Проект «Юные исследователи». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе


Проект позновательно-исследовательской деятельности Подготовительной группы «Чудеса-водицы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 244» городского округа Самара

Проект позновательно-исследовательской деятельности

Подготовительной группы

«Чудеса-водицы»

Руководитель: Воспитатель Кураева Ирина Анатольевна

Описание материала:

Предлагаю вам проект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5-6 лет «Чудеса-водицы». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей и подготовительной группы детей. Этот проект познакомит детей с удивительным миром природы, приобщит к миру человеческих ценностей, ответственного отношения к природе родного края.

Паспорт проекта.

1. Полное наименование проекта: «Чудеса-водицы».

2. Автор проекта: Кураева Ирина Анатольевна.

3. Руководитель проекта: Кураева Ирина Анатольевна.

4. Кадры: воспитатель.

5.Район, город, предоставивший проект: Кировский район, г. о. Самара.

6. Адрес организации: г. Самара, 18км ул. Московское шоссе д.13А

7. Телефон: 276-47-90

8. Вид, тип проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский.

9. Цель: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

10. Краткое содержание проекта: Развивать познавательный интерес дошкольников к воде, как к объекту неживой природы.

11. Место проведения: Подготовительная группа №4

12. Сроки проведения: сентябрь – октябрь 2016 года.

13. Количество участников проекта: воспитатель, родители, дети (20).

14. Форма проведения: групповой.

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта): Повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности. Сформируются знания детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах.

16. Используемая литература:

1. Е. А. Алябьева., «Природа» Сказки и игры для детей.- М.: ТЦ Сфера,- 2016.

2.Шорыгина Т. А. «Беседа о воде в природе»- М.: ТЦ Сфера,2014.

3.М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова., «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов».-Волгоград:-2012.

4. Мирясова В. И., Коноваленко С. В., «Родная природа в стихах и загадках».- М.: «Гном-Пресс», 2007

5.Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя»-М.: ТЦ Сфера, 2015.

6.Бомон. Э.»Чудеса-воды».: «Махаон», 2010

7. Воронкевич О. А., «Добро пожаловать в экологию».-Санкт-Петербург «Детство»-Пресс, 2004

8. Бианки К., Скребицкий Г., Ушинский К., Паустовский, «Рассказы о природе»,- издательство «Самовар», 2014.

Актуальность проблемы.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации впитывает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему?» и «как?».

Разработанный проект «Чудеса — водицы» познакомит детей с удивительным миром природы, приобщит к миру человеческих ценностей, ответственного отношения к природе родного края, подготовит к активным действиям по охране природы. У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.

Гипотеза проекта:

Дети узнают о значении воды в нашей жизни и её свойствах, научаться бережно относиться к водным ресурсам.

Задачи проекта:

  • Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
  • Создать условия для развития навыков проведения лабораторных опытов, исследовательской деятельности.
  • Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

План реализации проекта:

1 этап — подготовительный

  • Анализ литературных источников
  • Определение группы участников проекта (дети 6-7 лет, воспитатели, родители,).
  • Определение цели и задач
  • Входная диагностика знаний по теме.

2 этап — деятельный

  • Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование природные материалы)
  • Создание картотеки опытов, символов ,обозначающие свойства воды.
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Вода в природе»
  • Чтение стихов ,рассказов ,пословиц. поговорок, загадок.
  • Дидактические игры: : «Найди пару», «Разрезные картинки», «Звук ,свет, вода»,
  • «Подбери картинки к временам года»
  • Наблюдения за явлениями в природе ,связанными с водой.
  • Опыты

3 этап — завершающий.

  • Открытое занятие по теме «Чудо-вода»
  • Презентация проекта
  • Выходная диагностика

Ожидаемые результаты:

1 .Повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности.

2.Сформируются знания детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах.

3.Дети смогут устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

4.Дети будут бережно относиться к воде.

5.Обогатится предметно-пространственная среда (играми, пособиями, моделями, наглядным материалом…) по данному направлению.

Ресурсы проекта:

1.Беседы о воде в природе. Вода. Какая она?, Свойства воды.

2.Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории; игровые ситуации, картотека опытов. Консультация с родителями на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».

3.Проведение конкурса рисунков на тему «Вода в природе».

4.Оборудование уголка по экспериментальной деятельности: «Мини-лаборатория».

5.Работа с родителями. Изготовление стен-газеты «Береги-воду». Создание папок-передвижек и картотек «Опыты и эксперименты»

Сентябрь

1 неделя:

Уточнить представление детей о функциях и свойствах воды.

Оценить уровень знаний детей о воде. Провести беседу о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Вода- это источник жизни и всё живое на земле нуждается в воде.

2 неделя:

Познакомить детей с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.

3 неделя:
Опыт №1:«У воды нет цвета, вкуса и запаха».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость

Описание опыта: Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Для сравнения дать детям попробовать сок. Если они не убедились, дети ещё раз пробуют воду на вкус. Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. Нюхать до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Вывод: Вода не имеет цвета, вкуса и запаха.

Опыт № 2: «В соленой воде предметы не тонут»

Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде ( пресная вода – вода без соли).

Описание опыта: Предложить детям в один стакан налить воду, а в другом сделать солёную воду, растворив в нем соль. В одном остаётся обычная пресная вода. Попросить высказать свои предположения о том, утонут ли в стаканах небольшие предметы. Провести опыт с яйцом: в стакане с пресной водой яйцо сразу опустились на дно, а в солёной воде свободно лежало на поверхности и не тонуло.

Вывод: В солёной воде предметы не тонут.

Опыт №3:
«Лёд- твердая вода, тает в тепле».
Цель: подвести детей к тому, что лед это вода и в тепле он тает. Описание опыта: Принесите лед в стаканчиках, замороженный за раннее в помещение, поместив каждый в отдельную посуду, чтобы дети наблюдали. Обратить внимание детей на то, что кусочки льда уменьшаются, а в тарелке появляется вода. Что с ними происходит? Вывод: Лёд, это тоже вода и в тепле он тает.

Опыт №4:
«Пар превращается в капли воды».
Цель: смоделировать получение дождя.

Описание опыта: в тарелку положить кусочки льда и подержать ее над кипящим чайником. Пар от чайника при соприкосновении с холодной тарелкой превратится в капли воды.

Вывод: Пар превращается в капельки воды.

Опыт №5: «Очистка воды»

Цель: показать детям способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.

Описание опыта: человек весь день ходил по лесу, выпил воду, которую взял с собой, но ему захотелось пить. Он набрал воду из лесного ручья. Можно ли пить эту воду? Почему нет? Чем она может быть загрязнена? (Песком, землёй, микробами, растениями и т. д.) Как мы можем очистить воду? Чем мы очищаем воду дома? Есть ли у кого-то дома фильтр для очистки воды? Сейчас мы попробуем сделать фильтр сами.

Сначала давайте приготовим воду: добавим в неё песка, земли. Какой стала вода? (Мутной, грязной, в ней плавают частицы земли, песка.)

Теперь нам надо очистить воду от загрязняющих её частиц, т. е. надо поставить барьер для них. Давайте положим в воронку вату, обёрнутую несколько раз бинтом. Вывод: Воду можно очистить при помощи фильтра.

4 неделя:

Проведение конкурса рисунков на тему «Вода в природе».

Оборудование уголка по экспериментальной деятельности: «Мини-лаборатория». Работа с родителями. Изготовление стен-газеты «Береги-воду». Создание папок-передвижек и картотек «Опыты и эксперименты».

Виды деятельности.

Формы и методы работы:

1.Игровая деятельность: Дидактические игры.«Разрезные картинки»,«Звук, свет, вода»,«Подбери картинки к временам года»,«Только на эту букву»

2.Сюжетно-ролевые игры:«Экологи»,«Исследователи»,«Экспериментаторы».

3. Познавательное развитие: Просмотр мультфильмов о воде: «Секреты воды», «Круговорот воды в природе»; «Лунтик и его друзья -148 серия «Под воду»; «Фиксики- Аквариум».

4. Познавательная деятельность по теме: «Что такое вода»; «Вода и её предназначение»; «Вода и почва».

5. Рассматривание энциклопедий: « Научные опыты с водой»; «Вода в природе».

6. Рассматривание альбомов: «Круговорот воды в природе»; «Экологический вестник».

7. Ситуативные разговоры и индивидуальные беседы: «Вода в жизни людей»; «Почему нужно беречь воду»; «Вода суши»; «Мировой океан».

8.Продуктивная деятельность: Рисование «Вода в природе»;

9. Основы безопасности жизнедеятельности: Беседы: «Будем беречь и охранять природу»; «Почему нужно беречь воду».

10. Совместная деятельность с родителями изготовление стен газеты «Береги воду»; Создание папок передвижек «Опыты и эксперименты».

11. Итоговое мероприятие: Показ презентации «Чудеса водицы».

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе ДОУ

Познавательно-исследовательский проект «Волшебница-соль» с детьми подготовительной группы.
Цель:
формирование представления о соли как необходимом для человека продукте, путем наблюдений и экспериментирования.
Задачи:
Выяснить,можно ли обойтись без соли? Для чего она нужна? Исследовать свойства соли опытным путем. Провести опыты по выращиванию кристаллов соли.
Защита проекта:
После чтения детям сказки «Золото и соль» у ребят возник вопрос: «Откуда берется соль?» Дети стали рассуждать, что соль мы употребляем в пищу каждый день, и она бывает разная: крупная, мелкая, морская, цветная, каменная , поваренная. Кто- то из ребят сказал, что соль добывают на суше и воде. Детей это очень заинтересовало и мы решили исследовать соль, узнать о ней все. Немного из истории: Соль появилась в жизни человека в далекие времена. Как именно люди узнали, что пища, приправленная белыми крупинками, становится вкуснее, дольше хранится, уже неизвестно. Но как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить. Местность, богатая ее залежами, быстро заселялась и становилась собственностью какого – либо племени. Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах. Соль — важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту). Соль – это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета – соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно. А еще с солью связано много поговорок. Мы выучили некоторые из них: Недосол на столе, пересол на спине. Без хлеба не сыто, а без соли не сладко. В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились «несолоно хлебавши». Поговорив с мамой, мы узнали некоторые хитрости, связанные с солью. Например, чтобы раскаленное растительное масло на сковороде не брызгало в разные стороны, горячее масло нужно присыпать солью. Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли. Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет — лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде — скорее всего свежее. Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше. Мы разработали и обсудили подробный план изучения соли. Поставили перед собой цели и задачи: изучить свойства соли, вырастить кристаллы соли, изучить и сравнить соленую и пресную воду. Все свои наблюдения и опыты мы зафиксировали в дневнике наблюдений. Вот сколько интересного мы узнали о соли. А ведь она и правда волшебная. Недаром люди говорят: соли нету, так и слова нету!
Дневник наблюдений и опытов в проекте «Соль — волшебница». С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества соли. Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая. 1. Соль растворяется в воде. Мы взяли ёмкость с водой, погрузили туда ложку с солью – соль с нее исчезла. Вывод: соль растворяется в воде.


2.Соль в воде разной температуры. Мы взяли два стакана с холодной и горячей водой. И положили в каждый из них по одной столовой ложке соли «с горкой». Вода в стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее.


3.Водоплавающее яйцо. А давайте проведём эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность! Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 стеклянные ёмкости с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в ёмкость с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором сосуде с водой соль и опустим яйцо в солёную воду. Яйцо осталось плавать на поверхности воды! Вывод: Соль действительно выталкивает предметы из воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.


4. Получение кристаллов. Мы взяли небольшое блюдце, налили туда воды, добавили соль, размешали и оставили на ночь на батарее. Утром вода в блюдце испарилась, на дне остались крупные кристаллы соли. Мы узнали, что при испарении солёной воды образуются кристаллы. 5.Соль — чистящее средство Мы взяли грязный бокал насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел. Вывод: С помощью соли можно мыть посуду.


Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали у родителей, а что они знают о полезных для жизни людей свойствах соли. Оказывается, родителям известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А мы рассказывали о том, что узнали сами, когда проводили наблюдения и опыты, читали энциклопедию. А так же убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Закончив проект, мы узнали: Соль — белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве. Соль — помощница в хозяйстве. Соль — пища и приправа, консервант. Соль необходима для жизни и здоровья человека. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада

Похожие статьи:

Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа

Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]