Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет


Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет

Анна Нейштадт

Картотека игр по познавательно-практической деятельности для детей 4–5 лет

Опыты по теме «Воздух»

1. «Свойства воздуха»

Цель: закрепить знания о воздухе, познакомить с его свойствами, дать понятие о том, что воздух занимает место.

Материал: полоски бумаги, бумажные парашютики, воздушные шары круглой и овальной формы.

Опыты.

1. Дунуть на бумажку, она отклонится в сторону — движение воздуха.

2. Пустить бумажный парашютик, он медленно опустится.

3.Надуть шарик: круглый и овальный. Воздух принял форму шара и овала.

4. Сжать круглый слабо надутый шарик — он сплюснется, отпустить — он примет прежнюю форму.

5.Выяснить понимание детьми выражения: «Выйти сухим из воды»

. Уточнить, можно ли опустить на дно тазика салфетку, не промочив ее. Уложить на дно стакана бумажную салфетку, стакан перевернуть вверх дном и опустить в таз с водой. Вынув стакан из воды, дать детям возможность обследовать салфетку. Что помешало воде намочить ее?

Вывод: воздух движется с разной силой, если его выпускать небольшой струей; воздух принимает форму предмета, в котором размещается; воздух находился в стакане, поэтому не пустил в него воду и салфетка осталась сухой.

2.«Шарик-ракета»

Цель: помочь определить, что воздух обладает упругостью, понять, как может использоваться сила воздуха.

Материал: воздушные шары разной формы.

Опыт. Надуть воздушный шар, не завязывая, отпустить его. Отметить, к воздух с шумом вырывается из шара и толкает его в противоположную сторону. Запустить шары разной формы и упругости, отметить траекторию и дальность полета. Определить, от чего зависит дальность и высота полета шара. Рассказать о том, что этот принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод: воздух обладает упругостью, может сжиматься, занимать меньший объем, при выходе из шара толкает его, создавая силу движения.

3.«Мячики»

Цель: показать, что при наполнении отдельных предметов воздухом они приобретают упругость; выявить использование этого качества человеком.

Материал: два мяча.

Опыт. Предложить взять два мяча разного цвета и упругости (сильной и слабой)

и отбить их от пола. Посмотреть, какой из мячей легче отбивается и выше отскакивает от пола. Уточнить, с каким из мячей легче и интереснее играть.

Вывод: твердый мяч обладает большей упругостью.

Опыты по теме «Вода»

1. «Найди быстрый способ разогреть льдинки и мороженое»

Цель: формировать представление о том, что лед, мороженое тают быстрее от теплого воздуха, чем укрытые шубой или одеялом.

Материал: льдинки, мороженое, одеяло, шуба.

Опыт. Внести одинакового размера ледыш, мороженое. Предложить посоревноваться, кто скорее растопит один из названных предметов. Для работы предложить выбрать батарею, шубу или просто тарелочку. После того как ледыш и мороженое растают, уточнить, почему под шубой, одеялом они таяли медленно. Греет ли шуба и одеяло? Для чего предназначаются шуба и одеяло?

Вывод: мороженое быстрее растает на батарее — там, где больше теплого воздуха.

2.«Больше — меньше»

Цель: учить определять количество жидкости на глаз и с помощью условной мерки в сосудах разной формы и величины.

Материал: банки, бутылки разной формы и величины, но одной вместимости, мерная кружка.

Опыт. Налить во все сосуды одинаковое количество воды. В каком из них больше (меньше)

жидкости и почему? Предложить измерить воду мерной кружкой, отмечая результат измерения.

Вывод: жидкость принимает форму того сосуда, в который помещается.

3.«Как работает термометр?»

Цель: показать, как работает термометр.

Материал: уличный или комнатный термометр, кубик льда, чашка.

Опыт. Зажать пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налить в чашку воду и положить в нее лед. Размешать. Поместить термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотреть, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: когда держишь шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься, когда же опускаешь термометр в холодную воду, столбик начинает опускаться; тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре (когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке); холодная вода поглощает тепло градусника (остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке)

.

Опыты по теме «Песок»

1.«Разная водопроницаемость песка и глины»

Цель: расширить знания детей о свойствах песка и глины.

Материал: 2 банки, песок, глина, вода.

Опыт.Подготовить 2 банки: одну — с песком, другую — с глиной. Влить одинаковое количество воды в банки с песком и глиной. В банке с песком вода просочилась на дно, а в банке с глиной осталась наверху.

Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина задерживает ее, не пропускает.

2.«Песочные часы»

Цель: познакомить детей с песочными часами, научить мастерить их самостоятельно.

Материал: песочные часы, 2 пластмассовые бутылки.

Опыт. Показать детям настоящие песочные часы, понаблюдать, как сыпется песок. Дать возможность ощутить длительность минуты.Песочные часы можно изготовить самостоятельно: соединить две пластмассовые бутылки, в одну из них насыпать песок, перевернуть. Из одной бутылки в другую песок пересыплется за определенное время.

Вывод: с помощью песка можно измерять время.

Опыты по теме «Человек»

1.«Глаза»

Цель: дать понятие о том, что глаза являются одним из основных органов чувств; дать элементарные знания о строении глаза.

Материал: фотоаппарат, плакат «Строение глаза»

, зеркало.

Опыт. Внести фотоаппарат, нажать на кнопку —открылось маленькое окошечко: через него проходят лучи света и попадают на пленку, рисуют на ней то, что мы хотим сфотографировать. Так же устроены глаза.

— Посмотрите друг другу в глаза. Что видите в середине? (Черная точка, а вокруг цветной кружок.)

Этот цветной кружок — радужная оболочка.У людей она бывает разного цвета: коричневая, зеленая, голубая. Черный кружок в середине — зрачок. Через него свет попадает внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? Какой цвет глаз у вашего соседа, мамы, у вас? Посмотрите на свои глаза в зеркало.

Вывод: глаза — один из основных органов чувств; при помощи глаз мы имеем возможность видеть окружающее; цвет глаз у всех разный, но есть люди с одинаковым цветом глаз.

2.«Проверка зрения»

Цель: показать зависимость качества зрения от расстояния до предмета.

Материал: предметные картинки, повязка на глаза, мел.

Опыт. Завязать одному из детей глаза. Что видно? Почему? Снять повязку, поднести близко к глазам картинку. Что изображено на картинке? (Плохо видно.)

Что нужно сделать, чтобы четко увидеть изображение?
(Отодвинуть картинку дальше от глаз.)
Дети в парах проверяют друг у друга зрение, отмечают расстояние, с которого четко видно изображение на
картинках. Отодвинуть картинку далеко. Хорошо видно?
Вывод: трудно рассмотреть предмет, который находится очень близко или, очень далеко от глаз.

3.«Провожатый»

Цель: показать частичную компенсацию зрения другими органами чувств.

Материал: повязка для глаз.

Опыты.

1. Дидактическая игра «Провожатый»

.

Одному из детей закрыть глаза повязкой, другой ребенок — провожатый — ведет его между расставленными предметами, предупреждая об опасности.Ребенка с завязанными глазами спросить: «Видел ли ты что-нибудь через повязку? Удобно было бы идти тебе одному?»

У всех остальных:
«Видели ли вы слепых людей на улице и как их можно узнать?»
2. Детей разделить на две группы. Первой группе завязать глаза. Дети второй группы молча выбирают себе партнера из первой группы, подходят к нему. Каждый «слепой»

обследует своего партнера руками: лицо, одежду, прическу, называет его имя. В конце игры обсудить ориентирование слепых людей, назвать причины,по которым может испортиться зрение: длительный просмотр телевизора, игры на компьютере, чтение в темноте, низкие наклоны при письме и рисовании.

Вывод: потерю зрения можно частично заменить другими органами чувств; зрение надо беречь, выполнять режим дня и правила посадки во время письма и чтения.

Познавательная деятельность в ДОУ

Особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Мы с вами знаем, что дети — пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. В свое время И.М.Сеченов писал о прирожденном и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребенка — безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П.Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

Меняется характер общения ребенка со взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня — творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.

Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом.

Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление): давать детям готовые сведения, которые нет надобности, воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта, проявления личного отношения?

Поэтому, сомнение — это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: «Мал еще со мной спорить!». Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).

Наш мир: Человечество далеко шагнуло по пути познания его. Но путь этот трудный, и до конца еще очень далеко. Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.

Конечно, отдельный человек, каким бы он умным и образованным ни был, не может знать все обо всем. Но сохранить в себе радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.

Прежде всего это относится к вам, воспитатели! Вы одни из первых введете малышей в наш мир, раскроете перед детьми его тайны и законы, заложите познавательное отношение к миру.

Ведь в истоках познания лежит определенное отношение человека к объекту познания. Поэтому необходимо постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам и желание познавать их свойства. Надо всем своим поведением доказывать и показывать детям, что вы не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.

Вы не можете рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании (мир огромен, прекрасен и интересен) вы обязаны.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого — поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Мы с вами знаем, что методы обучения — это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Прием — это часть метода.

Прежде всего необходимо помнить, что при организации познавательной деятельности отношения «ребенок-взрослый» должны строиться на соучастии в деятельности. Вести дошкольника к такому соучастию надо постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослы к эпизодическому участию в ней, затем партнерству и, наконец, к сотрудничеству.

И так, решение познавательны задач вместе со взрослыми и сверстниками — путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.

Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.

Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).

В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога — простота общения, демократичность отношений.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]