«Картотека дидактических игр по лепке из пластилина»картотека по аппликации, лепке (старшая группа)


Карандаши для кукол

Цель: Воспитывать у детей сочувствие к игровым персонажам и вызывать желание помогать им. Упражнять скатывать комки пластилина между ладонями прямыми движениями; учить придавать им форму карандаша. Закреплять знание цветов.

Материал: Пустые коробки от цветных карандашей, пластилин.

Ход занятия

Создание игровой мотивации. До занятия рядом с куклами размещаются пустые коробки из-под цветных карандашей. От имени кукол воспитатель передает их просьбу: им очень хотелось бы иметь карандаши. Пустые коробки есть, а карандашей нет.

Воспитатель предлагает детям помочь куклам. Дети берут пустые коробки и занимают место за рабочими столами.

С приемом скатывания пластилина между ладонями прямыми движениями дети уже знакомы. Поэтому можно привлечь к показу тех, кто его освоил. Воспитатель лишь показывает детям, как один из концов вылепленного столбика слегка сжимается пальцами, чтобы придать ему форму отточенной стороны карандаша.

Чтобы закрепить названия уже известных цветов, воспитатель от имени игрушек спрашивает у кого-либо, какого цвета карандаш он вылепил. В случае затруднения цвет карандаша называет воспитатель.

Игры с пластилином для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ

Игры с пластилином для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Автор: Муравьева Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов, ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска.Описание: Разработка содержит описание опыта работы по развитию творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Данная статья может быть полезна воспитателям, учителям начальных классов, родителям обучающихся. Цель развития творческих способностей у обучающихся с ОВЗ направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, семейной и профессиональной ориентации. Задачи: 1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Развивать навыки лепки, использовать разные приемы.
Ход занятия
Дети с ограниченными возможностями здоровья
– это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии, и как следствие, отклонения в развитии и поведении. Этим детям необходимо внимательное, доброе отношение взрослых, и в первую очередь педагога. С такими детьми нужна систематическая последовательная работа и большое терпение. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой.
Лепка
это интересное и полезное занятие, которое любят все дети, это отличный способ развития мелкой моторики, мышц и координации обеих рук, развивает пространственное мышление, воображение, координацию пальчиков. Ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Игры с пластилином позволяют интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).


В интересной игровой форме дети с ОВЗ обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. Часто на занятиях по рисованию у детей есть возможность реализовать свой накопленный опыт, знания и умения. Например, дети должны дорисовать недостающие элементы рисунка (дорисуй портрет, дорисуй мышке усики, зайчику глазки и хвостик и т.д.).


Детям младшего школьного возраста очень нравится работать с пластилином. На уроках ручного труда и рисования я предлагаю детям следующие задания: Скатать шарики из пластилина и украсить посуду.


Дополнить изображение.


Способом размазывания нанести пластилин на рисунок.


Украсить крылья бабочки разноцветным узором.

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки» Цель: Развитие внимание и логического мышления у детей с ОВЗ. Задачи: Учить детей подбирать соответствующие «заплатки» по цвету и размеру. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику. Ход игры:Вариант №1:
(Индивидуальная работа) Ребенку выдаются карточки с отсутствующими частями картинки, и пластилин — так называемые «Заплатки». Ребенок должен подобрать цвет и сделать нужную заплатку
Вариант №2:
(коллективная игра) Нескольким детям выдаются по 1 карточке с отсутствующими частями. Дети должны кто быстрее подобрать свои «заплатки». Как показывает практика, это очень увлекательная игра!


Особый интерес у детей вызывает рисование пластилином. К данной технике наиболее часто мы возвращаемся при выполнении таких работ, как «Грибы», «Цветы», «Птицы», «Овощи — фрукты».


На уроках по ручному труду я использую лепку с целью показать нестандартные приемы работы с пластилином. Аппликация с помощью различных видов пластилина, изготовление объемных фигурок из шарикового пластилина — это простой, но необычный вид творчества. Эти занятия хорошо корригируют внимание, мелкую моторику; развивают фантазию, воображение; воспитывают усидчивость. Шариковый пластилин состоит из шариков и клеевых нитей, он не липнет к пальцам, приятен на ощупь, имеет очень яркие цвета и вызывает массу положительных эмоций у ребят. При изготовлении объемных фигур я знакомлю детей со свойствами этого пластилина: бывает крупнозернистый и мелкозернистый, застывающий и не застывающий. Мелкозернистый пластилин плохо держит форму, поэтому учу детей сначала делать основу из бумаги (шарики, овалы), а затем облепливать пластилином. На втором занятии даю ребятам возможность изготовить фигурки животных по их замыслу или по картинкам-образцам. На занятиях одни дети любопытны, выполняют работу самостоятельно, интересуются оценкой своего труда. Другие безынициативны, выполняют самую легкую работу побыстрее. Но я добиваюсь, чтобы ребенок не делал бесформенных ляпух, заставляю переделывать, сравнивать с образцами. В процессе занятия слежу за тонусом детей. Если вижу, что они устали, делаю перерыв. В конце занятия вместе с детьми убираем рабочие места, следим за чистотой одежды, моем руки. Для проявления творческих способностей недостаточно дать ребенку кусок пластилина, необходим положительный пример. И тут я хочу сказать о ведущей роли учителя в этой работе, который должен сам уметь рисовать, лепить, давать возможность наблюдать за процессом изготовления изделий. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому.
Занятие строится из 4–5 частей:
1. Эмоциональный настрой 2. Чтение стихотворения или рассматривание иллюстраций по теме занятия, показ образца. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Объяснение задания. 5. Непосредственная работа. Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, притупление реакции на указание взрослого. Поэтому, в коррекционных целях, я использую выполнение работы частями, чередуя объяснение с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, нормализует темп работы. Обязательно включаю пальчиковую гимнастику, применение которой наиболее способствует развитию продуктивной деятельности и очень нравится детям. Игры с пальчиками очень увлекательны. Играем пальчиками — развиваем речь, творческую деятельность. Дети с удовольствием повторяют движения, развивают мелкую моторику рук. Так вырабатывается умение управлять своими движениями, координировать внимание. Большим стимулом для учащихся является школьная выставка творческих работ по декоративно — прикладному искусству, где помещаются лучшие работы.

Рекомендуем посмотреть:

Снежная баба своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Развивающая игра из фетра для детского сада своими руками Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему «Колобок» Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики рук у дошкольников

Похожие статьи:

Упражнения на подготовку руки к письму для старших дошкольников

Математическая дидактическая игра для младшей группы своими руками


Развитие детей во многом происходит через игру. Малыши 2-3 лет, которые только вступают в ряды дошкольников, начинают много времени проводить в коллективе сверстников, получает новые знания. Особенно ценными в ДОУ являются сделанные дидактические игры своими руками. Это тепло и забота мастера, который вкладывает душу в каждого ребенка, а также возможность дать малышам сенсорное развитие, первые навыки в математике и логике. Приведем вашему вниманию мастер-класс по созданию яркой дидактической игры с математическим уклоном для младшей группы ДОУ, в которую с удовольствием поиграют и более взрослые дошкольники. Процесс сопровожден картинками, поэтому вам будет легче творить.

Дидактические игры своими руками — математика бывает интересной

Чтобы сделать дидактическую игру своими руками, необходимо для начала подготовить и, что очень важно, рассчитать материал.

Назовем ее «Собирай урожай» — ребята смогут три вида фруктов разложить на три разных дерева, а потом собрать их в тарелки, оставив листья.

Когда малыши подрастут, они смогут играть в эту дидактическую игру уже с другим интересом: считать, каких фруктов они собрали больше или меньше, раскладывать поровну всем детям.

Для дошкольников в детском саду важно не просто играть, но и усваивать новые знания. В дидактической игре «Соберем урожай» дошкольники приходят к мысли, какие именно фрукты растут на деревьях, что это именно фрукты. Они могут рассказывать, какие на вкус плоды в каждом отдельном случае, делиться своим мнением о них, а это уже развитие речи. Приступим!

Материалы для творчества

Пригодиться может все, что у вас есть. В общей сложности требуется сделать три дерева, несколько фруктов трех видов (у нас это будут сливы, груши и яблоки), три тарелки для них, а также по желанию листья. Чтобы сенсорика у ребят развивалась как можно лучше, стоит сделать детали из разных материалов. Это может быть:

  • Фетр. Одними из лучших считаются дидактические игры своими руками из этого материала, поскольку он износостоек, имеет много красивых цветов и легко поддается творчеству.
  • Резина (или прорезиненная цветная бумага).
  • Картон (тонкий и толстый).
  • Самоклеющаяся бумага.
  • Коробка или шкатулка, в которую можно положить детали дидактической игры.
  • Конечно, для процесса творения своими руками потребуются ножницы, игла, цветные нитки (лучше мулине), линейка. Мы еще использовали гуашь зеленого цвета для закрашивания задней стороны деревьев.

Источник: https://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/matematicheskaya-didakticheskaya-igra-dlya-mladshej-gruppy-svoimi-rukami.html

Конспект ООД по лепке в старшей группе «Лепим сказочных героев»

Черепанова Наталья
Конспект ООД по лепке в старшей группе «Лепим сказочных героев»

Цель: закрепление знаний русских народных сказок.

Овладение приемами лепки объемных фигур из теста.

Совершенствование навыков совместной работы в коллективе.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов;

Развитие образного мышления, воображения, творческих способностей.

Воспитывать усидчивость и трудолюбие.

Материал к занятию:

пластилин, доски для лепки, стеки, влажные салфетки, сборник русских народных сказок.

Интеграция образовательных областей:

«Чтение художественной литературы»

,

Познавательные игры

Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.

Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.

Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.

Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его «нарвать листиков», отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница «съедает», становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.

Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.

Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.

Развивающие игры своими руками

Казалось бы, сейчас можно купить практически любые игрушки.

Зачем изобретать велосипед и заниматься самодеятельностью? Но игры, изготовленные мамиными руками, всегда пользуются особой любовью малыша, да и получаются они если и не совсем идеальными, то обязательно оригинальными и с немалой долей маминого тепла и любви. Кроме того, в нынешней нестабильной экономической ситуации самодельные игрушки помогут сэкономить немного денег для покупки чего-нибудь более стоящего, например, детских книг.

Признаюсь, что я не отношусь к разряду мам-рукодельниц, скорее наоборот. Но с рождением дочери ситуация вдруг изменилась: захотелось что-то создавать (или хотя бы пытаться это делать), мастерить, придумывать. Как оказалось, это требует минимум временных и материальных затрат, а восторженная реакция ребенка – самое приятная награда.

Тактильные мешочки

Для их изготовления потребуется немного разноцветных лоскутков и различные наполнители: крупа, фасоль, камушки, шуршащий полиэтилен, вата, соль, мелкие монетки и т.д. Желательно выбирать ткань ярких цветов и различных фактур. Также можно сшить двухцветные мешочки.

Просто вырежьте из ткани квадраты, например, 8Х8 см+по 0,5 см для припусков с каджой стороны. Сшейте мешочки, оставив небольшое отверстие, выверните, заполните наполнителем и зашейте отверстие. Малышу будет интересно изучать шуршащие, звенящие, хрустящие яркие игрушки.

Пластилиновый театр

Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.

А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.

Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: «Кошка! Иди тащить репку» — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.

Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]