Экспериментирование «Воздух и его свойства» в подготовительной группе
— Ребята, когда мы вдыхаем воздух, наши лёгкие наполняются воздухом. Мы это можем почувствовать с вами. Кладите руки на грудь и вдохните. Почувствовали?
— А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Воспитатель предлагает пройти детям к столам с оборудованием.
Опыт №1. Воздух невидимый, прозрачный, упругий, его можно почувствовать и услышать.
-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)
-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
-Почему?(Он сдулся и внутри него больше нет воздуха)
— Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха:
Вывод:
Воздух невидимый, прозрачный,
чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
— Поймайте еще раз воздух в пакет, потрогайте его руками. Что чувствуете?(Как будто что-то есть в пакете, пакет проминается, когда на него надавливаешь пальцами, когда опускаешь пальцы, он опять принимает свою форму).
Вывод:
воздух упругий.
Воздух можно поймать и запереть куда? – в мяч, шар, шину. Пойманный воздух смягчает удар, поэтому им накачивают шины; он заставляет прыгать мяч. Сравните, как прыгает надутый и не надутый мяч.
— А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (дует ветер)
— Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? (Почувствовать)
Почувствовать его, как легкий ветерок на коже лица. Возьмите веера помашите, что вы чувствуете (
ветер)
—
Что такое ветер?
(Ветер – это движение воздуха)
—
Где используется ветер человеком?
(на мельницах, на кораблях, вентилятор, воздушный шар, воздушный змей и др)
— Воздух можно не только почувствовать, но и услышать.С помощью чего это возможно? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)
— Возьмите в руки резиновые игрушки и нажмите на них. Вы слышите воздух? А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?
— Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах
-Что мы слышим? (звуки)
-Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Где мы можем услышать воздух? (везде)
-Давайте зафиксируем всё что мы сейчас узнали в таблице. Сначала что мы делали? Что узнали? (Воздух невидимый, прозрачный)
С помощью чего мы это узнали? Верно, приклей Настюша картинку в талбицу. Какой еще воздух?
(упругий)
А что нам помогло узнать, что воздух упругий?Правильно, Миша подойди и закрепи картинку в таблице. Что же еще мы узнали? (
Воздух можно почувствовать кожей и услышать).
А что здесь нам помогло? Тоже верно, и это мы приклеим в табличку.
— Какой вывод мы сделали?
Вывод:
Воздух прозрачный, бесцветный, упругий. Воздух можно почувствовать кожей и услышать.