Как помочь ребенку сохранить психическое и физическое здоровье?
Родителям важно осознавать, что психическое здоровье ребенка зависит от многих факторов, отмечает клинический психолог НИКИ детства МЗМО Екатерина Кубли.
1. Режим дня.
Старайтесь быть сами положительным примером для ребенка и поощряйте его попытки придерживаться режима дня. Будьте терпеливыми, помните, что хорошая привычка не вырабатывается сразу.
2. Правильное питание.
Недостаток питания или переедания способствует нарушению обмена веществ и как следствие риска многих заболеваний. Ребенок школьного возраста должен питаться как минимум 4 раза. Старайтесь максимально сократить быстрые углеводы (сахара, выпечка, газировка). Устраивайте «здоровые» перекусы: орехи, сухофрукты, свежие овощи и фрукты, пейте больше чистой, негазированной, некипяченой воды. Помните, что растущему организму необходимы белки, поэтому включайте в рацион мясо. 3. Здоровый сон.
У ребенка должно быть собственное спальное место, комфортная одежда для сна, отсутствие посторонних шумов, проветренная комната. Не стоит смотреть перед сном страшные фильмы, играть в приставку/планшет, шумные игры. Родителям важно помнить, что нельзя ругать ребенка перед сном. Для улучшения качества сна можно принять ванну с хвойным экстрактом, подышать эфирными успокаивающими/расслабляющими маслами, использовать утяжеленное одеяло. Сон не позднее 22 часов, длительность не менее 9 часов. 4. Двигательная активность.
Находите время для регулярных прогулок на свежем воздухе с подвижными играми. Устраивайте отдых между занятиями, уроками активный (кидаем мяч, подтягиваемся, висим на турнике, отжимаемся от стены или пола). Гаджеты для отдыха не используем!!!Нервная система ребёнка далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Для нормализации тонуса в теле, повышения энергетического компонента, снятия эмоционального напряжения, а также общего физического развития регулярно посещать бассейн. Для школьников особенно полезны упражнения на регуляцию мышечного тонуса, упражнения на релаксацию. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток если научим сбрасывать излишки напряжения. 5. Любовь и взаимопонимание.
Нарушения психического здоровья гораздо чаще возникают у детей, которые страдают от недостатка общения со взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте и обсуждайте в возникающие у него сложности. Используйте время по дороге в сад или школу (рассказывайте о своих мыслях, о своем детстве). Стоит проводить вместе с ребенком какое-то время «просто так», а не для какой-нибудь цели: вместе смотреть фильм, выехать за город, сходить на пикник, разговаривать. Здесь главное умение просто быть с ребенком «вместе», и душой и мыслями полностью присутствовать.
КАК ХОДИТЬ В САД И НЕ БОЛЕТЬ
16.Авг.2021
Частота заболеваний малыша в детском саду зависит от двух факторов: от активности инфекции и от устойчивости к ней детского организма. На инфекцию, к нашему сожалению, мы влияния не имеем. Ну, разве что, стараться не допускать ребенка в очаги явного скопления возможно больных людей. Поэтому остается только укреплять иммунитет своего ребенка. Здесь можно двигаться в двух направлениях: укреплять устойчивость к заболеваниям вообще и вырабатывать специфический иммунитет к конкретным инфекциям.
Меры профилактики
1. Необходимо, чтобы малыш получил возможность укрепить организм за лето: вдоволь надышаться свежим воздухом, накупаться в море или речке, побегать босиком по песочку-травке-гальке и насладился летним солнышком. Будет ли это отпуск, проведенный с ребенком вместе, отправите ли вы его к бабушке или просто пару раз в неделю всей семьей будете выезжать на природу – решать вам. В любом случае, это будет достойным вложением в здоровье вашего малыша!
Не забудьте и про сезонные фрукты-овощи-ягоды, которые так богаты бесценными витаминами и микроэлементами!
2. «тепличный» ребенок оказывается не готов вирусной атаке, которая неизбежна в саду. Поэтому стоит приучать ребенка к контактам с другими детьми заранее (в т. ч. в закрытых помещениях), до того времени, когда предполагаете отдать его в сад. Кроме опыта общения, это будет еще и тренировкой для его иммунной системы!
3. С раннего возраста приучайте ребенка к правильному, сбалансированному питанию. Ежедневное меню должно состоять из разных групп продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами. Не секрет, что самые хорошо усваиваемые витамины содержатся в овощах, фруктах и ягодах, выросших в той же полосе, где вы живете. Кроме соков, компотов, чая малыш обязательно должен каждый день пить воду!
4. Очень эффективным средством является систематическое закаливание.
Правила закаливания:
• закаливание можно только здоровому ребенку; • процедура должна нравиться малышу, поэтому все преподносим в виде игры и с привлечением любимых «кукломишек»; • постепенно снижаем температуру (каждые 3 -4 дня на 1-2°С); • если произошел перерыв на 5-10 дней, то температуру возвращаем на 2-3°С назад; • если перерыв в закаливании был больше 10 дней, то начинаем все с начала.
Детям с 1 до 3 лет подойдут такие виды закаливания
:
• умывание личика (а для деток с 2 лет моем еще и верхнюю часть груди и ручки до локтя). Начинаем с 20°С и снижаем до 16-18°С; • далее можно перейти к общему обливанию с начальной температурой воды 34-35°С и снижением ее до 24°С.
Детям дошкольного возраста умывают личико, шейку, грудь и ручки выше локтя, а температуру воды доводят до 14°С; при общем обливании температуру постепенно снижают до 24°С. Рекомендуется также обливание стоп с постепенным снижением температуры с 36-37°С до 20°С.
Меньше подвержен заболеваниям здоровый организм. Поэтому в первую очередь санируем все хронические очаги инфекции. Обязательно регулярно показываемся стоматологу и лечим проблемные зубки, если такие есть. И не надеемся, что ситуация разрешится сама, так как «все равно молочные выпадут». К сожалению, кариес, со всеми его стремительными осложнениями поражает и молочные зубки. Естественно, не забываем про профилактику, поэтому чистим зубки два раза в день, подобрав вкусную и качественную зубную пасту!
Также важным и необходимыми для повышения сопротивляемости организма к различным инфекциям, являются витамин С, йод, а также витамин D. Не обязательно покупать ребёнку дорогостоящие витамины, достаточно в течение определённого времени (2-3 недели) поить его ежедневно отваром шиповника, или купить самую обыкновенную «Аскорбинку». Витамин D нужен ребёнку не только для полноценного роста и развития, повышения сопротивляемости организма к инфекциям, но и для того, чтобы справляться с умственной и физической нагрузкой в саду, активно играть со сверстниками и быть в прекрасном настроении! Вот почему важно, чтобы рацион вашего чада был богат этим витамином, либо его можно давать дополнительно, купив в аптеке, к примеру, масляный раствор витамина D!
Иммунитет организма малыша можно укрепить еще и с помощью препаратов из лекарственных растений, называющихся адаптогенами (эхинацея, элеутерококк). 2 – 4 недели в конце лета – достаточно для курса.
Когда ребенок приходит домой из сада или поликлиники, промывайте ребенку готовым препаратом на основе морских солей, продающимся в аптеке, например «Аквамарис». После можно смазать нос оксолиновой мазью.
Из всего перечисленного на иммунную систему существенное влияние оказывает и психическое состояние малыша. Ребенок, который идет в сад с радостью, а не со слезами, не так уязвим для инфекций и вирусов. Поэтому родителям важно сделать все возможное, чтобы детский сад стал источником положительных эмоций для ребенка.
Я желаю родителям и их детям, чтобы этот переходный период прошел легко, и радостно!
Елена Кривоносова, врач-педиатр кабинета здорового ребенка БУ «Няганская городская детская поликлиника»