Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Елена Кондратьева

Рабочая программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»

от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее – Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»
)
дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе. Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Рабочая программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (далее – Программа)
разработана на основе требований ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е, Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, системы занятий Алешиной Н. В. «Ознакомление
дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Адресат Программы. Программа предназначена для детей 5-7 лет.

Сроки реализации Программы. Программа рассчитана на два года.

Время реализации (организованной образовательной деятельности)

для
детей старшей группы — 10 часов, для детей подготовительной группы – 12 часов.
Форма организации – очная.

Особенности организации деятельности — Программа реализуется в форме проектов не только в организованной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности педагога с детьми, в ходе режимных моментов, в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способствует не только патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.

1.2. Актуальность Программы.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»

.

Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период формирования любви к малой родине.

1.3. Цель и задачи Программы

Цель: Развитие у дошкольников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи: -формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города)

;

— формирование духовно-нравственных отношений;

— формирование любви к культурному наследию своего народа;

воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

— чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

— сформировать познавательный интерес к миру и на основе сравнения, расширить представления о своей Родине;

— толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

1.4. Педагогические принципы и подходы к формированию Программы. В основу работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возрастаположены следующие принципы:

принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;

принцип наглядности –широкое представление соответствующей изучаемого материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Принципы нравственно — патриотического воспитания.

Взаимопроникновение воспитательно-образовательных задач.

Скоординированная целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (семья, ребёнок, педагогический коллектив)

в условиях специально организованной развивающей среды.

Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учётом возрастных и индивидуальных характеристик.

Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции)

.

Последовательность в нравственно-патриотическомформировании личности: от близкого – к далёкому, от малого – к великому (мой дом — моя улица — мой город — моя страна – моя планета)

.

1.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. • ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;

•ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

•ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы:

Ребенок 5–6 лет.:

• Знает свой домашний адрес, название города, района, области.

• Имеет представление о символике города, района, области.

• Знает название близлежащих улиц.

• Имеет представление о жизни и быте народа, живущего в родном городе.

• Узнает на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

• Знает профессии своих родителей.

• Знает правила поведения в природе.

• Умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

• Различает некоторые рода войск.

Ребенок 6–7 лет

• Имеет краткие сведения об истории города, района, области.

• Знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знает герб, флаг Российской Федерации, Московской области.

• Имеет представление о Президенте, Правительстве России; о воинах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Знает стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Знает правила безопасности поведения в природе и на улицах.

• Имеет элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Московской области.

• Понимает сопричастность к социальной и окружающей среде, осознает себя полноправным членом общества.

• Имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

Формы отслеживания и фиксации результатов.

Мониторинг проводится в соответствии с Картами индивидуального развития ребенка в начале каждого учебного года (октябрь)

и в конце
(май)
.

Форма фиксации результатов – Карта индивидуального развития ребенка.

* Организуются семинары-практикумы, консультации для родителей, открытые показы, выставки продуктов проектной деятельности. Ведется рубрика на сайте.

Ведется календарный План работы группы, в котором отражена работа по патриотическому воспитанию.

1.7. Материально-техническое обеспечение Программы.

Для реализации Программы необходимо:

— Уголки патриотического воспитания в группах;

— Кабинет патриотического воспитания;

— Наглядный и демонстрационный материал: презентации, иллюстрации, фотографии, картины, слайды по проблеме;

— Библиотечка книг с патриотическим содержанием;

Методическое:

— теоретическая и методическая литература,

— периодическая печать,

— материалы по передовому педагогическому опыту.

Материалы для занятий по патриотическому воспитанию 1. Репродукции картин

2. Методическая литература

3. Наглядные и дидактические пособия

4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев

5.Электронные образовательные ресурсы: ноутбук проектор, презентации, фильмы

6. Аудиозаписи

7. Карты, атлас, глобус

8. Художественная литература

9. Государственная символика

2. Организация деятельности по Программе:

Для реализации Программы необходимо, прежде всего, создание социальной ситуации развития детей в детском саду. Социальная ситуация развития – социальные условия,в которых происходит психологическое и поведенческое развитие человека по следующим показателям:

1. организация жизни детей в группе

2. стиль взаимоотношения воспитателя с детьми

3. воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества

4 .вовлечение родителей в образовательный процесс.

Организация жизни детей в группе.

1. Четко налажена жизнь детей и режим.

Рационально составленный распорядок дня способствует формированию «динамических стереотипов»

. Важно помнить, что неадекватные нагрузки на организм ребенка ведут к замедленному развитию и отклонению в соц. развитии. К этим же последствиям ведет сокращение длительности
прогулок, времени для самостоятельных занятий, дефицит двигательной активности.
2. Постоянное эмоционально- практическое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

3. Создана развивающая предметно-пространственная среда.

4. Среда в группе психологически комфортна для детей.

Стиль взаимоотношений воспитателей и детей.

Демократический стиль – воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к детям. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети.

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества.

1. воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников.

2. помощь в осуществлении прав каждым ребенком в кругу сверстников.

В профессиональной деятельности необходимо опираться на возрастные нормы поведения детей.

Взаимодействие с родителями.

Необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс: консультации, семинары-практикумы, информирование о задачах развития и достижениях ребенка, участие в проектах.

Методы патриотического воспитания — Одной из приоритетных задач современного образования является переход к новым технологиям обучения и воспитания. Одной из основных и, наверное, самых сложных задач ДОУ является развитие творческих способностей детей и педагога. На мой взгляд, источником взаимодействия, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования. Проектный метод, как форма организации образовательного пространства, является для дошкольников инновационным. Он позволяет ребёнку выступать в роли полноправного партнёра в педагогическом процессе, основанном на принципах сотрудничества. Это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. — Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и т. д.

— Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной страны и родного города

— Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду

— Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций

— Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации

— Знакомство с русским фольклором – сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми

— Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью

— Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников

— Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация

-Участие в праздниках

— Участие в посильных общественно-полезных работах

Формы патриотического воспитания

1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему «Наш родной край»

2. Знакомство детей с культурой и традициями родного края, с обрядами русского народа, проведение обрядовых праздников, экскурсии в краеведческий музей, организация тематических досугов.

3. Воспитание в детях любви и бережного отношения к родной природе, формирование у них чувства ответственности перед природой. Необходимо стремиться к тому, чтобы природа становилась понятнее и ближе для детей. Это одно из важных слагаемых патриотизма.

4. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди будут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защищавших Родину, вниманием и заботой. Проведение ежегодного месячника по военно-патриотическому воспитанию, организация конкурса рисунков «Защитники Отечества»

, проведение занятий
«Герои войны»
,
«Дети-герои»
, а также
«Занятий мужества»
, на которых дети будут обращаться к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для Отечества времена. Проведение
«Недели памяти»
с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов, утренником
«День Победы»
, экскурсиями к монументам.

5. Взаимодействие с родителями. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья»

,
«Моя мама – самая лучшая»
и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке. Контакт с родителями и семьей имеет большое значение в решении задач
нравственно-патриотического воспитания. Актуальным является метод «Семейных проектов»
. Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и
детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.

Патриотическое воспитание в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Ирина Владимировна Чистякова

Патриотическое воспитание в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Одним из компонентов образовательных областей «Социально — коммуникативное развитие»
ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников, позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства. Патриотическое воспитание — процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.

Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательнойработы можно выделить целый комплекс задач:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

;

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы неблагородные чувства. Оттого, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния — в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд»

,
«долг»
,
«Родина»
. Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень
гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»

?Оно включает в себя:

— отношение к себе как личности;

— семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

— дом, в котором он живёт;

— родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом»

расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень — только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе
патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей;

— экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику погибшим в ВОВ, экскурсия в «Парк Патриотов»

);

— рассказ воспитателя;

— беседы о родном городе, стране, её истории;

— наблюдение за изменениями в облике родного города;

— за трудом людей в детском саду и в городе, селе;

— показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине)

;

— использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

— ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка)

;

— знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

-организация тематических выставок;

— участие в общественных и народных календарных праздниках;

— конкурс чтецов;

— участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёва: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитаниедолжно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями:

— анкетирование; консультации (информация)

для родителей;

-родительские собрания;

— беседы за круглым столом;

— наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца»

, быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих
воспитанников своими мыслями, и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.
Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям -отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой»

Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начли формироваться ещё в древности. Педагогическая мысль на Руси Х- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских.

Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм»

включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

А теперь давайте рассмотрим, что же включают в себя «Пути и средства патриотического воспитания русского человека»:

1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2. Взгляды на патриотизм в летописях.

3. Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

4. Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

5. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль

6. Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачёв)

.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.

Исходя из выше изложенного наметились следующие приоритеты:

1 Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

2. Мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.)

. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Другим важным направлением нашей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Природа — один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

6. Знакомство с историческим прошлым России — новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. А зачем детям -дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории — это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

В последние годы многие страницы истории переосмысливаются, поэтому мы проявляем корректность в отборе познавательного материала, учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка.

Поэтапная работа поданному направлению патриотического воспитанияреализуется по трем направлениям:

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным городом, его историей

2. Знакомство с родным краем и Россией

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации проекта по работе с детьми используются: игры — занятия, игры — развлечения, праздники,, экскурсии, экскурсии на предприятия поселка, чтение художественной литературы.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами (близкой истории, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея и т. д.

Данный проект предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека -героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данного проекта, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это — выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди — всё это в своей работе мы передаем детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти “Иванами” не помнящими родства.

Заключение

Родина, Отечество.В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа — привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)

Галина Капустина

Планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (средняя группа)

Планирование

по нравственно-патриотическому воспитанию

средняя группа

Сентябрь

I Образ Я 1 Беседа «Для чего человеку имя?»

— разв-ть представление о своей индивидуальности.

2 «Назови ласково»


восп-ать добрые отношения между детьми
3 Разыгрывание ситуаций «Как помириться»

-находить способы выхода из конфликтов.

II Семья 1 «Мой брат-первоклассник»

-составление рассказов детей о подготовке своих родных к учебному году.

2 Беседа «Вспоминая лето»

-беседа о летнем семейном отдыхе.

3 Ситуация общения «У бабушки в деревне»

— обмен впечатлениями о жизни в сельской местности.

4 Выставка семейных фотографий «Отдых»

III Детский сад 1 Экскурсия по детскому саду- повторение правил поведения в разных помещениях сада.

2 Прослушивание песен о детском саде.

3 «Двор детского сада»

-знакомить детей с участками детского сада; вос-ть желание поддерживать порядок на них

4 Беседа «Моя группа»

-обмен впечатлениями о пребывании детей в д/с

IV Город, Страна 1 Беседа «Сторона родная»


восп-ть любовь к малой Родине.
2 «Осень в России»

— рассматривание иллюстраций природы

3 Целевая прогулка по улице «Улица города»

-расширить представление о городе

4 Решение проблемной ситуации «Как появился мой дом»

-расширить представления об истории возникновения домов

Октябрь

I 1 «Полное и неполное имя»

-разв-ть представление о дружбе.

3 «Правила игры»-восп-ть культуру соблюдения правил в коллективных играх.

4 «На что я обиделся…»

-разв-ть культуру общения между детьми.

II 1 Рассказы детей о членах своей семьи- понятия «члены семьи и её значением»

2 Изготовление поделок «Домашние питомцы»

-прививать любовь к дом. животным.

3 Акция «Поможем птицам зимой»-восп-ть потребность участвовать в совместных делах.

4 Чтение стихов о членах семьи-прививать любовь к родным.

III 1 Цикл бесед «Кого мы называем добрым»

-развивать представления о взаимоотношениях в
группе.
2 Чтение «Правила поведения для детей. Детский сад»

-разв-ть культуру поведения

3 «Моя любимая игрушка в д/с»

-разв-ть умение выражать чувства через рисунок.

4 С/р игра «По дороге в детский сад»

-вызвать желание посещать д/с, учить детей запоминать дорогу в д/сад, называть его адрес.

IV 1 Знакомство с русскими народными играми- прививать любовь к родной культуре.

2 «Мой родной город»

-знакомство с достопримечательностями родного города.

3 Цикл бесед по иллюстрациям «Богатство родной страны»

— Вос-ть бережное отношение к природе родного края.

4 «Моя улица»

Экскурсия — закрепить знания детей об улице, познакомить с близлежащими улицами.

Ноябрь

1 Игра «Кто Я?»

-составление рассказов о себе

2 «Мой домашний адрес»

-знакомиться с особенностями своей семьи.

3. Беседа «Если честный ты…»-воспитывать такие нравственно-этические чувства как честность, благородство.

4 «За этим языком не поспеешь босиком»

-развивать культуру общения.

II 1 Разыгрывание ситуаций «Как поднять настроение маме (папе)

»
-воспитывать любовь к родителям.
2 Беседа «Что значит любить родителей?»-восп-ть любовь и отзывчивость к близким

3 Заучивание потешек о домашних питомцах-знакомить с народным творчеством.

III 1 «Заботливые люди»-воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2. Изготовление игрушек из бросового материала для малышей-воспитывать привычку заботится о младших.

3. Беседа «Соблюдаем режим дня»

-развивать представление о ЗОЖ.

4. С/р игра «Детский сад»

IV. 1 Чтение стихов о родной природе-воспитывать любовь к Родине.

2 Беседа «Кто делает город лучше»

-познакомить с профессиями людей, участвующих в благоустройстве города.

3 Инсценировка русской народной сказки- прививать любовь к культуре.

4 Знакомство с русской избой-расширить представления о быте народа

Декабрь

I. 1. Составление рассказов «Я люблю, когда…»

,
«Я боюсь, когда…»

воспитывать доверительные отношения в группе.
2. Ситуативное общение «Хорошее настроение»-воспитывать позитивное отношение к окружающим.

3. Игра-беседа «Можно ли свою игрушку приносить

в детский сад?»-развивать у детей сочувствие, внимание к другому ребенку; предупреждать возникновение зависти, злости

4. Беседа «Мои таланты»

-формировать позитивное отношение к себе и своему полу

II.1. «Каждый при деле»

-знакомство с домашними обязанностями членов семьи.

2. Объяснение пословиц о семье-расширить представление о семье, её значении.

3. «Маша варежку надела…»

-познакомить с увлечениями членов семьи

4. Беседа о новогодних традициях семьи.

III. 1 Экскурсия на кухню детского сада-познакомить с профессиями работников кухни.

2. Тренинг «Накрой на стол правильно»-воспитывать привычку выполнять свои обязанности.

3. Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад»-воспитывать чувство гордости за свой д/с.

4. «Как мы разговариваем»

-развивать умение общаться со взрослыми в д/с.

IV.1. Слушание русских народных песен- прививать любовь к родной культуре.

2. Рассматривание иллюстраций кукол в национальных костюмах-расширять знания о национальных костюмах.

3. Беседа «Транспорт нашего города»

-дать детям представление о транспорте, правилах поведения в транспорте.

4. Просмотр слайдов «Растения и животные нашего района»

Январь

I 1 Беседа «Друг в беде не бросит»

-расширить представление о дружбе

2 С/р игра «Почта»

-закреплять знание своих адресов, ФИО детей.

3.«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?»

-расширить знания об основных качествах мужской и женской личности.

4 «Поможем бабушке Федоре»-воспитывать аккуратность в выполнении дел.

II.1. Выставка семейных фотографий «Зимние каникулы»

-способствовать развитию семейных традиций

2. Разыгрывание ситуаций «Вечер в семье»-воспитывать любовь к своей семье.

3.«Бабуля, дедуля»

-рассказы о пожилых родственниках.

4. «Как появилась моя семья»

-знакомство с родословной семьи.

III. 1. Экскурсия в прачечную-воспитывать уважение к труду взрослых; вызвать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно-гигиенические навыки.

2. Акция «Гирлянда Дружбы»

— участие в коллективных делах.

3. Беседа «Все на праздник»

-развивать культуру поведения.

4. С/р игра «Поварята»

IV.1. Рассматривание иллюстраций «Мой город зимой»

-развивать умение любоваться красотой своего города

2. Просмотр мультфильмов о родной армии- воспитывать чувство гордости за российскую армию.

3. Игра «Где живет перо Жар – птицы?»

-познакомить детей с народными приметами и с обычаями.

4. Фотогалерея «Такая разная Россия»

-расширить и углубить знания о многонациональной Родине.
Воспитывать чувства уважения к людям разных национальностей.
Февраль

I. 1. Обсуждение иллюстраций «Что такое хорошо и что такое плохо»

-формировать у детей опыт правильной оценки поступков.

2. «Как Маша стала большой»-воспитывать самостоятельность, желание помогать взрослым.

3. Придумывание сказки «Моё королевство»

-способствовать осмыслению жизненных ценностей ребёнком.

4.. «Решение противоречий»

-развивать умение принимать обдуманные решения

II 1. Конкурс рисунков «Профессия моего папы»

-расширить представления о профессиях мужчин

2. Разыгрывание ситуаций «Как помирить поссорившихся членов семьи»-воспитывать любовь к своей семье.

3. Изготовление подарков для пап, дедушек.

4. Выпуск газеты «Наши защитники»-воспитывать у детей чувство гордости за своих родных.

III 1.«Речевой этикет»

-знакомить с правилами ведения беседы с людьми.

2. «Покормите птиц»

-вос-ть заботливое отношение к обитателям территории сада.

3. «Читая книгу»

-познакомить с многообразием книг и правилами обращения с ними.

IV 1 Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»

-познакомить с русскими героями, защитниками.

2 Фестиваль чтения стихов «День защитников Отечества»-воспитывать желание защищать свою Родину, слабых.

3 Работа в книжном уголке «У обелиска»

-познакомиться с памятниками войнам ВОВ родного города

4 С/р игра «Мы солдаты»

— вос-ть чувство долга, желание защищать свою Родину

Март

I. 1 Беседа «Кривляние»

-форм-ть
нравственно-этические качества детей.
2. Викторина «Сколько на свете вежливых слов»

— повышать культуру общения

3. «Что будет, если…»

-разв-ть умение предвидеть последствия своих действий.

4. «Конкурс красоты»

-разв-ть культурно-гигиенические навыки, умение критично оценивать внешний вид.

II 1. Беседа «Моя мама самая лучшая, потому что…»

-вость чувство гордости за маму.

2. Изготовление подарков для мам

3. Конкурс чтецов «8 Марта»

4. Игра-ситуация «Встречаем гостей»

III 1.«Мои обязанности в д/с»

— развивать желание помогать няне.
Воспитывать заботливость, ответственность.
2. Акция «Помоги малышам»

-привлечь к оказанию помощи в уборке участка

3. «Поздравляем от души»

-изготовление подарков работникам д/с.

4. Составление рассказов и фотоальбома о д/с.

IV 1. Рассматривание альбомов с русскими игрушками- прививать любовь к культуре.

2. «Приди, весна, с радостью»

-разв-ть интерес к русским традициям, фольклору.

3. Беседа «Международный женский день»

4. «На дорогах города»

— закрепить правила поведения на дорогах города.

Апрель

I 1. Беседа «Я хотел бы стать…»

-расширить представление о профессиях.

2. Рассказы детей «Моя любимая игрушка»

— вызвать желание делиться

3. «Азбука вежливости»

-обыгрывание ситуаций общения

4. «Какие бывают дети»

— форм-ть умение оценивать поведение

II 1. Совместная с родителями прогулка по центру города-развивать общие интересы в семье.

2.«Чем пахнут ремёсла»

-формировать отношение к труду взрослых.

3. Составление фотоальбома «Наша дружная семья»

-вызвать чувство гордости за свою семью.

4. Ситуация общения «Моя семья»

-обогащать знания о примерах мужского и женского поведения в семье

III 1. Беседа «Наши любимые игры»

-развивать интерес к играм в д/с.

2. «Книжкина больница»-воспитывать привычку следить за состоянием игр и книг в группе.

3. Участие в трудовом десанте «Сделаем наш садик красивее»


воспитывать желание помогать взрослым.
4. С/р игра «Я-воспитатель»

IV 1. Работа в книжном уголке «Русские народные сказки»

2. Рассказ воспитателя «Русская матрёшка»

3 .Беседа «День космонавтики»

— расширить представление о космосе и космонавтах.

Май

I 1. Ситуация общения «Что такое горе?»

-вос-ть чувство сочувствия

2. «Я в мире природы»

-расширить представление о неотделимости человека от природы

3. «Меняющиеся человечки»

-разв-ть умение контролировать своё поведение.

4. Тренинг «Мимика и жесты»

— разв-ть умение определять настроение человека

II 1. Конкурс рисунков «Мы гуляем с родителями»

2. «Мы стоим у обелиска»

-рассказ о походе к памятникам ВОВ

3. Изготовление открыток для ветеранов ВОВ

4. Просмотр презентаций «Война в истории моей семьи»

-разв-ть чувство патриотизма, гордости за своих родных.

III 1. Изготовление иллюстраций «Русские народные сказки»

2. Беседа «Дети войны»

-расширить представление о необходимости защищать свою страну.

3. Трудовой десант «Клумбы вокруг д/с»

IV 1. Беседа «9 Мая- день Победы»

-продолжать знакомить с историей гос. праздников.

2. Выпуск газеты «Они защищали Родину»

3. Экскурсия в садовый музей воинской славы-познакомить с историей ВОВ.

4. «Посмотри ка хорош край, в котором ты живёшь»

— составление альбома иллюстраций природы весной

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]