Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача обучения родному языку и развитие речи. В этом направлении во всех, без исключения, программах воспитания и обучения детей в ДОУ определены задачи по развитию связной речи дошкольников и совершенствованию всех видов игр с учетом возраста детей, а также раскрыты возможности для применения разнообразных игр (в том числе театрализованных) для общего развития дошкольников. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения- одна из главных задач детского сада.
По определению С. Л. Рубинштейна, «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления.
Общая задача развития речи у детей дошкольного возраста состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) и монологической связной речи, воспитания интереса к художественному слову. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным для него является умение построить связное выказывание. Развитие связной речи (монологической и диалогической) проводится как во время образовательной деятельности, в процессе пересказа художественных произведений, составления связных рассказов по картинкам и др., так и во время свободного общения детей с педагогом и сверстниками, а также в играх.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых средств и методов обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из видов игр дошкольников является театрализованная игра, в процессе которой активно формируется связная речь.
В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как «действенное средство всестороннего развития детей». (1,166). В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества, в своеобразной форме отражается жизнь людей, их обычаи, характер деятельности и т. д. В театрализованной игре дошкольники постигают окружающий мир, знакомятся с традициями народов мира. Театрализованные игры и игры драматизации способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи — словаря, грамматического строя, помогают усвоить богатство родного языка, его выразительные средства.
В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» психолог Л. С. Выготский называет «драматизацию, или театральную постановку» самым частым и распространенным видом детского творчества, так как «драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых (2, 61).
Как считает Л. С. Выготский, театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность. Желание детей поиграть в сказку, доставляет радость и удивление, что, несомненно, является источником творчества ребенка(2,61). Являясь источником развития чувств и глубоких переживаний ребенка, театрализованная игра формирует эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, которому доступно сопереживание и способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер, что открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии ребенка. Благодаря театрализованной игре у дошкольника зарождаются и развиваются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.
Театрализованные игры играют большую роль в формировании у дошкольников коммуникативных навыков, они являются эффективным средством их социализации за счет «осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятный условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия» (1,24). В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения — необходимое условие адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение поступков человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой и т. д.(4,6). Наконец, «театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка» (1,25).
Исследователь И. Г. Вечканова о(4,8). По мнению Л.С Выготского, эстетическое восприятие детей во время театрализованных игр «не сводится к пассивной констатации известных фактов» (2, 64). Развивая эту мысль, И. Г. Вечканова подчеркивает специфику театрализованной игры как особого вида игровой деятельности: она позволяет не только знакомить с законами природы, но и формировать умение отличать мир представления, воображения от действительности, реального мира(4,5). Особую роль в этом процессе играет художественное произведение — источник и одновременно материал для детских игр-драматизаций. Как пишет И. Г. Вечканова, «в определенный момент в результате воспитания эстетическое восприятие дает толчок развитию творческой деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ» (4,9).
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое и т. д. Это объясняется тем, что театрализованная игра — всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец и изобразительное искусство. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Поэтому, по мнению авторов «Дошкольной педагогики» С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, «возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки» (5, 305).
Е.Белоус утверждает, что театрализованные игры способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи дошкольников — словаря, грамматического строя, связной речи, помогают овладеть богатством родного языка, его выразительными средствами. (6,66).
У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности. Так, основной целью работы с детьми младшего дошкольного возраста является формирования интереса к театрализованным играм, складывающегося в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.
Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого образа в игре-драматизации.
К старшему дошкольному возрасту происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игр-драматизаций и режиссерской театрализованной игры. Этот процесс состоит в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений (3, 31). У них усложняются тексты для постановок, которые отличаются более глубоким нравственным смыслом и скрытым подтекстом. В театрализованной игре используются русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения з азбуки Л. Н. Толстого, басни И. А. Крылова, небольшие сказки Г. Х. Андерсена, юмористические рассказы Н. Носова и др.
В этой связи важным аспектом деятельности педагога является расширение игрового опята за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включен ребенок.
О. Акулова систему работы по развитию театрализованной игры делит на три этапа.
Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (3,25). Определены цели работы, сюда входит — обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения; образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию детей; работа над художественными средствами произведения изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием произведения. В этой работе проводится ознакомление с текстом (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения и др.).
На втором этапе появляется развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды.
Третий этап связан, по утверждению О. Акуловой, с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Эта работа может реализовываться в процессе изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений) (3,32). Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в различных видах творчества, источником самоутверждения его в группе сверстников. При этом жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшается диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит дошкольника перед необходимостью изъясняться ясно, четко и понятно (7,112).
Театрализованные игры способствуют развитию монологической речи. Эта работа тесно связана с обучением разнообразным приемам пересказа детьми тех произведений, которые им рекомендованы. Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную монологическую (и диалогическую, если это пересказ в лицах) речь детей (8,6–7).Пересказывая художественный текст, на основе которого будет строиться игра-драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка (сравнения, олицетворения, метафоры, синонимы, антонимы и др.).
О. Сафонова считает, что активизации речи детей в игре способствует «возможность перевоплощаться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов и др». Если в начале обучения разыгрываются лишь отдельные эпизоды сказки, то к концу дошкольного детства можно инсценировать сказку полностью. И здесь «дети могут сами проявлять инициативу, приняв на себя понравившуюся роль и разыграв действие без помощи педагога» (9,57).
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что театрализованная игра — один из самых эффективных способов развивающего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Литература:
- Новоселова С. Л. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. — М.:Просвещение,1989.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 61–64с.
- Акулова О. Театрализованные игры / О.Акулова.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — 24–25с.
- Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова. — СПб.: КАРО, 2006. -5–10с.
- Козлова С. А. Дошкольная педагогика /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.:Академия,2002.305с.
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности /Е.Белоус //Дошкольное воспитание.2009. — № 7.66–70с.
- Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Е. С. Слепович. — М.: Просвещение 1989. 112с.
- Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. 6–7 с.
- Смирнов Е. Влияние кукольного театра на развитие детей / Е.Смирнов // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 6. 81–83с.
Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников
Одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь. Нельзя не согласиться с тем, что речь — это средство общения и орудие мышления; возникает и развивается лишь в процессе общения.
Слово «диалог» — одно из многих иностранных слов, которое в настоящее время широко употребляется в русском языке. Оно происходит от греческого слова dialogas и означает «разговор», «беседа». Мы разделяем точку зрения исследователей, указывающих на то, что диалог зависит от ситуации, от обстановки разговора, обусловлен предыдущими высказываниями собеседников, чаще имеет незапланированный характер, реализуется в процессе непосредственного общения и состоит из чередующихся реплик. Т. Г. Винокур в работе «О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи в современном русском языке» выделяет следующие языковые особенности диалога: более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик; синтаксическая неполнота и др.
Бесспорно, что диалог — форма социального взаимодействия, и чтобы дошкольник мог принять участие в диалоге, он должен овладеть некоторыми умениями:
1. Собственно речевые умения (знать когда, как и с кем вступать в общение; как продолжать и завершать разговор).
2. Умения речевого этикета (дошкольник постепенно учится приветствовать, прощаться, приглашать, просить, поздравлять, благодарить отказывать и т. д., так происходит овладение речевыми штампами, некоторыми шаблонными оборотами речи).
3. Невербальные умения (ребенок учится правильно и уместно использовать жесты, мимику, позы).
Педагоги находятся в постоянном поиске средств развития диалогической речи дошкольников, многие сходятся во мнении, что эффективным методическим средством для этого является театрализованная деятельность. Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на театрализованную деятельность, ее разновидности и систему работы по развитию театрализованной деятельности.
По определению О. А. Карабановой, театрализованная деятельность это намеренное воспроизведение отдельного сюжета сценария.
По мнению И. Г. Вечканова театрализованная деятельность отражает возрастные, половые, социальные отношения; подчиняется сюжету или сценарию (в своих временных и пространственных характеристиках); создаваемые образы овеществляются (путем переодевания, использования кукол, масок и др.); используются различные символические средства (мимика и пантомима, графика, интонация, пение и т. п.).
Театрализованная деятельность, как отмечают Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин, близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами. И. Г. Вечканова указывает, что театрализованная деятельность задана художественным произведением или заранее оговоренным сюжетом реальности. Отмечает, что роль требует от дошкольника большего подчинения сюжету (если сравнивать с сюжетно-ролевой игрой), но не исключает и творчества.
Таким образом, театрализованная деятельность — это и разновидность художественной деятельности (где наблюдается интеграция литературы, музыки, изобразительного творчества), и сюжетная игра (проявляющаяся в творческом опыте ребенка).
Организация и методика театрализованной деятельности широко представлена в работах педагогов и методистов — Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. В их исследованиях отмечается, что театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения.
Исследователи (Н. Карпинская, А. Николаичева, Л. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря театрализованной деятельности дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность. Положительные герои сказок становятся образцами для подражания, отрицательные персонажи вызывают осуждение.
Традиционно театрализованная деятельность делится на две группы: ролевые (драматизации) и режиссерские (см. схема 1).
В ролевых действиях ребенок исполняет роль, реализует определенный образ, исходя из этого образа (положительного или отрицательного) вытекают и последующие действия ребенка, так как герой произведения может быть грустным и веселым, хитрым и наивным, и ребенок должен постараться выразить эти чувства, эмоции и черты характера вербально и невербально. Каждый проигранный образ внутренне изучается ребенком и запоминается. К ролевым действиям относятся: имитации образов, ролевые диалоги, спектакли и импровизации.
В режиссерских действах ребенок не является действующим лицом, а руководит игрушками, куклами, предметами-заместителями, озвучивает их, комментирует сюжет, создает игровое пространство. Дошкольники воспроизводят диалоги из сказок, произведений или придумывают свои. Виды режиссерских действий: настольный, кукольный, плоскостной театры, театр игрушек и др.
Рис. 1.
Традиционно подготовка к театрализованной деятельности осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: восприятие произведения. Вначале необходимо познакомить дошкольников с литературным или фольклорным произведением, провести беседу о прочитанном, пояснить содержание, выделить героев с различными чертами характера.
Второй этап: выделение частей в произведении, выяснение мотивов действий персонажей.
Третий: музыкально-ритмическое сопровождение (выбор музыкальных произведений, которые будут звучать в спектакле).
Четвертый: работа над костюмами и декорациями.
Четвертый: работа над частями произведения, репетиция отдельных частей.
Пятый: репетиция с костюмами всего спектакля.
Шестой: премьера спектакля.
Седьмой: подготовка рисунков по спектаклю, обсуждение спектакля, выставка фотографии (с речевыми комментариями). Так дети учатся оценивать исполнение, понимать, что конечный результат зависит от каждого.
В методической литературе выделяю следующие приемы активизации участия детей в театрализованной деятельности: позволить выбрать дошкольнику роль по желанию; назначить на главную роль застенчивого ребенка; распределять роли по карточкам.
Педагог должен обладать особыми умениями и навыками в организации театрализованной деятельности. Чтобы научить ребенка выражать чувства и эмоции персонажа, педагог должен уметь выразительно читать, так как интонация воспитателя — это образец для подражания. Педагог должен уметь перевоплощаться, т. е. обладать артистическими качествами. Должен уметь организовывать, руководить, т. е. обладать режиссерскими навыками; создавать атрибуты, элементы костюмов, масок, декораций, которые могут помочь дошкольникам прочувствовать героев, обстановку, создаваемую в спектакле. Педагог должен приобщать детей к театральной культуре: познакомить с театром, его устройством, его видами, чтобы сформировать интерес к театральному искусству.
Итак, театрализованную деятельность можно отнести к средствам развития диалогической речи, поскольку посредствам ее у детей происходит формирование умения пользоваться различными видами реплик: учатся грамотно задавать вопрос и отвечать на него в соответствии с темой и ситуацией (развернуто или кратко); учатся сообщать собеседнику свои мнения, впечатления, эмоции, учатся проявлять терпимость к другому мнению. Формируются элементарные правила поведения в диалоге (выслушивать собеседника, говорить по очереди и др.).
Таким образом, с помощью театрализованной деятельности ребенок высказывает свои мысли, свое отношение к увиденному, к прочитанному; дошкольник сообщает о своих впечатлениях, делится чувствами, что способствует развитию речевых возможностей. Любое литературное и фольклорное произведение является образцом диалогического взаимодействия. Заучивание литературных диалогов, инсценировка стихов, потешек по ролям обогащают речь дошкольников формами диалогических реплик, дети запоминают правила ведения диалога, у них формируется представление об участниках (адресантах и адресатах) диалога.
Литература:
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] /О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 24–26.
2. Артемова, Л. М. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. М. Артемова. — М.: Просвещение, 1991. — 128 с.
3. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А. Арушанова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 4. — С. 91–93.
4. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]: учеб. метод. Пособие / Е. В. Мигунова. — Великий Новгород.: Изд.-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. — 198 с.
5. Михайлова, А. Я. Ребенок в мире театра [Текст]: методическое пособие для работников дошкольных учреждений / А. Я. Михайлова. — М., 2001. — 80 с.
6. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст] /О. Солнцева // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — С. 34–37.
7. Юрина, Н. Н. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / Н. Н. Юрина // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. — М., 2002. — 208 с.