Подготовка воспитателя к занятиям
Семинар для педагогов ДОУ
Тема: Организация занятий в ДОУ. Типы занятий.
Цель:систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность
Ход занятия:
- Понятие «Занятие» —Что такое занятие?
Занятие –форма организации обучения в детском саду.
- Структура занятия — Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Организация детей:
- Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания)
- Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия:
- Организация детского внимания
- Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
- Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом)
Окончание занятия:
- Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
- Переключение детей на другой вид деятельности
- ^ Классификация занятий
Основание классификации | Название |
1. Дидактическая задача |
|
2. Содержание знаний |
|
3. Форма организации |
|
— Каждый из этих типов занятий будет отличаться структурой основной части.
(Рассматривание и обсуждение таблицы «Сравнительный анализ занятий» пр-ние
)
Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс — это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.
Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.
Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.
Например: Занятие «Сказочная птица — лебедь» включало в себя следующие методические приёмы:
- Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам
- Беседа: поведение людей по отношению к животному миру
- Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок»
- Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь»
- Выполнение творческого задания: покажи, как двигается лебедь под музыку.
- Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь»
- Рисование летящих лебедей.
В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди.
Практическое задание
- Педагоги получают карточки с кратким описанием занятий (Приложение 2
). Необходимо определить, к какому типу занятий они относятся, какие виды деятельности объединяют. - Определить, к какому типу относятся проведённые педагогами открытые занятия.
Подготовка воспитателя к занятиям
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
- Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия
- Составить план – конспект, который включает в себя:
-Программное содержание (образовательные задачи) -оборудование -предварительную работу с детьми (если необходимо) -логика НОД и методические приёмы
- Планировать необходимо не одно занятие, а систему, постепенно усложняя и закрепляя материал. Методической литературой пользуемся, но не механически переписываем её, а применяем с учётом особенностей детей.
Подготовка оборудования:
- Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
- К некоторым занятиям нужно готовиться заранее (например, если необходимо показать проросшее семя растения, его нужно прорастить заранее)
- При проведении экскурсии педагог должен заранее сходить на место, выделить объекты для наблюдения, продумать, как будут размещены дети, выбрать самый короткий и безопасный маршрут.
Подготовка детей к занятиям
- Создавать интерес к предстоящей работе
- Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
- Организовать работу дежурных по подготовке к занятию
Подведение итога
Практические советы воспитателям по проведению занятий по ФГОС до
Кристина Вершинина
Практические советы воспитателям по проведению занятий по ФГОС до
1. Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т. д.)
2. Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)
3. Соблюдение структуры занятия:
— Вводная часть (создание мотивации и «не забывать»
о ней на протяжении всего
занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует»
в деятельности с детьми, в конце
занятия можно подвести итоги от лица персонажа)
-Также в первой части занятия необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно поисковую ситуацию)
для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.
— В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
— После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей)
— это требование
В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка. Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно».
На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста)
педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали
«полным ответом»
. Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например,отходить от выражения:
«Я хочу вас пригласить в путешествие.»
— это не правильно, т. к. педагог как бы
«навязывает»
предстоящую деятельность.Правильнее будет обратиться к детям таким образом:
«Давайте отправимся в путешествие.»
-Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку»
воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т. д.
Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т. д.).
-Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т. д.). Главное — это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см. пункт выше)
.
4. Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер, а также тщательно продумываться.
Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят.Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?»
То есть,вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д.
5. Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора»
предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например,
воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок»
, а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности
(коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой?Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поиске Колобка.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т. к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО