Консультация для воспитателей «Организация и проведение утренней гимнастики в детском саду»


Гимнастика в младшей группе

Как уже упоминалось ранее, с малышами проводится гимнастика в игровой форме. Дети могут изображать гномиков, поезд, велосипедистов, цветочки, маминых помощников и т. д. Каждое упражнение соответствует игровому заданию. Например, упражнение «Гномики чистят ботинки» представлено следующим заданием:

  • исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища;
  • правая нога ставится вперед на пятку, туловище наклоняется вперед;
  • имитация руками движения чистки обуви;
  • исходное положение;
  • левая нога ставится вперед на пятку, туловище наклоняется вперед, движения повторяются.

Во время утренней гимнастики в младшей группе воспитатель обязательно показывает детям движения. Если какой-то малыш с утра не настроен на выполнение упражнений, то его заставлять не нужно. Утренняя гимнастика в детском саду должна вызывать только положительные эмоции, обязательным условием для воспитателя является индивидуальный подход. Если ребенок капризничает и не хочет прыгать с детьми, оставьте его в покое, ведь кроха может себя плохо чувствовать или быть расстроенным.

Виды гимнастики в детском саду

Помимо ежедневной зарядки очень полезны упражнения профилактического характера. Например, отлично подойдёт дыхательная гимнастика, которая способствует насыщению кислородом, восстановлению дыхания и т. д. Кроме этого, можно развивать моторику пальцев рук с помощью специальных занятий. Цели и задачи утренней гимнастики заключаются в укреплении различных мышц ребёнка и привитии любви к спорту.

Нужно внушить, что любовь к физической культуре даст определённые преимущества в будущем. Помимо развития мускулатуры, спорт положительно влияет на состояние здоровья.

Методика проведения утренней гимнастики в ДОУ

Утренняя гимнастика в детском саду

Возраст Количество ОРУ Длительность проведения утренней гимнастики Число повторов Форма организации
1 младшая группа 2-3 упр. 4-5 минут 4-5 раз В период адаптации – врассыпную, во второй половине года – друг за другом, в кругу
2 младшая группа 3-4 упр. 5-6 минут 4-6 раз В кругу, в свободном построении
Средняя группа 4-5 упр. 6-8 минут 5-6 раз В звенья
Старшая группа 5-6 упр. 8-10 минут 6-8 раз В звенья. Ведущие одновременно
Подготовительная группа 5-6 упр. 10-12 минут 8-10 раз В звенья по ходу движения

Утренняя гимнастика в старшей группе

Для детей 5—6 лет применяются различные виды ходьбы в колонне, парами, не держась за руки, врассыпную, не за­девая друг друга, по диагонали и через центр зала парами. Темп ходьбы может меняться. При ходьбе в колонне и парами уже нет необходимости ставить по углам комнаты какие-либо ориентиры. Дети сами чувствуют границы зала и стараются идти, соблюдая углы.

В утреннюю гимнастику включается бег широкий, раз­машистый, бег в колонне, парами, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега проводят­ся в начале утренней гимнастики, в конце дается обычный бег.

Детям 5 — 6 лет доступны не только прыжки на двух ногах с продвижением вперед, но и поочередные поскоки на правой и левой ноге, ноги в стороны вместе. Так как детям во время прыжков трудно ориентироваться, на какой ноге прыгать, то воспитатель показывает рукой. В старшей группе дети упражняются в поскоках со скакалкой.

В качестве профилактических упражнений для стоп в утрен­нюю гимнастику для старшей группы вводятся ходьба на носках и на пятках. Эти виды могут быть даны в одном комплексе. Кроме того, вводятся новые упражнения для стоп — ходьба по-медвежьи (на внешней стороне стопы). Она требует медленного темпа выполнения, внимания к осанке детей.

Имитационные упражнения в комплекс для детей 5—6 лет включаются редко. Все чаще для общеразвивающих упражне­ний используются пособия: флажки, обручи, палки, мячи, веревка. Дети сравнительно легко выполняют упражнения с двумя однородными предметами.

В старшей группе еще более усложняется организация утренней гимнастики. Дети строятся в звенья, причем веду­щие одновременно по команде воспитателя выводят звенья. К концу года дети уже умеют проверять на глаз расстояние между собой без помощи рук.

Исходные положения в общеразвивающих упражнениях сложнее, чем в предыдущих группах. Для туловища: сидя на ковре (на полу), ноги вытянуты, сидя на полу, ноги со­гнуты в коленях (по-турецки или калачиком), лежа на спине, на животе, на боку; для нот: ступни параллельно, на ширине плеч, пятки вместе, носки врозь; для рук: внизу, за спиной, к плечам, на поясе, впереди, в стороны, вверху, за головой, согнуты перед грудью.

Общеразвивающие упражнения для рук к концу года могут быть четырехчастными (например, поднять руки вперед, вверх, снова вперед и опустить).

Упражнения для туловища остаются те же: наклоны и повороты в стороны и наклоны вперед, но усложняется исход­ное положение (вводятся упражнения из положения сидя, ноги калачиком, стоя на коленях).

Упражнения для ног те же, что и в средней группе: по­скоки, приседания, поднимание на носки, одновременное и поочередное сгибание и разгибание ног из исходного положе­ния сидя.

В этом упражнении следует разнообразить положение рук, например, во время приседания выставлять руки вперед, в стороны, ставить на пояс и т. д.

Физкультурные пособия для общеразвивающих упражне­ний, как правило, берут сами дети, проходя мимо стойки.

Общеразвивающие упражнения для детей старшей группы даются в такой последовательности:

  1. для мышц плечевого пояса и рук;
  2. для туловища;
  3. для ног;
  4. для мышц плечевого пояса и рук;
  5. для туловища ;
  6. для ног.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений ды­хание регулируется произнесением коротких слов или звуков в момент естественного сжатия грудной клетки (например, при повороте вправо дети говорят «вправо») и т. д.

В старшей группе при проведении упражнений все меньше используется показ движений воспитателем, он больше на­поминает детям, объясняет, как выполнить то или иное упраж­нение. Дети способны самостоятельно после четкого объясне­ния педагога правильно выполнить упражнение.

Утренняя гимнастика в подготовительной группе

Движения у детей к 7 годам становятся более координированными и точными. Наряду с основными движениями развиваются мелкие движения кисти и пальцев рук. В результате целенаправленного обучения развивается наблюдательность, произвольное запоминание.

Возросшие физические и психические возможности позво­ляют требовать от детей большей самостоятельности в выпол­нении различных действий. Дети начинают понимать, что ежедневное выполнение утренней гимнастики необходимо. Поэтому более осознанно подходят к выполнению упражнений.

Виды ходьбы в колонне разнообразны: парами, врассып­ную, через центр, по диагонали, змейкой, по кругу, со сменой направления.

Бег может быть: змейкой, парами, не держась за руки, врассыпную.

В утреннюю гимнастику включаются всевозможные виды поскоков: на двух ногах на месте; на двух ногах, продвигаясь вперед; ноги в стороны, вместе, поочередно на правой и на левой ноге, со скакалкой. Включаются такие профилактиче­ские упражнения для стоп, какие проводятся в старшей груп­пе детского сада.

При проведении общеразвивающих, строевых упражнений, ходьбы, бега и поскоков воспитатель в основном использует слово (объяснение, напоминание, указание), так как большая часть физических упражнений по существу повторяет прог­рамму старшей группы с некоторыми усложнениями. Все больше используются мелкие физкультурные пособия: обручи, палки, большие и маленькие мячи, скакалки, индивидуальные шнуры, веревка. Флажки в подготовительной группе исполь­зовать нецелесообразно, они слишком легки для детей этого возраста. Для проведения общеразвивающих упражнений дети перестраиваются в звенья по ходу движения. Расстояние друг от друга проверяют на глаз.

Исходные положения для туловища, рук, ног при выполне­нии упражнений такие же, как и в старшей группе. Иногда можно предлагать детям упражнения из исходного положения сидя верхом на гимнастической скамейке.

Во второй половине года общеразвивающие упражнения могут проводиться под счет «раз, два, три, четыре».

Общеразвивающие упражнения для рук чаще даются четырехчастные из более сложных исходных положений. Обще­развивающие упражнения для туловища используются все: и наклоны вперед, и наклоны в стороны, и повороты в стороны. Упражнения для ног также остаются прежними: приседания, полуприседания, сгибание поочередно левой и правой ноги в колене, сгибание колен одновременно, выставление ноги, подъем на носки. Дети берут сами мелкие физкультурные пособия со стоек. Если стоек нет, то дежурные заранее могут разложить пособия на стулья.

Выдох во время выполнения общеразвивающих упражне­ний сопровождается произнесением коротких звуков и слов.

Но лучше, если воспитатель будет напоминать детям о выдохе, например: «раз, два, три, выдох».

Общеразвивающие упражнения подбираются в такой последовательности: если их пять, то они чередуются также, как и в старшей группе.

Если шесть:

  1. для мышц плечевого пояса и рук;
  2. для туловища;
  3. для ног;
  4. для мышц плечевого пояса и рук;
  5. для туловища;
  6. для ног.

Возможен и такой подбор:

  1. для мышц плечевого пояса и рук;
  2. для туловища;
  3. для ног;
  4. для туловища;
  5. для ног;
  6. для туловища;
  7. для ног (поскоки).

Методика проведения утренней гимнастики

в группе раннего возраста

Комплекс «Птички»

Ходьба стайкой.

Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Пой­дем гулять по нашей группе». Сначала воспитатель идет, повернувшись к детям, наблюдает, как они идут, затем говорит: «Идите за мной».

Бег стайкой.

Постепенно ускоряя ходьбу, перевести детей на бег (7 с), затем снова на ходьбу.

Ходьба стайкой с остановкой.

Дети идут стайкой, воспитатель повора­чивается, предлагает всем остановиться. Затем расстанавливает детей, предлагает стоящим близко друг от друга встать поудобнее, чтобы можно было поднять руки.

Общеразвивающие упражнения

1.«Птички машут крыльями».
И. п.:
ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать, опустить вниз. Повторить 4 раза. Воспитатель говорит: «Дети, вы будете птичками. Поднимите руки в сто­роны, помашите ими, как крылышками, опустите. Еще поднимите крылья, сильно помашите, у птички крылья большие, опустите». Все упражнения воспитатель выполняет вместе с детьми.

2.«Птички клюют зерна».
И. п.:
то же. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Повторить 4 раза. «Птички махали крыльями, устали, сели зернышки поклевать» — присаживаются, постукивают пальчиками по коленям: «клю-клю». Дети выполняют вместе с воспитателем.

Ходьба стайкой.

«Пойдемте со мной погуляем», — говорит воспитатель, встает впереди детей и ведет их по комнате. Затем все останавливаются. «Хорошие были птички», — обращается воспитатель к детям.

При повторении комплекса можно добавить еще одно упражнение — «Птички пьют воду» — наклоны вперед, слегка отвести руки назад. Или после общеразвивающих упражнений включить бег.

Методика проведения утренней гимнастики

в младшей группе

Воспитатель предлагает детям построиться друг за другом, привести в порядок костюмы, напоминает ведущему, в каком направлении идти. Ходьба друг за другом.

Дети по удару в бубен или по сигналу «пошли» идут в колонне друг за другом, обходят зал. Для лучшей ориентировки по углам комнаты ставят стулья. Во время ходьбы воспитатель ритмично ударяет в бубен, напоминает детям, чтобы они не наталкивались друг на друга, сохраняли «окошечки» (расстояние друг от друга). Если ведущий плохо справляется со своими обязанностями, воспитатель сам ведет колон­ну (встает впереди).

Легкий бег
(10 с)друг за другом.
Воспитатель ускоряет ритм ударов в бубен, следит, чтобы дети держали руки свободно.

Ходьба со сменой направления (за первым и последним).

После бега воспитатель постепенно переводит детей на ходьбу, затем предлагает оста­новиться и идти за Вовой, стоящим в колонне последним, потом вновь предлагает повернуться и идти за Леной — ведущей. Задание повторяется 4 раза.

Построение в круг.

Воспитатель предлагает детям остановиться, по­вернуться к нему, взяться за руки, берет за руки первого и последнего ребенка: «Сделайте большой ровный круг». Затем воспитатель раздает детям одинаковые по цвету флажки (по одному), вкладывает каждый флажок в правую руку ребенка и приговаривает: «Вот у нас какие краси­вые флажки». Воспитатель один флажок оставляет себе и становится со всеми в круг.

Общеразвивающие упражнения с флажками

1.
«Помаши флажком».И. п.:
ноги параллельно — дорожкой, руки опущены, флажок в правой руке. Поднять флажок, посмотреть на него, помахать, опустить вниз. «Сейчас, дети, мы с вами помашем флажком, — говорит воспитатель и выполняет упражнение. — Поднимите флажок, по­машите им, посмотрите на него, опустите». Дети повторяют упражнение 4 раза.Затем воспитатель предлагает переложить флажок в другую руку — в левую и выполнить то же упражнение.

2.
«Постучи флажком».И. п.:
ноги на ширине плеч, руки с флажком опущены. Наклониться вперед, постучать флажком по коленям, сказать «тук-тук», выпрямиться. «А теперь постучим флажком. Наклонимся вперед, постучим палочкой по коленям, скажем «тук-тук» и встанем», — объясняет воспитатель и вместе с детьми выполняет упражнение. После четырех­кратного выполнения дети перекладывают флажок в другую руку и еще 4 раза повторяют упражнение.

3.
«Положи флажок».И. п.:
ноги параллельно, руки с флажком опу­щены. Присесть, положить флажок на пол, встать, присесть, взять флажок, вернуться в исходное положение. «Будем класть флажок на пол. Присядьте, положите флажок, встаньте, присядьте, возьмите флажок, встаньте»,—

объясняет воспитатель и одновременно выполняет упражнение. Затем дети перекладывают флажок в другую руку и вновь -повторяют упражнение.

Перестроение из круга.

Воспитатель собирает флажки, предлагает детям вернуться и идти за ведущим. В это время воспитатель медленно ударяет в бубен, следит, чтобы дети во время ходьбы не шаркали ногами.

Легкий бег.

Ускоряя ритм ударов в бубен, воспитатель переводит детей на непродолжительный бег.

Ходьба друг за другом.

Дети спокойно идут за ведущим.

Методика проведения утренней гимнастики в средней группе

Воспитатель предлагает детям построиться в колонну, проверить внешний вид, назначает звеньевых.

Ходьба в колонне.

Дети начинают ходьбу после команды «Вперед!» Воспитатель напоминает, чтобы дети во время ходьбы не шаркали ногами, помогали движением рук.

Легкий бег
(20 с).
Четкими и быстрыми ударами в бубен педагог сопровождает бег. Во время бега дети сгибают руки в локтях.

Ходьба через центр в колонне.

Воспитатель встает в центре зала и обращается к одному из детей: «Сережа, иди ко мне, все идут за ним». Затем воспитатель встает впереди детей, подводит их к стойке с обручами и предлагает взять обручи. Дети идут друг’ за другом, останавливаются в колонне.

Построение в звенья.

Воспитатель называет имена 3—4 детей, которые становятся ведущими звеньев, они и выводят свои звенья. Дети проверяют расстояние между собой по команде воспитателя: «Ведущие, руки в сто­роны, остальные — руки вперед».

Общеразвивающие упражнения с обручами

1.«Обруч вверх».
И. п.:
ноги параллельно, обруч внизу в обеих руках. Поднять обруч вверх, посмотреть в него, опустить, сказать «вниз». Повто­рить 6 раз. Воспитатель говорит: ‘ «Будем поднимать обруч вверх, — по­казываю (выполняет упражнение). — Обруч вверх, посмотреть в окошечко, вниз, вверх, вниз. Слово «вниз» надо произносить всем вместе». Затем дает команду: «Начи-най!» Воспитатель следит за качеством выполнения упражнения. После шестикратного выполнения дает команду: «Закончить!»

2.«Наклоны вперед».
И. п.:
сидя, ноги в стороны, обруч в согнутых руках на коленях. Наклониться вперед, достать обручем носки ног, вер­нуться в исходное положение. Повторить 5 раз. Воспитатель называет следующее упражнение, предлагает детям сесть на пол, расставить ноги. При выполнении упражнения следит за тем, чтобы во время наклона дети не сгибали ноги в коленях. По команде «Встаньте!» дети заканчивают упражнение, занимают свои места в звеньях.

3.«Повороты в стороны, обруч впереди».
И. п.:
ноги на ширине плеч, обруч в прямых руках перед грудью. Повернуться вправо (влево), вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз. Воспитатель называет упражнение, показывает его, предлагает детям принять исходное положение и говорит: «Начинай! Вправо, прямо, влево, прямо». После четырех поворотов дети опускают обруч, затем снова принимают исходное положение. Когда воспи­татель выполняет упражнение, он поворачивается в ту же сторону, в какую поворачиваются дети (зеркальное выполнение).

4.«Приседание».
И. п.:
ноги параллельно, обруч в вытянутых руках перед грудью. Присесть, сказать «сесть», вернуться в исходное положение. Повторить 5 раз. Воспитатель называет упражнение, предлагает кому-либо из детей показать, как выполнять это упражнение, напоминает, чтобы во время приседания все говорили «сесть». При выполнении упражнения воспи­татель следит, чтобы дети держали спину прямо.

5.
«Обруч вперед».И. п.:
ноги параллельно, обруч внизу. Поднять обруч перед собой, опустить. Повторить 6 раз. Дети выполняют упражне­ние по команде воспитателя: «Обруч вперед, вниз».

Перестроение из звеньев в колонну.

Воспитатель дает команду ведущим выводить свои звенья. Дети постепенно перестраиваются из звеньев в колон­ну: сначала идет первое звено, затем второе и т. д. Дети, проходя мимо стойки, вешают обручи. .

Легкий бег
(20 с)и ходьба в колонне.
Воспитатель четкими ударами в бубен задает темп ходьбы и бега.

Методика проведения утренней гимнастики в старшей группе

Воспитатель предлагает детям переодеться в физкультурную форму, построиться в колонну и назначает звеньевых.

Ходьба в колонне.

Педагог напоминает, что во время ходьбы надо соблюдать границы комнаты, идти, не опуская головы, спину держать прямо.

Бег в колонне
(30 с).
Следить во время бега за координацией движе­ний рук и ног.

Ходьба через центр парами.

После бега дети идут в колонне через центр. Воспитатель дает распоряжение: «Один направо, другой налево». Затем дети идут парами через центр и снова перестраиваются в колонну друг за другом, проходя мимо стойки, берут палки, каждый держит палку в правой руке вертикально, один конец на плече.

Построение в звенья.

Дети выстраиваются в колонну’ друг за другом. Воспитатель дает команду: «Звеньевые, ко мне!» Ведущие одновременно выводят свои звенья.

Общеразвивающие упражнения с палками

1.«Палку вперед «ввepx, вниз».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, палка в обеих руках внизу. Палку вытянуть вперед, поднять вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз. Воспитатель называет упражнение, показывает его, предлагает детям принять исходное поло­жение и командует: «Палку вперед, вверх, вниз», следит, чтобы дети смотрели на палку, когда она наверху.

2.«Повороты в стороны, палку вперед».
И. п.:
ноги на ширине плеч, палка в двух руках внизу. Повернуться вправо (влево), вернуться в исход­ное положение. Повторить 6 раз. Во время поворотов педагог следит, чтобы дети не переступали ногами, не приподнимали пятки от пола, поворачи­вали не только корпус, но и голову. При повороте вправо дети говорят «вправо», .воспитатель говорит «прямо».

3.«Наклоны вперед».
И. п.:
сидя на полу, ноги шире плеч, палка внизу. Наклониться вперед, палкой коснуться носков ног, вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз. При выполнении упражнения воспи­татель напоминает, что нельзя сгибать ноги в коленях.

4.«Приседание».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, палка вер­тикально, один конец упирается в пол, другой в обеих руках. Присесть, встать. Повторить 7 раз. Воспитатель напоминает, что во время приседания надо приподнимать пятки от пола, спину держать прямо.

5.«Поскоки на месте».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, палка на плечах в обеих руках. Дети выполняют 8 прыжков, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза.

Перестроение из звеньев в колонну.

Дети проходят мимо стойки, скла­дывают палки.

Ходьба.

Проводится так же, как и в средней группе.

Методика проведения утренней гимнастики в подготовительной к школе группе

Дети надевают физкультурную форму и строятся в колонну. Назнача­ются звеньевые.

Ходьба в колонне.

Воспитатель следит за осанкой детей.

Бег змейкой
(40 с).
После бега дети идут в колонне через центр зала.

Ходьба четверками (разведением).

Воспитатель дает команду; «Один направо, другой налево». Дети расходятся, затем идут через центр парами, в центре одна пара идет направо, другая налево, в центре пары опять сходятся, дети идут четверками. Так же как постепенно дети сходились, выстраиваясь четверками, они расходятся и строятся в колонну. Проходя мимо стойки или стульев, дети берут скакалки и несут их в правой руке.

Построение в звенья.

По ходу движения дети перестраиваются в звенья, на глаз определяют расстояние от себя до товарища.

Общеразвивающие упражнения со скакалками.

Так как комплекс упраж­нений хорошо знаком детям, воспитатель требует от ребят большей ор­ганизованности при выполнении каждого упражнения.

1.«Скакалку за плечи».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, скакалка в обеих руках внизу. Поднять скакалку вверх, перевести за плечи, снова поднять вверх, вернуться в исходное положение, сказать «вниз». Повторить 8 раз. Воспитатель следит, чтобы дети хорошо разво­дили локти, когда переводят скакалку за плечи.

2.«Наклоны вперед».
И. п.:
стоя на коленях, скакалка в обеих руках внизу. Наклониться вперед, положить скакалку на пол, выпрямиться, взять скакалку, вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз. Воспи­татель предлагает детям во время наклона класть скакалку на пол как можно дальше. После четырехкратного выполнения упражнения можно перейти на счет «раз, два, три, четыре».

3.«Перешагни через скакалку».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, скакалка, сложенная вдвое, внизу в обеих руках. Перешагнуть через скакалку правой ногой, затем левой, выпрямиться, перенести скакалку вперед и вернуться в исходное положение. Повторить 7 раз. Воспитатель четко подает команду: «Перешагнуть через скакалку правой ногой, левой, выпрямиться, перехватить скакалку». Дыхание в этом упражнении произ­вольное. Не следует добиваться от детей одновременного выполнения упражнения.

4.«Повороты на скакалке».
И. п.:
скакалка развернута, ее ручки в обеих руках, ноги на ширине плеч стоят на скакалке. Повернуться вправо, выпрямиться, повернуться влево, выпрямиться. Повторить 8 раз. Воспи­татель показывает детям исходное положение, следит, чтобы ноги стояли устойчиво, не изменяли своего положения при поворотах.

5.«Прыжки через скакалку».
И. п.:
ноги — пятки вместе, носки врозь, скакалка в руках развернута за спиной. Выполнить одновременно 8 прыж­ков, чередуя их ходьбой. Повторить 4 раза. Прыжки воспитатель регули­рует счетом и легким взмахом руки.

Перестроение из звеньев в колонну.

Воспитатель предлагает сложить скакалки вчетверо, повернуться кругом и перестроиться в колонну. По ходу движения дети складывают скакалки на стулья.

Утренняя гимнастика заканчивается ходьбой в колонне. Дети уходят из зала.

Особенности зарядки старших дошкольников

Старшие дошкольники уже понимают главную цель зарядки, поэтому основное внимание педагога обращается на правильность выполнения упражнений и дыхания, четкого соблюдения ритма и темпа комплекса, разнообразию движений, аккуратной работе с предметами.

Вводная часть сопровождается несколькими видами ходьбы, перестроениями. Соблюдается дисциплина, ровность колонок. Назначаются выводящие, которые должны с определенного места повернуть и вывести детей своей команды на место построения. Многие дети стремятся заслужить право быть ведущими, поэтому стараются качественно выполнять упражнения. Воспитатель уже иногда доверяет показ упражнения детям. В это время педагог получает возможность пройтись по рядам, оказать индивидуальную помощь, поправить осанку, проверить правильность дыхания.

Систематическое выполнение утренней гимнастики в старшей группе воспитывает у детей привычку. Дети уже более самостоятельны.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]