Логические игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений старших дошкольников


Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр

Татьяна Афанасьева

Интеллектуальное развитие дошкольников с помощью логико-математических игр

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника — это важнейшая составная часть его психического развития. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности — игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными»

упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и
развивающих задач. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития. Игра, помогает нам, педагогам, создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Работая с детьми, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. Актуальность. (Слайд)
Проблеме
логического мышления на современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу: логико-математические игры и упражнения играют одну из главных ролей в развитии интеллектуальных способностей. (Слайд)

Цель проекта: создание благоприятных условий для интеллектуального развития ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления. (слайд)

Задачи:

развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать, отображать, сравнивать, классифицировать, видоизменять;

— повышать способности к установлению математических связей и закономерностей. (слайд)

Результативность: использование системы работы по развитию логико-математических представлений должно способствовать повышению математической компетентности. (Слайд)

Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, мы все наверняка хотим, чтобы ребенок не просто «подготовился к школе»

, а действительно
заинтересовался математикой и понимал эту науку.Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики – это язык абстракции, логики, символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребенку, прежде всего необходимо понять, а не заучить о чем идет речь.
Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольников мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции.

Математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную деятельность воспитателя и детей, а также познавательно-игровую деятельность детей. Математика в детском саду должна быть занимательной, веселой.

В своей работе я использую развивающие игры. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

В группе создан

, где собраны разнообразные дидактические и
развивающие игры, раздаточный материал. (слайд)
Ребята с удовольствием используют пособия математического центра. (слайд)

Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что только то обучение является хорошим, которое «забегает»

вперед
развития ребенка, я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд нелегок, и учитывая возрастные особенности детей понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно «играть»
в математику. Но обучение математике немыслимо без использования занимательных задач, игр,
развлечений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную деятельность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать. Эта цель увлекает ребенка.

Из многообразия головоломок наиболее приемлемы головоломки со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило идет преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.

Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составлять из них наглядные задачи-головоломки. Кроме этого потребуются схемы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.

Например, из 5 счетных палочек сложить 2 равных треугольника; из 7 – 2 равных квадрата. (слайд)

Особое место среди математических развивающих игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.Наборы эти представляют части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, круга, овала. Они интересны детям и взрослым.Детей увлекает результат: составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

Например: это «Монгольская игра»

,
«Колумбово яйцо»
,
«Танграм»
,
«Пифагор»
.
(Слайд)
Эти игры я использую как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Дети любят играть с такими играми как «Лепестки»

,
«Сложи квадрат»
,
«Разрезные чайники»
.
(Слайд)
Из многообразия логико-математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки, задачи-шутки.

Например: «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик»

.

«Четыре братца под одной крышей живут»

.

Я их использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми. С целью развития мышления детей использую различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры. Например, какая фигура здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в клетку? Игра – «Четвертый лишний»
(слайд)
Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные задачи вызывают у ребят большой интерес. Дети не отвлекаясь, могут подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки или другие предметы по заданному образцу и собственному замыслу.

В своей работе по развитию логико-математических способностей детей я использую логические блоки Дьенеша. Почему я взяла блоки? Потому что они способствуют развитию таких мыслительных операций, как группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ, синтез, дети учатся доказывать и догадываться.

Игры с блоками Дьенеша вызывают у детей интерес. Так дети в игре, незаметно овладевают сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Работу с логическимиблоками Дьенеша можно проводить во всех сферах деятельности:

1. Подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов.

2. Настольно-печатные игры (изготовление карты к играм «Рассели жильцов»

,
«Какой фигуры не хватает»
,
«Найди место фигуре»
,
«Головоломки»
.

3.Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»
(деньги обозначаются блоками, цены на товар – кодовыми карточками)
.

Аналогично: «Поезд»

,
«Почта»
.

Вариативность игр с блоками Дьенеша обеспечивают возможность использования их практически в любой режимный момент, а также позволяет реализовать индивидуальный подход за счет упрощения или усложнения заданий. (слайд)

Очень важно отметить, что развитию логико-математического интеллекта у дошкольников способствует совместная деятельность родителей с ребенком, обязательная поддержка в семье.

Задача воспитателя – это информирование родителей о всем многообразии логико-математических игр, используемых в детском саду, помощь в создании развивающей среды дома.

В моей группе оформлена папка-передвижка с игровыми заданиями, периодически я провожу консультации для родителей, с целью ориентации в мире логико-математических игр.

Итак, на мой взгляд, без использования логико-математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. (Слайд)

Их многообразие и доступность
помогают воспитателю успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего школьного обучения.

Конспект интеллектуальной игры по математике для детей подготовительной группы ДОУ

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по математике в детском саду для старших дошкольников
Цель: Обобщение знаний детей пройденного материала. Задачи: 1. Закреплять и обосновывать ответы на заданные вопросы, знания о математических представлениях. 2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, любознательность, коммуникативность. 3. Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, сопереживания, взаимовыручки, умение работать в команде. 4. Воспитывать в детях интерес к занятиям- играм, вызвать эмоционально-положительный настрой, самостоятельность, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивая их. Оборудование: игровое поле, юла со стрелочкой, вопросы в конвертах, черный ящик, индивидуальные листы с заданиями, простые карандаши на каждого ребенка; грамоты, цифры, мультимедийный проектор, видеозапись, фломастеры, желтые жетоны, глобус. Предварительная работа: Просмотр игры для дошколят «Что? Где? Когда?», беседа о правилах игры, решение логических задач, задач на сложение и вычитание, измерение, загадывание загадок, игры на развитие внимания, памяти.
Ход игры:
Ведущий: — Добрый день, дорогие гости. Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков. (Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда?». Дети заходят в музыкальный зал и выстраиваются полукругом перед игровыми столами. Дети читают стихи. 1-й ребёнок: Почему торжественность вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня вечер. 2-й ребёнок: Не случайно ей такой почет. Это ей дано давать ответы. Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты 3-й ребёнок: Есть о математике молва, Что они в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ведущий: -Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» поболеть за нас. — Давайте поприветствуем наших гостей! (дети хлопают) — Приглашаем наши команды занять свои места: 1 команда «Планета знаний»; 2 команда «Знайки»; 3 команда «Математический патруль»; 4 команда «Умники»; 5 команда родителей «Аксиома». Ведущий: -Позвольте представить вам наше жюри. Оценивать вашу игру будут родители (три человека). Ведущий: -А теперь уважаемые игроки я познакомлю вас с правилами игры: — обсуждать вопросы можно вместе всей командой в течении 2 минут; — отвечать на вопросы может капитан команды или один из игроков этой команды, которого назначит капитан команды. — во время ответов в зале должна быть тишина; — если команда готова к ответу досрочно, ей необходимо поднять руку. — за нарушение правил, команда получает предупреждающий желтый знак; — за правильный ответ – команда получает 1 балл; Ведущий: — -Уважаемые игроки! Вы должны проявить эрудицию, сообразительность и смекалку, а также быть внимательными и дружными, чтобы прийти к победе. Итак, мы начинаем игру. Ведущий: 1 раунд! (Звучит музыка «Гонг, вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор №1) Конверт под № 1 (остановился волчок)- Ведущий: -Внимание на экран! С Вами играет воспитатель средней группы. Смотрим видеовопрос: -Перед вами два рисунка. Нужно найти между ними десять отличий и обвести. Ведущий: -Команды, приступить к обсуждению. (2 мин.) Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. Какая команда готова ответить на вопрос? Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 2 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 2) Конверт под № 2 (остановился волчок) -Внимание! Блиц-вопрос! 1. Блиц- вопрос для команды «Знайки»: «В семье 8 человек: бабушка, дедушка, мама, папа и дети. Сколько в семье детей?» (4) 2. Блиц-вопрос для команды «Планета знаний»: «Во дворе гуляли куры и собаки. Миша посчитал их ноги, получилось 8. Сколько было кур, сколько собак?» (1 собака и 2 курицы) 3. Блиц-вопрос для команды «Математический патруль»: «У Аленки и Тани по 4 конфеты. Алена отдала Тане 2 конфеты. Сколько конфет стало у каждой девочки?» (2 и 6) 4. Блиц-вопрос для команды «Умники»: «Сколько ушей у трех мышей?» (6) 5. Блиц-вопрос для команды «Аксиома»: «В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?» (6) Ведущий: 3 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 3 «Черный ящик») и под музыку вносится чёрный ящик. Внимание, вопрос: «На ноге стоит одной, кружит-вертит головой. Нам показывает страны, реки, горы, океаны» (Глобус) Ведущий: -Команды, приступить к обсуждению. -Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. -Какая команда готова ответить на вопрос? -Внимание, правильный ответ. Ведущий: 4 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 4) Конверт под № 4 (остановился волчок) -Внимание на экран! Вопрос от воспитателя старшей группы (видеозапись) «Обведите справа только те геометрические фигуры, из которых нарисована машина» Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 5 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 5 «Скрипичный ключ») Конверт под № 5 (остановился волчок) Музыкальная пауза (Музыкальная физкуль) Ведущий: 6 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 6) Конверт под № 6 (остановился волчок) -Внимание, конкурс для капитанов: -Решите примеры и с помощью букв, находящихся рядом с ответом, расшифруйте слово. 10-7= … Р 3+6= … Б 10-5= … Г 8-4= … И Ведущий: -Капитаны, приступить к выполнению задания. -Время закончилось, огласите правильный ответ. -Кто первый из капитанов готов ответить на вопрос? (если капитан команды не справляется, помогают игроки) -Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 7 раунд! (Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 7) Конверт под № 7 (остановился волчок) -Внимание! Вопрос от воспитателя второй младшей группы (видеозапись): «Перед вами варежки с примерами. Нужно решить примеры и по ответам найти пару каждой варежки» 3+4= … 9-2= 5+4= … 10-1= 3+3= … 8-2= 6+2= … 5+3= Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: 8 раунд! Звучит музыка «вращение волчка», воспитатель вращает волчок и передвигает стрелочку на сектор № 8) Конверт под № 8 (остановился волчок) -Внимание! Видеовопрос от воспитателя средней группы: «Перед вами примеры. Сравните их с помощью знаков >,< или =» 8-1 … 8+1 6+4 … 6+3 9-2 … 9-1 7+2 … 2+7 9+0 … 9-0 Ведущий: — Команды, приступить к обсуждению. — Обсуждение закончилось, огласите правильный ответ. — Какая команда готова ответить на вопрос? — Внимание на экран, правильный ответ. Ведущий: — Ребята, наш конкурс подошёл к финалу, мы потрудились все на славу! Пора итоги подводить и самых умных наградить. Пока жюри подводит итоги, послушайте стихотворение Ребёнок: Учит нас она считать И фигуры узнавать. Объясняет цифры, знаки, И задачки как решать! Знать где лево, а где право Знать длину и ширину. Понимать значение: «равный», «Больше», «меньше», высоту. Ведущий: -А сейчас предоставляется слово нашему уважаемому жюри! Жюри объявляет свое решение, вручает грамоты командам. Ведущий: — Молодцы! Мы вас поздравляем! -Знатоки, а что вам сегодня больше всего запомнилось на игре? -Вам понравилось быть знатоками? Спасибо вам за интересную игру, а мы с вами встретимся на игре в следующем сезоне. (Музыка «Финал»)

Рекомендуем посмотреть:

Математическое домино для детей дошкольников 5 — 7 лет Дидактическая игра своими руками для дошкольников от 4 лет на развитие логического мышления Математический КВН в детском саду для старших дошкольников Квест-игра по ФЭМП по теме «Приметы весны» в подготовительной группе ДОУ

Похожие статьи:

Математическая сюжетно-ролевая игра для детей подготовительной группы

Математическая сказка для детей 5-7 лет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]