Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Конспект занятия по лепке в средней группе «Сонюшки-пеленашки» Цель: прививать детям любовь к народному творчеству через художественно-эстетическое развитие. Задачи: учить детей создавать оригинальные композиции в спичечных коробках, лепить кукол- пеленашек в колыбельках. Познакомить с видом народной куклой — пеленашкой, пояснить значение…
Конспект занятия по лепке в средней группе «Веселые снеговики» Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Художественно — эстетическое развитие»
Раздел:
«Лепка»
Тема:
«Веселые снеговики»
Возрастная группа: средняя Цель: Повышение интереса детей к изготовлению из пластилина -снеговика. Задачи:…
ЛЕПКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >> Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы
Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи. Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.
Задачи обучения
Воспитатель продолжает воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Учит лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняет представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления в лепке. Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем. В большей мере, чем в предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу. Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.
Прохождение программы
I квартал На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого детей учат не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму моркови. Процесс этот трудный. Он требует понимания формы предмета, умения отчетливо представить себе образ, зрительного контроля за действиями пальцев. Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки. II квартал Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Они лепят куклу, девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Все эти предметы состоят из частей, созданием которых дети овладели, но передача пропорций, строения предметов, способы соединения частей вызывают затруднение. Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. Во второй младшей группе дети лепили снеговика из двух шаров. В средней они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно лепить куклу а платье или девочку в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей. Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных. Например, изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно). Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко. III квартал В этом квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления. Оттягивать глину от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине. Например, при лепке рыбы из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, а затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображаются путем защипывания глины, затем по желанию дети изображают чешую, делая ее палочкой (стекой) или путем налепа (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей). Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой — голова и подставка. В III квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом — примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика. Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной. IV квартал В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных детьми умений. Как правило, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года, кроме того, воспитатель предлагает другие предметы, изображение которых соответствует умениям детей, например мышку, ежика, свинью, блюдо с ягодами, корзину с грибами, посуду. В каждом квартале все занятия носят предметный характер. Часть из них проводится по заданию воспитателя, а часть по собственному замыслу детей. В процессе занятий по замыслу ребята чаще всего повторяют то, чему научились. Основная задача этих занятий — научить детей придумывать тему для лепки, доводить работу до конца, проявлять самостоятельность в создании четкой формы предмета в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.
Методы и приемы обучения
Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используются приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления детей об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки, как пьет молоко или свернулся в комок колючий ежик. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, при рассматривании птицы внимание детей обращается на ее овальное туловище, на круглую голову, плоский хвост, на то, что голова находится сверху туловища, ближе к краю, а хвост — с другой стороны. Особо отмечается, что клюв очень маленький по сравнению с головой. Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок — он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия. С целью более тщательного знакомства проводится обследование, в которое включается движение рук. Сначала взрослый сам рукой охватывает туловище, голову и словами определяет форму частей, затем обращает взгляд детей на более мелкие части, проводит по ним пальцами и предлагает повторить эти действия. В результате такого обследования у детей должно сложиться представление о предмете (животном) в целом, о форме его частей и о пропорциональных соотношениях между ними. Эти предварительные обследования должны помочь во время лепки, направить детей на осознанное изображение формы. Но ограничиться лишь предварительным рассматриванием и анализом предметов в средней группе нельзя, нужно в начале занятия опять обратиться к анализу, но уже к зрительному. Воспитатель рукой обводит основные части предмета, подчеркивая и называя их форму, величину и относительные пропорции. На первых этапах обучения, чтобы детям был понятен способ лепки, при анализе формы частей можно прибегать к сравнениям с теми предметами, форму которых дети хорошо знают. Например, при лепке куклы можно сказать, что руки у нее как столбики, а туловище напоминает толстую морковку, значит, и лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище — как морковку. Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будет изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: «Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда — обратно, вот так, проверяю, что получилось, — шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа». Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям. В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами ленки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины. Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему «Птички клюют корм». Одна из птиц изображается в покое — ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении — она клюет — ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы — «Кролики грызут морковку» — один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку. Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло. Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят — около свиньи или корытца для корма. Чтобы научить детей правильно передавать пропорции, нужно показать прием сравнения. Например, при изображении рук у куклы педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, сравнивая получившиеся части, устанавливает их длину. Учить детей сравнивать длину деталей можно и в процессе лепки корзиночки из колец. Детям предлагают вылепить дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех столбиков делается сама корзинка, а четвертый используется для ручки. Уточнение длины частей проходит путем сравнения столбиков: дети прикладывают один из столбиков ко дну, и если он получился длиннее его окружности, то его укорачивают; каждый последующий столбик прикладывается к предыдущему, выравнивается по длине и плотно к нему прижимается. Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность. Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки. Чтобы вызвать у детей интерес и положительное отношение к занятию, а также яркие образные представления, можно за день до лепки или в начале занятия прочитать короткие сказки, стихи и загадки. Важно, чтобы содержание этих произведений помогло раскрытию темы предстоящей лепки (формы, строения, размера). Например, перед лепкой свинки можно загадать загадку: «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?» Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку. Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза. Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. «Что делает твой зайка? — спрашивает воспитатель у ребенка. — Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит». Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду». Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом. Расширяя представление детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время анализа результата проводить небольшие беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы, обращая внимание на то, как получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло.
«Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию», под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.
OCR Detskiysad.Ru