Картотека дидактических игр «Вот моя улица, вот мой дом родной»


Мой родной город

Дидактическая настольно-печатная игра для детей старшего дошкольного возраста

Цель
: работа по формированию патриотических чувств у детей, ознакомление с историей и достопримечательностями родного края с учётом требований ФГОС по региональному компоненту.

Задачи

:

  • формировать представление об истории своего города;
  • развивать познавательный интерес детей к истории своей Родины;
  • учить правилам общественного поведения;
  • развивать умение работать в коллективе;
  • развивать эмоциональную сферу личности ребёнка;
  • тренировать мелкую моторику рук;
  • тренировать память, мышление, внимание, воображение;
  • закреплять знания детей об истории своего города Царицына-Сталинграда-Волгограда;
  • расширять словарный запас, активизировать словарь.

Игровой задачей дидактической игры «Мой родной город!» является предоставление возможности для проявления детьми ответственности, самостоятельности, сотрудничества. Педагог осуществляет контроль и оценку результатов.

Мой родной город

Состав игры: — поле-карта
Это игровое поле-карта с кармашками, на котором расположены изображения города Волгограда в разное время (когда он назывался Царицын, Сталинград.
— карточки
Каждая карточка содержит три небольшие картинки с видами центральные мест города и достопримечательностей в разное историческое время. (Примечание: места, изображённые на поле-карте, должны совпадать с содержимым карточек; одни и те же места в разное историческое время.)
— фишки
Каждая фишка представляет собой круглый значок-медальон с эмблемой города.

Методические указания к игре

Должна быть проведена предварительная работа с детьми. Необходимо рассказать об истории города, о разных временных этапах в его развитии, о знаковых событиях. Также полезно изучить карту, отметить на ней центр города, основные достопримечательности. Показать, как менялся облик города с течением времени, как выглядят одни и те же знаковые для города места в разные года.

Все фотоматериалы, которые войдут в основу настольно-печатной игры, должны быть заранее изучены с детьми. После того как будут изучены все материалы, можно приступать к игровым действиям. Игру нужно начинать под руководством взрослого, в дальнейшем по мере её освоения дети могут играть самостоятельно.

Все материалы для игры должны располагаться по отношению к игрокам так, чтобы их было хорошо видно и удобно использовать, поэтому игру лучше проводить за столом.

Ход игры

Количество игроков: подгруппа детей от 2-х до 8-и человек.

Дети рассаживаются так, чтобы всем было хорошо видно и удобно дотянуться и выбрать карточку. Воспитатель раздаёт каждому игроку своё игровое поле-карту с изображением Волгограда в конкретное историческое время. Дети внимательно изучают картинку. Затем самостоятельно или с помощью воспитателя выбирают карточку, на которой изображено то же место в современности, вставляют карточку в кармашек, сопоставляя одну из трёх картинок с полем-картой, объясняют свой выбор.

За правильно выполненное задание участник дидактической игры «Мой родной город!» получает фишку. И дальше может взять себе ещё одно поле-карту. Игра заканчивается, когда все дети справились с заданием и не осталось свободных полей-карт. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек. Игра может проводиться несколько раз. Когда все дети начинают легко справляться с заданием, игру можно усложнить. Предложить детям (одному игроку или группе) составить рассказ по изображению.

Во время использования игры «Мой родной город!» может быть организована самостоятельная детская деятельность или же коллективная, с подгруппой детей. Дидактический материал можно использовать в непосредственно игровой деятельности или же предложить в ходе проведения НОД (на темы: развитие познавательно-исследовательской деятельности, ознакомление с явлениями общественной жизни). Игра способствует стимулированию познавательного интереса детей к истории своей Родины, формирует познавательную культуру и патриотическое сознание. Дидактический материал игры соответствует возрасту детей, практичен в использовании в работе с детьми.

Елена Астахова, воспитатель МДОУ Д/с № 263, г.Волгограда

Дидактическая игра «Город. Улица»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Город. Улица»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • два больших магазина;
  • семь продуктовых магазинов;
  • один сельский магазин;
  • четыре обувных магазина;
  • пять мебельных магазинов;
  • восемь цветочных магазинов;
  • три детские библиотеки;
  • пять городских школ;
  • одна музыкальная школа;
  • две спортивные школы;
  • четыре деревянных дома;
  • один кирпичный дом;
  • шесть блочных домов;
  • пять сельских школ;
  • три городские библиотеки;
  • девять асфальтированных дорог;
  • одна сельская библиотека;
  • две песчаные дороги;
  • десять одноэтажных домов;
  • три двухэтажных дома;
  • один многоэтажный дом;
  • два одноэтажных дома.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — три).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – библиотека).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько библиотек? — три огурца).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (три библиотеки (какие?) – городские).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Три городские библиотеки.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – дорогу.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Библиотеки – три, а дорог – девять и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников с городом Нарьян-Маром

Разработала: воспитатель Кириллова Т.Е.

Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе; упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей; воспитывать любовь к родному городу; развивать память, наблюдательность.

Материал: фото с видами города, разрезные картинки

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии с видами города. Затем детям раздаются отдельные картинки. Воспитатель задает вопрос о части города, дети находят у себя соответствующую картинку и показывают ее. Далее дети собирают целые картинки из частей.

Дидактическая игра «Знатоки Нарьян-Мара»
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о памятниках Нарьян-Мара; развивать внимание и память; воспитывать любовь к родному городу

Материал: разрезные картинки с видами города, фишки.

Ход игры.

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту фото или открытки узнать памятник. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводятся итоги.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: закрепить знания детей о названии улиц и площадей родного города; развивать наблюдательность и память.

Материал: разрезные картинки с видами улиц и площадей на каждого ребенка

Ход игры.

Дети выбирают конверт с разрезными картинками, по сигналу начинают собирать. Побеждает тот, кто быстро собрал, и правильно назвал. Можно проводить игру между командами.

Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение понимать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания детей о достопримечательностях.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется …

Жителей нашего города называют …

Нарян-Мар город …

В нашем городе есть …

Мне нравится в Нарьян-Маре …

Дидактическая игра «Замочная скважина»
Цель: формировать представления о памятниках в нашем городе; развивать память, внимание, пространственное мышление; воспитывать интерес к родному городу.

Материал: фотографии с видами достопримечательностей города, лист с замочной скважиной.

Ход игры.

Ведущий перекрывает фотографию листом с замочной скважиной. Рассмотреть картинку можно через отверстие, постепенно передвигая лист с замочной скважиной. Все рассматривают одновременно, но каждый видит лист в течении 1минуты.

Ведущий предлагает рассказать, что изображено на картинке.

В заключении игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал более подробно.

Решаем вместе

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сайт оформлен в соответствии:

с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (с изменениями и дополнениями от 20.10. 2015 № 1120, от 17.05.2017 № 575, от 07.08.2017 № 944, 29.11.2018 № 1439, от 21.03.2019 № 292, от 11.07.2020 № 1038);

со статьёй 29 Федерального закона «Об образовании в РФ», принятым Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобренным Советом Федерации 26 декабря 2012 года;

с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 831 от 14 августа 2022 года «Об утверждении требований к структуре сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».
Последнее обновление — 2022-01-18

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]