Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе


Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе

Юлия Виноградова

Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе

ГБДОУ детский сад №6 Красносельского района Санкт-Петербурга

План

по самообразованию воспитателя

Виноградовой Ю. В.

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».

Санкт-Петербург

Актуальность.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Работая над этой темой, я поставила перед собой

задачи:

— создавать условия для исследовательской активности детей;

— поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

— помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

— изучить методическую литературу по данной теме;

— помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

— обобщение знаний по данной теме.

Перспективный план по экспериментальной деятельности в средней группе на 2016-2017 учебный год.

№ Название цель

Октябрь

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. » Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши-слышать, нос-дышать и определять запах, пальцы-определять форму, структуру поверхности, язык-вкус).

2. «Почему все звучит?»Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода. «Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес.

4. «Волшебница вода. » Выявить, что вода принимает форму сосуда, растворяет некоторые вещества, может окрашиваться.

Ноябрь

5. «Какие предметы могут плавать?» Дать детям представления о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

6. «Подушка из пены. » Развить у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене.

7. «Воздух повсюду. «Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства: невидимость, невесомость.

8. «Воздух работает»

. Дать представления о том, что воздух может двигать предметы.

Декабрь

9. «Свет вокруг нас. » Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру.

10. «Свет и тень. » Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

11. «Замерзшая вода»

. Выявить, что лед-твёрдое вещество, плавает. Тает, состоит из воды.

12. «Пузырьки-спасатели»

. Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Январь

13. «Разноцветные шарики. » Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки.

14. «Всё увидим, всё узнаем. » Познакомить с прибором –помощником – лупой и её назначением.

15. «Льдинки» Учить детей наливать воду в различные формы, наблюдать через окно, как вода покрывается корочкой льда и замерзает, знакомить с качеством воды.

Февраль

16. «Волшебная рукавичка. » Выявить свойства магнита притягивать некоторые предметы.

17. «Водяная мельница. » Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

18. «Звенящая вода»

. Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

19. «Угадайка»

. Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Март

20. «Солнечные зайчики. » Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить отражать свет зеркалом.

21. «Что отражается в зеркале?» Познакомить с понятием «отражение»

, найти предметы, способные отражать.

22. «Волшебное сито»

. Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от примесей с помощью сита.

23. «Цветной песок»

. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка, научить пользоваться тёркой.

Апрель

24. «Подводная лодка из винограда». Показать, как всплывают и поднимается подводная лодка, рыба.

25. «Что любят растения. » Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

26. «Проращивание семян»

. Выявить факторы, необходимые для прорастания семян.

27. «Что горит?»

Уточнить знания детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности сжечь металл, воду, стекло.

Май

28. «Черное и белое» Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

29. «Упрямые предметы. » Познакомить с физическим свойством — энерцией.

30. «Путешествие капельки»

. Познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.

31. «Песок и глина»

. Учить детей сравнивать песок и глину, выявлять их свойства

Формы работы Сроки Практический выход, примечание.

Создание детской лаборатории в группе и оснащение её оборудованием. В течение года

Изучение методической литературы В течение года Составление картотеки игр-экспериментов.

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. Сентябрь. Перспективное планирование.

Распространение опыта. Вторая половина года. Открытые занятия.

Работа с родителями. В течение года Консультации, участие в проектах, стенгазеты, папки-передвижки, фотовыставки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]