Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в экологию».
Мастер-класс для воспитателей «Путешествие в экологию».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.
Задачи:
1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные)
;
2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер- класс на тему: «Путешествие в экологию»
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. В начале нашего семинара я хотела бы вам напомнить четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем»
.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться»
.
Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром»
.
Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше»
.
Человек, самонадеянно желая «улучшить»
природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
«Экологическая разминка»
1. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
2. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)
3. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба — ночное)
4. Почему красную книгу называют красной, а не зеленой? (потому что красный цвет – сигнал опасности)
5. Почему листья зеленые? (потому что в них содержится хлорофилл)
6. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
7. Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
8. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
9. Какое дерево является лучшим пылесосом? (тополь)
10. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
11. Какую траву любят кошки? (валериану)
12. Самая высокая трава? (бамбук)
13. Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
14. Какая птица не строит гнезда? (кукушка)
А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать экологический кроссворд.
По вертикали:
1. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
По горизонтали:
2. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу.
3. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (солнце)
4. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (тень)
5. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (туман)
6. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (ноябрь)
7. Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (облака)
8. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (родник)
9. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь)
Физкуль
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой»
перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
Творческое задание.
Воспитатель- профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Нужно разбиться на команды, каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Яблоко от яблони недалеко падает.
Заключение:
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Благодарю всех за участие!
Мастер-класс «Экологическая лаборатория»
Цель:
Поделиться положительным опытом педагогической работы через исследования в области экологического образования воспитанников.
Задачи:
Научить изготавливать экологически чистое мыло в домашних условиях.
Сделать моющее средство, в частности мыло, максимально полезным для кожи человека.
Научить проводить исследования с водой в интересной, доступной для обучающихся форме.
Ход мастер-класса.
Визитная карточка педагогов дополнительного образования в форме презентации (Павловой Г. Д., Алмакаевой Р. М. ).
Актуализация. Постановка проблемы: викторина «Экология нашего региона».
Информация: «Факты нашей жизни», «Это интересно знать».
Практикум по изготовлению мыла и исследованию свойств воды.
Подведение итогов: каждый участник мастер — класса получит результат своей деятельности в виде экологически чистых продуктов – мыла и воды.
Презентация «Поздравление коллег с наступающим Новым годом».
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы приветствуем вас в нашей экологической лаборатории. Сегодня вас ждёт много интересного, нужного и необходимого для нашей жизни. Встречают вас два педагога социально – педагогического отдела.
Представление презентаций педагогов дополнительного образования Павловой Г. Д. и Алмакаевой Р. М.
Наша тема связана с экологией. Мы хотим остановиться на экологии нашего региона. Знаете ли вы экологию Ульяновской области — мы сейчас узнаем.
Назовите основную водную артерию Ульяновской области? (Волга).
Сколько протекает рек и речушек по Ульяновской области? 560, 2030, 4700? (2030).
Назовите рыб, которые водятся в Волге? (Щука, лещ, судак и т. д. ).
Назовите крупные придонные рыбы? (Сом, щука, жерех).
Чем питаются придонные рыбы? (В основном — илистыми отложениями).
Какая средняя глубина Волжского водохранилища возле императорского моста? 9, 13, 21? (9 метров, 3 из которых – илистые отложения, скопление тяжёлых металлов: никеля, свинца, молибдена).
Можно ли есть такую рыбу? (Нет).
Что влияет на качество воды в реках? (Оползни; сбрасываемые в реку отходы от предприятий; зарастание мелководий; загрязнённая атмосфера; выбросы дымовых труб предприятий и автомобилей; соседство с юга – с Балаковской АЭС Саратовской области, рядом Димитровградская АЭС и Чернобыльский «хвост» даёт о себе знать).
Можно ли пить воду из крана? (Нет).
Какую воду нужно пить? (Только кипячёную, даже родниковая вода подлежит кипячению).
Какое самое загрязнённое место в Заволжье? (Район Нижней Террасы — котлован – это её географическое положение. Там скопление тяжёлых металлов на уровне 1 м. от земли. Строительства жилья на Нижней Террасе было временным, но всё превратилось в постоянное. В 60-е годы построили пятиэтажки, а микрорайон улицы Заречной строился в 80-е годы. ).
Какое самое экологически чистое место в Заволжье? (Район Верхней Террасы за счёт лесного массива и неработающих заводов).
Факты нашей жизни.
Из Федерального бюджета на программу «Охрана окружающей среды Ульяновской области» выделено 54 млн. рублей, из областного бюджета – 13 млн. рублей.
Ежесуточно в Волгу сбрасывается 3 млн. тонн отходов.
130 тысяч неочищенных стоков сбрасывает только Ульяновск.
На территории Ульяновской области действует 854 источника централизованного водоснабжения.
По индексу загрязнённости Ульяновск в Поволжье занимает 2 место после Тольятти.
Анализ качества воды ухудшился по санитарно — химическим и микро — биологическим показателям. Особые отклонения просматриваются в г. Ульяновске, Вешкаймском, Мелекесском, Старомайнском районах.
В Новом городе вода из артезианских источников, но это не значит, что её можно пить из крана.
Среди населённых пунктов Ульяновской области – неблагоприятная экологическая обстановка: посёлок Цементного завода, Новоульяновск, Димитровград.
В 70 годы очень широко применялись пестициды, а всё что в земле естественным образом попадает в водоёмы.
Фазовый контакт человека с пестицидами ведёт к изменению энцефалограммы мозга. Пестициды, попадая в организм человека, вызывают депрессии, нарушение абстрактного мышления.
Оксиды азота вызывают бронхит. Ртуть отравляет почки. Свинец вызывает рак почек, желудка, кишечника. Даже обыкновенный шум вызывает глухоту.
Фейерверки — это настоящие канцерогенные вещества.
В области ежегодно заболевают раком 1000 человек, хотя заболеваемость снизилась на немного, но смертность увеличилась за счёт позднего обращения к врачу.
Только 8% из 100 % призывников не имеет отклонений по состоянию здоровья.
В нашем регионе принята программа «Охрана окружающей среды Ульяновской области». Цель этой программы: оздоровление экологической обстановки области. Объём финансирования: из Федерального бюджета – 54 млн. руб., из областного бюджета – 13 млн. руб.
В Ульяновской области протекает 2030 рек и речушек. Основная артерия – Волга. Ежесуточно в Волгу сбрасывается 3 млн. тонн отходов. 130 тысяч неочищенных стоков сбрасывает только Ульяновск. В береговой зоне водохранилища происходит переработка берегов, подтопление, зарастание мелководий, оползни отрицательно сказываются на качестве воды. Водоохранные мероприятия не в полной мере проводятся из-за недостаточного финансирования.
Наблюдается превышение по азотной группе. Средняя глубина Волжского водохранилища около императорского моста – 9 метров, 3 из которых – это илистые отложения, скопление тяжёлых металлов: никель, свинец, молибден. Все мы знаем, что в природе существует этажность, и в воде тоже она есть. В Волге живут рыбы: самые крупные речные рыбы: щука, сом, жерех – это придонные рыбы. Они питаются иловыми отложениями, где есть тяжёлые металлы.
Можно ли есть эту рыбу? Свияга нам всё время твердит: купаться в этой реке нельзя, а ведь всё Правобережье пьёт воду именно из Свияги и мы хорошо знаем как вода пахнет хлором, а хлор даже в небольших количествах ядовит. Как пример: во время войны хлор применяли как оружие против нас. Река Сура – очень красивая, но на неё можно тоже только любоваться. Пензенский фармацевтический завод выбрасывает свои отходы и всё идёт по Суре. Рыба напичкана химическими препаратами и есть её нельзя.
На территории Ульяновской области действует 854 источника централизованного водоснабжения. Анализ качества воды ухудшился по санитарно – химическим и микро – биологическим показателям. Особые отклонения просматриваются в г. Ульяновске, Вешкаймском, Мелекесском, Старомайнском районах.
В Новом городе вода из артезианских источников, она, конечно же, чище, чем в Правобережье, но это не значит, что её можно пить из крана. В 70 годы очень широко применялись пестициды, а всё что в земле естественным образом попадает в водоёмы, так что воду из родников тоже надо кипятить. Всю воду необходимо кипятить, а потом только пить, т. к. водоохранные мероприятия, конечно же, проводятся, но в очень малой мере из-за недостатка финансирования.
На загрязнение поверхностных вод оказывает влияние загрязнение атмосферы. Выбросы оседают с осадками на землю и попадают в воду. Это дымовые трубы предприятий, автомобили. По индексу загрязнённости Ульяновск в Поволжье занимает 2 место после Тольятти.
Среди других населённых пунктов Ульяновской области – неблагоприятная экологическая обстановка: посёлок Цементного завода, Новоульяновск, Димитровград. Если говорить о радиационной обстановке, она тоже не очень оптимистична. С юга – Балаковская АЭС (Саратовская область) и мы с ней граничим.
Рядом Димитровградская АЭС. Чернобыльский «хвост» даёт о себе знать и сейчас (Карсунский, Инзенский, Вешкаймский районы).
Фазовый контакт человека с пестицидами ведёт к изменению энцефалограммы мозга. Пестициды, попадая в организм человека, вызывают депрессии, нарушение абстрактного мышления. Оксиды азота вызывают бронхит. Ртуть отравляет почки. Свинец вызывает рак почек, желудка, кишечника. Даже обыкновенный шум вызывает глухоту.
Я хочу остановиться на данных профессора МГУ, доктора химических наук Петросяна. Он говорит о том, что власть не осознаёт экологических проблем. В Швейцарии, Франции и других развитых странах закладывается 6 – 8 % бюджета на экологию, то у нас намного меньше. Сейчас уже речь идёт о том, как обеспечить Россию здоровой молодёжью. Только 8% из 100 % призывников не имеет отклонений. Мы любуемся на фейерверки – идём смотреть вместе с детьми, а это настоящие канцерогенные вещества. Генетически – модифицированные продукты ведут к снижению иммунитета.
Самое экологически чистое место в Ульяновске – Верхняя Терраса за счёт лесного массива и неработающих заводов. Самое загрязнённое – Нижняя Терраса – котлован – это её географическое положение. Там скопление тяжёлых металлов на уровне 1 м. от земли. Строительства жилья на Нижней Террасе было временным, но всё превратилось в постоянное. В 60-е годы построили пятиэтажки, микрорайон улицы Заречной строился в 80-е годы.
В структуре отклонений от ПДК первое место формальдегиды, второе – сернистый ангидрид, третье – свинец, четвёртое – оксиды азота. Неблагоприятные экологические факторы влияют на здоровье людей. Раковые заболевания растут. В области ежегодно заболевают раком 1000 человек, хотя заболеваемость снизилась на немного, но смертность увеличилась за счёт позднего обращения к врачу.
Экология — не игрушка, скоро экономику России развивать будет некому, т. к. власть не задумывается об экологических проблемах. Если не обеспечить страну, область здоровыми людьми, то инноваций в экономике никаких быть не может.
В начале лекции говорили о 54 млн. и 13 млн. рублей. Что сделали? Дамба, оползневая ситуация и очистка реки Свияга.
Весь материал — в документе.
Мир паучков и божьих коровок
Лоток от яиц хорошо подходит для моделирования. Она легко режется, прокалывается, склеивается.
Вам понадобятся:
- яичные лотки;
- проволока;
- самоклеящаяся бумага;
- акриловые краски
Для наглядности смотрите картинки поделок из природного материала.
- Лотки для яиц обработайте, распылив на них спирт.
- Отрежьте верхнюю часть полусфер. Это будет тело насекомого.
- Нанесите краску, дайте хорошо высохнуть.
- Наклейте глаза. Предварительно подготовьте их из самоклеящейся пленки.
- Нарежьте проволоку на кусочки длиной 3– 4 сантиметра и сформируйте из них лапки.
- Проткните места крепления лапок в яичных полусферах.
Поделки на тему экология своими руками готовы.
Задача учителей– воспитать у детей грамотное отношение к природе и ее ресурсам. Эта тема затрагивается в детских садах и школах. Зачастую родители узнают много новой информации от своих чад.
Макет природной зоны
Такие прототипы окружающей среды развивают у детей концентрацию внимания, наблюдательность, живой интерес к окружающей среде. Основная цель макетов по экологии– изучить фауну и место обитания зверей. При создании понадобились коробки, вата, ветки, листья, цветы, трава. В общем, все, что можно найти в ближайшей лесопарковой зоне. Тут понадобится ваша фантазия. Задний план модели украсили аппликации природы.
Их использовали для создания деревьев, гор, солнца и неба. Дополнительно пригодятся проволочка и клей ПВА. Фауну могут представлять любые мелкие игрушки. В зависимости от того, какой фрагмент планеты вы хотите воссоздать, используйте млекопитающих животных: коров, лошадей, свиней. Для холодных континентов возьмите пингвинов. Для жарких стран– обезьяны и попугаи. На фото представлены варианты поделок из экологических материалов.