Профориентация детей раннего возраста: формы, методы, технологии работы

Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста
  2. Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста
  3. 5 интересных приемов ранней профориентации детей
  4. Советы родителям по профориентации детей раннего возраста

Профориентация детей раннего возраста воспитывает положительное отношение к труду, позволяет попробовать свои силы в разных видах деятельности. Чем больше ребенок знает о профессиях, тем понятнее будет для них значимость работы. Успех ранней профориентации зависит от того, что уже в дошкольном возрасте появляется искренний интерес к миру взрослых.
В результате профориентации дети начинают больше интересоваться деятельностью собственных родителей, так и появляются династии врачей, учителей и инженеров. Подробнее о том, что такое профориентация детей раннего возраста, читайте в нашем материале.

Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Первый взгляд на работу и труд очень важен для ребенка, ведь он значительно влияет на его представление о существенности роли разных профессий в обществе.


Важность ранней профориентации у детей дошкольного возраста

Весь мир, общество и, соответственно, рынок труда стремительно развиваются и меняются. Конечно, сейчас неизвестно, что будет происходить через десять лет и какие профессии будут актуальны и востребованы. Однако очевидно, что в таком динамично меняющемся мире цениться будет и гибкость человека, его умение менять направление развития карьеры и обучаться новому, чтобы он смог преуспеть в разных сферах и реализоваться во многих своих начинаниях.

Это значит, что для современных детей очень важным становится фактор познавательной активности, что определяет вектор усилий дошкольного образования.

И речь не о том, что взрослые вместо ребенка еще в дошкольном возрасте выбирают его профессию, конечно, а в предоставлении ребенку выбора. Так, все начинается с того, что ребенок знакомится с трудом и профессиями в целом. Лишь познакомившись с какой-либо сферой деятельности, ребенок уже познает новое и расширяет кругозор. И чем больше у него таких познаний и навыков, тем проще ему будет уже в осознанном возрасте выбрать профессию, исходя из своих умений и предпочтений.

Равно как на начальных этапах профориентации детям помогают их учителя, так и они сами знакомятся с трудом через учебные занятия и различные игры.

Родители, конечно, тоже активно участвуют в процессе развития собственных детей, помогая преподавателям. Взаимодействуя с родителями, дети узнают новое, усваивают нормы общественного поведения, совершенствуют навыки общения и изучения, и, конечно, знакомятся с трудом и различными профессиями.

Ранняя профориентация дошкольников в условиях ФГОС

Актуальность и необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Педагоги Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности. Т.И. Бабаева и А.Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы). Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников: — ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; — ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, … быть капитаном, врачом и т.д.» (А.Г. Асмолов ) Больше всего дошкольники любят играть. Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Что говорят известные педагоги и психологи о детской игре? В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение. (Фабр Ж.) В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.) Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.) Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. (Макаренко А.С.) Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. 1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. 2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: — опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; — коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений. 3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. 4. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей. Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Задачи: – обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности жителей города Нижняя Салда, воспитывать интерес к промышленным предприятиям нашего города; – формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; – закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; – стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; – воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; – помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов: 1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний. 3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы). 4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат). 5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры). 6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения. 7. Принцип регионального компонента. Направлен на приведение образовательной и воспитательной практики в соответствие с социальным заказом и финансовыми возможностями региона. В основу работы положена организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников. Организационно-содержательная модель ранней профориентации дошкольников Как интересно рассказать детям о разных профессиях? — Показать детям, как трудятся взрослые. Добиться качества образовательных услуг в области ранней профориентации дошкольников без создания специальных условий тесного сотрудничества с социальными институтами практически сложно. Под социальными партнерами мы понимаем конкретных людей профессионалов своего дела, на образах которых будущие дошкольники смогут познакомиться с разнообразием профессий в нашем городе! Рекомендации по организации социального партнерства — на слайде Тесное взаимодействие с социальными партнерами позволит выйти на новый, инновационный уровень развития системы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей. «Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят». Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают оптантам – молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор. Итак, вот эти 3 самых важных вопроса. Вопрос 1. Что ты умеешь делать лучше других? Вопрос 2. Чем тебе нравится заниматься? Вопрос 3. Чем ты можешь быть полезен другим людям? Что делать с этими 3 списками? Каждый из этих трёх списков вряд ли можно составить за один раз, лучше пополнять их в течение месяца. Потом проранжировать ответы в каждом списке. Те «конкурентные преимущества», «привлекательные занятия» и «полезные дела», которые заняли места с 1 по 10, могут рассматриваться как 3 основания для профессионального самоопределения. «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.» (Оноре де Бальзак).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе по теме: Профессия кондитер Конспект занятия в средней группе. Профессия почтальон Целевая экскурсия на кухню детского сада «Что нам варит повар на обед?» Игра викторина для детей средней группы детского сада на тему: Профессии

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. Профессия врача

Занятие в средней группе детского сада. Профессии людей сельской местности

Детям о профессии врача

Детям о профессии спасатель

О профессии музейный работник для детей

Средства наглядности для работы по профориентации детей раннего возраста

В процессе обучения детей в целом и в профориентации в частности очень важным является фактор наглядности. Дети лучше усваивают любую информацию, если привести хороший пример и наглядно показать им иллюстрацию. Помогают в этом технические средства – от проекторов до обычных компьютеров – и “классические” школьные средства: презентации, книги и другие.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Если хорошо проработать элемент наглядности и представить детям актуальные и правильно проиллюстрированные примеры, можно действительно повысить эффективность обучения и профориентации. Так детей легче вовлечь в процесс, а сами они лучше усваивают информацию, причем их знания не смешиваются в единый поток, а систематизируются.

  1. Техническое оборудование. Самыми распространенными техническими средствами, применяемыми для детей дошкольного возраста, являются:
    • Проектор.
    • Телевизор или монитор компьютера.

  2. Интерактивная доска.
  3. Интерактивная доска позволяет представить детям презентации, видео и различные иллюстрации. Более того, с различными слайдами и анимациями дети могут взаимодействовать — передвигать объекты, чертить разные фигуры, перелистывать слайды. Так информацию, которую необходимо донести до детей, можно сделать не только нагляднее, но и красочнее, она больше запоминается, ведь дети сами непосредственно участвуют в образовательном процессе. Более того, так можно вовлечь всю группу, а не только самых активных ребят, ведь это похоже на формат игры и интересно для всех детей.

    С помощью проектора детям можно продемонстрировать презентации и видео, в которых будут подробно изложены все нюансы какой-либо профессии. Например, множество разнообразных слайдов или интересный видеоряд помогут детям наглядно рассмотреть то, о чем говорят преподаватели.

    На экране телевизора или монитора дети могут посмотреть видео, фильмы и мультфильмы, рассказывающие им о профессиях. Таких с каждым годом снимают всё больше, и одним из лучших многие считают профориентационный мультфильм «Калейдоскоп профессий». Важно помнить, что после просмотра нужно обязательно пообщаться с детьми, чтобы узнать, как они поняли материал, ответить на их вопросы, и, таким образом, лучше закрепить новые знания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]