Мой родной город
Дидактическая настольно-печатная игра для детей старшего дошкольного возраста
Цель
: работа по формированию патриотических чувств у детей, ознакомление с историей и достопримечательностями родного края с учётом требований ФГОС по региональному компоненту.
Задачи
:
- формировать представление об истории своего города;
- развивать познавательный интерес детей к истории своей Родины;
- учить правилам общественного поведения;
- развивать умение работать в коллективе;
- развивать эмоциональную сферу личности ребёнка;
- тренировать мелкую моторику рук;
- тренировать память, мышление, внимание, воображение;
- закреплять знания детей об истории своего города Царицына-Сталинграда-Волгограда;
- расширять словарный запас, активизировать словарь.
Игровой задачей дидактической игры «Мой родной город!» является предоставление возможности для проявления детьми ответственности, самостоятельности, сотрудничества. Педагог осуществляет контроль и оценку результатов.
Мой родной город
Состав игры: — поле-карта
Это игровое поле-карта с кармашками, на котором расположены изображения города Волгограда в разное время (когда он назывался Царицын, Сталинград.
— карточки
Каждая карточка содержит три небольшие картинки с видами центральные мест города и достопримечательностей в разное историческое время. (Примечание: места, изображённые на поле-карте, должны совпадать с содержимым карточек; одни и те же места в разное историческое время.)
— фишки
Каждая фишка представляет собой круглый значок-медальон с эмблемой города.
Методические указания к игре
Должна быть проведена предварительная работа с детьми. Необходимо рассказать об истории города, о разных временных этапах в его развитии, о знаковых событиях. Также полезно изучить карту, отметить на ней центр города, основные достопримечательности. Показать, как менялся облик города с течением времени, как выглядят одни и те же знаковые для города места в разные года.
Все фотоматериалы, которые войдут в основу настольно-печатной игры, должны быть заранее изучены с детьми. После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно.
Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.
Ход игры
Количество игроков: подгруппа детей от 2-х до 8-и человек.
Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. Воспитатель раздаёт каждому игроку своё игровое поле-карту с изображением Волгограда в конкретное историческое время. Дети внимательно изучают картинку. Затем самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают карточку, на которой изображено то же место в современности, вставляют карточку в кармашек, сопоставляя одну из трёх картинок с полем-картой, объясняют свой выбор.
За правильно выполненное задание участник дидактической игры «Мой родной город!» получает фишку. И дальше может взять себе ещё одно поле-карту. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием и не осталось свободных полей-карт. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку или группе) составить рассказ по изображению.
Во время использования игры «Мой родной город!» может быть организована самостоятельная детская деятельность или же коллективная, с подгруппой детей. Дидактический материал можно использовать в непосредственно игровой деятельности или же предложить в ходе проведения НОД (на темы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с явлениями общественной жизни). Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории своей Родины, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.
Елена Астахова, воспитатель МДОУ Д/с № 263, г.Волгограда
Дидактическая игра «Город. Улица»
Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Город. Улица»
Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Цель:
данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
- согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
- подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
- употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
- активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
- составлять сравнительные предложения с союзом «а».
Материал для игры:
карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.
Описание игры:
Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.
Ниже представлены готовые игровые карточки:
- два больших магазина;
- семь продуктовых магазинов;
- один сельский магазин;
- четыре обувных магазина;
- пять мебельных магазинов;
- восемь цветочных магазинов;
- три детские библиотеки;
- пять городских школ;
- одна музыкальная школа;
- две спортивные школы;
- четыре деревянных дома;
- один кирпичный дом;
- шесть блочных домов;
- пять сельских школ;
- три городские библиотеки;
- девять асфальтированных дорог;
- одна сельская библиотека;
- две песчаные дороги;
- десять одноэтажных домов;
- три двухэтажных дома;
- один многоэтажный дом;
- два одноэтажных дома.
Игра предполагает соблюдение следующих этапов:
- Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — три).
- Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – библиотека).
- Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько библиотек? — три огурца).
- Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (три библиотеки (какие?) – городские).
- Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Три городские библиотеки.)
- По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – дорогу.
- Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Библиотеки – три, а дорог – девять и т.д.)
Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.
Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.
Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.
С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.
Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.
На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.
Желаем всем успехов.
Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников с городом Нарьян-Маром
Разработала: воспитатель Кириллова Т.Е.
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?» |
Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе; упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; воспитывать любовь к родному городу; развивать память, наблюдательность. Материал: фото с видами города, разрезные картинки Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии с видами города. Затем детям раздаются отдельные картинки. Воспитатель задает вопрос о части города, дети находят у себя соответствующую картинку и показывают ее. Далее дети собирают целые картинки из частей. |
Дидактическая игра «Знатоки Нарьян-Мара» |
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о памятниках Нарьян-Мара; развивать внимание и память; воспитывать любовь к родному городу Материал: разрезные картинки с видами города, фишки. Ход игры. Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту фото или открытки узнать памятник. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводятся итоги. |
Дидактическая игра «Путешествие по городу» |
Цель: закрепить знания детей о названии улиц и площадей родного города; развивать наблюдательность и память. Материал: разрезные картинки с видами улиц и площадей на каждого ребенка Ход игры. Дети выбирают конверт с разрезными картинками, по сигналу начинают собирать. Побеждает тот, кто быстро собрал, и правильно назвал. Можно проводить игру между командами. |
Игровое упражнение «Продолжи» |
Цель: формировать умение понимать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания детей о достопримечательностях. Примеры фраз для продолжения. Наш город называется … Жителей нашего города называют … Нарян-Мар город … В нашем городе есть … Мне нравится в Нарьян-Маре … |
Дидактическая игра «Замочная скважина» |
Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу. Материал: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной. Ход игры. Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть картинку можно через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Все рассматривают одновременно, но каждый видит лист в течении 1минуты. Ведущий предлагает рассказать, что изображено на картинке. В заключении игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал более подробно. |
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Сайт оформлен в соответствии:
с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (с изменениями и дополнениями от 20.10. 2015 № 1120, от 17.05.2017 № 575, от 07.08.2017 № 944, 29.11.2018 № 1439, от 21.03.2019 № 292, от 11.07.2020 № 1038);
со статьёй 29 Федерального закона «Об образовании в РФ», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года;
с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 831 от 14 августа 2022 года «Об утверждении требований к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
Последнее обновление — 2022-01-18