Мастер-класс «Сад добродетелей» (Духовно-нравственное воспитание школьников через активные формы обучения)


Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

автор: Муравьёва Елена Борисовна

Педагог дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «Ровесник» имени Светланы Алексеевны Крыловой, город Кандалакша Мурманская область

Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

«Развитие духовно — нравственного воспитания детей

через декоративно — прикладное творчество»

В современном мире, как перед общеобразовательными школами, так и перед учреждениями дополнительного образования ставится задача формирования устойчивых духовно — нравственных качеств личности ребенка, развитие творческих способностей детей, формирование художественно – эстетического вкуса.

Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленное формирование морального сознания, развитие духовности, нравственных чувств и выработка навыков нравственного поведения. Оно должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. А современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин своей страны, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя. Творчество имеет большое значение для личностного развития ребенка, начиная с раннего детства, и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества, создание особой образовательной среды для того, чтобы ребенок мог развивать собственные интересы, реализовать себя, осваивать культурные нормы и ценности.

Система дополнительного образования предоставляет условия для организации детского творчества и, следовательно, для развития творческого потенциала детей. Здесь каждый ребенок может найти дело по душе, по интересу.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетические и нравственные идеалы. Посредством общения с искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребёнка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории своего народа и его традициях.

В детских творческих объединениях «Лоскутная мозаика», «Игрушки своими руками», «Творческая мастерская: изготовление народных кукол», посредством реализации данных программ, осуществляется духовно-нравственное воспитание детей, развивается художественно – эстетический вкус, творческие способности, ознакомление с обычаями и традициями в годовом цикле народных праздников, формируются умения и навыки по изготовлению поделок и сувениров в народном стиле, народных кукол – оберегов, где каждому месяцу в году соответствует определённая кукла-символ.

Большое значение уделяется участию в конкурсах различного уровня, таких, как: региональный этап Всероссийского конкурса «Палитра ремёсел», «Моя малая родина: природа, культура, этнос», Всероссийский фестиваль «Наследники традиций» и др. Осуществляется проектная деятельность, направленная на более глубокое и подробное изучение и приобщение к русским народным обычаям и традициям, национальным особенностям культуры народов Крайнего Севера (изучению быта, обычаев, традиций, созданию кукол, изготовление костюмов, орнаментов в определённой цветовой гамме), истории развития своей малой родины. Создаются условия для повышения интереса детей не только к отечественной культуре, к культуре и традициям коренных народов Севера (саамов и поморов), но и к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям.

Непосредственное участие детей в различных национальных праздниках, проводимых в нашем центре творчества, таких как «Осеннние забавы», «Зимние святки», «Масленица», «Пасха», познавательные викторины «Путешествия по Кольскому краю» и других праздниках и мероприятиях, знакомят обучающихся с народными традициями, воспитывают нравственные чувства, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, обогащают духовно.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без заинтересованной поддержки родителей. Поэтому в учреждении организуется разностороннее взаимодействие с родителями. Например, проводятся такие мероприятия, как: «Большой семейный праздник», проводятся тематические мастер-классы, конкурсы, которые приобщают детей к семейным ценностям, а родителей – к культуре совместного с детьми отдыха. Такие мероприятия объединяют детей и взрослых общим увлечением, которые не только сплачивают их, но и формируют совершенно иной мир взаимодействий детей и взрослых.

Экскурсии в музеи нашего города, посещение различных выставок знакомят детей с бытом и традициями своего края, своего народа, учат ценностному отношению ко всему, что создал человек, помогают осознать смысл и значение исторической и духовной ценности музейных предметов, формируют чувство сопричастности к культурному наследию. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту мира, запечатлеть те предметы декоративно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства.

У обучающихся формируются разнообразные художественные и интеллектуальные способности.

Задача педагога не только выявить творческие способности детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей, которые немного отстают.

В наших детских творческих объединениях также проводятся разные

акции, конкурсы, беседы, викторины, посвященные памятным датам, праздникам, таких как: День Учителя, День Матери, 23 Февраля, День Победы, Масленица, Пасха и т.д. В наших объединениях дети с удовольствием создают открытки, поделки к разным праздникам и дарят папам, мамам, бабушкам, дедушкам, друзьям.

Выполняя работу, дети учатся самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая человека правильному общению с окружающим миром. Творческие способности детей при выполнении работы развиваются в разных направлениях:

  • в предварительном создании эскизов на бумаге, картоне и т.д.;
  • в продумывании элементов композиции;
  • в расположении этих элементов в композиции;
  • в создании предметов декоративного характера;
  • в умении найти способ изображения и оформления предмета;
  • в перенесении задуманного декоративного замысла на изделие, и т.д.

В целях эмоционального воспитания создание изделий сопровождается рассказами, беседами, загадками по данной теме. Краткие образные характеристики помогают детям ярче представлять, воображать тот или иной предмет или персонаж, формируют доброжелательное отношение к нему.

Для достижения успехов в творческом коллективе необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, каждый имеет право на заблуждения и ошибки. При этом участнику образовательного процесса необходимо осознать, что любой его поступок или высказывание затрагивает интересы окружающих. Творчество возникает тогда, когда сняты определенные барьеры (внешние и внутренние), (т.е. когда ребенок не боится и чувствует себя комфортно) и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит во внешний мир.

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия декоративно – прикладным искусством являются стартовой площадкой для формирования творчества обучающихся, помогают детям реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога и представить их в выставках детского творчества; развивают у них доброжелательность, любовь к своей родине, мышление, память, воображение, художественно –эстетический вкус и творческие способности. Постепенно из маленького человека вырастает творческая, духовно-нравственная развитая личность, способная созидать.

Доклад по теме «Духовно — нравственное воспитание детей через декоративно — прикладное творчество»

Мастер-класс Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Мастер-класс:

«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы на примере фрагмента урока по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

В этом смысле неоценимую помощь, на мой взгляд, оказывают уроки литературы, так как именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин.

Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы на примере фрагмента урока по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» «Жизненные уроки героя».

События, описанные в рассказе, происходят в сибирской деревне в конце 20-х — начале 30-х годов 20 века, когда только начали создаваться колхозы, многие жили еще единолично, как бабушка и дедушка героя, с которыми он воспитывался, потому что рано потерял мать.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева автобиографичен, в герое можно узнать автора, родившегося в Сибири. Детские воспоминания и впечатления лежат в основе его рассказа «Конь с розовой гривой». Главный герой рассказа, семилетний мальчик Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести. Детство — удивительная страна. Ее впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Сегодня мы должны выяснить, какие жизненные уроки лежат в основе становления личности героя.

Прежде всего, прошу аудиторию ответить на вопрос, что в вашем понимании ДЕТСТВО? Подберите слова-ассоциации с данным словом. А группу я попрошу сравнить ассоциации аудитории с детством главного героя.

(аудитория называет ассоциации)

Наши с вами представления о детстве практически совпали: игра, смех, счастье, проказы, беззаботность, веселье, радость, дружба, каникулы, мультфильмы, прогулки, отдых, конфеты, мороженое.

Итак, вопрос группе: как вы думаете, всё ли это было у главного героя рассказа? Почему?

Ответ: Не все перечисленное было у Вити. Время было очень тяжелое. Первые годы после гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно.

Да. В рассказе показано время не из легких. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны. Обратите внимание на доску. Записаны высказывания о бабушке:

  1. «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках в близких и любимых людях отыскали они ее, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».
  2. «Боже упаси…перечить бабушке, сделать чего не по ее усмотрению».

Кому принадлежат эти слова?

Ответ: это слова ребенка, Вити и взрослого человека, писателя В.П. Астафьева.

Что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта? А может, то и другое? Ответить на этот вопрос нам поможет текст. В рассказе автор не дает подробного описания портрета бабушки, какими способами мы можем представить ее образ?

Ответ: образ можно представить, вообразить, исходя из поступков, речи героини.

Какие языковые особенности отличают бабушку?

Ответ: просторечие, диалекты.

Найдите их в тексте, пожалуйста.

Пока группа работает, я поясню, что такой прием помогает не только развивать умение работы с текстом, но и помогает учащимся понять индивидуальность героя, которую подчеркивает автор при помощи речи.

Итак, назовите, пожалуйста, просторечные и диалектные слова, которые вы нашли.

Ответ: мошенничат, че потом из него будет, малой, утворил, омманешь баушку, восподь тебе пособил.

Чтобы в полной мере вжиться в образ героев, предлагаю учащимся при помощи инсценировок почувствовать себя на их месте. Познакомимся с главными героями рассказа.

Инсценировка: бабушка и внук.

Бабушка: Набершь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Внук: Конем, баба?

Бабушка: Конем, конем.

Внук: Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Пряник можно засунуть под рубашку, бегаешь и слышишь, как конь лягает копытами, в голый живот. Холодея от ужаса — потерял — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.

Почему пряник конем был желанным подарком для рассказчика?

Ответ: пряник — редкость для такого времени, лакомство не для всех. А самое главное — почет, внимание.

Вот и отправляется наш герой с ребятами дяди Левонтия в лес за земляникой, чтобы трудом своим заработать пряник, он знает, что даром в жизни ничего не дается. Однако обстоятельства складываются совсем не так, как хотел герой. Что же произошло? Через что пришлось пройти герою? Чтобы ответить на данные вопросы, предлагаю записать такую цепочку: искушение — преступление — муки совести — наказание — прощение. Разобьемся по звеньям цепочки. Задача каждого — найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

Пока группа работает, я хотела бы спросить у аудитории, какие умения формируются при выполнении такого задания?

Ответы аудитории: умение выделять главное, поиск информации, работа с информацией, анализ информации, построение связной речи.

Итак, группа готова, заслушаем по порядку. А уважаемую аудиторию попрошу проследить, какие жизненные уроки получил герой, прожив этот случай.

1-я группа. Главный змей-искуситель — сосед Санька — «был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек». Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик никак не мог и легко «попался на уду», позволил съесть и свою землянику.

2-я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: «Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!» Мальчик так и поступил. Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой украсть калач.

3-я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: «Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай». Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке.

4-я группа. «И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету…»

5-я группа. «Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник? Какие качества ее проявились в этом эпизоде?

Ответ: бабушка сумела понять и простить внука.

Что значит понять?

Ответ: понять — значит услышать переживания, мысли другого, разделить его чувства.

Вернемся к вопросу, что же главное было в характере бабушки: строгость или доброта?

Ответ: доброта.

Спасибо. Скажите, пожалуйста, уважаемая аудитория, какие жизненные уроки получил герой?

(после ответов на слайде):

  1. Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
  2. Очень трудно признаться в содеянном.
  3. Душевное раскаяние очень мучительно.
  4. Раскаяние приносит облегчение.
  5. Бабушка его любит, была доброй и учила нравственной мудрости.

Доброта и милосердие сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника —

того дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

Случайна ли форма пряника — «конем?»

Ответ: выбор пряника не случаен. Конь — символ сельской, крестьянской жизни.

Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг — крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.

А что вносит в название эпитет «розовый?»

Ответ: цвет детства, чистоты, невинности.

Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера. Уроки литературы дают возможность оценить поступки людей через художественные образы и понять, что хорошо, а что плохо.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]