ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Болотова Наталья Викторовна Учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №17» Сергиево-Посадского муниципального района Московская область, г. Сергиев Посад,
Аннотация
В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения. Приведены примеры пальчиковых игр для занятий с детьми, «привязанных» к изучению лексических тем на 1-ый период обучения (сентябрь-ноябрь).
Тема «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста»
Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом.
Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно с
Пальчиковая гимнастика как средство развития речи и мелкой моторики
Глава 1. Теоретические основы использования пальчиковой гимнастики как средства развития речи и мелкой моторики рук ребенка младшего дошкольного возраста
1. 1 Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона»
не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца:
«Ты дров не носил, воды не носил.»
Игра имела продолжение. Взрослый говорит:
«Знай наперед: Здесь водичка холодненька»
(и поглаживал ребенка у запястья). «
Здесь тепленька»
(поглаживал у локтя);
«Здесь горяченька»
(поглаживал у плеча);
«А здесь – кипяток, кипяток!»
(щекотал под мышкой).
Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.
1.2Влияние пальчиковых игр на развитие ребенка
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, — с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр
Библиографическое описание:
Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием пальчиковых игр / О. Е. Малыгина, Н. С. Глухова, С. Н. Юхнева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (13). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3217/ (дата обращения: 18.01.2022).
Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов.
Н. А. Берштейн
Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей. Приведены принципы применения пальчиковых игр в работе с детьми.
Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.
Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие речи детей. С детства знакомые нам «Сорока-Ворона», «Этот пальчик…», «Коза рогатая» и другие пальчиковые игры являются важнейшим средством речевого развития детей. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что развитию мелкой моторики уделяют внимание многие педагоги, психологи, логопеды. Такие авторы, как В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. [9]
М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. [5, с.4]
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). [4, с.3]
По мнению сотрудников института физиологии детей и подростков АПН РФ, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой, происходит следующее:
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышая речевую активность детей, учат концентрировать и распределять внимание.
- Развивается память детей, воображение и фантазия.
- И в результате кисти рук и пальцы приобретают силу, гибкость, что в свою очередь облегчает овладением навыкам письма.
С какого возраста можно начинать выполнять пальчиковые упражнения? В Японии начинают выполнять пальчиковые упражнения с трехмесячного возраста. Другие специалисты советуют заниматься с 6–7 месяцев. Да и в более позднем возрасте эти занятия будут эффективны.
Наш коллектив в своей работе с детьми по речевому развитию руководствуется следующими принципами:
- Все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы дети правильно выполняли пальчиковую гимнастику, при необходимости помогать.
- Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, после этого — двумя руками (если не предусмотрено участие обеих рук сразу).
- Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образца. Сначала мы показываем детям цветной рисунок и объясняем, как правильно должно выполняться данное упражнение, затем в надобность в объяснениях отпадает, мы лишь показываем картинку и называем упражнение, а дети сами его воспроизводят.
Когда дети будут хорошо знать и выполнять все упражнения, можно выполнять игровые задания. Например: запомни и повтори движение по словесной инструкции или на счет «раз-два». Также с помощью рук можно рассказать сказку или интересную историю ребенка. Для этого задания мы совместно с детьми придумываем сказки, затем их показываем, детям очень нравится слушать такие забавные истории. Так нами были придуманы сказки «Путешествие мизинчика», «Волшебный платочек», «Пальчик-мальчик» и другие. Ребята часто повторяют их в свободной деятельности, добавляя все больше деталей, подробностей, развивая сюжет.
Картинки, которые мы используем в своей работе, помогают нам при заучивании упражнений, развивают речь детей, воображение. В своей группе мы постарались подобрать наглядный материал к большинству пальчиковых игр, разработали схемы для заучивания. Картинки к изучаемым играм всегда находятся в зоне доступа детей.
Все игры и упражнения мы включаем в режимные моменты: во время умывания, в непосредственно-образовательной деятельности, при одевании и раздевании детей, на прогулке.
В практике нашего детского сада мы используем следующие виды пальчиковых игр:
– Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
В группе есть разработанная картотека таких упражнений. Они заключаются в одновременном движении пальцев рук и повторении отдельных звуков и слогов: Па-та-па, ба-бо-ба, и другие.
– Игры-манипуляции.
Для этих игр мы изготовили элементы из бумаги, ниток, ткани, картона. Они отражают простые сюжеты для детских манипуляций: шляпка, юбка, грибок и другие. С помощью таких игр воспитанники обогащают свой сенсорный опыт, развивают связную речь, фантазию, и особенно мелкую моторику.
– Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. [11]
—
– Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
Ребята особенно любят играть с крупами, массажными мячиками, орехами, резинками для волос, пуговицами.
– Театр в руке.
Совместно с родителями мы изготовили различные виды театров: шагающий, теневой, пальчиковый, на ложках, би-ба-бо. Дети учатся манипулировать с куклой, изменять тембр и высоту голоса, соотносить движение с речью, развивают моторику.
– Гимнастические пальчиковые игры.
Подразумевают выполнение определенных движений под строчки стихотворения. Мы подобрали стихи и создали картотеку в соответствии с тематическим планированием нашего детского сада, на каждую тему по одной-две игры, которые мы разучиваем в начале недели и повторяем различных режимных моментах. Так, в рамках темы «Посуда» ребята выполняют пальчиковую гимнастику «Помощники», тема «Овощи» — гимнастика «Капуста», и т. д.
– Тактильные книжки.
В рамках обогащения развивающей среды мы изготовили книжки-раскладушки, наполненные застежками, липучками, шнуровками, выполнены из разных тактильных материй, на разнообразные сюжетные темы: огород, парикмахерская, дом, мебель и другие. Благодаря таким играм у воспитанников развивается мелкая моторика, формируются обобщающие понятия, развивается связная речь.
Очень важно заинтересовать и увлечь темой пальчиковых игр родителей. В своей работе мы использовали разные формы работы: беседы, памятки, консультации, родительские собрания, на которых объясняли, как важно выполнять пальчиковые гимнастики не только в детском саду, но и дома, показывали как играть с детьми на мастер-классах, пополняли педагогический багаж родителей новыми стихотворениями. Спустя какое-то время родители стали замечать, что речь их детей стала более четкой, координация движений и тонкая моторика улучшились. Кроме того, выучив с детьми большое количество пальчиковых игр в стихах, родителям стало легче занять свое дитя в дороге, долгом ожидании в очереди, поднять настроение.
Выводы:
Подвести итог мы хотим словами известного педагога В. А. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Пальчиковые игры и упражнения — это уникальное средство развития мелкой моторики рук и речи, пространственного и наглядно-действенного мышления, слухового и зрительного восприятия, произвольного и непроизвольного мышления, они расширяют словарь детей, кругозор, создают положительное эмоциональное состояние. Кроме того, игры с пальчиками помогают наладить близкий контакт с ребенком, поддержать эмоциональную связь. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. [7, с.2] Пальчиковые игры очень нравятся детям дошкольного возраста и позволяют решить множество задач: от образовательных до оздоровительных.
Литература:
- Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи / Елена Косинова. — М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2011;
- Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». — АСТ, 2013.
- Анищенкова Е. С. «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников». — Профиздат, 2011.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста». — М.: Просвещение, 2012.
- Борисенко М. Г., Лукина Н. А. «Наши пальчики играют». — СПб.: «Паритет»,
- Громова О. Н., Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». — М.: «ГНОМ и Д», 2012;
- Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: — М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.
- Узорова О. В. «Игры с пальчиками». — М. «Издательство АСТ», 2014.
- Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей. Алексеева Е. В. — https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/16/rol-palchikovykh-igr-v-razvitii-rechi-i-melkoy-motoriki-detey (17.02.18)
- Методический материал на тему: «Пальчиковые игры», Ускова В. А. https://infourok.ru/metodicheskiy-material-na-temu-palchikovie-igri-966364.html
Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, игра, пальчиковая гимнастика, упражнение, мелкая моторика, детский сад, дошкольный возраст, рука, речевое развитие, связная речь.
Пальчиковые игры для развития речи
Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.
- Пальчиковая игра \
- . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
- Пальчиковая игра \
- . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.
Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.