Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе


Значимость музыкальных занятий в старшей группе ДОУ

Музыкальные занятия проводятся на протяжении всех лет дошкольного обучения. Музыка — необыкновенное средство, которые учит восприятию окружающего мира через звуковую эстетику, эмоционально-наполненные произведения. Проводимые занятия дарят детям радость, положительный заряд энергии, хорошее настроение, развивают чувство ритма, мелодичность.

Научно доказанный факт. Занятия музыкой способствуют развитию интеллектуальных способностей ребёнка.

В старшей группе детей нужно активно знакомить с различными музыкальными инструментами, обучать основам игры на них. Также приветствуются музыкальные занятия ритмичного характера, такие как ритмика, движения под музыку, различные музыкальные постановки. Необходимо показать дошкольникам, как воспринимать мир с помощью музыкальных средств.

Занятия музыкой развивают эстетический вкус и интеллектуальные способности

Цели музыкальных занятий в старшей группе могут быть следующие:

  • развитие творческих способностей дошкольников с помощью музыки;
  • повышение интереса к музыке;
  • развитие музыкального слуха, ритмики, пластичности;
  • воспитание гармонично развитой личности.

Задачи различаются в зависимости от вида занятия, но можно выделить основные:

  • формирование интереса к музыкальным видам деятельности;
  • развитие способностей и навыков в определённой области (вокал, игра на музыкальном инструменте, ритмика);
  • формирование музыкальной культуры.

Приёмы, актуальные для старшей группы

  • Игровые приёмы. Приобщение к музыкальному искусству через игру создаёт оптимальные условия для привития любви к прекрасному, развития творческих способностей воспитанников. неожиданное появление игрушек,
  • игры-импровизации,
  • дидактические игры,
  • создание игровой ситуации.

    Поскольку игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, игровые приёмы будут актуальны для воспитанников всех групп ДОУ.

  • Отгадывание загадок по теме занятия.
  • Введение элементов соревнования. Старшие дошкольники уже понимают, что представляет собой работа в команде и с удовольствием соревнуются друг с другом. Это даёт им возможность правильно оценить свои возможности и достижения.
  • Виды музыкальных занятий

    Музыкальные занятия различаются по своему содержанию. Это может быть:

    • Типовое музыкальное занятие — традиционное занятие по музыке, которые включает исполнение, прослушивание и усвоение музыкального произведения. Структура построения такого вида занятий может быть разной. Например, начать можно с прослушивания какого-то известного произведения или, наоборот, сначала дети поют выученную песню хором.
    • Доминантное музыкальное занятие — вид урока, акцент которого направлен на что-то определённое. Например, на изучение музыкального инструмента, усвоение приёмов ритмики, развитие слуха и т. д.
    • Комплексное музыкальное занятие характеризуется использованием различных видов деятельности вместе с музыкой. Например, сочетание музыки и художественного творчества (рисования, лепки, танца, театральной деятельности), музыки и чтения литературного произведения, музыки и архитектуры, музыки и спорта. Такого рода занятия более сложные по своей структуре, поэтому рекомендуется начинать их внедрение со средней группы ДОУ. Проводятся они не чаще 1 раза в месяц.
    • Тематическое занятие выделяет определённую тему, объединяющую все виды музыкальной деятельности детей, на изучении которой строится весь ход проведения урока. Например, тема «Времена года» или «Сказки в музыке» и т. д.

    В старшей группе дети активно учатся играть на музыкальных инструментах

    В зависимости от количества участвующих в занятии воспитанников, выделяют:

    • индивидуальные занятия;
    • музыкальные занятия по подгруппам;
    • групповые музыкальные занятия.

    Как провести музыкальное занятие в старшей группе

    Чтобы грамотно провести занятие, нужно выбрать подходящие темы, наметить план, учесть актуальность.

    Подготовка к занятию

    В качестве подготовительного оборудования могут быть использованы музыкальный центр, проектор, ноутбук, различные музыкальные инструменты. Перед проведением основной части занятия мотивирующую часть можно сделать в виде рассматривания картинок на определённую тему, чтения сказки или стихотворения, связанных с музыкальным произведением, обсуждения. Например, на музыкальном занятии по сказке «Теремок» можно начать занятие с повторения сказки (чтения или обсуждения), а затем уже переходить к основной части: озвучиванию героев сказки с помощью музыкальных инструментов.

    Картотека тем

    Для старшей группы могут быть актуальны следующие темы для занятий:

    • Времена года: «Музыкальные краски весны», «Музыка осени», «Музыка весны», «Сказка о снежинке»;
    • Музыка и сказки: «Теремок», «Чудесное превращение Федоры»;
    • Знакомство с музыкальными инструментами и элементами музыкальной грамоты: «Весёлая дудочка», «Познакомьтесь — ноты», «В мире музыкальных инструментов»;
    • Направленные на воспитание нравственности: «Добро и зло в музыке», «Вежливые слова», «Образ мамы», «Вернём музыке настроение»;
    • Сюжетные: «Ярмарка», «Поездка за город», «Музыкальный магазин», «Весёлые музыканты»;
    • Познавательные: «Музыка и спорт», «Путешествие в Индию», «Путешествие в Африку», «Путешествие в годы войны», «Космос».

    На осеннюю тему можно придумать много различных вариаций занятий

    Фрагмент конспекта музыкального занятия по сказке «Теремок» в старшей группе (автор Алевтина Глотова)

    В занятии персонажи сказки будут озвучиваться музыкальными инструментами.

    Воспитатель начинает занятие с приветствия и вводного слова:

    • Ребята, вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки.
    • Какие сказки вы знаете? (Ответы детей).
    • Послушайте загадку и отгадайте, что же это за сказка? Лисичка дом себе нашла, Мышка добрая была, В доме том, в конце концов, Стало множество жильцов.
    • О какой сказке говорится в этой загадке? Правильно, это русская народная сказка «Теремок». И сегодня я вам предлагаю озвучить эту сказку музыкальными инструментами.

    Далее разбираются все персонажи сказки и подбирается под каждого подходящий музыкальный инструмент:

    • Мышка-норушка, каким музыкальным инструментом мы можем изобразить мышку? Конечно, погремушкой — посыпушкой;
    • Лягушка-квакушка — музыкальными молоточками;
    • Зайчик-побегайчик — деревянными ложками;
    • Лисичка-сестричка — металлофоном;
    • Волчище — серый хвостище — погремушками, бубнами;
    • Медведь — барабаном.

    Далее роли распределяются между детьми и раздаются музыкальные инструменты. Воспитатель начинает читать сказку, а дети озвучивают героев музыкальными инструментами при их появлении.

    • Стоит в поле теремок — теремок, Он не низок не высок, не высок. Как по полю, полю мышка бежит, У дверей остановилась, в колокольчик звенит.
    • Мышка звонит в колокольчик, но дверь в теремок не открывается. Педагог обращает внимание детей на то, что у теремка есть записка, в которой говорится, что теремок волшебный.
    • Ребята, а теремок-то не простой, а волшебный. Чтобы в него войти, нужно выполнить задание. Посмотрите, вот лежат карточки, на них изображены схемы. Мы с вами сказали, что мышку можно изобразить погремушками — посыпушками. Мышка должна найти свою схему и сыграть, что же там написано.
    • Молодец, мышка, а почему ты выбрала эту схему? Конечно, на ней нарисована погремушка.
    • Мышка играет по схеме, дверь в теремок открывается.
    • Молодец Мышка, справилась с заданием, заходи в теремок.

    Озвучиваются мышка и лягушка. Далее проводится физкультминутка:

    • Как у нашего соседа (дети поворачиваются друг к другу, кланяются), Весела была беседа. Гули в гусли (приседают, изображают игру на гуслях), Утки в дудки (встают, прогибаются назад, поворачиваются из стороны в сторону), Овцы в донцы (хлопают в ладошки, изображая игру на бубне), Тараканы в барабаны (маршируют, изображают игру на барабане). Очень весело играют, Да друг друга потешают.
    • Молодцы! А тем временем сказка продолжается.

    Далее по тексту сказки озвучиваются лиса, волк и медведь.

    Дошкольникам будет интересно озвучивать персонажей уже знакомой сказки

    После окончания чтения воспитатель говорит:

    • Интересная получилась сказка? Конечно, интересная, что нового сегодня узнали?
    • Всех героев сказки можно изобразить музыкальными инструментами. Я хочу подарить вам скрипичный ключик, чтобы для вас всегда звучала музыка. А теперь попрощаемся и отправимся в группу.

    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-muzykalnomu-vospitaniyu-po-skazke-teremok-ozvuchivanie-personazhei-skazki-muzykalnymi-instrumentami-dlja-5–6-let.html

    Видео: музыкальная сказка «Теремок» в детском саду

    Таблица: конспекты музыкальных занятий, проводимых в старшей группе ДОУ

    Автор и название конспектаОписание материала
    «Волшебный зонтик», Е.Н. КозловаСценарий осеннего развлечения в старшей группе. К детям на праздник приходит Осень с волшебным зонтиком, который помогает творить всевозможные чудеса.
    «Приключения волшебных часов», И.В. ФёдороваНовогодний музыкальный утренник с участием героев сказок: Буратино, Мальвина, Баба-Яга, Кощей Бессмертный.
    «Космос», П. МазуренкоМузыкальное занятие в старшей группе на тему космоса с использованием музыкальных произведений, посвящённых ему.
    «Звуки весны в природе и музыке», Е.Н. МореваВ занятии с помощью загадок, русско-народных песен, произведений М.И. Глинки рассказывается о том, как природа, звуки весны, пение птиц отображаются в музыке.
    «Край родной», Н.Г. КоршуноваПознавательно-музыкальное развлечение направлено на совершенствование знаний детей об Урале: его природе, озёрах, полезных ископаемых, драгоценных камнях.
    «Летние природные явления», Н.Н. МироноваЛитературно-музыкальная гостиная направлена на закрепление представлений ребят о летних природных явлениях.
    «Музыкальный магазин», М.А. КрасноваОткрытое занятие углубляет знания детей о видах музыкальных инструментов и их разнообразии.
    «Музыкальная шкатулка», Т.Л. СолдатоваОткрытое музыкальное занятие формирует представления детей о ладе в музыке, учить слушать музыкальные произведения и развивать творческую фантазию.

    Видео: музыкальное занятие в старшей группе

    Музыкально-тематическое музыкальное занятие для детей старшей группы Тема: «Мама- главное слово!»

    Транскрипт

    1 Музыкально-тематическое музыкальное занятие для детей старшей группы Тема: «Мама- главное слово!» Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: расширять представления о праздниках; развивать умение характеризовать музыку, ситуацию; продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, исполнении песен (эмоциональность, естественность, умение интонацией, жестом, мимикой передать своё отношение к содержанию); вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера; воспитывать бережное и чуткое отношение к самому близкому человеку. Дети заходят под музыку, становятся в круг, здороваются. Музыкальный руководитель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому Кира для вас приготовила стихотворение-загадку. (ребенок читает стихотворение) Кира: Кто пришел ко мне с утра? Кто сказал: «Вставать пора?» Кашу кто уже сварил? Чай мне в чашку кто налил? Кто ребячий любит смех? Кто на свете лучше всех? Дети: Мама! Музыкальный руководитель: Ребята, а почему вам Кира приготовила загадку именно про маму? Дети: Потому что скоро День Матери. Музыкальный руководитель: Ребята, у нас в России День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Что люди делают в этот день? (Поздравляют мам). Как можно поздравить? Спеть песню, прочитать стих, сделать своими руками открытку или поделку. А еще мамам говорят добрые приятные слова, делают комплименты. Давайте мы тоже похвалим свою маму, поиграем в игру «Продолжи предложение» Игра «Продолжи предложение»

    2 (муз. руководитель начинает, дети продолжают) — Моя мама самая — Моя мама лучше всех умеет делать — Моя мама радуется, когда я — Моя мама огорчается, когда я — Мне нравится, когда моя мама — Я ласково называю маму Дети исполняют песню«зореньки краше» Музыкальный руководитель: Молодцы, садимся на стульчики. (Дети садятся полукругом) Музыкальный руководитель: Послушайте, какую историю я хочу вам рассказать. Очень давно, более пятисот лет назад в далекой стране Италии жил мальчик с красивым именем Рафаэль. У мальчика Рафаэля был настоящий талант художника. Однажды он сказал своему отцу: «Я хочу научиться рисовать так, чтобы на моих картинах было синее небо и прекрасные лица людей. Пусть люди смотрят на мои картины и забывают обо всем на свете». Мечта маленького Рафаэля сбылась. Он стал величайшим художником. Рафаэ ль Са нтион написал прекрасные картины, известные во всем мире. Многие из них он посвятил женщине. И особенно прекрасны его картины, изображающие женщину-мать. Одной из лучших его работ считают картину «Сикстинская мадонна».(показывает слайд) Посмотрите, это женщина с ребенком. Художник изобразил женщину-мать богиней. Посмотрите, какое лицу у мадонны? (красивое, доброе, нежное, спокойное, задумчивое) Как вы думаете, о чем она думает? (О судьбе своего ребенка). Но женщину-мать восхваляли не только художники, но и композиторы. А как композитор выражает свои чувства? (С помощью музыки). Прослушаем произведение, музыкальный портрет женщины-матери. Это песня в исполнении итальянского детского хора. Звучит «Аве Мария» Ф. Шуберта. Музыкальный руководитель: Написал эту прекрасную музыку австрийский композитор Франц Шуберт. Каков характер музыки? (Музыка нежная, спокойная, чистая, красивая ) Шуберт, так же, как и Рафаэль, восхищается женщиной-матерью. «Аве» — значит «Слава» «Мария» — это образ матери. «Аве Мария» — поет певец, т.е. «Слава Матери!» Слава ее любви, ее заботе, ее доброму сердцу!

    3 Музыкальный руководитель: А теперь я попрошу встать всех в кружок(дети встают в круг) и поиграем в игру «Передай сердечко» Я попрошу вас рассказать о своих мамах. Какие они? Какие ласковые слова о маме вы знаете? Стоя в кругу, по очереди, будем передавать сердце соседу с правой стороны, на ком остановится музыка, тот должен произнести ласковое слово о маме (Например: ласковая, нежная, добрая, хорошая, красивая, любящая, весёлая, заботливая и так далее.) Музыкальный руководитель: Молодцы! Все дети справились с заданием. Сегодня славно поиграли, но пока не танцевали. Попрошу всех в пары встать, Будем дружно танцевать! Дети исполняют танец «Повернись» Евтодьевой Музыкальный руководитель: Дети, я знаю, что у всех вас мамы добрые, красивые и ласковые, но все они разные. У Ариши мама похожа на волшебницу, послушайте ее стихотворение: Ариша: Мама как волшебница, если улыбается Каждое желание у меня сбывается Поцелует мама — плохое забывается Новый день, веселый день Сразу начинается. Музыкальный руководитель: А вот Лена сравнивает свою маму с теплым солнышком. Лена: Как это бывает, сама не пойму Что солнышко в небе то мама в дому За облако спрячется солнышко вдруг Все станет пустым и печальным вокруг Уйдет ненадолго мама моя Такой невеселой сделаюсь я. Домой возвратится родная моя И снова веселой сделаюсь я. Играю, смеюсь, кувыркаюсь, пою Люблю я родную голубку свою!

    4 Музыкальный руководитель: Ещё послушайте стихотворение «Сердце мамы» Его расскажут..(выходят дети, рассказывают стихотворение) Сердце мамы… Ольга Гражданцева 1-й ребёнок: Сердце каждой мамы Сеточка из шрамов Каждый плач ребенка крошечный рубец Сбитые коленки, Кровь из пальца-венки. Без таких отметок нет у мам сердец 2-ой ребёнок: Кашель и ангина, Жар у дочки, сына Точечки ветрянки, ночи, что без сна Кабинет зубного, Страх и слезки снова Держит мама в сердце Помнит все сполна 3-й ребёнок: Первые обиды- Маленькие с виду Только сердце мамы чувствует их боль С каждым новым шрамом Жарче сердце мамы -«Ты не бойся, крошка, я всегда с тобой.» 4-й ребёнок: Солнышки взрослеют, Ссорятся, болеют Постигают взрослой жизни виражи Но все так же мамы Собирают шрамы Отпечатки боли Острые ножи 5-й ребёнок: Эта связь, как чудо, Держится повсюду Половину боли мама заберет Если сможет больше, Только бы подольше Сил ее хватило… Знать бы наперед

    5 6-й ребёнок: Если только надо, Мама будет рядом Нужно приголубит, нужно помолчит Сердце каждой мамы Сеточка из шрамов Но без этих шрамов сердце не стучит Музыкальный руководитель: А теперь узнайте по мелодии, что это за песня? (исполняет фрагмент произведения) Верно. Это песенка «Мамонтёнка» Владимира Яковлевича Шаинского. Просмотр мультфильма «Мама для Мамонтенка» Музыкальный руководитель: Вспомните какие еще песни о маме мы с вами знаем? Споём стоя у стульчиков знакомую песенку «Мама- лучик солнышка». Дети исполняют песню Музыкальный руководитель: А сейчас выходите ребята все танцевать «Весёлый танец»евтодьевой Музыкальный руководитель: Что вам больше всего запомнилось? Что мы делали? Что нового узнали? Какие пели песни, какой танец исполнили, что слушали, в какую игру играли? За то что вы хорошо пели, танцевали, рассказывали стихи, я вам на память подарю сердечки как символ любви и добра(музыкальный руководитель раздаёт детям сердечки)

    Музыкально-развлекательный досуг для старших дошкольников

    Досуг занимает важное место в жизни детей. Занятия такого типа проводятся в непринуждённой обстановке, развивают в детях творческие способности и самостоятельность. Могут присутствовать родители, ребята из других групп и участвовать в процессе. Дети получают большой заряд энергии, когда используются спортивные игры, соревнования, подразумевающие активные движения.

    Музыкальное развлечение может проходить в непринуждённой обстановке, а может задействовать активные формы деятельности

    Важным моментом является подготовка массовых музыкально-развлекательных досуговых мероприятий, в ходе которой готовятся костюмы, проводятся репетиции, разучиваются танцы и песни.

    Таблица: пример сценария спортивно-музыкального досуга (фрагмент)

    АвторОстрогина Н., воспитатель ГБОУ СОШ №1416, структурное подразделение 4 (д/с)
    Название«Весёлый светофор»
    Ход мероприятияГерои: ведущий, Винни-пух, Пятачок.
    1. Ведущий здоровается и предлагает ребятам поговорить о правилах дорожного движения. В зал выбегают Винни-пух и Пятачок. Винни-пух говорит детям, что только что они с Пятачком чуть не попали под машину. Ведущий отвечает, что он подаёт плохой пример детям, и Винни-пух обращается к ребятам с вопросом: «Знаете ли вы правила поведения на дороге?». Дети отвечают, что знают, и показывают сценку «Светофор».
    2. Винни-пух предлагает провести соревнования. Ребята делятся на 2 группы: «Красный огонёк» и «Зелёный огонёк».
    3. Далее Винни-пух проводит игру на внимание «Сигналы светофора». Винни Пух показывает сигналы светофора:
        зеленый свет — дети топают ногами,
    4. жёлтый — хлопают в ладоши,
    5. красный — не делают ничего.
    6. Пятачок устраивает соревнования «Автодром»:
        Теперь играем в «Автодром», Правила такие в нём: Змейкой кегли оббежать, Руль другому передать.
    7. Игроки по очереди бегут змейкой вокруг кеглей. Руль передают как эстафетную палочку.
    8. Проводятся соревнования «Подземный переход». Дети поочерёдно проползают под натянутыми скалками или положенными стульями и возвращаются на место по команде.
    9. Винни-пух: Я с вами хочу поиграть и проверить ваши знания. Я сейчас задам вопросы — отвечать на них не просто. Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», если нет, то молчите.
        Кто из вас идет вперёд Только там, где переход?
    10. Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора?
    11. Знает кто, что красный свет Означает — хода нет?
    12. Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой?
    13. Кто из вас в вагоне тесном Уступил старушке место?
    14. Ведущий подводит итоги соревнований. Ребята получают сладкие призы.
    15. Все участники танцуют под песню В. Леонтьева «Светофор».
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/sportivno-muzykalnyi-dosug-veselyi-svetofor-starshaja-grupa.html

    Таблица: пример сценария музыкально-экологического досуга (фрагмент)

    АвторМилова О., воспитатель ГБОУ Лицей №1564, г. Москва
    Название«Море, море, океан»
    Ход мероприятия
    1. Дети входят в зал под песню «Страна чудес». Воспитатель встречает их и читает стихотворение: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, Растворяет сахар в чае, Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить!
    2. Воспитатель показывает детям глобус. Рассказывает про моря и океаны на Земле.
    3. Воспитатель предлагает ребятам отгадать загадки. Затем задаёт вопрос: Посмотрите, какой красивый был цветок, но он завял… Что нужно, чтобы его оживить? (Вода) А какая нужна вода? (Пресная) Но у нас нет воды, попробуем найти? (Ответы детей). В.: Дети, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно плыть на корабле? (По воде, реке, морю) Занимайте свои места на корабле. Звучит песня О. Газманова «Ты морячка, я моряк».
    4. Воспитатель смотрит в бинокль: Я вижу остров! (Дети выходят с корабля. Навстречу выходит Водяной под песню из мультфильма «Летучий корабль»).
    5. Водяной: Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы любите природу, охраняете все живое, бережёте воду. Так ли это? А вы меня узнали? А где я живу? А есть ли на болоте вода? Да, я без воды и не туды, и не сюды. Зачем пожаловали? (Дети говорят, что нужна вода, чтобы полить цветок) Водяной. Вы плыли по морю, почему воды не набрали? (Дети говорят, что в море солёная вода, и для полива она не подходит, нужна пресная).
    6. Затем Водяной проводит викторину (проводится как опыт):
        Какая вода на вкус? (Вода без вкуса) Водяной: Не верю! (Пробует воду) Хм, правда.
    7. Какой у воды запах? (Нет запаха) Водяной: Не может быть! (Смотрит, нюхает) Правда.
    8. Будет ли ложка видна в стакане с молоком (Нет) А в стакане с водой? (Да) Значит, вода прозрачная.
    9. Что произойдёт с сахаром, если его размешать в воде? (Растворится) Водяной проверяет, так ли это.
    10. Что произойдёт, если воду вскипятить? (Превратится в пар)
    11. Что произойдёт если воду вынести на холод? (Превратится в лёд).
    12. Проводится музыкальная игра «Ручеёк».
    13. Водяной: Надо всем людям научиться уважать нашу природу и беречь её. И если вы хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы можем вас принять в общество «Защитников природы». (Прикрепляются эмблемы, Водяной дарит бутылку с водой). Дети: Спасибо тебе, Водяной!
    14. В.: Ну что же, нам пора возвращаться! Плывём домой, поливать цветок! Под песню «Катерок» дети возвращаются к цветку. Воспитатель поливает цветок, и он оживает.
    15. В.: Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — всего 3 дня. Посмотрите, и нашему цветку без воды не прожить! Сегодня вы много узнали о водоёмах, о том, как их беречь! Вы стали защитниками природы! Поздравляю вас! А в заключение мы споём песню. Звучит песня (из м/ф «Крошка Енот»).
    Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskii-dosug-more-more-okean-starshaja-grupa.html

    Видео: музыкальный досуг в старшей группе

    Перспективное планирование музыкальных занятий в старшей группе

    Перспективные планы обычно составляются музыкальным руководителем в детском саду до начала учебного года. В плане указывается период, задачи, используемый репертуар и приёмы, которые будут уместны на занятии.

    Таблица: пример перспективного планирования занятий по музыке в старшей групппе (фрагмент)

    АвторСтроганова А.М., музыкальный руководитель, МДОУ Детский сад «Огонёк», с. Усть-Качка, Пермский край
    МесяцВид деятельностиПрограммное содержаниеРепертуар
    СентябрьМузыкально-ритмические движения:
    • упражнения,
    • пляски,
    • игры.
    • Развивать чувство ритма, умение передавать в движении характер музыки;
    • свободно ориентироваться в пространстве;
    • прививать навыки, необходимые для правильного исполнения подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения);
    • создать у детей бодрое, приподнятое настроение, развивать внимание, двигательную реакцию;
    • учить импровизировать движения разных персонажей;
    • вести хоровод по кругу, различать голоса по тембру, выполнять соответствующие игровые действия.
    • «Марш» С. Надененко,
    • русские народные мелодии «Пружинки», «Весело — грустно»,
    • «Лендлер» Л. Бетховен,
    • «Рондо» А. Вебер,
    • «Росинки» С. Майкапар,
    • «Весёлые ладошки» И. Гурник,
    • эстрадный танец «Антошка»,
    • игра «Чей кружок быстрее соберется» в обработке Т. Ломовой,
    • стихотворение Е. Тиличеевой «Догадайся, кто поёт».
    Восприятие музыкальных произведений.
    • Учить детей различать жанры музыкальных произведений;
    • воспринимать бодрый характер, чёткий ритм, выразительные акценты, настроение, динамику.
    • «Марш деревянных солдатиков», «Осенняя песня» («Октябрь») из цикла «Времена года» П.И. Чайковский,
    • «Кукушка» Л. Дакен.
    Пение:
    • развитие певческих навыков,
    • упражнения на развитие слуха и голоса.
    • Формировать певческие навыки: петь легким звуком, в диапазоне ре1 — до2, брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.
    • Точно интонировать несложную попевку.
    • Песня «Осенние листья» Ю. Слонова,
    • песня «Урожай собирай» А. Филиппенко,
    • «Кукушка» в обработке И. Арсеева.
    Игра на музыкальных инструментах.Учить детей исполнять простейшие песенки на детских музыкальных инструментах (погремушки, барабан).«Дождик» А. Холминов
    ОктябрьМузыкально- ритмические движения:
    • упражнения,
    • танец,
    • игры.
    • Учить детей ходить бодрым шагом, сохраняя интервалы, менять энергичный характер шага на спокойный в связи с различными динамическими оттенками в музыке;
    • исполнять элементы танца легко, непринуждённо, выразительно;
    • развивать ловкость и внимание;
    • побуждать детей самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песен.
    • «Бодрый шаг» (Марш М. Богословского),
    • «Ходьба различного характера» (Марш В. Робера),
    • «Чунга-Чанга»,
    • эстрадный танец «Чей кружок» Т. Ломова,
    • «Заинька-Зайка»,
    • русские народные мелодии.
    Слушание (восприятие музыкальных произведений).
    • Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической музыки;
    • услышать и определить в музыкальных пьесах настроение музыки.
    • «Болезнь куклы», «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» П. Чайковский,
    • «Шествие солдатиков» В. Гаврилин.
    Пение:
    • развитие певческих навыков,
    • упражнение для развития слуха и голоса.
    • Формировать умение петь лёгким звуком, произносить отчётливо слова, петь умеренно громко и тихо;
    • точно интонировать попевку, различать высокие и низкие звуки, показывать их движением руки (вверх-вниз).
    • «Дети любят рисовать» Ю. Слонов,
    • «Уронили мишку, «Идет бычок» Э. Елисеева–Шмидт,
    • «Качели» Е. Тиличеева.
    Игра на музыкальных инструментах.Исполнять небольшие песенки на детских музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами.
    • «Лошадка» А. Левин,
    • «Полюшко-поле» Л. Книппер.
    НоябрьМузыкально-ритмические движения:
    • упражнения,
    • танец,
    • игра.
    • Развивать внимание, чувство ритма, умение быстро реагировать на изменение характера музыки. Дети приобретают умение не терять направления движения, идя назад (отступая);
    • совершенствовать движения танца;
    • передавать в движениях спокойный, напевный характер музыки;
    • менять движения в соответствии с музыкальными фразами, выполнять ритмические хлопки;
    • проявлять быстроту и ловкость.
    • «Найди свое место в колонне» Ф. Надененко,
    • «Отойди и подойди» чешская народная мелодия,
    • «Марш» С. Прокофьев,
    • «Чунга-чанга» эстрадный танец,
    • «Танец всходов», «Гори, гори, ясно» русские народные мелодии,
    • «Не опоздай» (русские народные мелодии) в обработке М. Раухвергера.
    Слушание (восприятие музыкальных произведений).Воспринимать чёткий ритм марша, выразительные акценты, прислушиваться к различным динамическим оттенкам.«Марш» С.Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам».
    Пение:
    • развитие певческих навыков;
    • упражнения для развития слуха и голоса.
    • Совершенствовать певческий голос вокально-слуховую координацию;
    • закреплять практические навыки выразительного исполнения песен, обращать внимание на артикуляцию;
    • закреплять у детей умение точно определять и интонировать постепенное движение мелодии сверху вниз и снизу вверх.
    • «Песенка про плим», муз. Ю. Тугаринова, сл. И. Токмаковой,
    • «Шёл весёлый Дед Мороз» О. Вересокина,
    • «Лесенка» Е. Тиличеева.
    Игра на музыкальных инструментах.Учить детей играть в ансамбле чётко, слаженно, соблюдать общую динамику.«Шуточка» А. Селиванов.

    В старшей группе детям необходимы музыкальные занятия. Они развивают слух, приучают к прекрасному, формируют музыкальную культуру. Музыкально-развлекательный досуг даёт ребятам эмоциональный заряд и раскрывает творческие способности.

    Конспект музыкально-тематического занятия для старшей группы ДОУ «Деревянные звуки»

    «Деревянные звуки»

    Конспект музыкально-тематического занятия для старшей группы ДОУ

    Автор: Гущина Т.Н.

    музыкальный руководитель

    МБДОУ детский сад№52

    г.Ульяновск

    Цель:

    привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков,

    издаваемых деревянными предметами и музыкальными нструментами;

    развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, воображение.

    Музыкальные инструменты:

    ложки, трещотки, рубель, ксилофон, клавесы.

    Пособия:

    шкатулки, деревянные палочки, игрушки, деревянные коробочки, бусы.

    Ход занятия

    Музыкальный руководитель:

    Здравствуйте, дети! Проходите, садитесь.

    (включает аудиозапись с шумами)

    — Слышите, ребята? Что это?

    Дети:

    Шум ветра, крик петуха, стук колес поезда…

    Музыкальный руководитель:

    Все это звуки, которые окружают нас. Их очень много и они такие разные. И ведь каждый звук может быть музыкой. Надо только постараться ее услышать… А что произойдет, если все звуки вдруг исчезнут?

    Дети:

    Наступит тишина,…станет скучно, неинтересно, грустно…

    Музыкальный руководитель:

    Я с вами согласна, ребята.

    Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной…- Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук!

    Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину…- Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну.

    Мир без звуков был бы грустный,

    Серый, скучный и «невкусный».

    А.Усачев «Звукарик»

    И сегодня я предлагаю вам послушать необычные истории. А рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Окиньте взглядом наш зал и найдите предметы, сделанные из дерева… Назовите их.

    Дети:

    Стол, стулья, дверь, пианино, оконные рамы…

    Музыкальный руководитель:

    Давайте подойдем к этим деревянным предметам, постучим палочкой и послушаем звуки, издаваемые ими.

    (подходят к двери, стучат по ней)

    Музыкальный руководитель:

    Какой звук?

    Дети:

    Глухой, сухой…

    (также обследуют другие предметы из дерева)

    Музыкальный руководитель:

    Вы заметили, что «голоса» этих деревянных предметов отличаются. А чем еще можно постучать?

    Дети:

    Рукой, карандашом, металлической палочкой…

    (Музыкальный руководитель подводит детей к столу с мелкими деревянными предметами)

    Музыкальный руководитель:

    Как много предметов в нашей жизни может быть сделано из дерева…А сейчас попробуйте угадать, что это за звуки и когда можно их услышать

    (включает аудиозаписи: 1.«Дровосек рубит дерево», 2.«Стук в дверь», 3.«Стук дятла»)

    -И все это деревянные звуки! А какие они разные -сухие, щелкающие, трескучие.

    Отчего, по-вашему, зависит качество звука?

    Дети:

    От размера предмета.

    Музыкальный руководитель:

    Да, а еще от способа звукоизвлечения, от того чем стучим и от силы удара.

    А сейчас повторяйте за мной:

    Деревянный звук какой?

    Он стучащий и сухой.

    Теплый и трескучий

    Тихий и гремучий

    — Ребята, а ведь многие обыкновенные деревянные звуки со временем переселились в деревянные музыкальные инструменты: ложки, рубель, коробочки, клавесы.

    Вот например ложки.(на экране слайд)

    Ложками ели, а сейчас это ударный музыкальный инструмент. Существуют целые ансамбли ложкарей! (на экране слайд)

    Или вот рубель- служил стиральной доской. На таких досках ваши прапрабабушки когда-то стирали белье.(на экране слайд)

    А вот колотушки, коробочки – которые стали шкатулками.

    Шкатулка – это стукалка

    Для разных всяких штук

    И если потрясти ее,

    Услышишь «тук-тук-тук».

    -Вот они шкатулки! Послушаем, действительно ли это так.

    (в 1 шкатулке заранее разложены пуговицы, музыкальный руководитель предлагает детям потрясти ее)

    -Слышите звук? Он какой?…

    -А давайте попробуем положить в две другие шкатулки например гвоздики и бисер.

    (трясут) А сейчас какой звук вы слышите?… Такие, казалось бы, одинаковые на первый взгляд шкатулки издают разные звуки!

    -Давайте пофантазируем: попробуем представить себе разговор этих шкатулок между собой. О чем они могут беседовать?

    Дети:

    Может быть о погоде…или о нарядах…

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, а самое удивительное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.

    (на экране слайд)

    -Какой звук у этого инструмента?

    Дети:

    Мелодичный, нежный…

    (звучит аудиозапись)

    Музыкальный руководитель:

    Красивое звучание, не правда ли? Я думаю, вам не терпится самим поиграть на этих замечательных музыкальных инструментах. Тогда подойдите, выберите один какой-нибудь инструмент, и вместе мы попробуем исполнить русскую плясовую «Ах вы, сени». Можно играть и приплясывать!

    Звучит плясовая «Ах вы, сени»

    Музыкальный руководитель:

    Сколько разных деревянных звуков мы услышали сейчас в одном оркестре! Замечательно! А сейчас кладите музыкальные инструменты и …

    чики-чики-чикалочки, поиграем в палочки?…

    Игра на развитие речи, внимания, чувства ри

    (дети палочками отстукивают ритм)

    Ножки-ножики, вы ходили? Мы ходили, мы ходили. Ножки-ножки, вы бежали? Мы бежали, мы бежали Ножки-ножки, вы плясали? Мы плясали, мы плясали, Ножки-ножки, вы устали? Мы устали, мы устали. И опять все начинали.

    Музыкальный руководитель:

    Давайте-ка мы сейчас выложим на полу красивый узор из этих деревянных палочек..

    По-моему, неплохо получилось! Ребята, а послушайте теперь мой деревянный узор

    (Музыкальный руководитель играет на ксилофоне)

    — Кто из вас хочет придумать и сыграть свой узор?

    Молодцы! У вас действительно получились неповторимые узоры. Наше занятие подошло к концу, и я предлагаю закончить его танцем кукол в настольном театре!

    (дети берут деревянные куклы)

    Звучит пьеса «Камаринская» П.И.Чайковского

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?…

    А с чем мы сегодня познакомились, что слушали? (Деревянные звуки)

    Мне бы хотелось, чтобы придя домой вы продолжили бы знакомство со звуками, издаваемыми деревянными предметами. А впечатлениями об услышанном поделитесь на следующем занятии. До свидания!

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]