Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе


Перспективный план познавательно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море. в океане И в водопроводном кране Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей) Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото) Воспитатель: Значит, капелька — это частичка чего? (Воды) Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей) (вывешивается панно «Кому нужна вода») Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода — это основа жизни. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать ) Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране) Опыт N1. «Вода — это жидкость» (на столе стоят стаканы с водой , пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую) Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод. (Вода — это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой) Опыт N2. «Вода бесцветная» На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка. Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да) Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная). Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться? На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет. Воспитатель: Значит какой делаем вывод? ( вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Опыт N3. «Вода не имеет запаха» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей) Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха) Опыт N4. «Вода без вкуса» Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей) Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная) Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода? Вода — это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода — безвкусная. Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей) Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

ДЕТСТВО-ГИД

Консультация для педагогов «Организация экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Шипарева Нина Ивановна, воспитатель МБДОУ № 1, г. Апатиты Мурманской обл.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее: 1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования: — связь теории с практикой; — развивающий характер воспитания и обучения; — индивидуализация и гуманизация образования; — природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; — целостность и системность обучающего процесса; — взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает: — предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов; — определение типа и вида тематики эксперимента; — выбор цели и задач с детьми; — подготовку пособий, оборудования; — закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности: Живая природа. 1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве). 2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией. 3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных. 4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне. 5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода). 6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу. 7. Характерные особенности сезонов (времен года). 8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы. Неживая природа 1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва. 2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы: — непосредственно образовательную деятельность; — самостоятельную деятельность детей; — наблюдения в природе; — рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий; — познавательные беседы по теме эксперимента; — целевые экскурсии, прогулки; — посещение «Живого уголка».

5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется: 1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек. 2). По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке. 3). По количеству детей: — индивидуальные (1-4 ребенка); — групповые (5-10 детей); — коллективные (вся группа). 4). По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — проведённые в ответ на вопрос ребенка. 5). По характеру включения в педагогический процесс: — эпизодические (проводимые от случая к случаю); — систематические. 6). По продолжительности: — кратковременные (от 5-15 мин.); — длительные (свыше 15 мин.). 7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: — однократные; — многократные или циклические. 8). По месту в цикле: — первичные; — повторные; — заключительные и итоговые. 9). По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями). — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). 10). По характеру познавательной деятельности детей: — иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. 11). По способу применения в аудитории: — демонстрационные; — фронтальные.

6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности: — экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого; — все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой; — не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению: — «бери только нужный материал для работы»; — «опытно-экспериментальная работа – это не игра»; — «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»; — «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»; — «все материалы после работы убери на место».

Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает: 1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов: — постановка, формулирование познавательной задачи; — продумывание методики экспериментирования; — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; — прогнозирование результатов будущего эксперимента; — соблюдение правил безопасности; — выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов; — фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений); — анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном. 2. Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию: — эвристические беседы; — постановка и решение вопросов проблемного характера; — наблюдения, опыты; — моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); — фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; — «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; — подражание голосам и звукам природы; — использование художественного слова; — дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации; — трудовые поручения, действия. 3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов: — прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски); — мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала; — резиновые и силиконовые груши разного объёма; — пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл; — гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля; — гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай); — природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины; — бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы; — магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные; — дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.

В заключение хочется написать замечательное стихотворение: Он взрослых изводил вопросом «Почему?» Его прозвали «Маленький философ» Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «Почему?»

Желаю всем удачи!

Список литературы: 1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: методическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. — М., 2007. 5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. — М., 2004. 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. — М., 2001. 7. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995.
Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму Создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте >

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]