Дети дошкольного возраста — нравственное воспитание


Нравственность – внутренняя установка человека действовать согласно совести и свободной воле, внутренние требования индивида к самому себе. Также под нравственностью понимают совокупность норм поведения каждого человека в обществе, внутренние качества человека и их выражение, определяющие его поведение в обществе. Нравственное воспитание – процесс формирования гармоничной личности, развития целостной ценностно-смысловой доминанты у детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание – один из важнейших этапов воспитания ребенка, необходимый для его личностного становления в обществе. Данный процесс передает ребенку систему общепринятых основополагающих ценностей, определяющих взаимоотношения людей в обществе, в семье, а также принципы и нормы, основанные на концептах добра и зла, истины и лжи, положительного и отрицательного в глобальном смысле. Каковы основные средства и методы нравственного воспитания дошкольников? Какова роль нравственного воспитания дошкольников в семье?

Основные аспекты нравственного воспитания дошкольного возраста

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости института семьи, духовных ценностей, что существенно осложняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.

Кризису нравственности общества способствуют современные фривольные методики воспитания детей, в рамках которых ребенок получает основы нравственного воспитания вне семьи посредством навязанных деморализованным обществом средств (к примеру, компьютерные игры, развивающие эгоизм и жестокость).

Почему воспитание нравственности необходимо начинать в самом раннем возрасте? В этот период ребенок максимально открыт эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению, что происходит в старшем возрасте, когда ребенок учится анализировать слова и поступки, сопоставлять опыт и делать определенные, не всегда правильные выводы. Опыт, приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в категорию должного, истинного, канонического, не подвергаемого сомнению.

Нравственное воспитание в дошкольном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания дошкольников являются детские сады, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.

Работа с родителями

Духовно-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС невозможно без тесного сотрудничества между семьей и детским садом или центром. Сотрудники дошкольных учреждений также заинтересованы в том, чтобы идти навстречу родителям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Существует несколько форм сотрудничества, которые активно практикуются.

Анкетирование

Проведение опросов на разные темы дает возможность изучить особенности семьи и составить социальный паспорт.

Этот прием носит и практический характер. Если выясняется, что семья относится к категории неблагополучной, то с ней в дальнейшем начинают работать по другой методике.

Проведение родительских собраний

Это обязательные мероприятия подотчетного типа. В последние годы получили распространение так называемые нетрадиционные родительские собрания, на которых родителям предлагают поиграть в игры, пройти квесты.

Выставки с демонстрацией трудов семейного творчества

Форма взаимодействия, когда воспитатель общается не только с ребенком, но и с его семьей.

Сначала воспитатель озвучивает тему выставки, затем собирает работы и оформляет их. Тех, кто активно участвует, отмечают различными грамотами и поощряют.

Проведение мастер-классов для детей с родителями

Это тематические мероприятия, на которые приглашают специалистов или устраивают мастер-классы своими силами. Целью таких мероприятий становится организация совместной детальности ребенка и родителя.

Проведение праздников

Это традиционный прием, когда к определенным датам дети разучивают стихи, танцы, родители закупают костюмы и организуют чаепития. Такая практика существует давно, но ее формы постоянно меняются в соответствии с современными требованиями.

К празднованию «Нового года» или «8 марта» начинают готовиться за 1,5 месяца. Помимо этого, традиционным для ДОУ считают проведение «Праздника осени», а также составление программы мероприятий, приуроченных к «9 мая».

Основные методы нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание дошкольников – сложный процесс формирования убеждений и системы ценностей ребенка, реализуемый посредством определенных методов, к которым относятся:

  • Убеждение и беседа;
  • Побуждение к действию;
  • Взывание к сочувствию и сопереживанию;
  • Поощрение;
  • Наказание.

В дошкольном возрасте ребенок еще не осознает, что такое хорошо, а что такое плохо, однако он максимально открыт для эмоционального восприятия ситуации. Поэтому в ранний период нравственного воспитания дошкольников стандартные методы являются неэффективными.

Многие родители в процессе воспитания нравственности в ребенке основную роль отводят механизмам поощрения и наказания, неправильно интерпретируя данные методы, сводя их к материальному поощрению и физическому наказанию либо материальному лишению. Как показывает практика, данная тактика также является малоэффективной в долгосрочной перспективе, так как физические и материальные лишения являются проявлением внешнего нравственного контроля для детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание призвано стимулировать проявление внутреннего поощрения (самого себя) и внутреннего лишения (наказания – самовольного отказа от поощрения, блага).

Методы социально-нравственного воспитания дошкольниковпрезентация к уроку (старшая группа) на тему

Слайд 1

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников Подготовила Алтунина Наталья Юрьевна в оспитатель 1 квалификационной категории

Слайд 2

Методы социально-нравственного воспитания дошкольников -Методы формирования навыков и привычек поведения -Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок; -Методы коррекции поведения.

Слайд 3

Методы формирования навыков и привычек поведения- обеспечивают накопление у детей практического опыта социального поведения. 1) Метод приучения ребёнка к положительным формам общественного поведения( здороваться и прощаться, благодарить за услугу ,вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т.п. К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность ,в общении со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

Слайд 4

2) Метод поручения в сочетании с примером взрослых или других детей. При этом у ребёнка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребёнка, можно говорить о его значении и активном влиянии на личность ребёнка. 3) Метод целенаправленного наблюдения ,организованного педагогом ( например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение .Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

Слайд 5

4 ) Метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно полезный характер. (например ,коллективный труд по уборке участка, по посадке цветов, кустарников и др.)

Слайд 6

5) Метод –детская игра, особенно сюжетно-ролевая игра. Она дает возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребёнка, наметить задачи его воспитания.

Слайд 7

Методы формирования нравственных представлений, суждений, оценок ; Беседы на этические темы; Чтение художественной литературы; Рассказ; Рассматривание и обсуждение картин иллюстраций, диафильмов; Убеждения. Эти методы широко используются как в образовательной деятельности так и в повседневной жизни детей.

Слайд 8

Методы коррекции поведения. Поощрение и наказание. Поощряя ,нужно учитывать следующие педагогические требования : Поощрять нужно своевременно и умело. Поощрение предусматривает конкретные определения ,например: « добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчёркивается нравственный смысл поступков. Поощрение должно быть заслуженным . Поощрять нужно только те поступки ,которые требуют физических, умственных, нравственных усилий. В любом поощрении нужно знать меру, не следует захваливать одних и тех же детей. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Слайд 9

Формы наказания : замечание, лишение ласки, временный отказ от бесед и разговора с ребёнком, запрет заниматься любимым делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждение, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников. Требования к использованию наказаний: Прежде чем наказать ,нужно выяснить причину непослушания. Наказание должно быть справедливым, за аморальный поступок. Наказание не является обязательным методом воспитания. Наказание требует большого такта, терпения, осторожности. Наказания нужно сочетать с требовательностью. Взрослый должен быть непоколебим в своём решении ,иначе ребёнок будет надеяться на его отмену. Воспитателю надо предусматривать реакцию детей на наказание ,стараться чтобы они осознали неприемлемость их действий. Наказание базируется на уважении к личности ребёнка. Взрослым нужно помнить о мере наказания. Вред частых наказаний очевиден : ребёнок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестанет реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя.

Слайд 11

с

Слайд 12

Спасибо за внимание

Основные средства нравственного воспитания дошкольников

Мышление и представление ребенка дошкольного возраста, нравственное воспитание которого реализуется через определенную систему средств, отличаются предельной конкретностью, поэтому им необходимы четкие, понятные формы и символы для осознания таких абстрактных понятий моральных принципов, как доброта, верность, благодарность, отзывчивость, любовь, красота и прочие. Среди основных средств нравственного воспитания дошкольников выделяют:

  • Сказка;
  • Игра;
  • Творческое задание, труд, человеческая деятельность;
  • Природа;
  • Общение как со сверстниками, так и со взрослыми;
  • Коллектив – детское окружение является одним из важных средств нравственного воспитания дошкольников, позволяющих ребенку развивать и проявлять свою индивидуальность в рамках конкретного общества, управляемого своими законами и нормами. Это один из необходимых механизмов воспитания коллективизма, что невозможно реализовать в любых других условиях. Гармоничное развитие личности невозможно без коллектива, так как человек – существо социальное, проживающее в социуме и являющееся его частью. Воспитание коллективизма в ребенке неизбежно должно преодолеть противоречие – подавление коллективом личности. Самостоятельное преодоление данной проблемы позволит ребенку научиться жить и развиваться в обществе в общепринятых рамках норм и морали.

Данные средства развития нравственности в ребенке являются доступными и легко применимыми на практике, причем как в условиях воспитания ребенка в саду, так и в семье.

Роль нравственного воспитания дошкольников в семье

Основы нравственного воспитания дошкольников реализуются в контексте семьи. Ребенок, как маленький подражатель взрослым, копирует поведение родителей, перенимает их тактику обращения друг с другом и с другими людьми в обществе. Родителям следует осознать, что невозможно воспитать гармоничную высоконравственную личность в нездоровой семейной атмосфере, в которой преобладают неуважение, эгоистичность, лень, обман.

Семья – основная среда для получения опыта и знаний для ребенка. Детский сад и другие образовательные учреждения призваны лишь корректировать ошибки родителей, допущенные в воспитании детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание ребенка в семье должно реализовываться с максимальным уважением его личностного достоинства. Формирование нравственного поведения малыша не должно сопровождаться подавлением его инициативы, проявления личностных качеств.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание реализовывается сквозь призму семейных отношений, которые должны стать тем естественным примером для подражания, наследуя который ребенок смог бы стать нравственным членом общества.

Для ребенка дошкольного возраста нравственное воспитание в семье является основой становления его личности.

Направления нравственного развития дошкольников

Определение 1
Нравственное развитие – это формирование у человека основных нравственных свойств, осмысленного восприятия собственной личности и ее места в социальной среде, понимания своего предназначения и потребности в непрерывном совершенствовании своей личности.

Нравственное развитие осуществляется в ходе нравственного воспитания.

Нравственное воспитание – это усвоение индивидом основ нравственности, выработка нравственных ориентиров поведения, усвоение основ морального функционирования общества и привычек поведения, присущих ему.

Нравственное воспитание основывается на моральных нормах и принципах социального поведения. Оно отражает преемственность поколений и передачу социального опыта.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Рисунок 1. Нравственное воспитание. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Если моральные нормы являются категорией социальной т.е. они отражают требования общества к поведению отдельной личности, соблюдению ею норм социального взаимодействия, то нравственность является категорией внутренней т.е. она является внутренним регулятором поведения личности. От того, насколько развит данный регулятор, зависит моральное поведение личности в социальной среде и ее общее развитие.

Нравственное воспитание начинается с раннего возраста ребенка. Это актуально потому, что сформированные привычки поведения в дошкольном возрасте, становятся устойчивыми основами поведения человека на протяжении всей его жизнедеятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 420 ₽ Реферат Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 250 ₽ Контрольная работа Нравственное воспитание детей дошкольного возраста 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Нравственное воспитание дошкольников нацелено на формирование самобытной личности, обладающей навыками социального взаимодействия и самоконтроля поведения. Ребенок должен научится контролировать свои действия и поступки, выражать мнения, учитывать потребности и интересы другого человека, выработать адекватную самооценку и выражать свое мнение и свои взгляды, а также конструктивно отстаивать свои интересы в обществе.

Нравственное развитие дошкольника ориентировано на формирование его нравственного облика. Основными направлениями нравственного развития дошкольника являются:

  1. Формирование личностных свойств воспитанника. Необходимо создать условия для раскрытия природных задатков личности и раскрытие ее потенциала.
  2. Моральное развитие личности. Здесь происходит формирование морального опыта жизнедеятельности дошкольника, освоение им опыта социального поведения и взаимодействия.
  3. Выработка адекватного отношения к окружающим: уважения чужого мнения и точки зрения, принятия чужой точки зрения, отличной от своей, в качестве верной, равноправия и равнозначности всех участников социальной сферы деятельности.
  4. Патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование гражданских качеств личности: любовь к Родине, уважение к обычаям и традициям своего народа, осознание своей принадлежности к конкретной культуре.
  5. Усвоение этических норм поведения. Они отражают ценности социальной среды и правила поведения в обществе, являющиеся негласными. Они основаны на соотношении интересов личности и общества.

В дошкольном возрасте происходит выработка основ моральных суждений и оценок. Ребенок осмысливает их и учится применению в практической деятельности. Чтобы поведение ребенка формировалось на основе его обусловленности нравственными нормами, требуется организация системы нравственного воспитания, которая учитывает возрастные особенности развития дошкольников и ориентируется на социальное становление личности воспитанника и его всесторонне гуманистическое развитие.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]