Анализ примеров занятий воспитателей детских садов способствует совершенствованию системы воспитания, помогает планировать и проводить время с детьми плодотворно и с наибольшей пользой. Анализировать уроки в детском саду нужно систематически, а специально организованные открытые уроки, на которых присутствуют родители, воспитатели данного детского сада, представители организаций системы образования и гости помогут обобщить педагогический опыт, получить полезные советы, выявить недостатки.
Зачем делается «разбор полетов»
Вам будет интересно:Знаете ли вы значение слова «чело»?
На примере анализа занятия воспитателя детского сада можно определить:
- Профессиональную подготовку ведущего.
- Его умение найти индивидуальный подход к ребенку и работать с детским коллективом.
- Способность поддерживать уровень интереса к процессу обучения.
- Выявить ошибки, найти пути их исправления.
У хорошего педагога на открытом уроке всегда есть, чему научиться.
В процессе анализа занятия для воспитателей детских садов оценивается его организация. Важно, чтобы методического материала хватало на всех детей. Если предусмотрено занятие по рисованию по шаблону, то все дети должны быть обеспечены бумагой, карандашами или фломастерами. Затем рассматриваются этапы логического построения урока.
Логические этапы построения урока
Вам будет интересно:Кильватер это… Происхождение и значение слова
Малышам во вводной части объясняют, что и почему они будут делать, в основной части они приступают к выполнению. Здесь им нужно оказывать помощь, особенно важно понимание педагога, у кого возникают затруднения в выполнении и по каким причинам. По образовательным стандартам развитие проводится в пяти направлениях: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задания подбираются в соответствии с возрастом.
В конце урока нужно выразить одобрение и поддержку детям.
Анализ современного занятия в ДОУ по ФГОС
Анализ современного занятия в ДОУ ПО ФГОС
. Общие сведения
1.Тема занятия.
2.Дата и место его проведения. Кто проводит?
3.Группа.
4.Цель
:
- на решение каких задач и формирование каких качеств личности воспитанников рассчитано данное занятие;
- Задачи:
- как реализуется конкретность и реалистичность цели (с точки зрения достаточности времени на её выполнение, соответствия подготовленности детей к её решению, на предыдущих занятиях, возможностям и способностям детей);
- как реализуется интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии.
5.Психологическое обоснование выбора формы проведения и содержания деятельности
:
- соответствие занятия общим воспитательным и коррекционно-развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;
- реализация комплексно — тематического принципа (тема конкретного занятия выбрана в контексте изучаемой общей темы);
- в ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.
6.Наблюдение за ходом занятия
Насколько убедительно, четко, эмоционально были раскрыты перед воспитанниками цели и задачи предстоящей деятельности?
Насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа?
Какие знания приобрели воспитанники в ходе занятия:
какие социальные установки формировались у воспитанников, к какой общественно — полезной
деятельности побуждало их занятие;
какие жизненно важные ценности формировались.
Контролируемость занятия:
- как реализуется возможность оценить промежуточные и конечные результаты;
- какие выводы сделали воспитанники по ходу и по окончанию работы;
- каких результатов достигли.
Как сказалось проведенное занятие на формирование общественного мнения группы и отдельных воспитанников на их взаимоотношениях.
каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его общественной направленности.
Каково его воздействие на отдельных воспитанников:
- эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;
этика труда, художественная деятельность.
эстетика поведения
Методика работы, характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития взаимоотношений в коллективе группы.
7. Общая оценка воспитательного мероприятия
- Насколько удалось достигнуть воспитательных целей и задач?
- Причины успехов, неудач, ошибок?
- Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
- Психолого-педагогические выводы и предложения в адрес воспитателей и воспитанников:
- результативность занятия по отношению к каждому ребёнку;
- анализ деятельности детей (педагогом) и самоанализ детьми своей работы;
- рефлексивный момент (педагог побуждает ребёнка к выражению своего отношения к ситуации, к своей деятельности).
8.Анализ деятельности воспитателя
Какие черты характера воспитателя способствовали проведению
эффективной работы с воспитанниками, какие, наоборот, мешали
- педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности;
- педагог стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей;
Какие педагогические способности проявлялись при проведении
эффективной работы с воспитанниками?
- педагог учитывает особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент)
- педагог «видит» каждого ребёнка: помогает, стимулирует, поощряет.
Образец самоанализа занятия в ДОУ
Цель:
Формировать у детей интерес к знаниям об овощах через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество, здоровье.
Задачи:
- Формирование представления детей об овощах, о месте прорастания и заготовке их на зиму;
-Закрепить умения детей описывать овощи по характерным признакам, согласно схеме;
-Совершенствование умения грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
-Расширить активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
-Продолжить формировать у детей умение различать и называть цвета, упражнять в сличении предметов по цвету;
-Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
-Формирование умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
-Развитие зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
-Развитие мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
-Воспитание доброжелательное отношение к сверстникам;
-Создание благоприятной эмоциональной атмосферы и условий для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа — сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации с зайцем — поход на огород, работа с тестом развитие мелкой моторики рук- сидя на стульчиках, поисковая деятельность — стоя, работа с крупой « Найди овощ», логоритмическое упражнение — «ходьба в огород». Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя
Все моменты занятия логичны и последовательны
, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать овощ по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть цвет;
Коммуникация:
дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название овощей, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать .Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук. Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений.
Здоровье
: формировала представления детей о витаминах и их значимости. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях.
Использование модели «Огород», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу — формирование представления детей об овощах и месте их произрастания. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять малышей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых
, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации « Угадай угощение?» так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала.
В связи с тем, что дети маленькие и было много хоровых ответов, я планирую особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были реш
Как составляется план занятий
Работа воспитателя в детском саду осуществляется по плану, который составляется с учетом особенностей детей в определенном возрасте, режима дня, дозированной нагрузки. Обучающий процесс должен быть непрерывным и систематичным, помогать ребенку активно познавать окружающий мир, учитывать индивидуальные особенности.
Работник ДОУ составляет планы на перспективу и на каждый день, а на основании проведенных занятий составляет отчет работы воспитателя в детском саду. В нем последовательно рассказывается, какие работы планировались, как они проводились, что изменилось в поведении детей, чему они научились.
Для чего нужны результаты анализа
Следствием грамотного анализа занятия воспитателя детского сада, к примеру, является работа над ошибками, выявление положительного опыта, который можно использовать при планировании дальнейшей работы.
Для этого проводят оперативный самоанализ, который позволяет анализировать ежедневные наблюдения, а затем обобщать результаты за определенный период, делать полезные выводы. В ходе тематического анализа проводится исследование определенной области (ФИЗО, ФЭМП).
В отчете описывается проделанная работы, способы ее организации, цели, успехи, оценивается степень достигнутых результатов по сравнению с ожидаемыми.
Работа с родителями
В примерах анализа занятий воспитателя детского сада часто исследуется не только работа с детьми, но и с родителями, так как они в процессе взаимодействия с ребенком оказывают на него большее влияние. Часто они приводят ребенка на занятия с опозданием, а вначале дня с детьми проводят гимнастику, в таком случае нужно обратить их внимание на важность своевременного прихода, поговорить о затруднениях малыша в выполнении определенных заданий, о его эмоциональном состоянии.
В отчете оценивается, насколько сочетаются наглядные, творческие, словесные, игровые приемы.
Воспитатель должен в течение занятия уделить время каждому ребенку, его речь и интонации должны соответствовать тематике. Он выполняет пункты программ в отведенное время, а если его не хватило, то отметить, по каким причинам: в результате неправильного планирования или нарушения ритма занятий.
Согласно с федеральными требованиями, воспитатель должен проводить самостоятельный анализ каждого занятия для того, чтобы выявить недостатки, отметить ценные педагогические находки, продумать, как можно помочь малышам в развитии.
Карта анализа занятия по ФГОС ДО
Карта анализа занятия по ФГОС ДО
Тема:__________________________________________________________________________________
Дата проведения:________________________________________________________________________
Возрастная группа:______________________________________________________________________
Количество детей:_______________________________________________________________________
Ф.И.О. воспитателя:______________________________________________________________________
Начало занятия:________________________________Окончание занятия:_______________________
Критерии оценки работы воспитателя на занятии
(Высокий -3, допустимый- 2, низкий- 1) :
Уровень
оценки:
Деятельность педагога на занятии
Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятий, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры
Подготовка к занятию
Подбор демонстрационного и раздаточного материала. Рациональное размещение материала.
Предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, чтение художественной литературы)
Выполнение санитарно-гигиенических требований
Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток)
Контроль за правильностью осанки во время работы детей за столами
Смена поз детей в течение занятия
Рациональный выбор динамических поз детей во время занятия (сидя за столами, сидя полукругом на стульчиках, сидя на ковре, стоя и т.л.)
Соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам
Деятельность педагога
на занятии
ДД
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей). Оправданность выбранных форм.
Оправданность и рациональность выбора методов и приёмов работы с детьми (игровые приёмы, приёмы привлечения внимания детей, приёмы активизации мышления и др.
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранность интерес детей в течение всего занятия
Умение корректировать ход занятия с учётом «обратной» связи (сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей; сменить форму организации детей; вывести часть программного материала за рамки занятия; своевременно использовать динамическую паузу и т.д.)
Индивидуальная работа с детьми
Деятельность детей на занятии
Оценка работы детей на занятии, качество оценки
Сохранение интереса и внимания детей к деятельности на занятии
Активность и самостоятельность детей в решении поставленных задач
Усвоение детьми программного содержания
Умение адекватно оценивать собственную работу на занятии
Всего баллов -___________________ Средний балл__________________
Положительное в ходе занятия:
Выводы, рекомендации:
Старший воспитатель_______________________________________________
Дата _____________________________________________________________
Подпись
С результатами анализа ознакомлен:
Воспитатель______________________________________________________
Подпись
Для чего проводятся открытые уроки
Примером анализа занятий в детском саду является оценка педагогами других ДДУ открытого урока.
Оценка открытого урока проводится по той же схеме, что и самоанализ. Отмечается готовность детей к занятию и то, как педагог помог им справиться с волнением от присутствия гостей, посвятил их в тему занятия, сформулировал задачу, поставил мотивацию.
Педагоги отмечают, насколько хорошо дети организованы, правильно ли выбраны приемы обучения, как стимулировать познавательную активность детей, удержание внимания. Анализируя ход занятий, отмечают, как распределено было время для разных видов деятельности по содержанию и форме восприятия. Гости исследуют на обсуждении, оправдана ли выбранная структура занятия, как проработан каждый этап занятия, а также плавный переход одного этапа к другому.
Карточка анализа занятия в соответствии с ФГОС
Карточка для анализа занятия в соответствии с ФГОС
Карточка АНАЛИЗА ООД В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
1. Виды детской деятельности ____________________________
Подчеркнуть используемые в занятии :
(двигательная, коммуникативная, игровая, трудовая, познавательно- исследовательская, музыкально–художественная, продуктивная, чтение художественной литературы).
2. Рабочее пространство при разной форме организации ОД.
______________________________________________________________
Отметить используемое в занятии:
(партнерская форма :
Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге
Разрешено свободное размещение детей
Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности
Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)
Школьно–урочная форма:
Взрослый – учитель, отдален от детей (над/против
За детьми жестко закреплены рабочие места
Запрещено перемещение детей
Запрещено свободное общение детей; вводится дисциплинарное требование тишины )
3.Форма организации обучения.
______________________________________________________________
Подчеркнуть используемую в занятии:(индивидуальная, подгрупповая, фронтальная).
4. ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности.
_______________________________________________________________
Подчеркнуть используемые в занятии :
(ТРАДИЦИОННАЯ ООД: накопление детьми необходимого личностного опыта;
РАЗВИВАЮЩАЯ ООД: самостоятельное добывание знания, использование детьми приобретенного опыта.)
5. ЗАДАЧИ организованной образовательной деятельности.
__________________________________________________________________
Подчеркнуть используемые в занятии:
(Обучающая: повышать уровень развития ребёнка.
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.)
6. МЕТОДЫ_______________________________________________________
Подчеркнуть используемые в занятии:
(МЕТОДЫ практические: опыт, упражнение, экспериментирование,
моделирование ; Методы наглядные: наблюдение, демонстрация наглядных пособий; Методы словесные: рассказ педагога ,беседа, чтение художественной литературы; Методы игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде .
7. МОТИВАЦИЯ
Подчеркнуть используемую в занятии:
(присутствие игровых персонажей, сюжеты, сюжетосложения, путешествия, ИКТ, проблемная ситуация, игра и.т.д.).
8. Соблюдение гигиенических условий организации пространства группы, размещения оборудования и материала
9. Содержание ООД________________________________________________
Подчеркнуть используемое в занятии:
Комбинированная ООД
(сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра) .
Комплексная ООД
(реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними. При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме).
Интегрированная ООД
(соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи) .
*Где возможно, дополнить свои комментарии, ваше мнение.
Воспитатель ДОУ _________________________________Ф.И.О
_________________________________роспись
Схема анализа занятия по пересказу прочитанного
Например, если темой занятия является пересказ рассказа, в отчете отмечается, что целью является сформировать умение последовательно и выразительно повторить услышанное.
Для этого должны прививаться навыки: внимательно слушать текст, осознавать содержание, говорить без стеснения громко и выразительно, отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
Такие занятия играют развивающую роль, они тренируют память и внимание. В процессе такого урока дети должны с уважением относиться друг к другу, проявлять терпение, оказывать поддержку, что стимулирует социально-коммуникативное развитие.
Анализ открытого урока
При анализе схемы занятия в детском саду отмечают, что дети научились разбивать текст на части, была закреплено умение употреблять единственное, множественное число, изменять слова с помощью окончаний в нужных падежах. На занятии были использованы тематические картинки, построение урока было логически обосновано. Воспитателю удалось привлечь и заинтересовать детей, удерживать внимание на протяжении занятия. Помещение для занятий было хорошо подготовлено и проветрено. Дети сделали вовремя урока небольшую зарядку. Педагогу было рекомендовано активнее поощрять индивидуальные успехи, стараться увидеть особенности каждого ребенка.
Анализ уроков, вдумчивое отношение педагога к воспитательному процессу, внимательное отношение к каждому ребенку обязательно помогут сделать занятия полезными и интересными.
Источник
Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения
Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения
Основная задача современного детского сада — помочь семье вырастить гармонично развитого ребёнка: любознательного, физически здорового, способного сопереживать, понимать ценность дружбы и семьи. Поэтому от педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) требуется быть в контексте того, что происходит в современной методике работы с детьми. И чтобы выяснить, успешно ли соотносится это требование с учебно-воспитательным процессом, в детских садах регулярно проводятся анализы занятий.
Цели и задачи проведения анализа занятия в ДОУ Мониторинг занятия в ДОУ может проводиться в двух видах: самоанализ, или рефлексивный анализ; анализ присутствующими, или проблемный, который осуществляется коллегами, методистами, руководством ДОУ. Это интересно. Анализ занятия в старшей и подготовительной группах может проводиться учителями начальных классов, которые будут работать с детьми в 1–4 классах. В этом случае целью посещения урока будет оценка уровня подготовки малышей к школе. Самоанализ проводится педагогом с целью выявления методических недостатков, организационных просчётов, а также выяснения уровня освоения детьми учебной программы. Анализ занятия позволяет увидеть методические и организационные просчёты в работе педагога Проблемный анализ призван диагностировать: качество реализации образовательной программы, определяющей принципы работы конкретного детского сада; эффективность используемых методов работы с детьми; уровень профессионального мастерства педработника в подборе материала и его изложения при помощи приёмов взаимодействия с детьми; соответствие уровня знаний, умений и навыков дошкольников принятым требованиям, обозначенным Федеральным государственным образовательным стандартом. Задачами проведения диагностики занятий в детском саду является: оценка точности и реалистичности цели урока (то есть соотношения времени на реализацию с уровнем подготовленности малышей, их способностями и возможностями); прослеживание интеграции разных направлений образования в рамках одного занятия (то есть выполнение одного из основных требований ФГОС, основанного на совмещении видов активности из разных направлений образования — рисование на математике, или счёт на физкультуре); психологическая обоснованность содержания материала форме проведения урока (осуществление комплексного подхода к выбору темы через разные виды взаимодействия, основанного на совместной деятельности детей и педагога — игры, беседы и пр.); наблюдение за ходом занятия (оценка и содержания подборки материала, и организационных моментов, таких, как мотивация детей на работу, поддержание интереса на протяжении всего урока, подведение итогов); уровень усвоения детьми материала; методическая грамотность педагога (создание на занятии ситуации успеха для каждого малыша, осуществление индивидуального подхода, то есть способность и видеть, и «чувствовать» каждого воспитанника). Приёмы проведения анализа Для осуществления мониторинга занятия используются три вида приёмов. Словесные приёмы Анализ занятия предполагает устную форму презентации в форме доклада на педсовете (малом, если анализ проводится сразу после занятия, или большом, если мониторинг является частью разработки методической проблемы старшим воспитателем о ходе работы в ДОУ). За исключением случаев, когда при проведении конкурсов педагогического мастерства от воспитателя требуется составление методической папки, включающей среди прочего несколько письменных самоанализов занятий. В целом же, заполненные таблицы по критериям проведения анализа презентуются устно. Устная презентация анализа делается на основе карты мониторинга Наблюдение Это основной путь получения данных для анализа. С помощью наблюдения лицо, анализирующее организацию непосредственной образовательной деятельности (НОД), делает вывод о: методической оснащённости занятия, то есть соответствии набора наглядности теме, уровню детей (для первой младшей группы иллюстрация о весне с прилетевшими птицами и растаявшим снегом вполне достаточно, а вот картинки с посевом огородных, злаковых культур будут лишними); психологическом климате на уроке (к примеру, находит ли педагог «ключик» ко всем детям, в том числе гиперактивным, невнимательным, например, в старшей группе такие дети могут вовлекаться в чтение стихотворений или загадок, иллюстрирующих тему); методической подкованности педагога, то есть о том, как воспитатель варьирует способы взаимодействия с ребятами в зависимости от сложности материала, опыта малышей или их общефизического состояния (например, на уроке по развитию речи после физкультурного занятия не стоит давать малышам подвижную игру в качестве физкультминутки, лучше ограничиться пальчиковой гимнастикой). Практические приёмы для анализа конспекта занятия Подразумевается, что перед посещением урока будут изучены психолого-педагогические характеристики ребят в группе и проведённые самоанализы видов непосредственной образовательной деятельности. После занятия воспитатель предоставляет проверяющему конспект урока, который рассматривается не только с точки зрения выбранных материалов для работы, приёмов, но и с позиции правильности оформления такого рода документов (указание темы, целей, задач, описания хода занятия, предполагаемых итогов). Это интересно. Указание в конспекте занятия предполагаемых результатов даёт возможность проверяющему адекватно оценить выбранные для взаимодействия на уроке приёмы. Например, если один из ожидаемых результатов был запоминание новой рифмовки, то это полностью оправдывает то, что стихотворение на занятии повторялось 2–3 раза на всех этапах урока, а не только один раз в вводной части, чего достаточно для знакомства с темой. Анализ конспекта позволяет увидеть логичность структуры занятия и логичность в выборе методических приёмов для разработки конкретной темы Какие виды деятельности анализируются Мониторинг проводится на открытых занятиях или текущих, вне зависимости от их образовательной направленности: развитие речи; формирование элементарных математических представлений (ФЭМП); формирование целостной картины мира (ФЦКМ); музыкальное занятие; логопедическое занятие; хореография; физкультура; основы грамоты. Это интересно. Схемы анализа физкультуры и хореографии по содержанию будут отличаться от диагностики на других занятиях. Кроме того, обязательным является проведение анализа образовательной деятельности в рамках проведения: прогулки; утренника; развлечения. Это интересно. Если на занятиях непосредственной образовательной деятельностью особый акцент в анализе делается на организацию познавательной активности (например, проведение дидактической игры) и физическое развитие, то в диагностике утренников и развлечений важным элементом анализа является социально-коммуникативная активность. По ФГОС анализируются не только занятия, но и развлечения, прогулки Схемы анализа Мониторинговые схемы могут отличаться по структуре и целям в зависимости от исследуемых показателей: общий анализ, дающий общее представление о занятии, носящий больше субъективный характер; педагогический анализ, призванный дать развёрнутую характеристику форме и содержания урока, а также деятельности педагога и детей, имеющий балльную систему оценивания каждого анализируемого критерия; психологическая диагностика, позволяющая через организованную образовательную деятельность оценить эмоциональный контакт педагога с аудиторией малышей; анализ режимных моментов (обычно включает мониторинг режима первой половины дня). Общий анализ проводится как элемент постоянного методического контроля в ДОУ, а также для оценки деятельности студентов-практикантов. Педагогический анализ является обязательным мероприятием при проведении аттестационной кампании педагогов, а также считается неотъемлемым элементом пакета документов для участия в конкурсах педагогического мастерства. Алгоритм проведения общего анализа урока в ДОУ Тема урока. Дата проведения. Ф. И. О. педагога с указанием регалий. Название группы и возраст детей. Какие цели и задачи являются ключевыми на занятии. Соответствие структуры занятия ФГОС, то есть наличие вводной части, основной, этапов закрепления и подведения итогов. Насколько выбранные приёмы и задания соответствуют уровню развития малышей (дать оценку по каждому виду работы в рамках каждого из этапов занятия). Реализуется ли индивидуальный подход на занятии. Оценка действий воспитателя с указанием как положительных моментов в работе, так и отрицательных. Причём важно подытожить деятельность воспитателя, в том числе и с позиции детей, то есть того, какие выбранные виды работы им понравились, а какие нет и почему. Итоги по занятию в целом с оценкой личностныx качеств педагога, способствующих или мешающих осуществлению образовательного процесса. Например, если воспитатель по типу темперамента флегматик, а дети в основной массе холерики, то, возможно, смена видов деятельности происходит не слишком динамично. Пример анализа занятия по развитию речи Дата проведения: 26.11.16. Группа: «Солнышко» Воспитатели: Колмыченко А.И., Павлова С.В. Занятие: Развитие речи, рисование. Тема: «Дари добро» Цель: формирование представлений о мире, любви, добре. Просмотренное мною занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объёмом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы. Характеристика деятельности воспитателя: воспитатели в работе с детьми использовали следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ воспитателя, ответы детей), практические приёмы (рисование). Воспитатели внимательно отнеслись к учёту индивидуальных особенностей детей при подготовке занятия. Характеристика деятельности детей: дети с лёгкостью усваивали преподнесённый новый материал. Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с воспитателями, и внимательно в освоении нового материала. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье. На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между воспитателями и детьми. Внешний облик воспитателей был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии, тем более были использованы элементы костюмирования. Отмечалась психологическая дистанция «рядом», т. е. дети чувствовали себя комфортно во взаимодействии с воспитателями. Условия соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, так и для наблюдателей.
ov/ Общий анализ является элементом постоянного методического контроля ДОУ Таблица: схема карты развёрнутого анализа Цель посещения занятия: Ф. И. О. педагога, регалии: Дата: Занятие: Тема: № Показатели Баллы 1 Целеполагание Соответствие цели и задач занятия теме и отобранному содержанию. Целевые ориентиры определены. 2 Подготовка к занятию 2.1. Умение составить «скелет» занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ход занятия). 2.2. Подбор демонстрационного, раздаточного материала, современных средств обучения. Рациональное их использование на занятии. 2.3. Предварительная работа с детьми (если это было необходимо). 3 Структура занятия 3.1. Чёткое прослеживание структурных частей занятия. 3.2. Каждая часть занятия играет определённую роль в решении задач. 3.3. Оптимальное распределение времени на каждую часть занятия. 4 Содержание занятия 4.1. Содержание занятия соответствует программному материалу. 4.2. Изучаемый материал доступен, соответствует возрастным особенностям детей. 4.3. Наблюдается связь изучаемого материала с практикой, была опора на жизненный опыт детей с целью развития познавательной активности и самостоятельности. 4.4. Прослеживается связь изучаемого материала с ранее пройденным, интегративность занятия, связь с другими занятиями. 5. Выполнение санитарно-гигиенических требований 5.1. Удовлетворение двигательной активности детей (отдых в процессе занятия). 5.2. Смена поз во время занятия. 5.3.Контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами. 5.4. Соответствие продолжительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям. 6. Создание познавательной сферы занятия Занятие или большая его часть проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме, в результате рождается чувство удовлетворения от совместной работы, желание повторить и закрепить успех. 7. Применяемые методы обучения 7.1. Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей. 7.2. Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания. 7.3. Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы дошкольников. 8. Организация деятельности детей 8.1. Деятельность носит развивающий характер в коммуникативной, творческой и познавательной сферах. 8.2. Дети принимают творческие и проблемные ситуации занятия, что свидетельствует о степени доверия между педагогом и воспитанниками. 9. Взаимодействие воспитателя и детей 9.1. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создаёт условия для эмоциональной открытости, доверия. 9.2. Воспитателем совместно с воспитанниками создаются возможности для самореализации личности. 10. Речь воспитателя и её значение на занятии 10.1. Речь воспитателя обогащает материал занятия. 10.2. В монологах педагог продуманно использует паузы, риторические и проблемные вопросы, создаёт эмоциональные кульминации. 10.3. Эмоционально-интеллектуальная насыщенность речи поддерживает познавательную активность воспитанников, побуждает к творчеству. 11 Воспитывающая сторона занятия. 11.1. Воспитатель осуществляет нравственное, эстетическое, трудовое воспитание и т.д. через содержание программного материала, методы и формы работы. 11.2. Воспитатель (его манера поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания. 11.3. Вырабатывается ценностное отношение педагога к воспитанникам и наоборот. 12 Контроль и коррекция деятельности детей. 12.1. Контроль осуществляется в системе, ненавязчиво корректируется деятельность воспитанников. 12.2. Дошкольники владеют навыками само- и взаимоконтроля. 12.3. Дети владеют простыми способами самоанализа и рефлексии. 13 Результативность занятия 13.1. Материал урока усвоен всеми, определена перспектива дальнейшего обучения. 13.2. Воспитанники получили стимул к самостоятельной познавательной деятельности. 13.3. Высок воспитывающий эффект урока (от принятия нравственных норм и обязанностей до стремления к пониманию себя и своего места в мире). Всего баллов: Критерии оценивания: 0 б. – показатель не проявляется; 1 б. – проявляется частично; 2 б. – проявляется в полном объёме. 60–70 б. – оптимальный уровень; 35–48 б. – допустимый уровень; 49–59 б. – достаточный уровень; менее 50 б. – критический уровень. Занятие посетил: Таблица: схема психологического анализа урока в детском саду Вопросы для рассмотрения Да Нет Частично Примечание Психологический мониторинг активности детей: дети активны на занятии; малыши положительно воспринимают педагога; на занятии у ребят преобладает хорошее настроение. Психолого-педагогическая оценка урока: организационный уровень урока (общее настроение на занятии, применение игры в качестве элементов организации); соотношение монологов и диалогов в общении ребят с педагогом (чья монологическая/диалогическая речь преобладает или соотносятся в равной мере); соответствие приёмов работы на занятиях возрастному психологическому и физиологическому развитию малышей (осуществляет ли педагог индивидуальный подход при проведении урока). Психологическая диагностика активности педагога: наличие дистанции между педагогом и ребятами («над», «под», «рядом», «вместе»); общительность (умение находить подход к группе, и к каждому малышу); внешний вид педагога (поза, мимика, пантомимика, стиль и сдержанность в одежде и причёске). Дата анализа: Группа: Воспитатель — Ф. И. О.: Проверяющий — Ф. И. О.: Картотеки схем анализа занятий разной образовательной направленности Со схемами анализа НОД разной направленности, режимных моментов (прогулки, организации первой половины дня), а также с правилами посещения занятий и мероприятий можно ознакомиться в подборке методиста по дошкольному образованию Николаевой Н.В., представленной здесь Видео: пример общего анализа занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Видео: анализ занятия в подготовительной группе учителями начальных классов с целью определения уровня готовности детей к школе Анализ занятий и других видов образовательной деятельности в детском саду — обязательный элемент методической работы педагогов. Рекомендованные ФГОС схемы мониторинга позволяют всесторонне изучить эффективность выполнения образовательной программы, а также действенность выбранных педагогом способов взаимодействия с детьми. Всё это позволяет улучшить качество учебно-воспитательного процесса, направленного на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников. Автор: Наталья Василишин Распечатать Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться. Оцените статью: 54321 Поделитесь с друзьями! Похожие записи: Методические аспекты проведения работы перед сном в детском саду Как провести анализ открытого занятия в детском саду Методические основы подготовки и проведения игр по ПДД в детском саду Яндекс.Директ Курсы для воспитателей ДОУ! Дистанционные курсы! Диплом! По ФГОС! ФИПКиП! Идет набор! По всей России! fipkip.ruАдрес и телефон Конкурс воспитателей.Участие от 25 р.! Всероссийский конкурс (г. Москва). Диплом за 1 мин.! Только призовые места! Публикации! apr-el.ru Официальный сайт АК Моравия Сочи Продажа апартаментов с видом на море. Акция – Скидка при наличном расчёте! sochi-moravia.comАдрес и телефон Проектная декларация на рекламируемом сайте Курсы для воспитателей ДОУ ФГОС Дистанц. Курсы Переподг. (520ч + диплом) и КПК (72ч + удостов.) для воспитателей ДОУ eduregion.ruАдрес и телефон Интересное В России вводится новый налог для жителей деревень и дачников Нативная реклама Что не стоит делать в путешествии? 7 проверенных советов Нативная реклама Назван лучший смартфон для тех, кто любит спорт Нативная реклама Открытое занятие в детском саду: протокол, титульный лист, сценарий Уголки в детском саду: оформление по ФГОС + фото Оформление группы в детском саду своими руками в соответствии с ФГОС, зонирование, дизайн + фото Relap Беседа в старшей группе: методика подготовки и проведения Предыдущая статья Проводим беседы в подготовительной группе: картотеки и методика Следующая статья Похожие статьиМетодика проведения самоанализа занятия в детском садуНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 10.07.2018Самообразование воспитателя подготовительной группы: важные аспекты методики работыНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 07.06.2018 Методические аспекты реализации программы «От рождения до школы» в старшей группеНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 29.05.2018Дидактический материал для детского сада своими рукамиГАЛИНА РОСТИСЛАВОВНА САЛЬНИКОВА 11.04.2018 Программа «От рождения до школы»: не форсированное, а природосообразное развитие ребёнкаНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 06.04.2018Программа «Детский сад 2100»: образовательный процесс без стресса и перегрузокНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН 04.04.2018
https://melkie.net/metodicheskie-razrabotki/analiz-zanyatiya-v-detskom-sadu.html#hcq=NickvXq
Анализ занятия в детском саду: методические аспекты проведения