класс для педагогов
Технология ТРИЗ
Метод
«Системный анализ»
Цель мастер-класса
: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
1. Познакомить коллег с теоретическими основами технологии;
2. Дать представление о методе «Системный (морфологический) анализ»;
3. Познакомить с практическим применением метода в образовательной деятельности.
Форма проведения:
педагогическая гостиная.
Аудитория:
педагогическое сообщество.
Актуальность.
Одним из важных факторов успеха ребенка в школьной жизни является его способность к моделированию, выполнению операций сравнения, анализа, синтеза.
C малых лет ребенок начинает мыслить системно, представляя в своем воображении мир как бесконечное сочетание различных элементов-признаков, форм. Постепенно ребенок обнаруживает, что подобными элементами можно управлять: по-разному комбинировать их, заменять одни элементы другими, придумывать несуществующие в реальности объекты. Одним из интересных методов развития воображения, мышления является морфологический анализ.
Морфологический анализ положительно влияет на формирование познавательной активности дошкольника, т.е. на потребность в приобретении новых знаний, умение самостоятельно и рационально их использовать (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определенным признакам, делать выводы умозаключения).
Представляю вашему вниманию мастер-класс по использованию
метода «Системный анализ»ТРИЗ технологии.
Методморфологический анализ (ММА) очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Один из интересных методов включающих несколько мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение), автор этого метода Ф. Цвикки. Суть метода в том, что мыслительные операции осуществляются с помощью таблицы, в которой по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Его применение позволяет педагогу в доступной форме показать изменчивость признаков объектов окружающего мира даже самым маленьким детям. Данное средство формирует подвижность мышления, умение усваивать ребенком принцип вариативности.
ММА также очень хорош, для формирования элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, подготовка к обучению грамоте, в проектной деятельности, изобразительной и музыкальной деятельности и т. д.
Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми»
Транскрипт
1 Мастер-класс «Использование элементов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» провела: Игнатьева Л.А. воспитатель МКДОУ Здвинского детского сада «Светлячок» Цель: повышение компетентности педагогов путем применения в образовательной деятельности элементов ТРИЗ, направленных на развитие познавательной активности дошкольников. Задачи: 1. Познакомить педагогов с методом «Системного оператора» и правилами игр ТРИЗ технологии. 2. Совершенствовать навыки использования игрового оборудования. 3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к ТРИЗ -технологии. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» (Слайд 1) Так что же такое ТРИЗ? (это теория решения изобретательских задач) ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить еѐ эффективность. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше». Так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. (Слайд 2)
2 Данную технологию можно использовать практически во всех видах детской деятельности: как в образовательной деятельности, так и в играх и в режимных моментах. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию это возможность для самостоятельного поиска ответов на вопросы, решения задач, анализа, а не повторение детьми готового материала. Положительные стороны ТРИЗ: (Слайд 3) У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения; ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления (возможно совершение открытия); памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Внедрение ТРИЗ нужно начинать с проведения подготовительной работы по изучению Природного и Рукотворного мира, живой и неживой природы, а также, признаков объектов окружающего мира: форма, цвет, размер, рельеф, материал, и т.д. (слайд 4 ) Признаки объектов обозначены пиктограммами, которые вы можете придумать вместе с детьми или взять готовые из пособий по ТРИЗ, либо из интернета; в течение всей работы пиктограммы не должны меняться, изучать признаки необходимо поэтапно, от группы к группе добавляя по несколько (признаков 17). Изучение каждого признака занимает от 7-5 до 2-х дней, в зависимости от возраста детей.
3 Переходя от теории к практике, хочу представить вашему вниманию следующие игры ТРИЗ, используемые мною в совместной деятельности с детьми: «Чудесный мешочек»; «Теремок» 1. Игра «Чудесный мешочек» (слайд 5 ) Цель: Эта игра позволяет учить детей описывать объект, используя признаки: цвет, форма, вкус, запах т.д. Развивать тактильные ощущения, зрительное восприятие, умение работать со схемой признака, наглядно-образное мышление, речь. Воспитывать интерес к совместным играм, умение выслушивать мнение сверстника. Оборудование: «Кубики» с карточками признаками 3 шт., чудесный мешочек с объектами. Ход игры: Дети сидят полукругом. Ребенок на ощупь угадывает объект, называет его, достает из мешочка. Бросив «Кубики» с карточками признаками, описывает объект по 3-м выпавшим признакам, называя при этом имя признака. В том случае, если ребенок не угадывает объект тактильно, то достает его просто так и дает ему описание. Например: Ребенок угадывает и достает объект. Это мяч. Выпали имена признаков: «Цвет», «Форма», «Размер». Ребенок описывает объект: «Мяч по цвету желтый с красной полоской, по форме круглый, по размеру относительно (по сравнению) с баскетбольным мячом — маленький». 2. Игра «Теремок» (по аналогии со сказкой ) (слайд 6 ) Цель: развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, стремление к поиску. Возраст лет
4 Дети «превращаются» в объекты (выбираются объекты на столе, либо в мешочке ) и приходят в теремок по принципу схожести-непохожести. Определяют, чем они похожи на предыдущий объект, т.е. «гостя» или «хозяина». Педагог начинает сказку: «Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок. Как по полю — полю, гость бежит, у ворот остановился и стучит» Объект, который «живѐт в теремке» может быть известен детям. Педагог заранее сообщает, что в теремке решил поселиться, например, мяч. «Я градусник,- говорит ребенок, — я такой же красный, как и мяч. Пусти меня к себе жить» (Мяч запускает «гостя», если ребенок не может найти сходство — помогают остальные дети) 3. Метод «Системного оператора» (слайд 7 ) Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное применение приема СО формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер). В детском саду этот прием получил название «Волшебный телевизор», или «Волшебный экран». Для детей старшего возраста доступна девятиэкранка, для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: Вертикальная и Горизонтальная трехэкранка, Пятиэкранка. Что же представляет из себя «Волшебный телевизор»? (слайд 8 )
5 Как же работает системный оператор? По сути, системный оператор это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как: Система. Это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать, имеет свою функцию (как-то функционирует) Подсистема. Это то, что входит в систему ее составляющие части. Надсистема. Это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объект. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.) Прошлое. Чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи? Настоящее. Что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции? Будущее. Что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему? Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран это выбранная для рассматривания система в настоящее время.
6 Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. (слайд 9 ) А три средних экрана на вертикальном уровне подсистему и надсистему. (Слайд 10 ) Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем помогает детям стихотворение М. Гафитулина «Что-то» (Слайд 11) Если мы рассмотрим что-то. Это что-то для чего-то. Это что-то из чего-то. Это что-то часть чего-то. Чем-то было это что-то. Что-то будет с этим что-то. Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
7 (С система) (Ф функция) (ПС подсистема) (НС надсистема) (ПрС прошлое системы) (БуС будущее системы) Обычно я загадываю детям загадку, чтобы создать некоторую интригу (сюрпризный момент). Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это Дом А теперь попробуем рассмотреть систему: Дом. В экране «Будущее» — нарисуйте дом будущего. Смотря на экраны «Волшебного телевизора» можно составить рассказ (развитие связной речи). (Слайд 11) Свой мастер-класс хочу закончить высказыванием Генриха Сауловича Альтшуллера основоположника ТРИЗ технологии. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».