План по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».


Изучаем математику, играя

Основной упор ставится на игре. Не устану повторять не свою мысль, конечно, что только играя, малыш способен естественным путем обучиться чему угодно.

Например, план по математике по ФГОС воспитателя даже называться должен как-то красиво: «Волшебное путешествие в стану цифр». Как вам? Уже понятно, что ничего научного и стандартного не будет.

Педагог придумывает на каждое занятие по счету целое представление, готовит интересные и красочные наглядные материалы, предусматривает физкультминутки, не забывает попеть и послушать музыку с ребятами. И при этом в итоге – дети учатся считать, сравнивать величины. Попутно изучают основы геометрии – фигуры, отрезки, длину, высоту. Дети работают на занятиях не меньше, чем в школе, поверьте,просто они этого не замечают, им занятия не в тягость.

Самообразование воспитателя по математике– это творческий процесс, изучение опыта других педагогов, разработка собственных методой и форм, создание дидактической базы и благоприятной обстановки для обучения и всестороннего развития воспитанников.

Отчет по теме воспитатель делает в виде презентаций для коллег и родителей. Можно устроить театрализованное выступление деток, например, придумать сказку о цифрах или вплести в знакомый сюжет (тот же Колобок) элементы математики.

Надеюсь, не слишком сумбурно у меня получилось высказаться по поводу насущной проблемы? Жду вашей оценки и замечаний!

А если вам понравился мой опус, покажите его друзьям-подругам в соцсетях, а также приглашайте «свеженьких» подписчиков!

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Не дадим детям рано повзрослеть!

Вообще сегодня остро стоит проблема чрезмерно завышенных требований к деткам даже в детских садах. Мы, воспитатели, тоже грешим тем, что применяем методы и формы, которые не соответствуют уровню наших воспитанников, их возможностям, особенностям мозга, памяти, восприятия.

Отчет по проведенной работе перед родителями многие педагоги-дошкольники делают в виде своеобразной экзаменовки ребят по счету… Родители, конечно, довольны – ведь детки показывают блестящие знания, но не задумываются о том, зачем это нужно в детском саду.

Неправомерно ускоряются темпы развития дошкольников без учета естественных процессов. Скорей бы они умели хорошо читать, решать задачки, проявлять гениальность, сверхъестественную одаренность… Тема несоответствия требований ДОУ и сенситивных периодов развития малышей – не нова, но не теряет актуальности. Как запоздалое, так и преждевременное по отношению к возрастным особенностям детей обучение одинаково неэффективно и даже вредно.

По моему мнению, план по самообразованию воспитателя по математике должен включать обязательный момент – поиск не травмирующих форм обучения малышей первоначальным понятиям точной науки.

Воспитателю и родителям в виртуальную педагогическую копилку знаний…

Интернет-портал «Лабиринт.ру» порадует весьма обширным выбором пособий для дошкольного знакомства детей со счетом. Мне однозначно пригодятся книги из серии «Математика в движении». Здесь подана интересная идея – обучать азам точной науки параллельно с оздоровительно-развивающими занятиями. То есть: бегаем, прыгаем и учимся считать!

«OZON.RU» предлагает не меньший ассортимент методичек и специальной литературы. Отличные пособия для воспитателей – план по математике на учебный год, конспекты занятий, рабочие тетради, – все, что понадобится для плодотворной работы с дошкольниками.

«УчМаг» мне подсказал отличную книгу «Математика в детском саду», основная идея которой заключается в том, что важно не только научить малыша считать быстро и правильно, но и поддержать стойкий интерес к науке. В дошкольном возрасте мы формируем базу для дальнейшего успешного обучения на школьной скамье.

Кто виноват и что делать?

Понятно, что педагоги не виноваты, если можно так выразиться, что перед ними поставлены строгие рамки. Но под видом нестандартного обучения, почему бы не внедрить для первоклашек, хотя бы, игровую форму урока по математике? И не время от времени, а постоянно, пока дети не отвыкнут от беззаботного пребывания в садике.

В чем заключается самообразование учителя математики? В повышении собственного профессионального уровня, поиске новых действенных методов преподавания предмета, способов развития креативности и любознательности учеников. То есть, задачи такие же, как и у воспитателя в детсаду. Значит, логично, что формы и методы обучения должны плавно перетекать от дошкольного до школьного уровня без скачков, без стресса для детей.

Самообразование воспитателя детского сада по математике предполагает, в первую очередь, разработку игровых форм, а лишь потом – выполнение учебных задач. В школе можно наоборот – обучение на первом месте, но игра – в обязательном порядке на втором или параллельно.

Пока писала материал, нашлась, все же, рекомендованная тема по ФГОС для учителя начальных классов, которая меня успокоила немного, хотя скромненько так в конце списочка она стоит: «Взаимодействие игры и учебно-познавательной деятельности в начальной школе». Значит, не все так плохо, как мне кажется…

Противоречие между детским садом и общеобразовательной школой…

Вы задумывались, почему настолько тяжело большинству первоклассников с первых дней привыкать к школе? Мне интересно ваше мнение! Вы сами, когда учились в школе, скучали по садику? Мой сын ностальгирует, бывает. Ему не хватает перемен, чтобы отдохнуть, напрягают многочисленные домашние задания, волнует страх перед строгими учителями и т.п. «Эх, почему я не любил спать в садике?» – иногда вздыхает он…

Я уверена, что не только резкие изменения в режиме дня, отсутствие дневного сна, наличие «домашек» делают жизнь первоклашки такой трудной.

Мне кажется, что главное, что отбирается у ребенка – это игра. Вот мне попался на глаза план по самообразованию учителя математики 1 класса. И что я там вижу? Инновации в педагогике, научно-комплексный подход, новые образовательные стандарты, генерирование идей… Боже мой, это же первоклассники! Они еще играть должны, они не перестали быть детьми!

Почему мы в детском саду огромное внимание уделяем, как вы могли заметить по моим статьям, игровым моментам, обучению в игре, сюжетно-ролевым играм, а в школе напрочь лишаем маленьких школьников возможности учиться привычным для них способом? Только ребенок переступил порог школы, сразу же стал серьезным и усидчивым, да?

Вот и стандартный отчет по самообразованию учителя математики содержит преимущественно тезисы о выполнении образовательных задач, но что касается творческого развития, креативного мышления, коммуникации, взаимодействия с учителем, нестандартных методов обучения, в том числе в форме игры – нет ни слова.

Возможно, я ошибаюсь? Уважаемые учителя, поправьте меня, если я не права!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]