Конспект занятия в средней группе по естествознанию (опытно-экспериментальная деятельность). Тема: «Воздух-невидимка».


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ. «Воздух-невидимка».

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД 12 «ОРЛЕНОК». КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по познавательному развитию в средней группе на тему: «Воздух-невидимка». Выполнила: воспитатель группы 8 «Муравьишки» Шомникова Ю.О. г.лобня, 2015

2 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: 1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого. 2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху. Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха. Форма проведения: подгрупповая. Ход: 1. Орг. игра с воздухом «Парашют» Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края. Дружно мы все встали в круг, Будем делать парашют. Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем, Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут. Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) — Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю. — Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки) — А как вы думаете, где ещё находится воздух? Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас). Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Воспитатель: Как можно проверить, есть ли он в нашей группе? (предположения)

3 Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). — Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку) — Что в них находится? (воздух) — Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.) — А как можно проверить действительно ли в пакете воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер это движение воздуха. — Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать). — Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок символов. — Воздух прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («зачеркнутое цветное пятно») (на доску выставляется карточка — символ) — А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории. Опыт «Что в стакане?» — Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан) — Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой) — Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно). — Попадает ли вода в стакан? (нет) — Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан) Дети: Сухой! — Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду). — А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). — Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух). — Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. («пустой стакан») — Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей) Опыт «Воздух в человеке» (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки) — Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки) — Почему появились пузырьки? (выходит воздух) — Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а

4 потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. — Запишем результаты опыта с помощью карточки. («изображение человека») — А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо (взмахи руками) Закачалось деревцо (качаемся) Ветерок все тише, тише, (приседаем) Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки). «Имеет ли воздух запах?» — Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей) — Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) — Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух не имеет запаха. («нос») Предложить встать в круг и отвернуться, распылить. — Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду) — Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д). — А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) — Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться). — Запишем с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево») — Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. — Сможет ли человек жить без воздуха? Опыт «Не дышу» — Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза) — Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться) — Чего вам не хватало? (воздуха) — Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет) Д/и «Кому нужен воздух» Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

5 (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух). — Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому». — В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. — Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки). — Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух). — Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам символам: — На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Итог НОД: — Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки. — Что это? (надувает пузырь) — Что внутри них? (воздух) — Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок, не замерзнуть ли пузырьки на улице. — Сейчас можно и поиграть с пузырьками: Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать.

Опыты с воздухом средняя группа

Воздух

Цель: определить, что находится в пустом стакане?

Оборудование: стакан, банка с водой

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

СтаканБанка с водой

Воздух

Цель: выяснить, как происходит вытеснение воздуха водой

Оборудование: стакан, банка с водой.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Стакан Банка с водой

Воздух

Цель: выяснить, что такое «Буря в стакане воды»

Оборудование:стакан с водой, соломинка

Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?

Стакан с водой Стакан с водой и пузырьками воздуха

Воздух

Цель: познакомить со свойствами воздушных шаров

Оборудование: воздушные шарики, нитки

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

Воздушные шарики Катушка ниток

Воздух

Цель: выяснить принцип реактивного движения( Ракета)

Оборудование: воздушные шарики

Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух. Этот опыт является примером реактивного движения, который является основой в космонавтике.

Воздушные шарики Шары с потоком воздуха

Воздух

Цель: познакомить со свойтсвами воздуха (Тонет — не тонет)

Оборудование: Ёмкость с водой, игрушки, наполненные воздухом

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды

Тазик с водой Игрушки надутые воздухом

Воздух

Цель: определить, сколько весит воздух?

Оборудование: палка длиной около 60-ти см., верёвка, два воздушных шарика

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Два одинаково надутых шара Один шарик проколот

Воздух

Цель: определить условия для плавания тел (плыви, плыви, кораблик).

Оборудование: Кораблики с парусами (можно сделать самим из ореховой скорлупы и бумаги, широкая ёмкость с водой).

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Таз с водой и корабликами из скорлупы и бумаги

Воздух

Цель: выяснить, откуда появляются волны?

Оборудование:веер, ёмкость с водой

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Веер Веер своими руками Таз с водой

Воздух

Цель: доказать, что воздух повсюду.

Оборудование:воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе: через нос проходит в грудь, и обратно держит путь. Он невидимый, и все же,без него мы жить не можем. (Воздух)

Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг? Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Воздух

Цель:воздух работает

Оборудование: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Дети рассматривают воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

грани слипаются друг с другом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]