Самостоятельная деятельность дошкольников – путь к взрослению


Как формируется и проявляется самостоятельность в деятельности

Самостоятельная деятельность детей – это своеобразная автономия. Подразумевается, что дошкольник выполняет определенные действия или решает практические задачи без участия взрослого.

С теоретической точки зрения, самостоятельная деятельность требует постановки цели, выбора средств ее достижения, непосредственного выполнения, а также хотя бы минимального контроля.

Все выглядит как сложный алгоритм. Но на практике он превращается в доступную ребенку последовательность. К примеру, рассматривая кубики или крупные детали конструктора, малыш начинает строить башенку, подобную той, что сооружал вчера вместе с папой. Все компоненты деятельностного процесса здесь присутствуют, но дошколенок сам задумывает и реализует идею.

Проявление самостоятельности не происходит вдруг и мгновенно. Примерно в 3 года ребенок начинает отстаивать свою независимость на бытовом уровне. Сначала он выполняет действия с помощью взрослого, но быстро наступает следующий шаг, когда малыш хочет от этой помощи освободиться. То и дело звучит настойчивое «Я сам!».

Взрослый передает ребенку образец, как выполнять действие. Подражание – это первичная активность ребенка. Самостоятельные действия дошкольник предпринимает по собственной инициативе, и для них еще нужно созреть.

Можно выделить этапы становления самостоятельных действий, которые прослеживаются в любом виде деятельности, за которую берется малыш:

  • Совместно-разделенные попытки. Начинают занятие (рисование, рассказывание, любое практическое действо) вместе. Затем ребенку активно помогает взрослый, а то и выполняет основную часть.
  • Выполняет дошкольник, но с подсказками и на основе показа нужных действий наставником.
  • Взрослый предлагает, то есть, ставит задачу, и ребенок справляется с ней. Данный этап можно назвать исполнительским.
  • Дошкольник сам проявляет инициативу и выполняет действия, чтобы достигнуть той цели, которую он ставит перед собой.

В детстве с каждым днем расширяются границы, в пределах которых дети пробуют свои силы. Дошкольник начинает проявлять самостоятельность в любой доступной ему деятельности: познавательной, игровой, творческой, продуктивной.

ДЕТСТВО-ГИД

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Реализация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников Взаимодействие детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО Художественная литература как средство речевого развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО >

Самостоятельность дошкольника в игре

Игра является самой естественной занятостью в дошкольном возрасте и ведущей деятельностью в развитии ребенка. В игровых условиях дети открывают себя и социальные отношения. Сюжетно ролевая игра — идеальная среда для развития самостоятельности.

Взрослый присутствует в игровой деятельности ребенка, но опосредованно, через роль. То есть, дети видят поведение и отношения окружающих взрослых, принимают их за образец, а затем моделируют в своих играх.

В игре младших дошкольников прослеживается, в основном, подражательство. Они стараются копировать жесты, тональность высказываний. Ругают «провинившихся» кукол, как мама. Проявляют озабоченность, исполняя роль врача и пр. Однако, выбор сюжета, подбор предметов-заместителей (что будет градусником, а что тарелкой с кашей) происходит самостоятельно.

Благодаря действенному воплощению роли детишки приобретают в игре трудовые навыки. Если по сюжету нужно убраться в комнате, то малыш берется складывать разбросанные вещи или подметать.

С развитием игровой деятельности дети проявляют все больше самостоятельности. Они усложняют сюжеты, распределяют роли, договариваются о правилах, и сами же контролируют их выполняемость.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе характеризуется возможностью решения множества задач, которые станут особо полезными для подготовки к школе.

Наиболее эффективным из них являются:

  • Развитие волевых и мотивационных качеств. В этом случае у ребенка формируется психологическая устойчивость, которая позволяет защитить его от различных факторов из внешней среды: чужое мнение, посторонний шум или голоса, критика в свой адрес. Все это позволяет развить умение, при котором ребенок будет доводить свою деятельность до логического конца. В старших группах, такая задача позволяет создать необходимые условия для формирования навыка самоанализа, а также оценочным суждениям к определенным действиям.
  • Развитие саморегулирующих процессов. Дошкольник учится точно рассчитывать процент затраченной энергии на выполнение определенных действий, а также понимает необходимо в смене деятельности или наличию отдыха. С 5-6 лет у ребенка начинают формироваться важные физиологические процессы в нервной системе, что развивает усидчивость, концентрацию, а также положительную реакцию на конструктивную критику и замечания.
  • Формирование важной способности к самостоятельному построению алгоритма действий. В этом случае ребенок учится выстраивать подробный план для исследовательской, игровой, трудовой или наблюдательной деятельности без посторонней помощи. Также развивается важность наличия дружеских отношений, как с детьми, так и с взрослыми.
  • Развитие социальных и культурных качеств при помощи различных игр, в основе которых лежит сюжетно-ролевая методика взаимодействия. Хорошим примером является игровая деятельность «Больница», «Магазин», «Банк», что дает возможность более глубоко узнать о тех или иных особенностей разной деятельности.

  • Укрепление самостоятельных навыков. В этом случае ребенок обучается различным действиям, которые направлены на раздевание и одевание, соблюдение этикета, личной гигиены или чистоты детского сада. Такие вещи должны выполняться автоматизировано, без участия воспитателей. Также присутствует развитие самостоятельности посредством выполнения различных поручений от педагога. Подобное воспитание совершенствует добросовестное поведение к дежурным работникам ДОУ.

Исходя из вышеописанных задач, у дошкольника развивается игровая, художественно-речевая, познавательная, а также социально-коммуникативная активность.

Помимо этого, педагог может способствовать совершенствованию трудовой деятельности, благодаря чему ребенок будет стремиться помогать старшим во всем, — от уборки на территории детского сада, до ухода за цветами.


Стирка кукольной одежды — пример формирования трудовых навыков при организации самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе, — это особо важная черта личности, которая характеризуется повышенным стремлением к быстрому и эффективному решению определенных задач, без наличия сторонней помощи от взрослого.

Такое личностное свойство позволяет увеличить критичность, инициативность, а также развить наиболее адекватную самооценку у ребенка.

Самостоятельная творческая деятельность

Самостоятельность в творческой деятельности складывается постепенно и в простых упражнениях, и когда ребенок приобщается к художественным занятиям. На первых порах необходимо аккуратное вмешательство взрослого, чтобы помочь в конкретных операциях.

Младший дошкольник еще только начинает овладевать средствами, необходимыми для творчества. Уверенно держит карандаш, но чертит, в основном, хаотичные линии. Уже составляет некоторые конструкции, но только простейшие.

Поле для проявления творческой самостоятельности в младшем дошкольном возрасте еще только приобретает разнообразие. Оно представлено:

  • Рисованием
  • Составлением мозаичных картинок
  • Конструированием из крупных деталей

Интерес к самостоятельным творческим действиям в 3-4 года уже есть. Кажется, малыш поглощен катанием машинки, пока мама складывает мозаичную фигуру и безуспешно пытается увлечь этим занятием ребенка. А спустя некоторое время малыш уже сам, пусть и хаотично, но соединяет элементы мозаики или строит мостик по образцу. Одни дети при этом согласятся на незначительную помощь. Другие примут только подсказанное название.

В среднем дошкольном возрасте активизируется интерес к музыкальной сфере. Если раньше дети жали на клавиши детских музыкальных инструментов и радовались извлеченному звуку, то к пяти годам им интересны аккорды. Дошкольники улавливают мелодику, нажимая 2-3 клавиши подряд, и начинают экспериментировать с звучанием.

Пятилетние дети открывают для себя словотворчество. Это важная стадия речевого развития – формируется грамматический строй речи. Каких только слов дети не придумывают! Причем делают они это отнюдь не по указке взрослого. Самое время подтолкнуть ребенка к самостоятельному сочинению рассказов. Взрослый может предложить дошкольнику серию картинок и попросить рассказать историю.

Самостоятельное творчество старших дошкольников

Старшие дошкольники не нуждаются в подобном сопровождении своих художественных или конструкторских экспериментов. Они предпочитают услышать отзыв только о результате. Замышляют, подбирают средства, а также выполняют задуманное без сторонней помощи.

Конечно, в итоге дети ожидают услышать похвалу. В крайнем случае, поддержку, но никак не критику. Если ребенок старательно творил свой рисунок или аппликацию, то он желает получить положительную оценку, а не замечание, что не все удалось.

Отрицательные оценки угнетают потребность в самостоятельной деятельности данного вида. Не хвалят рисунки – у дошкольника пропадает желание рисовать. Не восхищаются поделкой – угаснет интерес и у ребенка.

Мотивация к самостоятельным действиям у дошкольника не исчезнет, она проявится в других сферах. Однако взрослым важно учитывать, что с творчеством не следует рисковать и стоит поддерживать дошкольника.

Довольно высокий уровень развития речи старших дошкольников открывает для них первичное литературное творчество. Они придумывают свои истории, рифмуют слова. Подобные упражнения характеризуются высокой степенью самостоятельности. Если взрослый предложит 5-6 летнему ребенку сочинить сказку, с большой долей вероятности он откажется. Другое дело, если этот порыв идет изнутри, и дошкольник сам решил придумать занятную историю.

Цели сочинительства могут быть разные – пофантазировать о желанном, повторить запомнившийся сюжет с центрацией на свою жизнь, рассмешить близких или друзей. В любом случае, подобное творчество отлично развивает речь и воображение, а также формирует творческую инициативность.

Свободная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников.консультация на тему

Свободная САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ дошкольников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования определяет поддержку детской инициативы в различных видах детской деятельности. Если провести анализ требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы, то мы увидим, что поддержка самостоятельности ребенка является одним из важнейших условий.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей.

В настоящее время самостоятельная деятельность является одним из компонентов образовательного процесса в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей рассматривается как деятельность, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели. Задача педагога вызвать у ребенка желание заниматься той или иной деятельностью.

Причем ребенок должен иметь возможность удовлетворить свои интересы и потребности в самостоятельной деятельности, а с другой стороны самостоятельную деятельность педагог организует также для решения образовательных задач программы. И здесь, важно придумать развивающую предметно-пространственную среду, которая будет активизировать, вызывать у ребенка интерес к деятельности. Найти такие дидактические материалы, которые с одной стороны мотивировали детей на деятельность, а с другой стороны позволяли бы решать задачи образовательного процесса.

Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:

  • учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
  • находиться в течение дня, как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах;
  • изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
  • быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.

Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная.

Выделяют два вида самостоятельной деятельности детей в детском саду: 1.Игровая деятельность: режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами. 2.Продуктивная деятельность: конструирование, изобразительное творчество, ручной труд.

Основным критерием оценки самостоятельной игровой деятельности воспитанников должно быть игровое поведение, способы распространения игры, умение ребенка, в зависимости от собственного замысла, включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события.

Игра — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.

Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр. Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли внимательного наблюдателя.

С целью развития игровой деятельности необходимо:

• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;

• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;

• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;

• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;

• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей);

• знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость;

• устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности.

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определённый продукт.

Именно эта деятельность способствует развитию графического навыка у детей старшего дошкольного возраста, воспитывает настойчивость, создаёт педагогические условия для процесса социализации старших дошкольников и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, любознательность и самостоятельность.

Продуктивная деятельность оказывает влияние на всестороннее воспитание дошкольника. Она тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Самостоятельная продуктивная деятельность возникает по инициативе ребенка для удовлетворения его индивидуальных потребностей (сделать подарок маме, смастерить игрушку и пр.) Задача взрослого развивать самостоятельность, не нарушая замысла ребенка, используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.

Признаками проявления самостоятельности являются внимание и заинтересованность ребенка в определенной деятельности и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность.

Самостоятельная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка:

  • развитие инициативы, активности,
  • закрепление имеющихся навыков, способов деятельности,
  • находят выход яркие впечатления, снижается напряжение, дела я внутренний мир ребенка комфортным,
  • поднимается самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях.

Продуктивная деятельность в значительной мере связана с сюжетной игрой и несет в себе элементы практического экспериментирования с материалами. Столь же часто возникают действия по принципу, что получится, если…. При этом, в арсенале детей старшего дошкольного возраста присутствуют различные типы продуктивной деятельности: работы по готовым образцам и графическим схемам и работы с незавершенными продуктами и по словесным описаниям.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна способствовать творческому движению в работе с выбранным материалом. Поэтому воспитатель предоставляет дошкольникам материалы, образцы возможной работы, заботиться о том, чтобы у детей был запас соответствующих материалов для всех желающих продолжить работу.

Следует всегда иметь под рукой бросовые и природные материалы, сочетая которые по собственному выбору, ребёнок может мастерить различные вещи — это кусочки картона, пенопласта, картонные коробочки разного размера, проволока, кусочки тканей и верёвочек, старые футляры от фломастеров, шишки, жёлуди, мелкие сухие веточки и т.п., размещённые в разных ёмкостях. Из всего многообразия имеющихся в детском саду материалов для свободного конструирования наибольшим успехом у дошкольников пользуется пластмассовый конструктор «ЛЕГО».

Необходимо иметь в группе набор строительного крупного материала, хотя его детали чаще используются не для конструирования как такового, а в сюжетной игре для обозначения условного игрового пространства. К материалам, стимулирующим самостоятельную продуктивную деятельность детей, мы относим также разнообразные мозаики — геометрические и традиционные.

Мозаика — отличный объект для познавательно — исследовательской деятельности (экспериментирования). Работа с ней содействует развитию ручной моторики ребёнка, анализу соотношений частей и целого, формирования пространственных представлений. Они обязательно предоставляются детям для свободной деятельности.

Неотъемлемым атрибутом жизни ребёнка стали картинки — головоломки — пазлы, состоящие из множества деталей. Сборку таких головоломок можно отнести также к продуктивной деятельности. Наборы для конструирования и разнообразные пазлы, мозаики и т.д. должны быть в свободном распоряжении детей.

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной художественной деятельности: театрально-игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной.

В самостоятельной музыкальной деятельности дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут сами организовать игры в «концерты», «театр», «спектакль» (с игрушками, с плоскостными фигурками, куклами).

Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Дети сочиняют попевки, песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише — громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая — подгрупповая, совместная деятельность).

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Список литературы

1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2006

2. Дыбина О.В.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендаци. — М.: центр педагогического образования, 2008

3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей: пособие для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2007

4. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991, № 6.

5. Комарова Т.С. Детское художественное творчеств. — М.: Мозаика-Синтез, 2005

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]