ДЕТСТВО-ГИД
Одним из направлений познавательного развития дошкольников является формирование у них естественно-научных представлений об окружающем мире. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.
Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы: — формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения; — обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями; — способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру.
Примерное тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшей группы
Работа проводится в ходе наблюдений на прогулках, в процессе игр-экспериментов с природным материалом или в форме сюжетно-ролевых игр, в самостоятельной деятельности детей.
1. Наш сквер. Задачи и содержание: Рассмотреть осенние деревья: рябину, берёзу. Выявить характерные особенности — на берёзе маленькие и круглые, на рябине большие и длинные, продолговатые. 2. Подарки осени. Задачи и содержание: Наблюдение за движением воздуха – ветер дует и срывает листочки с деревьев, листочки кружатся в воздухе. Собрать букеты из разноцветных листьев. Можно предложить подбросить букеты вверх «сделаем салют». Полюбоваться разноцветным ковром, который получился на земле. 3. Погуляем по ковру из листьев. Задачи и содержание: Продолжать формировать понятие, что с приходом холодов листья засыхают, падают с деревьев и шуршат под ногами. Походить по шуршащему коврику из сухих листьев. Рассказать, что ветер тоже умеет играть с сухими листьями. Послушать, как ветер шуршит листочками. 4. Украсим песочницу осенними листочками. Задачи и содержание: Закрепить у детей название основных цветов: зелёный, жёлтый, красный. Продолжать формировать понятие величины «большой-маленький» листочек в процессе выкладывания узора из разноцветных листьев. 5. Игра-эксперимент: «Тонет – не тонет». Задачи и содержание: Определить степень плавучести предметов, разных по тяжести. Листочки лёгкие – они плывут, как лодочки. Проверить, поплывут ли камешки? Выяснить причинно-следственную связь. 6. Подарки осени. Задачи и содержание: Закрепить название основных цветов осенних листьев. Сделать гирлянду из листьев и украсить группу. 7. Игра-эксперимент: «Какая лодочка быстрее?» Задачи и содержание: Наблюдение за силой и работой ветра. Изготовить лодочки из листочков и бумаги. Выяснить совместно с детьми — какую лодочку ветер унесёт дальше, — из листочка или из бумаги? 8. Путешествие капельки. Задачи и содержание: Закрепить у детей осенние признаки: когда идёт дождь, то дорожки становятся мокрые, сырые, на земле – лужи. Обратить внимание на величину луж: большие и маленькие. 9. Построим горку из сыпучего песка. Задачи и содержание: Познакомить с понятием «сыпучий»: медленно насыпать песок конусом и наблюдать, как песчинки падают вниз. 10. Песок умеет бегать. Задачи и содержание: Познакомить детей со свойством сухого песка – «убегает» вниз, «сползает» с высоты. Взять в руки сухой песок и медленно его выпускать из кулачка струйкой, так, чтобы струйка песка попадала в одно место. Образуется горка-холмик. Наблюдать, как песок медленно сбегает с верхушки вниз. 11. Следы на песке. Задачи и содержание: Объяснить детям, что на сыром песке остаются следы. Сырой песок не сыплется. На сыром песке остаются следы от формочки. И ладошка оставляет след, и ботиночек, и сапожек. 12. Увидим песчинки. Задачи и содержание: Познакомить детей с увеличительным стеклом. Рассказать, что песок состоит из отдельных песчинок, их можно увидеть, песчинки разные по форме и величине. 13. Лепим из мокрого песка. Задачи и содержание: Познакомить детей с особенностью мокрого песка: лепится, а сухой – нет. Предложить детям вылепить больших и маленьких колобков. 14. Подарки нашего леса. Задачи и содержание: Познакомить с плодами леса. Рассмотреть строение еловых и сосновых шишек. Сравнить листья и шишки еловых растений. 15. Подарки нашего участка. Такие разные камешки. Задачи и содержание: Закрепить понятие: тяжёлый и лёгкий. Предложить детям найти в песочнице камешки, рассмотреть их: все они разные большие и маленькие, круглые и продолговатые. Проверить, какой камешек утонет быстрее: большой или маленький? 16. Подарки нашего участка. Такие разные камешки. Задачи и содержание: Закрепить понятие: мокрый – сухой. Предложить детям найти камешки в песочнице, положить их в ведёрко с водой. Выяснить, что произошло с ними. Какие стали камешки? 17. Цветные капельки. Задачи и содержание: Выяснить с детьми свойства воды. Показать детям, что вода может иметь цвет. С помощью кисточки или пипетки подкрашивать воду, получаются разные цвета. 18. Такая разная посуда. Задачи и содержание: Показать детям, что посуда сделана из различных материалов: металлическая, глиняная, деревянная, пластмассовая, стеклянная. Рассмотреть различные образцы посуды. Доказать, что посуда — хрупкая, она может разбиться. 19. Секреты разных колечек. Задачи и содержание: Познакомить детей с разнообразными по форме и величине колечками (колесо машины, баранки, сушки). Провести обследование и опыты с тестом или пластилином. 20. Такие разные узоры. Задачи и содержание: Рассмотреть с детьми узоры от мороза на стекле. Предложить подышать на стекло, приложить ладошку к стеклу. 21. Подарки зимы. Следы на снегу. Задачи и содержание: Провести наблюдение за свежевыпавшим снегом. Рассмотреть следы на снегу, предложить догадаться, кто приходил на участок? Кто оставил дорожку? (птичка, собака, человек). 22. Такие разные колобки. Задачи и содержание: Обратить внимание детей, что снег тает в тепле. Внести 2 комочка-колобка: из теста и снега, поставить в тепло. После прогулки проверить, что с ними случилось? Куда делся снежный колобок? 23. Подарки зимы. Волшебные льдинки. Задачи и содержание: Провести наблюдение за водой на морозе. Выяснить, что вода превращается в холодную погоду в лёд. Вынести формочки на участок, заполнить их разноцветной водой. Наблюдать, что произойдёт? Украсить разноцветными льдинками участок. 24. Подарки весны. Смешные сосульки. Задачи и содержание: Доказать, что когда снег тает, под крышами образуются сосульки. Рассмотреть их: прозрачные, скользкие, как стекло. Кусочки сосулек подержать в ладошках. Выяснить, что от тёплой ладошки сосулька растает. 25. Подарки весны. Весёлые ручейки. Задачи и содержание: Познакомить детей с признаками весны. От тёплого солнца снег растаял, превратился в ручейки. Провести игру — пустить в ручеек бумажную лодочку. 26. Большая стирка. Задачи и содержание: Выяснить с детьми, что не всё можно стирать в воде. Предложить постирать платье кукле Кате. Сначала платье из ткани, а потом платье из бумаги. Проанализировать результат. 27. Игры с мыльной пеной. Задачи и содержание: Показать детям, что мыло пенится. Научить взбивать пену. Провести соревнование: у кого пена получится выше и пышнее. 28. Гости нашего двора. Задачи и содержание: Провести наблюдение за собачкой. Выяснить, какую пищу она ест, как бегает, виляет хвостиком. 29. Гости нашего двора: Кто прилетел на участок? Задачи и содержание: Провести наблюдение за птицами. Выяснить характерные особенности голубей, воробьев. 30. Гости нашего двора. Наша кошка. Задачи и содержание: Наблюдение за повадками и поведением кошки. Что умеет делать кошка? (Играть, ходить, бегать, мурлыкать, спать, жмуриться от солнышка). Какую пищу она ест? 31. Подарки весны. Солнечные зайчики. Задачи и содержание: Провести игру с зеркальцем. «Поймать» солнечного зайчика, доставить удовольствие детям, вызвать положительные эмоции. 32. Наш аквариум. Задачи и содержание: Познакомить со средой обитания аквариумных рыб. Рассмотреть внешний вид рыбки. Рассказать, как ухаживать за рыбками. 33. Наш огород. Задачи и содержание: Посадить с детьми овощи, зелень. Понаблюдать, что вырастет быстрее? Выяснить необходимые условия для роста овощей.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу. Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе ДОУ Планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ДОУ Значение театрально-игровой деятельности во второй младшей группе Сюжетно-ролевые игры во второй младшей группе ДОУ >
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.
В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.
В процессе экспериментирования педагог проговаривает всё происходящее
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).
Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет
Критерий организации исследования | Формы исследования |
По характеру объектов исследования |
|
По месту проведения экспериментирования |
|
По причине исследования |
|
По количеству детей, участвующих в проведении опыта |
|
По продолжительности |
|
По характеру познавательной деятельности |
|
По месту в цикле образовательной деятельности |
|
По степени включения в образовательные процесс |
|
По характеру мыслительных операций |
|
Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе
Тема исследования | Задачи исследования |
«Песок и его свойства» | Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром). |
«Что такое ветер» | Обучение навыкам проводить исследование невещественных объектов с помощью специальных инструментов (для исследования свойств ветра понадобятся вертушки, флажки, сачки, флюгер). |
«Солнце» | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. |
«Мыльные пузыри» | Расширение знаний о свойствах воздуха. |
«Камни» |
|
«Фрукты» | Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.). |
«Мы исследователи» |
|
«Снег и лёд» | Знакомство детей с твёрдым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию. |
«Вода и её свойства» |
|
«Чем пахнет?» | Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния. |
«Катитесь, шарики» |
|
«Глина» |
|
«Тень» | Расширение знаний о способности предметов отбрасывать тень. |
«Почва» | Формирование представлений о почве (из чего состоит) и её свойствах (нагревается, впитывает воду, служит питательной средой для роста растений). |
«Бумажный кораблик» | Расширение знаний о свойствах бумаги. |
«Почему распускаются почки?» |
|
«Мел и уголь» | Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам. |
«Тонет — не тонет» | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. |
Мотивирующее начало занятий
Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.
Вызвать интерес детей в начале занятия поможет демонстрация объекта исследования
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений детей о свойствах льда (занятие «Освобождение бусинок из льда») | Создание сюрпризного момента с проблемной ситуацией. В группу приходит дымковская игрушка (в роли дымковской барышни — воспитанница подготовительной группы, старший воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), она расстроена, жалуется ребятам. Игрушку позвала в гости знакомая барышня, она спешила на дружеское чаепитие и зацепилась бусами за ветку в зимнем лесу. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Игрушка их собрала, но нанизать на нитку не может, потому что бусины покрылись льдом (демонстрирует детям принесённые в миске кубики льда с бусинами посередине). Ребятам предстоит найти способ извлечения бусинок, чтобы дымковская барышня могла починить украшение и успеть в гости. |
Знакомство детей со свойствами песка (занятие «Тайны песка») | Игровая мотивация. В группе ребят ожидает сказочный гость (это может быть Аладдин, Незнайка и т. д.), он сообщает, что прибыл из страны песков. Гость беседует с детьми (знают ли они, что такое песок, где они его видели, как играли с ним), показывает фотографии чудесной страны. Он сообщает, что готов научить ребят новым играм с песком, которые так любят жители страны песков. |
Формирование у детей элементарных представлений о том, как получаются мыльные пузыри (занятие «Как сделать мыльные пузыри?», подготовка к мероприятию «Праздник пузырей») |
|
Познавательное развитие детей, работа с мукой и тестом (интегрированное занятие «Чудесница мука») | Создание игровой ситуации по мотивам ранее изученной сказки «Маша и медведь». В начале занятия воспитательница сообщает ребятам, что около сада встретила медведя из сказки: Все садитесь рядком, Поиграем ладком! Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. Я сегодня в сад пришла, Мишку-рёвушку нашла. Мишка плакал возле сада: «В детский сад хочу, к ребятам!». Затем воспитатель интересуется, какова причина грусти медведя (в качестве медведя может быть использована плюшевая игрушка, возможен вариант исполнения роли медведя воспитанником старшей группы). Мишка рассказывает, что послала его Машенька отнести пирожки дедушке и бабушке, а он по дороге их съел и теперь печалится, что нарушил запрет девочки не садиться на пенёк, не есть пирожок. Ребята помогут медведю, изучив особенности муки и способы приготовления и лепки из теста (на занятии — из солёного теста). |
Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ознакомление детей с поисково-познавательной деятельностью» во второй младшей группе (на примере темы «Вода»)
Автор | Тельгина О., воспитатель МДОАУ №24, г. Новотроицк, Оренбургская область. |
Задачи занятия |
|
Оборудование |
|
Ход занятия | В.: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите все на меня. Мы будем с вами играть. Раз, два, три, на меня все посмотри! (Воспитатель в костюме Мойдодыра). Ребята, вы меня узнали. Кто я? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.
Воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с водой. Ребята изучают, какие звуки издаёт вода, какого она цвета, запаха, вкуса. <�…> В.: А сейчас наше волшебство продолжается. Давайте в наши стаканчики добавим краски и потом посмотрим, что у нас получится. (Проводят опыт). Какая вода стала? Видно через неё что-нибудь? (Ответы детей). Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Физминутка «Капли».
В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям). Ой, ребята, посмотрите, что это у нас за бутылочки стоят. Да они же с водой! Пойдёмте, посмотрим, почему они стоят в сторонке? Сколько их? (Много). А они одинаковые? (Да все маленькие, одного цвета). В чём они отличаются, давайте их потрогаем руками. (Дети трогают бутылочки по очереди с холодной, горячей и тёплой водой). Чем отличаются эти бутылочки? (Ответы детей). А как вы узнали, какая вода в бутылочках? (Потрогали руками). Для чего нам нужна горячая вода? (Пить чай, есть суп, мыть посуду, купаться). Ребята, как вы думаете, для чего нам нужна тёплая вода? (Умываться, стирать бельё, чистить зубы и т. п.). А холодная вода нужна нам для чего? (Пить воду, полоскать бельё). А вы знаете, что случается с водой, если её поставить на мороз? Давайте нальём воду в формочки и попросим Светлану Владимировну вынести её на мороз и посмотрим, что из этого получится. Интересно вам со мной играть? (Ответы детей). Вопросы для рефлексии:
В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть. |
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-oznakomlenie-detei-s-poiskovoi-poznavatelnoi-dejatelnostyu-po-teme-voda-vtoraja-mladshaja-515502.html |
Временной план занятия в младшей группе
Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.
Чтобы избежать переутомления малышей, занятия познавательно-исследовательской деятельностью проводятся в первой половине дня
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
- Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
- Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
- Практическая часть работы — 6 минут.
- Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало занятия | Построение и проговаривание плана исследования | Физическая активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Почему весной сосулька плачет?» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Снежной королевы, в котором она сообщает, что сосульки на крыше её дворца начали таять. Она просит ребят выяснить причину таяния. 3 минуты. | 2 минуты. | Подвижная игра «Снежинки». 2 минуты. | Проведение опыта по наблюдению за таянием льда. 6 минут. | 1 минута. |
«Глина и её свойства» | 1 минута. | Проведение беседы на тему «Глиняные игрушки» с рассматриванием выставки. 2–3 минуты. | 1–2 минуты. | Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». 2 минуты. | Проведение исследования глиняного материала. 6 минут. | 1 минута. |
«Тонет — не тонет» | 1 минута. |
3 минуты. | 1 минута. | Физкуль. 2 минуты. | Проведение опыта с мячиком и водой. 6 минут. | 1 минута. |
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Конспект НОД по ФЭМП с детьми 3–4 лет группы общеразвивающей направленности «Исследование и экспериментирование «Свойства» Цель: Показать детям что, помимо сенсорно воспринимаемых признаков, предметы имеют свойства, которые проявляются при их взаимодействии друг с другом. Задачи: Закрепить умение выявлять свойства предметов. Развивать логическое мышление. Активизировать словарь. Воспитывать интерес…
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег» МБДОУ «Детский сад»
Солнышко» г. Вуктыл 2022г
Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Волшебный снег»
Составитель: Воспитатель 1 категории: Тумина О.П. Вид
деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая)
…