Картотека познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Елена Кравченко
Картотека познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Картотека познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
познавательно–исследовательской деятельности
Сентябрь
№ 1
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закрепление представлений детей об органах чувств, их назначении (уши -слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). познавательно–исследовательской деятельности
Сентябрь
№ 2
«Сравнение свойств песка и глины»
Цель: познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.
познавательно–исследовательской деятельности
Сентябрь
№ 3
Знакомство с камнями.
«Какими бывают камни?»
Цель: развитие интереса к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый)
. Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.
Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор)
. Показать изделия из драгоценных камней.
познавательно–исследовательской деятельности
Сентябрь
№ 4
«Невидимка – воздух»
Цель: ознакомление с понятием «воздух»
, его свойствами и ролью в жизни человека.
Проведение опыта:
«Упрямый воздух»
Цель:продолжить знакомство детей со свойствами воздуха: формирование представления о том, что воздух сжимается.
познавательно–исследовательской деятельности
Октябрь
№ 5
«Знакомство со свойствами воздуха»
Цель: формирование представлений детей о свойствах воздуха, и его ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитание интереса к окружающей жизни, любознательности.
познавательно–исследовательской деятельности
Октябрь
№ 6
Проведение опыта: «Где теплее?»
Цель: формирование представления детей о том, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.
познавательно–исследовательской деятельности
Октябрь
№ 7
Проведение опыта:
«Подводная лодка»
Цель: формирование представлений детей о том, что воздух легче воды, помощь выявить, как воздух вытесняет воду.
познавательно–исследовательской деятельности
Октябрь
№ 8
Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»
Цель: ознакомление детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствование формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
познавательно–исследовательской деятельности
Ноябрь
№ 9
«Неизвестное – рядом»
Цель: расширение знаний детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формирование представлений о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород.
познавательно–исследовательской деятельности
Ноябрь
№ 10
«Наши руки»
Цель: формирование представлений детей о важности человеческой руки, о тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание)
. Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган
познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.
познавательно–исследовательской деятельности
Ноябрь
№ 11
«Что можно почувствовать кожей?»
Цель: формирование элементарных знаний о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнение детей в развитии тактильной чувствительности. Формирование убеждения о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развитие умения детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности.
познавательно–исследовательской деятельности
Ноябрь
№ 12
«Наши помощники»
Опыт: «Слушай во все уши»
Цель: формирование представлений об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т. д.)
. Ознакомление со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.
познавательно–исследовательской деятельности
Декабрь
№ 13
«Вода в природе и в быту»
Цель: уточнение знаний детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести.Закрепление знаний о свойствах воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Развитие познавательного интереса, наблюдательности, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения,активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.
познавательно–исследовательской деятельности
Декабрь
№ 14
«Вода – помощница»
Цель: обобщение,уточнение знаний детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средстве обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитание у детей желания беречь воду, закрывать плотно кран.
познавательно–исследовательской деятельности
Декабрь
№ 15
«Вода – источник жизни»
Цель: формирование представлений о роли воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепление знаний о воде и о том, как человек ее использует. Формирование привычки бережно и разумно использовать воду.
познавательно–исследовательской деятельности
Декабрь
№ 16
Проведение опыта:
«Вода – растворитель»
Цель: уточнение знаний детей о значении воды в жизни человека. Закрепление представлений о свойстве воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Закрепление умения работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.
познавательно–исследовательской деятельности
Январь
№ 17
«Путешествие капельки»
Цель: ознакомление детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега, расширения представлений о значении воды для жизни человека.
«Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод: снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
познавательно–исследовательской деятельности
Январь
№ 18
«Превращение белой снежинки в цветную льдинку»
Цель: закрепление представлений детей со свойствами снега, воды и льда.
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет?
Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
познавательно–исследовательской деятельности
Январь
№ 19
«Как увидеть и услышать электричество»
Опыты: «Чудо прическа»
,
«Волшебные шары»
,
«Вертушка»
Цель: ознакомление детей с электричеством, как особой формой энергии. Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Ознакомление с понятием «электрический ток»
. Объяснить природу молнии. Формирование основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
познавательно–исследовательской деятельности
Январь
№ 20
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод: Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
познавательно–исследовательской деятельности
Февраль
№ 21
«Магнит – фокусник»
Цель: ознакомление детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
познавательно–исследовательской деятельности
Февраль
№ 22
«Электроприборы»
Цель: развитие способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формирование представлений о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода)
и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество
(дерево, стекло и др.)
. Ознакомление с устройством некоторых электрических приборов
(фен, настольная лампа)
. Развитие любознательности.
познавательно–исследовательской деятельности
Февраль
№ 23
«Как появляются горы? Извержение вулкана»
Цель: формирование представлений детей о разнообразии объектов неживой природы.Ознакомление детей с причиной образования гор: движение земной коры, вулканическим происхождением гор.
«Вода и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
познавательно–исследовательской деятельности
Февраль
№ 24
«Свет вокруг нас»
Цель: закрепление представлений детей о свете. Умение определять принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение, опытническим путем определять строение рукотворных источников света, классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Обогащение и активизация словаря детей.
познавательно–исследовательской деятельности
Март
№ 25
«Сила тяготения»
. Проведение опыта
«Почему все падает на землю»
Цель: формирование представлений детей о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. познавательно–исследовательской деятельности
Март
№ 26
«Хитрости инерции»
Цель: ознакомление детей с физическим явлением – инерцией; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.
«Почему горит фонарик?»
Цель: уточнение представлений детей о значении электричества для людей; ознакомление с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.
познавательно–исследовательской деятельности
Март
№ 27
«Что мы знаем о времени»
Цель: формирование представлений детей о понятии «время»
, объяснить смену дня и ночи, смену времен года; рассказать об измерении времени, разновидности часов
(от древности до наших дней)
. Закрепление представления о понятии
«беречь время»
.
познавательно–исследовательской деятельности
Март
№ 28
«Первоцветы. Как растут растения?»
Проведение опытов: «Что внутри?»
;
«Вверх к листочкам»
Цель: обобщение представлений о росте и развитии растений, установление связи между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; развитие умения быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
познавательно–исследовательской деятельности
Апрель
№ 29
Беседа: «Животные и песок»
Цель: формирование представления о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развитие способности делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.
познавательно–исследовательской деятельности
Апрель
№ 30
«Солнце, Земля и другие планеты»
Цель: формирование первоначальных представлений о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развитие любознательности.На основе опытов дать представление о холодности планет: чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.
познавательно–исследовательской деятельности
Апрель
№ 31
«Первоцветы. Как растут растения?»
Цель: обобщение представлений о росте и развитии растений, установление связи между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды; развитие умения быть внимательным и заботливым по отношению к растениям.
познавательно–исследовательской деятельности
Апрель
№ 32
«Может ли растение дышать?»
Цель: формирование представлений детей о потребности растения в воздухе, дыхании. Помочь детям понять, как происходит процесс дыхания у растений.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 33
«Радуга в небе»
Цель: ознакомление детей со свойствами света превращаться в радужный спектр. Расширение представлений детей о смешении цветов, составляющих белый цвет; упражнение в изготовлении мыльных пузырей по схеме – алгоритму. Развитие любознательности и внимания.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 34
«Рукотворный мир»
Цель: развитие умения детей различать природные объекты и предметы, сделанные руками человека, закрепление представлений о свойствах бумаги, стекла, ткани, пластмассы, металла.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 35
«Сравнение свойств стекла и пластмассы»
Цель: ознакомление детей со свойствами и качеством стекла, пластмассы, формирование умения делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулирование самостоятельного формирования выводов при проведении опытов. Воспитание соблюдения техники безопасности.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 36
«Как работает термометр»
Цель: формирование представлений детей о том, как работает термометр.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 37
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Ход: дать детям по одному «летающему»
семени и одному
«не летающему»
. Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук
(например: фасоль и семена клена)
.
Вывод: семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 38
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?
Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 39
«Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод: вода поднимается вверх по растению.
познавательно–исследовательской деятельности
Май
№ 40
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход: повесить на солнечном участке выстиранное кукольное белье, понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод: солнце нагревает предметы.
познавательно–исследовательской деятельности
Июнь
№ 41
«Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход: в солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик»
. Как он получается?
(Свет отражается от зеркала)
. Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал
«солнечный зайчик»
, поставить еще одно зеркало?
(Он отразится еще раз)
познавательно–исследовательской деятельности
Июнь
№ 42
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Ход: видели ли вы когда-нибудь радугу после дождя? А хотите посмотреть на радугу прямо сейчас?
Воспитатель ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечные лучи и направляет их на стену. Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится радуга на стене.
Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие. На, что похоже слово «радуга»
? Какая она? Покажите дугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.
познавательно–исследовательской деятельности
Июнь
№ 43
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход: воспитатель предлагает взять (последовательно)
ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющееся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
познавательно–исследовательской деятельности
Июнь
№ 44
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход: предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
познавательно–исследовательской деятельности
Июль
№ 45
«Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый)
.
Ход: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру.
Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: ветер – это движение воздуха.
познавательно–исследовательской деятельности
Июль
№ 46
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом, возникают оплывы; движение песка похоже на течение.
Вывод: песок – сыпучий материал.
познавательно–исследовательской деятельности
Июль
№ 47
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход: засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод: мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
познавательно–исследовательской деятельности
Июль
№ 48
«Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: в солнечный день предложить детям рассмотреть землю,потрогать ее руками: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, светло-коричневая. Воспитатель поливает землю из лейки, предлагает опять потрогать ее, рассмотреть (земля потемнела, стала мокрой, липкой, склеивается в комочки, от холодной воды почва стала холоднее)
Вывод: изменения погодных условий приводит к изменению состояния почвы.
познавательно–исследовательской деятельности
Август
№ 49
«Веселые кораблики»
(плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход: воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод: не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
познавательно–исследовательской деятельности
Август
№ 50
«Измерение размеров изображения с помощью различных линз»
Цель: познакомить с оптическим прибором – линзой; сформировать представления о свойстве линзы увеличивать изображения. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Материал: лупы, очки,различные предметы: перышки, травинки, веточки.
Ход: рассматривание лупы, наблюдение за изменениями размеров предметов и изображений через лупу.
Вывод: при рассмотрении предметов их размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, какая используется линза.
познавательно–исследовательской деятельности
Август
№ 51
«Уличные тени»
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Ход: рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света)
. Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод: тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
познавательно–исследовательской деятельности
Август
№ 52
«Рассматривание песка через лупу»
Цель: определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход: из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А. Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно — экспериментирование в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.
В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование. За использование этого метода обучения выступали такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.
Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению
Задачи:
- Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)
- Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
- Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения
- Формирование способов познания путем сенсорного анализа
- Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции
Классификация детского экспериментирования
- По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
- По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
- По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Особенности организации детского экспериментирования вДОУ
- Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
- Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
- Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
- Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
- В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты — это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
- Необходимо также учитывать возрастные особенности детей
Создание условий для детского экспериментирования
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
‒ место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)
‒ место для приборов
‒ место для хранения материалов (природного, «бросового»)
‒ место для проведения опытов
‒ место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
‒ схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
‒ серии картин с изображением природных сообществ
‒ книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы
‒ простейшие приборы
‒ коллекции
‒ мини-музей (тематика различна, например, «Часы»)
‒ материалы, распределенные по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»
‒ природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
‒ бросовые материалы: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
‒ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.
‒ медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
‒ прочие материалы: сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда, увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа, личные блокноты детей для фиксации результатов опыта
‒ меры веса: разнообразные весы, набор гирь; протяженности: метр, линейки, условные мерки; объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т.д.; времени: песочные часы, секундомер; количества: разнообразные счеты; направления: компас.
‒ для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы
‒ для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча
‒ для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности сдетьми дошкольного возраста
- Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
- Уточнение плана исследования.
- Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
- Распределение детей на подгруппы (по желанию детей), выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
- Организация исследования.
- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования
Методы и приемы
- Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
- Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.
- Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси…, что он думает по этому поводу?».
- Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.
- Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании».
- Экспериментальные игры.
- Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.
- Наблюдение природных явлений.
- Использование энциклопедий.
Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:
‒ Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
‒ События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
‒ Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).
‒ Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).
‒ Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
‒ Анкетирование родителей
‒ Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
‒ Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
‒ Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
‒ Открытые мероприятия для родителей.
‒ Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
‒ Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
‒ Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
‒ Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Таким образом, в работе по экспериментально — исследовательской деятельности детей дошкольного необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает педагог.
Эффективность решения задач экспериментально — исследовательской деятельности зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний, умений и навыков об окружающем мире.
Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.
Литература:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004
- Куликовская И.Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под.ред.Л. Н. Прохорововй М., 2004
- Паршукова И. Л. Проведение исследовательских занятий в детском саду пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. — СПб., «Детство-пресс», 2006.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.