Основные модели образовательного процесса в детском саду.


ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации Программы

Определяются в соответствии с ФГОС ДО, Уставом ДОО.
Цели реализации Программы:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

•Могут быть дополнены целями коррекционно-развивающей работы

Задачи реализации программы определятся на основе п. 1.6 ФГОС дошкольного образования:

•Могут быть дополнены в соответствии с целями реализации парциальных образовательных программ и коррекционно-развивающих программ (в соответствии с Уставом)

Принципы и подходы к формированию Программы

•Формулируются на основе ФГОС ДО п.1.4.

•Могут быть дополнены принципами и подходами авторской комплексной образовательной программы и парциальных образовательных программ, при условии их непротиворечивости и отсутствия дублирования.

Значимые для разработки Программы характеристики

Место расположения дошкольной образовательной организации, особенности здания и прогулочной площадки, их влияние на организацию образовательной деятельности.

Характеристика национально-культурных особенностей, социального окружения, влияющих на организацию образовательной деятельности.

Сведения о группах, функционирующих в дошкольной образовательной организации (количество функционирующих групп, наполняемость, направленность групп (общеразвивающая, компенсирующая, оздоровительная или комбинированная направленность), количество групп разной направленности)

Сведения о родителях как участниках образовательных отношений (характеристика благополучия / неблагополучия семей на момент создания программы, образовательных запросов родителей на момент создания программы).

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста (указываются основные возрастные психолого-педагогические характеристики, их значимость для реализации Программы)

Планируемые результаты освоения Программы

1 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе целевых ориентиров ФГОС ДО

2 вариант оформления.

Конкретизируются в соответствии с возрастными группами на основе образовательных областей ФГОС и с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО

Пример образовательной области познавательное развитие.

Пример. Социально-коммуникативное развитие (3-4 года)

  • Ребенок участвует в совместных действиях с воспитателем
  • Договаривается о совместных действиях со сверстниками, вступает в парное взаимодействие по поводу игрушек, игровых действий
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение в детском саду
  • Эмоционально откликается на ярко выраженное эмоциональное состояние близких взрослых и сверстников
  • Использует формы приветствия, прощания, просьбы и благодарности
  • В самообслуживании требуется небольшая помощь взрослых
  • Подражает трудовым действиям взрослых
  • Показывает на картинках способы безопасного и потенциально опасного использования предметов

Три модели организации образовательного процесса в ДОУконсультация на тему

Три модели организации образовательного процесса в ДОУ

1. Учебная модель. В последние годы она активно используется в ДОУ. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого – учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие – методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель. В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя – логопеды. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.

3. Предметно-средовая модель. Содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

Модуль I. Лекция 1. Особенности образовательного процесса в ДОУ

Содержание

1.1. Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО

1.2. Психолого-педагогические основы дошкольного образования

1.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе (Слайд 2,3,4).

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Основная образовательная программа (ООП) – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением (Слайд 5).

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.

Три модели организации образовательного процесса в ДОО

1. Учебная модель

В последние годы она активно используется в ДОО в подготовительных к школе группах. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого — учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие — методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.

2. Комплексно-тематическая модель

В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.

Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.

Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя — логопеды.

предъявляет довольно требования к общей и творческому и педагогическому воспитателя, так как тем является сложным .

3. Предметно-средовая модель

образования направлено на предметную . Взрослый – организатор среды, подбирает , развивающий материал, пробы и ошибки ребенка. вариант этой – система М. Монтессори.

образовательной только предметным и ставка на саморазвитие в этой модели к утрате образовательного процесса и сужает культурные дошкольника. При этом, как и , данная технологична и не требует усилий от взрослого.

требования к планированию деятельности в с ФГОС дошкольного .

Основой образовательного является планирование. — это проект деятельности всех образовательного процесса. — это научно обоснованная педагогического ДОУ, которая придает ему , определенность, управляемость.

исследования последних лет , что первостепенное при планировании имеет не знание воспитателем , сколько их личностных характеристик и . Развивающее, личностно-ориентированное понимается как опора на качества , что требует от воспитателя:

1. изучения и хорошего индивидуальных особенностей, , черт , взглядов, привычек ;

2. умения диагностировать, реальный уровень личностных , мотивов и интересов ;

3. своевременного выявления и причин, мешающих в достижении ;

4. сочетания воспитания с ;

5. опоры на активность, инициативы, самодеятельности .

Планирование работы в дошкольном – одна из главных управления процессом основной программы – отражает формы организации взрослых и детей.

педагогической воспитателя является работы с детьми. правил ведения документа нет, он может быть в любой удобной для форме. Однако несколько условий, которые ДОУ, старшему воспитателю или необходимо соблюдать при :

1.объективная уровня своей в момент планирования;

2. целей и задач на определенный работы, соотнесение их с общеобразовательной программой образования, по которой воспитательно-образовательный , возрастным составом детей и приоритетными образовательного процесса в ДОО;

3. представление работы, которые быть достигнуты к планируемого периода;

4. оптимальных , средств, методов, добиться поставленных , а значит получить результат.

Не важным условием планирования работы учет специфических возрастной , конкретного педагогического , реальной обстановки и , в которых осуществляется деятельность, а профессиональной компетентности .

План воспитательно-образовательной с детьми – документ, по работают два воспитателя. Следовательно, это совместной деятельности и должно быть . Планирование не только процесс плана, но и мыслительную , обсуждение двумя того, что сделать для достижения и задач.

План корректироваться и уточняться в его реализации. число поправок свести к минимуму, соблюдать принцип и календарного .

Как бы ни был оформлен план работы с детьми, он отвечать определенным :

· основываться на развивающего образования, которого является каждого ребенка;

· на принципе образовательного процесса;

· на интеграции образовательных в соответствии с возрастными и особенностями группы;

· обеспечивать воспитательных, развивающих и целей и задач воспитанников, в реализации которых знания, умения и , имеющие непосредственное к развитию дошкольного возраста;

· содержание и формы детей должны возрастным и основам дошкольной (Слайд 6).

При планировании и организации процесса важно , что основной работы с детьми возраста и ведущим деятельности для них является .

Согласно ДО планирование образовательного в ДОО должно основываться на — тематическом принципе.

В с комплексно-тематическим построения образовательного ФГОС ДО предлагает для образовательной деятельности не отдельных приемов, а усвоение материала в процессе и проведения каких-либо и интересных для событий. Обучение систему занятий перестроено на работу с по «событийному» . Такими событиями Российские праздники ( год, День семьи и др.), праздники ( доброты, День и др.). Праздники – это радость, уважения, память. – это события, к можно готовиться, можно ждать. деятельность станет . Критерием , что данный принцип , станет живое, , заинтересованное участие в том или ином , а не цепочка действий по взрослого.

Основные модели образовательного процесса в детском саду.

Модельное описание образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования осуществлено Н. А. Коротковой и Н. Я. Михайленко. При описании модели образовательного процесса в детском саду авторы ввели следующие измерения: функции (позиции) взрослого по отношению к детскому сообществу, организация содержаний образования (или развивающих содержаний), структура предметной среды.Эти измерения создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду.

Выделенные измерения позволили авторам свести все дошкольные программы (как современные, так и существовавшие в истории педагогики) к трем общим типам моделей образовательного процесса: 1) учебная модель; 2) комплексно-тематическая модель; 3) предметно-средовая модель. Приведем краткое описание каждой из моделей.

Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов (по сферам познания или по видам деятельности), каждый из которых имеет свою логику построения. Такое содержание образования тесно связано с определенной позицией взрослого — учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому. Модель рассчитана на жесткое программирование образовательной среды — ее топографии (в виде «сборника» учебных предметов) и временной развертки (развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета).

Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета. Предметная среда обслуживает урок, и ее организация приобретает вид учебных пособий. Однозначное соответствие развивающих задач, учебных предметов, предметной среды и единственность педагогической позиции взрослого в идеале направлены на мотивацию адекватной учебному предмету активности ребенка. Все незапланированные виды активности, инициативности детей не приветствуются и исключаются взрослым.

Комплексно-тематическая модель использует более органичную для дошкольника организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленное в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время проекция темы на разные виды детской активности («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании) и возможность их выбора самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи и инициативу детей. Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу и интуиции взрослого, без которых модель просто не работает.

Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной искусственной и жестко ограниченной предметной среде (система М. Монтессори). Взрослый в этой модели — лишь организатор предметной среды, его функция — подбор развивающего материала, который автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, изменятся лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, заложенное в предметном материале (более современный вариант этой модели построен на предметной среде, приближенной к «естественным» формам деятельности ребенка).

Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводят к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужают культурные горизонты ребенка. При этом, как и учебная, эта модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.

В истории дошкольной педагогики две последние модели были предложены как альтернативы формализму и жесткости учебной модели (по сути имитирующей школьную систему), не учитывающей своеобразие дошкольного возраста и неэффективной в образовании дошкольника.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]