Мини-лаборатория «Познай-ка»-экспериментально исследовательская деятельность дошкольников
- Актуальность выбранной темы 2
- Достоинство экспериментально-исследовательской деятельности 3
- Современное состояние вопроса 4
- Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности 5
II Системность выполнения работы.
- Педагогическая идея создания мини-лаборатории «Познай-ка
»,
характеристика модулей 6
- Принципы построения мини-лаборатории 7
- Задачи экспериментирования в младшем дошкольном возрасте 9
- Задачи экспериментирования в старшем дошкольном возрасте. 10
- Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности 11
Приложение
- Перечень оборудования и материалов для работы лаборатории. 13
- Результат педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка» 14
- Литература 15
- Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей младшего дошкольного возраста. 16
- Опытно-исследовательские опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста . 21
- Алгоритм — проведения опытов для детей дошкольного возраста 44
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал
(В. А. Сухомлинский)
Как подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей окружающего мира, побуждать делать выводы и обобщение?
В период кардинальных социально-экономических и политических преобразований в Казахстане возросли престижность образования в общественном сознании, требование общества к содержанию образования, уровень и качество подготовки всех образовательных ступеней.
Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность
, которая давно заняла прочное и основное место в высшей и средней школе.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений, которыми человек будет оперировать на протяжении всей своей жизни.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность
позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности
заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
- дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
- о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
- В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.
Следует отметить положительное влияние экспериментально
—
исследовательской деятельности:
- на эмоциональную сферу ребенка,
- на развитие творческих способностей,
- формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментально-исследовательская деятельность — это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.
Обучать всему новому, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Педагогами нашего детского сада был предложен один из вариантов мини-лаборатории «Познай-ка» для индивидуальной –исследовательской деятельности в дошкольном учреждении. Для реализации ГОСО, каждый из педагогов, так или иначе, понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.
Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что
- помогает связать обучение с жизнью,
- формирует навыки исследовательской деятельности,
- развивает познавательную активность детей,
- приучает действовать самостоятельно,
- планировать работу, доводить ее до положительного результата,
- проявлять инициативу и творчество.
В проекте исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории «Познай-ка», дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Мини-лаборатория «Познай-ка» представляет собой специфический модуль, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности.
Цель создания мини-лаборатории «Познай-ка»
— сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции,
способность к исследовательскому типу мышления.
Модуль разделен на 4 сектора:
- Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)
- Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)
- Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.
- Сектор-материалы и оборудования. (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.)
Материал подобран
(сконцентрирован по определенному принципу:
— по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);
— по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);
— содержанию и тематике ( «Осень», «Камни»…)
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание материалов и оборудования, их размещение,должны вызывать положительные эмоции .
Принцип закрытости.
Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира (« я и другие», «один ребенок – группа детей», «группа детей – детский сад», «детский сад – весь мир»…), предполагает открытость природе, обществу и т.д.
Принцип универсальности.
Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.
Многофункциональность.
Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.
Рациональность.
Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу и его использование как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.
Обновляемостьматериала.
Вариативность
материала для поддержки интереса детей и учета их возможностей через создание разного уровня сложности для одного типа занятий и интересами детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
:
Младший дошкольный возраст:
— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом) ;
— формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты) .
Для применения мини-лаборатории «Познай-ка» ,согласно ГОСО прилагаем опыты для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Приложение№1
(опыты для детей младшего дошкольного возраста)
Старший дошкольный возраст.
— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
— развитие желания пользоваться специальной терминологией, введение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.
Приложение №2
(опыты для старшего дошкольного возраста)
Правила безопасности при проведении экспериментально-исследовательской деятельности в мини — лаборатории
«Познай-ка»
При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности.
Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит на педагоге.
При организации деятельности с детьми необходимое учитывать следующее:
1. Детей необходимо обучать постановке опытов; чем чаще использует педагог в своей работе метод экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП.
2. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному»: педагог должен знать на каждом этапе об уровне умений воспитанников.
3. Все незнакомые процедуры осваиваются в следующей последовательности:
- действие показывает педагог;
- действие повторяет или показывает кто-либо из детей, причем тот, который заведомо совершит это неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
- иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой очень велика;
- действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;
- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;
- действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Педагог должен хорошо изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации, заранее предвидя нежелательные реакции и поведение.
5. Для исключения гиперопеки со стороны взрослого, работа должна строиться на принципах личностно-ориентированной педагогики.
6. Для обеспечения быстрого пресечения нежелательных действий, имеет смысл выработать у детей условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на сигнал «Стоп!». Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментальной деятельности и обычно проводится в форме игры, когда дети, услышав команду, замирают и прекращают свои действия, а внимание устремляют на педагога. Этот сигнал должен применяться при экстремальных ситуациях.
7. Для успешного руководства экспериментально- исследовательской деятельностью детей педагог должен уметь видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами, а также хорошо владеть фактическим материалом и методикой проведения каждого опыта.
8. На занятиях должна быть спокойная обстановка.
Перечень оборудования мини- лаборатории «Познай-ка»
- Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, песочные часы, компасы и магниты;
- Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
- Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
- Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы
- Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
- Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.
Успешность педагогической идеи в использовании мини-лаборатории «Познай-ка»
- Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
- Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
- Важно, чтобы была атмосфера лаборатория.
- Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познай-ка», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.
Литература
- Государственный общеобразовательный стандарт обучения РК.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 128 с.
Приложение
АЛГОРИТМ — СХЕМЫ ОПЫТОВ
Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Работа детской естественнонаучной лаборатории в ДОУ / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2022 г.). — Краснодар : Новация, 2022. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13755/ (дата обращения: 18.01.2022).
…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира — это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
По мнению известного психолога П. П. Блонского: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать». Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием в нашем ДОУ в 2015 году появился «Интеллект-Центр» который включает в себя студию математического моделирования, мобильный компьютерный класс, клуб юного шахматиста, Лего-центр, мини-обсерваторию, детскую исследовательскую лабораторию. Пространство естественно — научной лаборатории организовано в виде хорошо разграниченных зон «центры»: центр воды и песка, оснащенных развивающими материалами (книги, формочки для игр с песком, развивающее оборудование и пр.), мини — обсерватория. Все предметы доступны детям.
Детская лаборатория оснащена: интерактивной песочницей; кинетический песок; комплекты для экспериментирования: мои первые опыты: вода и воздух, мои первые опыты: изучаем природу, мои первые опыты: с природой и окружающей средой, мои первые опыты: свет и звук, мои первые опыты: простые механизмы и постоянные магниты; электронные микроскопы; подвижный макет солнечной системы; теллурий; телескоп; интерактивный глобус «Звёздное небо»; макет «модель строения земли»; большой глобус географический; астропланетарий; комплект (интерактивная доска + ультра короткофокусный проектор + ноутбук)
Концепция развития естественнонаучного образования в ЯНАО указывает на то, что система учебных программ естественнонаучного образования в дошкольном образовании должна обеспечить ознакомление с природой и природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, воспитание любви к природе. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим миром через предметный мир, географию, физику, астрономию. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, на исследовательских играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Для полноценной работы лаборатории педагогами естественнонаучного методического объединения была разработана программа «Академия естественных наук» со следующими блоками: «Предметный мир», «Физика для малышей», «Я и мое тело», «Мир природы на ладошках», «Удивительный мир географии», «Обсерватория».
В лабораторию приходят дети, начиная со второй младшей группы, т. к. в этом возрасте ярко проявляется детская любознательность. Они начинают задавать многочисленные вопросы. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Дети учатся самостоятельно работать с современным оборудование по определению погоды (определять направление и силу ветра, температуру воздуха, измерять количество выпавших осадков), электронный микроскоп приглашает посетить неизведанный микромир.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Так, физика для малышей приглашает на изучение простейших физических явлений через сказку. Через экспериментальную деятельность дети знакомятся со светом и его свойствами, статическим электричеством и с тем, что Земля ведёт себя как огромный магнит — все к себе притягивает: людей и животных, моря и реки, камни и всё остальное. А её могучая сила называется силой притяжения!
Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
В работе детской научной лаборатории дошкольники совместно с педагогами применяют накопленные знания и умения и приступают к разработкам и проведениям исследовательских проектов. Основное содержание работы заключается в том, что дети умеют формулировать проблему, выдвигать гипотезы, делать предположения, задавать вопросы, описывать явления, процессы, рассуждать, обобщать информацию, делать выводы и умозаключения; с каждым годом степень самостоятельности ребенка при проведении эксперимента возрастает. Итоги работы детской лаборатории ДОУ представляет на конференциях, на конкурсах детских исследовательских работи творческих проектов среди дошкольников и младших школьников: «Я — исследователь» и «Первые шаги в науку». Также дети принимают активное участие в ежегодной научно — исследовательской конференции «Я — исследователь». Дети представляют свои исследовательские проекты. Достижения дошкольников являются показателем развития познавательно-исследовательских способностей.
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших черт характера» (А. Шапиро).
Основные термины
(генерируются автоматически)
: окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение, экспериментально-исследовательская деятельность, явление.