Обязательно ли нужна должностная инструкция
Должностная инструкция – это не обязательный акт. Теоретически воспитатель может вполне успешно трудится и без этого документа. Однако на практике большинство работодателей предпочитают все же не отказываться от должностных инструкций. И это вполне объяснимая тенденция, ведь любому работнику проще работать, когда он четко знает:
- какие требования предъявляются к его должности;
- какие именно должностные обязанности за ним закреплены;
- какими профессиональными правами он вправе пользоваться.
Работодателю также выгодно, чтобы на каждого подчиненного специалиста была разработана и утверждена должностная инструкция. С помощью последней наниматель сможет доказать правомерность:
- отказа в приеме на работу (соискатель не соответствует требованиям, перечисленным в инструкции);
- применения дисциплинарного взыскания за неисполнение трудовых обязанностей (работник не выполняет или выполняет ненадлежащим образом свои обязанности, хотя знал о необходимости их выполнения, что подтверждает подпись работника об ознакомлении с содержанием должностной инструкции).
Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.
Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада. Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п. Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.
Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями. От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива. Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди… Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…
Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.
Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.
Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.
Профессия «воспитатель детского сада»
Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Основная сфера деятельности представителей этой профессии связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состоянием здоровья.
Воспитатели востребованы в государственных, муниципальных, частных и ведомственных детских садах, центрах детского развития, а также на дому.
Воспитатели могут трудится как самостоятельно, например, в небольшом частном детском саду, так и в коллективе.
Сферы профессиональной деятельности воспитателя – это образование и обслуживание.
Распорядок дня
Должностные обязанности воспитателя, как правило, включают в себя контроль за распорядком дня малышей. У детей в садике есть четкий график того, что они делают и во сколько (по времени). И этот распорядок приходится постоянно контролировать.
Если у детей в 13:00 тихий час, это значит, что воспитатель детского сада должен проследить за подготовкой малышей ко сну и при необходимости помочь им. При всем этом в данный период требуется также следить за тишиной. На практике в таких вещах помогает помощник воспитателя.
Когда распорядок дня малышей нарушается, приходится быстро исправлять ситуацию. Если кто-то капризничает и ни в какую не подчиняется графику, такого ребенка могут наказать, хотя споры о допустимости наказаний в детском саду ведутся постоянно. Воспитатель может отчитать малыша либо посадить его на некоторое время на стул.
Как составить должностную инструкцию воспитателя?
Должностная инструкция воспитателя обычно составляется уполномоченным лицом, например, юристом или сотрудником кадровой службы ведомства либо управления, в структуру которого входит ДОУ. Иногда разработкой этого документа занимается сам заведующий сада.
При составлении должностной инструкции необходимо учитывать действующее трудовое законодательство, в частности, ТК РФ, а также:
- Профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013;
- ФГОСС дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки №1155 от 17.10.2013;
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20.
Если речь идет о специалисте в государственном, муниципальном или ведомственном учреждении, то должностную инструкцию обязательно следует разработать в соответствии с профстандартом. Для частных организаций предписания профессионального стандарта носят рекомендательный характер. Но нужно учесть, что в любом случае работа воспитателя подразумевает контакт с детьми, поэтому профильное образование и соблюдение других законодательно установленных требований (наличие профильного образования, отсутствие медицинских противопоказаний, отсутствие судимости) обязательно.
Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?
Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:
- Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
- Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
- Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
- Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
- Основы психологической детской реабилитологии;
- Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
- Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
- Законы этики педагога;
- Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
- Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
- Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
- Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
- Основы социологии, экологии, экономики;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Правила пожбезопасности и охраны труда;
- Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
- Основы работы с текстовым редактором и т.п.
Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.
Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.
Структура должностной инструкции
Поскольку должностная инструкция – это не обязательный документ, то какого-то универсального шаблона законом не предусмотрено. Фактически каждый работодатель вправе самостоятельно разработать подходящую для него форму инструкции.
Очень часто структуру должностной инструкции формируют таких 4 основных блока:
- общие положения;
- должностные обязанности;
- права;
- ответственность.
При желании либо при необходимости содержание документа можно дополнить и другими разделами, например, «Квалификационные требования», «Условия труда на рабочем месте», «Порядок внесения изменений в должностную инструкцию», «Заключительные положения».
Содержание должностной инструкции
Далее разберем, что конкретно указать в каждом из разделов должностной инструкции воспитателя детского сада.
Общие положения
Первым пунктом укажите, что настоящий документ разработан в соответствии действующим трудовым законодательством, профстандартом, ФГОС и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Отметьте, что данная инструкция утверждается с целью регламентации основных трудовых функций, должностных обязанностей, прав и ответственности воспитателя, а также его взаимоотношений и связей по должности.
Пропишите механизм, согласно которому воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности.
В следующем пункте перечислите требования, предъявляемые к кандидату на должность воспитателя. Требования можно взять из профстандарта. В частности, педагог ДОУ должен соответствовать следующим параметрам:
- высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки» либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профобразование по направлению деятельности;
- прохождение предварительного и периодических медосмотров, внеочередных медосмотров, обязательного психиатрического освидетельствования (1 раз в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при устройстве на работу и каждые 2 года), вакцинации, наличие личной медкнижки с результатами медицинских обследований, данными о прививках и результатах прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
- отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, что указаны в ст. 331 ТК РФ.
Далее нужно зафиксировать, кому в процессе своей трудовой деятельности будет подчиняться воспитатель. Это может быть старший воспитатель либо непосредственно заведующий.
Укажите, что свою трудовую деятельность в детском саду воспитатель осуществляет согласно данной должностной инструкции.
В следующем пункте перечислите законы, подзаконно-правовые акты, а также локально-нормативные акты, которыми в процессе работы руководствуется педагог.
Следующие два блока можно посвятить тому, что должен знать и что должен уметь воспитатель. Перечни необходимых знаний и умений лучше расписать максимально подробно. Например, воспитателю нужно хорошо ориентироваться в основных закономерностях возрастного развития, основах дошкольной педагогики, теории и методики воспитательной работы. Педагог дошкольного образования в старшей, средней или младшей группе также должен уметь общаться с детьми, владеть методами и формами обучения, налаживать партнерские отношения с родителями и многое другое.
Педагогическая деятельность воспитателя
Педагогическая деятельность воспитателя.
Педагогическую деятельность можно охарактеризовать как вид социальной деятельности, который направлен от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры, опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Личность воспитателя ДОО формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности, в которой выделяют цель, мотивы, предмет деятельности, способы осуществления ее, результат. Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:
— деятельностных умений ребенка;
— интересов; предпочтений; склонностей ребенка;
— личностных особенностей ребенка;
— поведенческих проявлений ребенка;
— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Комплексное исследование под руководством Н. В. Кузьминой показало, что педагогическая деятельность и ее структура складываются из следующих внутренне взаимосвязанных компонентов: конструктивного, организаторского, гностического, коммуникативного.
Структура педагогической деятельности по Н.В.Кузьминой.
Компоненты | Содержание компонентов педагогической деятельности |
Конструктивный компонент | Включает в себя с планирование, проектирование, с отбор материала для воспитательно-образовательной и просветительной работы, а так же взаимодействию с детьми и родителями. Конструктивные умения обнаруживаются в способности предвидеть возможные трудности в работе, в создании условий для их устранения. Такие умения позволяют планировать деятельность ребенка во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятий, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. |
Организаторский компонент | Воспитатель способен организовать процесс как деятельности детей (коллективную, групповую, индивидуальную), родителей (направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказание помощи детскому саду, группе), так и свою деятельность. Для хорошего результата необходимо уметь заряжать своей энергией людей (и взрослых и детей), увлекать, активизировать их, быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач при руководстве различными видами деятельности. |
Гностический компонент | Эффективность гностической деятельности связана со знанием психологии, пониманием закономерностей и особенностей развития детей, наличием интереса к духовному миру ребенка. Данный компонент направлен на познание семейной микросреды ребенка, родителей, анализ собственной педагогической деятельности, труда коллег. Те умения, которые используются воспитателем в процессе данной деятельности, предоставляют возможность изучить предмет, выявить уровень развития процессов (познавательных, эмоциональных, волевых), состояний, обнаружить мотивы его поведения, личностных качеств ребенка, выявить взаимоотношения воспитанников в детском обществе, а так же степень эмоционального благополучия каждого из них. |
Коммуникативный компонент | Данный компонент включает в себя установление и поддержание отношений с воспитанниками, родителями, администрацией, коллегами. Именно отношение воспитателя определяет успех конструктивной деятельности и эмоциональное благополучие дошкольника в процессе обучения. |
Принято считать, что специфика деятельности воспитателя ДОО состоит в том, что он обязан обеспечить детям эмоциональное благополучие, создать психолого- педагогические условия для развития способностей и склонностей детей, предоставить им широкий выбор различных видов деятельности, индивидуализации образования. Образование в дошкольном возрасте не предполагает обязательного усвоения определенных знаний в строго заданном объеме, что отличает его от образования на других возрастных этапах развития ребенка. Педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих свои возрастные особенности. Воспитатель организует и руководит также элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников, руководствуется игрой, бытовой деятельностью, деятельностью общения. Эти виды деятельности, в силу возраста детей, требует особых условий. Разнообразны пути и средства познания педагогом своих воспитанников. Помимо бесед, специальных экспериментов, социометрических методов, детских рисунков, используемых с этой целью, немало ценной информации о внутреннем мире детей, их отношении к окружающим, к детскому саду воспитатель может получить, наблюдая поведение детей в повседневной жизни.
Психология доверия, так необходимая для успеха в совместной работе с семьей по воспитанию детей, определяется здесь не столько объективными обстоятельствами или достоинствами воспитателя (образованием, мнением администрации и коллег и др.), сколько эмоциональными факторами, позволяющими родителям порой интуитивно угадывать чуткость или холодность, доброту или чрезмерную строгость педагога. Условиями успешности взаимодействия с родителями является наличие у воспитателя внутренней готовности действовать совместно с семьей и желание найти подход к родителям, которые, в свою очередь, ждут от воспитателя проявления внимания, тепла, любви к своему ребенку, и важно оправдать эти ожидания. Без этого трудно рассчитывать на сотрудничество с ними в деле воспитания.
Профессиональные и личностные требования к воспитателю.
На мой взгляд, современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться.
Я считаю, что основные требования к воспитателю ДОО должны быть такие:
Высокая гражданская ответственность и социальная активность;
Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность, к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
Физическое и психологическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что все эти требования к воспитателю детского сада влияют на уровень обучения воспитанников. Я считаю,что требования к профессионализму и личности воспитателя должны быть такие:
Требования к профессионализму и личности воспитателя | |
Воспитатель должен ЗНАТЬ: | Воспитатель должен УМЕТЬ: |
Психологию одарённости, диагностику и методы ее выявления, виды, стимулирующие условия ее развития Возрастные особенности проявления признаков одаренности Программы (комплексные и специализированные) Нормативную базу по проблеме Инновационные технологии Качественные характеристики необходимой развивающей предметно-пространственной среды группы Современную научно-методическую литературу по проблеме Специфику методов и приемов работы по развитию способностей Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка Специфику методов и приемов работы по развитию способностей Индивидуальные особенности и личностный потенциал ребенка Интересы ребенка Социальные и материальные возможности семьи, семейный психологический микроклимат Возможности для развития ребенка в условиях семьи Эффективные формы и методы работы с родителями | Создавать эмоционально-комфортную обстановку и благоприятный эмоциональный и психологический микроклимат в группе Своевременно выявлять детей с признаками ранней одарённости средствами наблюдений и диагностики Осуществлять диагностико-аналитический подход к планированию и организации работы с детьми Создавать развивающую среду Применять инновационные технологии и методики Стимулировать развитие способностей через разные формы работы с детьми Проявлять свои личностные творческие способности Подобрать актуальную для детей мотивацию деятельности Самосовершенствоваться (спланировать систему работы по самообразованию) Взаимодействовать со всеми специалистами ДОО, занимающимися с одаренным ребенком |
Строить позитивные межличностные отношения с ребенком Разработать образовательную программу кружковой работы Владеть методами проблемного обучения и техникой постановки вопросов Организовывать оптимальные формы работы с детьми Организовывать работу с родителями Отбирать актуальную и доступную информацию для родителей |
Таким образом, можно отметить, что современному воспитателю сегодня необходимо наличие специальной профессиональной подготовки. Для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит ему работать по стандарту.
Профессиональный стандарт –это характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе все требования к педагогам всех ступеней образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638). Профстандарты нужны для того, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности, а так же необходимы при разработке образовательных программ (профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:
• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.
Заключительные положения
В последнем разделе отметьте, что сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией при приеме на работу.
Укажите количество экземпляров составленного документа, а также установите, на кого возлагается контроль исполнения инструкции.
Должностная инструкция утверждается заведующим ДОУ. Факт ознакомления сотрудника с документом подтверждается подписью ознакомляемого, которая проставляется как на одном из экземпляров инструкции, так и в специальном журнале ознакомления.