Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ»
Диана Карданова
Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами ДОУ»
Проект создания системы взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию
Цель — создание системы взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения.
Задачи:
Использование современных разработок для совершенствования взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения для создания комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности.
Создание условий для системной коррекционной работы специалистов детского сада на основе диагностического, профилактического, коррекционно-развивающего подхода.
Формирование механизма, обеспечивающего непрерывное возрастание речевого, интеллектуально-психического, художественно-эстетического и физического развития детей с речевыми нарушениями.
Этапы работы:
Проведение комплексной диагностики всеми специалистами ДОУ;
Создание комплексной системы коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
Отработка механизма взаимодействия специалистов ДОУ.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.
Первый этап — Комплексная диагностика, которая помогает выявить уровень знаний и навыков детей с речевой патологией и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Все специалисты ДОУ проводят диагностику по своему направлению работы. Такая диагностика осуществляется в соответствии с нормами профессиональной этики и помогает корректировать все имеющиеся у ребёнка отклонения на основе всестороннего обследования. Таким образом, в течение 3-4 недель составляем представление о каждом ребёнке с речевой патологией. У детей проверяется фонематический слух, лексика, грамматика, просодическая сторона речи, моторика (общая и мелкая, изодеятельность (анализ рисунков)
.
Данные такой диагностики служат основанием для выбора педагогами наиболее эффективных путей коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
Второй этап — Коррекционно-развивающая деятельность представляет собой целостную систему. Её цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребёнка.
Учитель-логопед проводит медико-педагогические консилиумы, осуществляет коррекционную работу по исправлению дефектов речи, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, что помогает личностному росту ребёнка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, а в дальнейшем – успешному обучению в школе.
Содержание корекционно-развивающей деятельности специалистов строится с учётом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики – что обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, психического и художественно – эстетического развития ребёнка.
Третий этап —Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает:
проведение системы занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные)
;
создание пространственно-речевой среды в детском саду, стимулирующей речевое развитие ребёнка;
отработка механизма модели взаимодействия педагогов (логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, руководителя изостудии);
применение эффективных методов и приёмов, активизирующих речевую деятельность детей-логопатов.
Основное направление — создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка (оборудование речевых зон: зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики, наглядно — иллюстрированный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования речевого дыхания, различные пособия для развития мелкой моторики, зрительной памяти и фонематического слуха).
Организация взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя:
Ведущая роль логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что логопед как специалист лучше знает речевые особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с возрастной нормой, динамику коррекционной работы, а также принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей с речевой патологией.
В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, обращает их внимание на особенности речевого развития.
Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.
Воспитатели должны содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях.
Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи, а воспитатель занимается закреплением этих навыков.
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов у детей в работе с воспитателями может использоваться:
ведение тетради взаимодействия специалистов с рекомендациями и заданиями;
проведение предшествующей логопедическим занятиям работы по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
логопедизация режимных моментов и занятий;
проведение систематических упражнений для развития дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
проведение занятий по математике, познавательному развитию, художественно-творческой деятельности, интегрируя логопедические цели.
создание в группе условий, способствующих активизации речи детей;
систематический контроль за речью детей не только во время занятий, но и в режимные моменты;
объяснение (при необходимости)
заданий
логопеда родителям для закрепления пройденного материала во время домашних занятий, которые включают пополнение, уточнение, активизацию словаря, закрепление правильного звукопроизношения, развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь.
Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и пр.
Совместная работа логопеда и психолога:
Задачи коррекционной работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных процессов.
Основным направлением коррекционно-развивающей работы психолога является развитие эмоционально-волевой сферы, содействие полноценному психическому и личностному росту каждого ребёнка.
Совместно с психологом в начале учебного года проводится обследование, диагностика, выявляются компенсаторные возможности, трудности в личностном развитии и интеллектуально-познавательной деятельности.
Необходимо сочетать психокоррекционную работу с педагогической коррекцией.С этой целью используются следующие приемы:
Приёмы сказкотерапии с использованием произведений отечественных и зарубежных авторов;
Приёмы арттерапии и музыкотерапии;
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии.
Психокоррекционные игры.
Психокоррекционные игры могут проводиться психологом, воспитателями, а иногда совместно. Игры подбираются соответственно особенностям детей. Робких, медлительных детей назначают водящими, выбирают для них главные роли. Для гиперактивных детей подбираются более спокойные игры.
Сказкотерапия предполагает психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации их психического состояния.
При чтении произведений учитывается:
Степени доступности изложения, которая зависит от понимания текста и уровня речевого развития детей;
Сходства ситуаций в книге с ситуациями, в которых находится ребёнок;
Лексическая тема.
Приёмы арттерапии и музыкотерапии.
Психокоррекционная работа средствами арттерапии несет большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с проблемами и в интеллектуальном, и в эмоционально-личностном развитии. Для усиления позитивных внутренних процессов у детей, для стимуляции их речи может использоваться специальное музыкальное сопровождение.
Приёмы телесно-ориентированной психотерапии
В коррекционной работе с детьми упор делается на анализ своих ощущений, эмоционального состояния, и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации, научиться самостоятельно, принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путём освоения упражнений по следующим направлениям:
Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества;
Освобождение от мышечных зажимов;
Развитие внимания, чувственного восприятия.
Основные цели упражнений,направленных на развитие пластики тела у детей с речевыми нарушениями:
Увеличение диапазона эмоциональных проявлений;
Совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом.
Таким образом, психокоррекционная работа, основанная на сочетании известных психотерапевтических техник, существенно повышает эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
Совместная работа логопеда и руководителя изостудии
Развитие художественно-творческих способностей.
Вырабатывается умение действовать по словесной инструкции.
Развитие мелкой моторики.
Придумывание сказок по рисункам.
Включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Совместная работа учителя-логопеда и музыкального руководителя
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, проводит плановые музыкальные занятия, где используются элементы логоритмики, совместно с логопедом проводит логоритмические занятия.
На логоритмических занятиях происходит совершенствование общей и мелкой моторики (координация движений, ручной праксис, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи (темп, тембр, выразительность, сила голоса)
.
На музыкальных занятиях – усвоение музыкального, двигательного и речевого материалов.В процессе совместной работы могут использоваться:
музыкальные произведения различных жанров;
логоритмические упражнения;
упражнения на развитие координации между движением и словом;
игры и упражнения на развитие дыхания;
игры и упражнения на развитие просодической стороны речи (темп, сила голоса, выразительность)
.
упражнения на развитие мимических движений.
Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.
Обследование детей, имеющих речевую патологию, часто показывает наличие у них недостаточной координации сложных движений, моторную неловкость, неточность, отставание от заданного темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений.
Совместное обсуждение результатов диагностики позволит наметить план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физической культуре.
Задачи:
постановка правильного дыхания (разделение носового и ротового дыхания, отработка нижнего диафрагмального дыхания);
развитие моторики: общей (координация движений)
и мелкой
(пальцы рук)
;
расширение и обогащение лексического запаса.
Взаимодействие с семьёй
Работу по взаимодействию детского сада и семьи педагоги выстраивают в процессе личностного ориентированного общения. Основой общения являются индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка, полученные в результате обследования в начале учебного года.
Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребёнка с речевой патологией; сформировать у родителей желание помогать своему ребёнку, общаться с ним; уметь правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их)
и достижения
(радоваться успехам)
. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной,наглядной форм работы и включает в себя:
анкетирования, опросы,
родительские собрания,
индивидуальные и групповые встречи, консультации,
просмотры занятий,
дни открытых дверей,
домашние задания для детей, которые выполняются совместно с родителями,
тематические вечера «Уроки для родителей»
,
тематические выставки.
Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год. Они помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей. На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на них лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений. Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Консультации, групповые встречи строятся так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Консультации содержат только необходимый родителям конкретный материал.
Примерные темы для консультаций:
Артикуляционная гимнастика;
Развитие мелкой моторики;
Выполнение домашнего задания;
Развитие памяти, внимания и мышления (совместно с психологом)
;
Речевые игры дома;
Автоматизацией звука дома;
Как научить ребёнка читать;
Обучение практическим приёмам работы.
Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями.
Анкетирование предполагает фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным считается выявить потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители сообщают о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы раскрываются на собраниях, групповых и индивидуальных встречах. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить также при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей. Логопед знакомит родителей с результатами. Родные ребёнка получают советы, рекомендации.Беседа ведется в тактичной форме: её задача в том, чтобы помочь семье в речевом воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование слоговой структуры слова и пр.). Те родители, у которых возникают трудности в работе с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности приглашаются на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти и пр.
Наглядная форма работы также очень важна. Наглядность агитации может обеспечиваться применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом — она стимулирует активность родителей.
Индивидуальную работу с родителями было бы целесообразно проводить не только в устной, но и в письменной форме (дневник работы с родителями, тетрадь обратной связи и пр., где каждый специалист мог бы записывать свои рекомендации). Так как обращение только в устной форме требует много времени и не всегда родители в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, поэтому, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.
Данная система взаимодействия может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональному росту педагогов, повышению компетентности и педагогической грамотности родителей.