Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ


Целевое назначение музыкального воспитания в ДОУ

Определение 1
Музыкальное воспитание – это специально организованный процесс воздействия средствами музыкального искусства, посредством которого реализуется эстетическое развитие ребенка, формируются основы его общей культуры, вырабатываются ценностные ориентиры.

Музыкальное воспитание оказывает положительное воздействие на развитие личности.

Музыка влияет на формирование творческого компонента личности, способствует развитию творческих основ его деятельности. а это, в свою очередь, ведет к гармоничному развитию ребенка и формированию всех его качеств, необходимых для успешной социальной жизнедеятельности.

Основным назначением музыкального воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Можно выделить ряд подцелей музыкального воспитания:

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

  1. Приобщение дошкольника к музыкальному искусству. Ребенок познает основы музыкального творчества, учится эстетическому восприятию музыки, формирует музыкальный вкус.
  2. Освоение основ музыкальной культуры. Через нее ребенок познает азы общей культуры и формирует собственные взгляды, отношение к искусству, вырабатывает свою линию культурного поведения.
  3. Развитие музыкальных способностей дошкольника. Посредством музыкального воспитания формируется чувство ритма, музыкальная память, слуховое внимание и восприятие, что в итоге способствует формированию музыкального вкуса.
  4. Формирование потребности в музыке. Потребность в музыкальном творчестве ведет к творческому развитию дошкольника.
  5. Реализация разных видов музыкально-художественного творчества дошкольников. Таким образом ребенок может самоутвердиться и самореализоваться в творческом направлении, удовлетворить свои творческие потребности.

Музыкальные занятия в ДОУ направлены на формирование у дошкольников любви к музыке, интереса к искусству, развитие адекватного музыкального вкуса и навыков ориентации в музыкальной информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 450 ₽ Реферат Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 280 ₽ Контрольная работа Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Формы организации музыкального воспитания в ДОУ

Музыкальное воспитание в ДОУ реализуется в следующих формах:

  1. Музыкальные занятия. Они являются образовательной музыкальной деятельностью. В ходе проведения музыкальных занятий осуществляется интеллектуальное, нравственное, эстетическое и культурное развитие ребенка. Музыкальные занятия включают в себя разные виды и направления музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, танцы, прослушивание музыки разных жанров, ознакомление с творчеством великих композиторов, освоение музыкальной грамоты.
  2. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников. Она связана с проявлением детьми своих творческих способностей. Необходимо стимулировать их к этому. Дети применяют свои музыкальные знания и ориентируют их на свои интересы и потребности.
  3. Музыка в повседневной жизнедеятельности. Музыка становится важным компонентом всех видов деятельности ДОУ. Она пронизывает все режимные моменты дня. Например, музыка включается при зарядке детей, она сопровождает игровой процесс. Сбор на прогулку можно сопровождать пением и т.д. Кроме того, в ДОУ устраиваются праздники, которые сопровождаются музыкальным действием.
  4. Музыкальное воспитание в семье. Важно, установить взаимодействия с родителями и сформировать единую направленность музыкального воспитания. Если музыка сопровождает все режимные моменты дошкольника в ДОУ, то дома она должна также сопровождать ребенка. Например, мама может узнать какую музыку воспитатель включает в ходе зарядки и использовать ее. На ночь можно спеть колыбельную и т.д. Важно, чтобы музыка была постоянным компонентом жизнедеятельности ребенка. Эпизодический характер не даст должного воспитательного эффекта.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников

Формы организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду: от традиций к инновациям

В.А. Деркунская

к.пед.наук, доцент кафедры дошкольной педагогики

РГПУ им. А.И. Герцена

Современный ребенок дошкольного возраста подвижен, активен, динамичен и свободен. Он умудряется сочетать сразу несколько видов деятельности, обращая их в игру и организуя таким образом свою жизнь. Склонность и интерес дошкольника к полидеятельности заставляет нас задуматься о новых формах организации педагогического процесса в детском саду. Не становится исключением и музыкальная деятельность детей, которая нуждается в обновлении форм, методов и приемов.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду относятся: музыкальные занятия; совместная музыкальная деятельность взрослых (музыкального руководителя, воспитателя, специалиста дошкольного образования) и детей в повседневной жизни ДОУ в разнообразии форм; праздники и развлечения; самостоятельная музыкальная деятельность детей.

В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности детей традиционно являются музыкальные занятия.

Музыкальные занятия имеют несколько разновидностей. Например, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные и объединенные, то есть вид занятия определяется количеством участвующих в нем детей.

Индивидуальные музыкальные занятия

проводятся отдельно с ребёнком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, два раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста индивидуальные занятия организуются с целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства, с целью оказания индивидуального сопровождения воспитаннику в музыкальном воспитании и развитии (например, если это часто болеющий или долго не посещающий детский сад ребенок).

Подгрупповые музыкальные занятия

проводятся с детьми два–три раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

Фронтальные занятия

проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность так же зависит от возрастных возможностей воспитанников.

Объединенные занятия

организуются с детьми нескольких возрастных групп.

Следующее основание для классификации музыкальных занятий – это его содержание. В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интеграционным или интегративным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие

включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

Доминантное музыкальное занятие

– это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (например, чувство ритма, ладовое чувство, звуковысотный слух и т.п.). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка.

Тематическое музыкальное занятие

определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего города»), где главное – показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. И музыкально-тематические занятия, в которых формулировка темы связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия еще называют сюжетные музыкальные занятия. Они объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией (например, «Сказка в музыке», «Литературный персонаж в музыке», «Зимние истории и небылицы»). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.

Комплексные музыкальные занятия

основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель — объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную), обогатить представления детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка, она требует согласованных действий от воспитателя и музыкального руководителя, старшего воспитателя, специалистов. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие

отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого-либо явления, образа.

Исходя из генезиса развития музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, определим оптимальные формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

Вариативные формы музыкальной деятельности дошкольников

В ДОУ

ВозрастВедущая деятельностьСовременные формы и методы музыкальной деятельности
1-3 годаПредметная, предметно-манипулятивная— Игровое экспериментирование со звуками на предметной основе; — Игры-эксперименты со звуками и игры-путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных); — Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т.п.); — Музыкально-игровые приемы (звукоподражание); — Музыкальные и музыкально-литературные загадки; — Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические игры; — Музыкально-двигательные игры-импровизации; — Музыкальные сказки (слушание и исполнительство).
3-5 летИгровая (сюжетно-ролевая игра)— Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра); — Музыкальные игры-фантазирования; — Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе; — Усложняющиеся игры-эксперименты и игры-путешествия; — Музыкально-дидактические игры; — Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений; — Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием; — Концерты-загадки; — Беседы, в том числе и беседы по детским вопросам о музыке.
5-7 летСложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности— Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность. — Музыкально-дидактическая игра; — Компьютерные музыкальные игры; — Исследовательская (опытная) деятельность; — Проектная деятельность; — Театрализованная деятельность; — Хороводная игра; — Музыкальные игры-импровизации; — Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты; — Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей; — Интегративная деятельность (художественная полидеятельность); — Клуб музыкальных интересов; — Коллекционирование (в том числе и музыкальных впечатлений); — Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Праздник в детском саду – одно из ключевых эмоционально насыщенных событий общей жизни взрослых и детей. Он всегда рассматривался как итог образовательной работы учреждения, как яркая презентация личных достижений детей, своего рода показательное выступление для родителей и экспертов. От других форм его отличает торжественность и продолжительность, в отдельных случаях праздник может длиться до полутора-двух часов.

По своей сути праздник является одной из интегративных форм организации детской художественной деятельности, которая приобщает детей к явлениям социальной жизни средствами различных видов искусства. Высокая степень эмоционального воздействия на ребенка помогает эффективно решать разносторонние образовательные задачи в условиях праздника. Типичными задачами праздника становятся – приобщение дошкольников к национальным и мировым традициям, культуре; воспитание чувства патриотизма и любви к Отечеству; воспитание уважительного отношения к истории, достижениям нашей страны, социальной роли, профессии, конкретному человеку.

Современная тематика праздников многообразна, сегодня в детском саду отмечают как традиционные праздники Новый год, День защитника Отечества, Восьмое марта, День Победы и др., так и всемирные праздники, например, День Матери, День Отца, День музыки. Обязательными в каждом детском саду стали Масленица и выпускной бал. Праздник может выглядеть как концерт, конкурс (например, КВН или по типу популярной телепередачи), драматизация, инсценировка, спортивные состязания и соревнования, комплексное или интегративное занятие.

Праздник как интегративная форма организации художественной деятельности детей включает в себя: художественное слово; песни (3-4 – в младших группах, 4–6 – в старших); танцы; хороводы; игры, игры-аттракционы, игру на детских музыкальных инструментах; сценки, инсценировки, драматизации.

Праздник имеет свою структуру: торжественная вводная часть, которая включает построение, перестроение, перекличку, 2–3 песни; основная часть, в которой раскрывается сюжетная линия праздника, происходят различные выступления детей и персонажей; заключительная часть, которая обобщает идею праздника и может включать четверостишия и завершающую песню, посвященные главной тематике.

Основная проблема при организации праздника — соблюсти баланс между демонстрацией учреждением качества и результативности образовательной работы и презентацией ребенком личных достижений.

Изменение форм совместной музыкальной деятельности влечет за собой изменение характера педагогического взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя и воспитанников.

В работах известного психолога С.Г. Якобсон выделены позиции, характеризующие взаимодействие педагога и ребенка в ходе образовательного процесса:

— позиция «учитель – ученик»;

— позиция разнокомпетентного партнерства;

— позиция равнокомпетентного партнерства;

— позиция учебно-игрового партнерства.

Позиция «учитель – ученик» является неэффективной с точки зрения психологии дошкольника. Учитель должен научить ученика вне зависимости от желаний и предпочтений последнего. Дошкольник, в силу своих возрастных особенностей, не может заставить себя выполнять задание, которое ему совершенно неинтересно. Отсутствие интереса, как основополагающего компонента в образовании ребенка-дошкольника обрекает само образование на отсутствие результата или сводит его к репродуктивному обретению ребенком знаний, умений и навыков.

Позиция разнокомпетентного партнерства означает, что педагог выступает в позиции знающего и умеющего что-либо делать. Его задача не научить, а заинтересовать детей и поделиться с ними своим опытом. Ребенок уже не находится в жесткой позиции по отношению к новым знаниям, он самостоятельно регулирует свое поведение – принимает или не принимает участие во взаимодействии. В этом случае мы наблюдаем добровольное партнерство участников образования. Необходимо отметить, что педагог в целях повышения познавательной, учебной, развивающей мотивации детей будет опираться на предпочтения дошкольников, тем самым создавая условия для эффективного усвоения знаний и умений и дальнейшего их применения в повседневной жизни. Интересен и другой подход к организации взаимодействия в рамках данной позиции, когда в роли компетентного участника выступает сам ребенок, а с позиции недостаточно компетентного – взрослый, воспитатель, музыкальный руководитель. Такая перевернутая позиция позволяет ребенку продемонстрировать накопленный им опыт, перенести имеющиеся знания в новую ситуацию – научить воспитателя что-либо делать и знать. Ребенок сопоставляет мотив и цель, выбирает средства осуществления деятельности, оценивает полученный результат. Результативность такого партнерства определяется тем, насколько взрослый научился что-либо делать и, доволен ли своей «просветительской работой» ребенок.

Позиция равнокомпетентного партнерства направлена на получение общего результата. Наиболее подробно данная позиция представлена в работах Н.А. Коротковой.

Рассматривая ребенка как субъекта деятельности в разных жизненных сферах, Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов считают, что так называемые жизненные сферы стимулируют формирование наиболее важных психических новообразований возраста и обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию в различных видах «культурных практик» (это идущие от взрослого виды деятельности). Реализация данного принципа возможна, по мнению авторов, при организации дошкольной программы по оптимальной модели, включающей следующие блоки:

1. Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.

2. Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Для реализации выделенных характеристик, по мнению Н.А. Коротковой, необходимо пересмотреть устоявшееся в современной дошкольной педагогике разделение на игру и учебные занятия. Н.А. Короткова отмечает, что такое разделение приводит к нарушению целостности образовательного процесса и предлагает структуру: игра и родственные ей виды деятельности. В качестве родственных видов деятельности выступают продуктивная, познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельность или «культурная практика».

Такое построение образовательного процесса влечет за собой смену позиций педагога и ребенка в процессе взаимодействия. Название деятельности, исходящей от педагога — «практика», подразумевает совместное практикование в деятельности, где задается равноправие ее участников. На занятиях воспитатель и воспитанники занимают партнерские позиции, которые подразумевают взаимное уважение, открытость друг другу. Следовательно, ребенок будет чувствовать себя свободно, на равных (как со сверстниками в игре). Свобода способствует развитию активности и самостоятельности, умелости принимать решения, опираясь на имеющиеся знания и умения, опыт. Дошкольник не боится, что его действия будут расценены как неправильные. Положительный настрой ведет к эмоциональному комфорту во время занятий и после занятий.

Партнерская позиция предполагает подбор вариативного содержания и способов выполнения заданий. Дети легко могут разделиться на «кружки по интересам» при их выполнении. Партнерская форма организации занятия предполагает «открытый конец», т.е. каждый ребенок вправе двигаться в своем темпе, завершить процесс тогда, когда посчитает нужным. Дети учатся планировать и отслеживать, на начальных этапах с помощью взрослого, результат своей деятельности. В позиции равноправного партнерства ребенок, попадая в проблемную педагогическую ситуацию, свободен в выборе средств и способов решения.

Позиция учебно-игрового партнерства широко используется в практике современных детских садов. Ее особенность заключается в появлении на занятии игрового персонажа, попавшего в затруднительное положение. Дети становятся партнерами-помощниками в решении проблемы. Уважение и похвала со стороны игрового персонажа выступают в качестве дополнительной мотивации к деятельности. В данной позиции, как и в двух предыдущих, ребенок активен при решении задачи, он эмоционально вовлечен в деятельность, а, значит, созданы необходимые предпосылки для формирования музыкальной культуры дошкольника, его компетентности и становления ребенка как субъекта музыкальной деятельности.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, пожалуй, самая сложная задача для воспитателя. Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребенка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив – самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством.

Условиями появления самостоятельной музыкальной деятельности у дошкольников становятся:

— опыт общения с музыкой (накопленные эмоции, чувства, образы);

— опыт музыкальной деятельности (совокупность умений восприятия музыки, и умений исполнительства (пение, музыкально-ритмические умения, умения игры на детских музыкальных инструментах).

К условиям организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников можно отнести:

— учет детских музыкальных интересов и предпочтений, субъектных качеств ребенка в музыкальной деятельности;

— недоминирующий характер взаимодействия с детьми, косвенное участие взрослого в деятельности детей;

— продуманная предметно-игровая среда (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной деятельности) и ее доступность детям.

Принципиально важным моментом в организации и развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей становится овладение дошкольниками способами переноса музыкальных впечатлений, представлений, умений и навыков в новые условия. Решение этой задачи происходит в определенных формах совместной деятельности взрослого и детей.

Их специфика разворачивается в определенной логике, направленной на развитие самостоятельности детей: от действий по показу или образцу педагога, к инициативным непреднамеренным действиям и далее — к импровизации, творчеству. Важно помочь ребенку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников, освоение ими способов самостоятельных действий.

Вид музыкальной деятельностиЗадачи формирования самостоятельностиФормы, методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности детей
Слушание
  1. Развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений;
  2. Развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний;
  3. Развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора.
  4. Поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать умения эстетической оценки музыкальных произведений, способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать.
  5. Обогащать музыкальный опыт способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки.
Игровые проблемные и поисковые ситуации, связанные с музыкой; Беседы и рассказы о музыке; Музыкальная викторина; Досуг «Угадай мелодию»; Музыкальные игры «На что похожа музыка», «Слушаем и рисуем музыку», «Слушаем и играем в музыку», «Слушаем музыку и читаем», «Слушаем и чувствуем музыку»; Музыкальные метафоры; Игры-фантазирования или воображаемые ситуации; Музыкальные игры-сопереживания; Музыкальное цветомоделирование, «Музыкальное рисование»; Игры-инсценировки, игры-настроения, игры-образы, игры-размышления.
Исполнительство (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)ПениеПроектная деятельность «Моя любимая песня» или «Песни нашей группы»; Музыкальный конкурс «Голос», «Музыкальная минута славы», «Битва хоров (дуэтов)»; Сочиняем музыку (песню) к мультфильму, сказке, истории; Интонационные игры-импровизации и игры на звукоподражание; Вокально-речевые игры; Музыкальные игры-импровизации (сочини мелодию к тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению и т.п.).
  1. Развитие восприятия вокальных произведений, умений музыкального анализа и эстетической оценки песни.
  2. Формирование любимого песенного репертуара.
  3. Развитие музыкально-исполнительских умений для осуществления певческой деятельности.
  4. Развитие песенного творчества.
Музыкально-ритмическая деятельностьТанцевальные игры-импровизации; Проектная деятельность «Танцуют все!»; Музыкальный конкурс «Большие танцы»; Музыкальные прогулки; Музыкальные игры-уподобления; Музей танца; Клуб по интересам.
  1. Развитие умений подбирать движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения.
  2. Развитие умений исполнительства характерных танцев.
  3. Развитие творческого воображения.
Игра на детских музыкальных инструментахПроблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов; Музыкально-дидактические игры; Игра «Создаем художественный образ»; Игры «Озвучиваем стихотворение», «Озвучиваем персонажа»; Игра «Литературный сюжет и герои на языке музыкальных инструментов»; Музыкальная сказка (игра-инсценировка); Игры-импровизации; Игры-сотворчество.
Развитие умений элементарного музицирования. Развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять несложные ритмические композиции.

От разнообразия форм организации самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит ее характер – воспроизводящая она или творческая.

Предложенные в таблице формы направлены на развитие самостоятельной музыкальной творческой деятельности дошкольников.

Развитию самостоятельности детей способствуют развлечения и праздники, вызывающие у детей яркий эмоциональный отклик и живой интерес. Желательно включать в сценарий задания для дошкольников импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. Современный подход к организации музыкального досуга или праздника предполагает включенность детей наравне со взрослыми. Они выступают как сорежиссеры мероприятия, предлагают разнообразные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, определяют место действия, способы участия в празднике приглашенных гостей. При подобной организации развитие самостоятельности у детей будет возрастать естественным образом, так как воспитывается привычка действовать инициативно, «быть внутри» деятельности и проявлять активность.

Развитию самостоятельной музыкальной деятельности способствует интеграция искусств, поскольку у детей появляется широкая возможность целостного представления или создания художественного образа. Получая разнообразие средств выразительности художественных образов, ребенок получает возможность более глубоко и разносторонне увидеть и познать действительность, погрузиться в мир прекрасного – музыки, литературы, театра, архитектуры, живописи, танца. Интеграция дает ребенку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.

В числе условий, развивающих самостоятельность музыкальной деятельности дошкольников, отмечалась предметно-игровая среда.

Остановимся на принципах ее построения, поддерживающих музыкальные интересы, инициативы и способности детей:

— учет уровня музыкального развития дошкольников;

— учет музыкальных интересов, субкультуры и индивидуальных особенностей детей;

— образный, музыкальный характер содержания среды;

— синкретичный и полифункциональный характер оборудования, предметов и материалов;

— доступность оборудования, предметов и материалов детям.

Правильно созданная в группе предметно-игровая среда позволяет ребенку самостоятельно актуализировать музыкальный опыт. А проявления самостоятельности в музыкальной деятельности можно рассматривать как показатель личностного отношения дошкольника к музыке и процессу музыкального воспитания в детском саду.

Структура музыкального занятия в ДОУ

Музыкальные занятия в ДОУ состоят из следующих компонентов:

  1. Вводная часть. Она ориентирована на подготовку дошкольников к знакомству с музыкой. Во вводной части занятия можно включить компоненты физкультуры: выполнение движений под музыку, исполнение танцевальных па. Это стимулирует музыкальную активность дошкольника и делает музыкальное занятие более продуктивным.
  2. Прослушивание музыкальных произведений. Это часть ориентирована на развитие у дошкольников навыков эстетического восприятия музыкального творчества и формирование музыкального восприятия.
  3. Пение и песенное творчество. Дети поют песни разных жанров, а также учатся сочинять песни самостоятельно. Самостоятельное сочинение песни мотивирует заинтересованность дошкольника музыкальным искусством и способствует раскрытию его творческого потенциала.
  4. Обучение игре на музыкальных инструментах. Как правило, выбираются инструменты, доступные для конкретной возрастной группы. Педагог демонстрирует их звучание и показывает основы проигрывания мелодий. Затем дети сами пробуют освоить игру на том или ином инструменте.
  5. Танцевальная деятельность. Танцы способствуют развитию музыкального ритма и формируют положительное отношение к музыке, поскольку, танцевать – весело.
  6. Игровая деятельность. Она не является компонентом каждого музыкального занятия, но периодически может быть включена в него. Игра помогает более продуктивному усвоению музыкальной информации.

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

Для формирования музыкальной культуры применяются следующие методы:

  1. Контрастное сопоставление – разработана система заданий, которые строятся на прослушивании разных вариантов интерпретации одного и того же произведения. На контрасте воспитанники учатся понимать смысл произведения, разбивать его на составляющие части.
  2. Уподобление характеру звучания – заключается в эмоциональной подстройке к звучанию и в выражении своего отношения к прослушиваемым произведениям. Уподобление может проявляться в самых разных формах: подпевании, танце, в подборе одежды и т. д.
  3. Тактильное уподобление – педагог прикасается к руке ребенка, чтобы настроить его на прослушивание музыкального воспроизведения для максимального проникновения в его суть.
  4. Мимическое уподобление – при прослушивании произведений дети смотрят на воспитателя, ждут от него оценки происходящего. Для формирования музыкального вкуса потребуется проявлять эмоции, соответствующие характеру произведения. Например, уместно улыбнуться, сделать серьезное лицо, показать увлеченность. Дети в дошкольном возрасте подсознательно тянутся к взрослым, копируют их поведение и эмоции.
  5. Интонационное уподобление – при прослушивании композиций нужно выражать свое отношение словами и репликами. В дошкольном возрасте детям сложно уловить смысл слов, фраз или предложений, если они трудным для восприятия языком поясняют суть композиции. Поэтому лучше выразить свое отношение к музыке простыми словами, понятными для детей, но насыщенными яркой эмоциональной окраской. Они воздействуют прямо на подсознание, минуя этап умственного осмысливания услышанного.
  6. Цветовой уподобление – при прослушивании композиции нужно показывать воспитанникам карточки с цветами и связывать определенный цвет с общим настроением произведения. Например, при прослушивании спокойной композиции показывают голубой цвет, для активной и насыщенной звуками песни нужно демонстрировать красный цвет. При прослушивании последующих мелодий следует спрашивать у детей, с каким именно цветом ассоциируется та или иная песня.

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста

Условия эффективной организации музыкального воспитания в ДОУ

Чтобы музыкальное воспитание имело продуктивный характер, требуется соблюдать ряд условий его организации:

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности дошкольников при планировании музыкального занятия;
  2. Ориентация на музыкальное развитие дошкольников не только в ходе музыкальных занятий, но в повседневной жизнедеятельности;
  3. Содержание музыкальных занятий должно отражать целевое назначение музыкального воспитания;
  4. Итоги музыкального развития дошкольника должны быть заметны в ходе повседневной деятельности ребенка – он переносит свои знания и навыки в свою жизнедеятельность;
  5. Педагог не оказывает активного воспитательного воздействия на музыкальное развитие дошкольника. Педагог обозначает себя в качестве равноправного партнера в совместной музыкальной деятельности, давая ребенку максимальную самостоятельность в музыкальном познании и развитии.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]