Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада


Конспект занятия «Ориентировка во времени» в старшей группе детского сада

Занятие по ФЭМП в ДОУ. Старшая группа. Тема: Ориентировка во времени
Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счёте в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; развивать внимание, усидчивость; мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля. Демонстрационный материал: карточки для игры «Танграм»; раздаточный материал: иллюстрации из «Умной книжки»; цифры до семи; палочки X. Кюизенера.
Ход занятия
1. Игра «Что где?». Можно использовать сюжетные картинки или игрушки. Дети называют, где что находится:
• Белка сидит на ветке. • Зайчик под кустом. • Машина за домом. • Кукла на диване. • Кубик под столом. И т. п.
Воспитатель предлагает детям спросить друг у друга, что справа (слева, вверху, внизу).
— Кто справа от елки? — Что внизу? — Что вверху, над домом? И т. п.
2. Гимнастика для глаз. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Движения глазными яблоками: • глаза вправо — вверх; • глаза влево — вверх; • глаза вправо — вниз; • глаза влево — вниз. Глаза закрыть. Отдых 10-15 с. 3. Игра «Неделька, стройся». На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками (или цифрами). Дети по сигналу берут карточки со стола, выстраиваются по порядку. Задания: • выходят дети с карточками, на которых цифрами обозначены дни недели, стоящие после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); • выходит ребенок с карточкой «Понедельник»; • выходит ребенок с карточкой с названием дня, который стоит после вторника, и так далее. 4. Игра «Кто знает, пусть дальше считает». Воспитатель предлагает посчитать цветы (например: тюльпаны, одуванчики и т. п.). Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Один одуванчик» — и бросает мяч ребенку, тот ловит мяч и продолжает: «Два одуванчика», бросая мяч другому ребенку. И так далее. Физкультминутка Мы пойдём сначала вправо – Раз, два, три. А теперь пойдём налево – Раз, два, три. А теперь мы все присядем – Раз, два, три. Дружно и тихонько встанем – Раз, два, три. А теперь мы все станцуем – Раз, два, три. 5. Состав чисел 6 и 7. Работа с палочками X. Кюизенера. Воспитатель читает стихотворение:
Цифра 1 — самый первый снежок, 2 — нежно головку повесил цветок, 3 — ветер играет с морского волной, 4 — алеет флажок (он по цвету какой?), 5 — солнышка и одуванчика цвет, 6 — цвета фиалки прекраснее нет, 7 — сажа в трубе всё чернее, 8 — спелая вишня стала вкуснее, 9 — как колокольчик хрупкий, приятный, 10 — как апельсин свежий и ароматный.
Г. ПоповаЗадание: положите на стол палочку, которая соответствует числу 6 (фиолетовая). Дети выкладывают число шесть из других палочек (шесть белых или желтая и белая; две голубых; три розовых и так далее). 6. Игра с палочками. В понедельник — мандарин, А во вторник — апельсин, В среду — шоколад, В четверг — мармелад, В пятницу — виноград, В субботу — печенье, В воскресенье — варенье. В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. 7. Игра «Танграм». На доске образец:


Дети самостоятельно собирают квадрат. Тот, кто собрал, может составить изображение по собственному замыслу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада с презентацией. Состав числа 5 НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание на тему «Моя любимая игрушка» Конспект занятия в старшей группе. Свойства бумаги Конспект НОД в старшей группе на тему: «Одуванчик»

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе на тему «Наша родина – Россия»

Конспект занятия в старшей группе на тему «Посуда». Ознакомление с окружающим

Конспект НОД во 2 младшей группе: Ориентировка во времени

НОД во второй младшей группе на тему «Ориентировка во времени: день-ночь»
Автор: Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии №1503 города Москвы (СП ДО 1964)


Описание: Предлагаю вариант занятия с детьми 3-4 лет, которое в игровой форме учит детей первоначальной ориентировке во времени, так как знакомим с понятием день и ночь. Малыши данного возраста часто путают или совсем не определяют временные понятия. Материал будет полезен воспитателям ДО и родителям. Цель: Подведение детей к осмыслению временных понятий. Задачи: Помочь детям понять особенности дня и ночи. Научить различать части суток: день-ночь. Расширять представления детей об окружающем мире, его объектах и явлениях. Материалы для воспитателя: иллюстративный материал – сюжетные картинки с изображением дня и ночи.
Ход НОД

К ребятам в гости приходит зайчик и рассказывает, что недавно с ним произошло что-то странное. Когда он возвращался домой, на улице, вдруг, стало темно и зайчик нашёл звёздочку.
«Игра со звёздами» Детям раздаются вырезанные из картона звёздочки. У воспитателя в руках облачко. В соответствии со словами стихотворения дети выполняют движения (сначала дети-звёздочки прячутся за облачко, затем показывают, как дремлет звёздочка, в конце грозят пальчиком, показывая, что звёздочка озорница). Игра проводится по стихотворению М. Петрова Спряталась за облачко Маленькая звёздочка. Задремала в небе Слабым огоньком. Не спалось, наверно, Озорнице днём. Чтение сказки «День и ночь» Любовь Вощенко Показ детям картинок «день-ночь», обсуждение, что когда происходит.


Игра «День-ночь» Дети стоят в кругу, воспитатель в середине круга. Когда воспитатель произносит слово «день», дети поднимают руки вверх, как лучи солнца, улыбаются и повторяют слово «день». Когда воспитатель произносит слово «ночь», дети закрывают ладошками лицо и садятся на корточки, повторяя слово «ночь». Игра проводится 3 раза. Дети выполняют задание, когда что бывает. Воспитатель загадывает загадки и получают символ отгадки. В конце игрового сеанса предлагаю детям шаблоны солнца и звёзд, которые дети наклеивают на полотно соответствующего цвета (ночь-чёрное, день-голубое).

Рекомендуем посмотреть:

Игровые упражнения для детей 4 — 7 лет Конспект НОД для 2 младшей группы. Путешествие в весенний лес Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Словомания — С Конспект образовательной деятельности для детей и родителей старшей группы с презентацией на тему: Т

Похожие статьи:

Конспект занятия в детском саду во 2 младшей группе. Профессия врача

Конспект занятия по социально — коммуникативному развитию в младшей группе детского сада

Конспект занятия про детский сад. Младшая группа

Обучение детей ориентировке во времени

ивает: «Что делают дети, нарисованные на картинки?», «Когда они это делают?», «А ты когда играешь (гуляешь, спишь)?». Воспитатель дает задания найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Может использовать также чтение отрывков из рассказов, стихотворений, колыбельных песенок, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.

С помощью этих простых занятий у детей младшей группы постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Средняя группа.

Как и младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе. Воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Дети узнают, что утро всегда наступает после ночи и сменяется днем, день – вечером, а вечер – ночью.

Для развития представлений о последовательности частей суток целесообразно также рассматривать иллюстрации, составлять рассказы по ним. Можно предложить детям разложить картинки в правильной последовательности и назвать части суток по порядку. На основе этих упражнений к концу года у детей формируется обобщенные представления о сутках, они начинают понимать значение слов сутки.

В ходе повседневного общения дети учатся различать понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Например, прежде чем показать детям новую игрушку, воспитатель предупреждает, что сегодня они будут играть с новой игрушкой. Он предлагает вспомнить, чем они занимались вчера, что делали сегодня утром, интересуется, когда был (будет) праздник (вчера, завтра), объясняет, чем они занимаются сегодня и чем будут заниматься завтра («Сегодня мы с вами лепим, а завтра будем рисовать»; «Вчера мы гуляли на участке, а сегодня пойдем в лес (парк)» и т.п.).

Кроме того, на конкретных примерах воспитатель должен раскрыть содержание понятий «быстро», «медленно», чтобы дети могли ими пользоваться. Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движений пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Старшая группа.

Детей продолжают знакомить с понятием сутки. Новые сведения даются с учетом того, что дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Части суток ребенок усваивает повседневно по явлениям природы (солнце ярко светит – день; стемнело – вечер и пр.).

Закрепить представления о частях суток позволяют картинки, фотографии, где изображены дети, занятые различными видами деятельности в разное время дня; это дидактические игры «Наш день», «Продолжай!»; словесные дидактические игры, в которых дети придумывают слова, предложения, рассказы со словами, обозначающими время.

Воспитатель объясняет, что утро, день, вечер, ночь вместе составляют сутки, но чаще имея в виду сутки, люди употребляют слово день; один день сменяется другим, семь дней составляют неделю, каждый день в неделе имеет свое название. Названия дней недели ребенку легче запоминать, если связать их с какой-то конкретной деятельностью или событием (по вторникам – занятия математикой и физкультурой, по четвергам – музыкальные занятия и т.д.).

Когда дети осваивают порядковый счет, воспитатель учит связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Опираясь на имеющиеся представления, дети вместе с воспитателем рассказывают, что было вчера, что они делают сегодня, какое событие будет завтра.

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

Подготовительная группа.

Проводится работа по ознакомлению представлений о движении времени, его периодичности, закономерности, сменяемости и в то же время необратимости. Она осуществляется постепенно – по мере накопления у детей личного опыта. Воспитатель закрепляет представления о последовательности дней недели, времени года; знакомит с названием всех месяцев, с тем, что последовательность времен года, месяцев, дней недели постоянна. Семь суток (дней) составляют неделю.

Особое место занимают словесно-дидактические игры «Что следует за чем?», «Дни недели», «Продолжай», «Вчера, сегодня, завтра»; словесные игровые упражнения «Рассказы о времени». При знакомстве с названиями и последовательностью месяцев целесообразно использовать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

У детей развивают «чувство времени», учат беречь время, соблюдать режим, что очень важно для будущих школьников. Для этого полезно упражнять детей в дифференцировании длительности временных интервалов: одна минута, десять минут, один час и др.; дать задание типа «Что мы можем успеть сделать за одну минуту (десять минут, один час)?» и т.п.

Можно организовать увлекательные занятия и игры с календарем, познакомить с часами (в том числе песочными и циферблатом), научить определять время по часам с точностью до одного часа.

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными, дисциплинированными.

3. Методика формирования временных представлений в разных группах

Каждый воспитатель знает: очень непросто сформировать у дошкольников правильное представление о времени. Следовательно, возникает задача помочь ребенку познать время и временные отношения.

Для этого необходимо уделять максимум внимания активизации словаря детей, включению в него специальной «временной» терминологии, слов, характеризующих различные периоды, этапы и даже некоторые свойства времен. Важно так построить обучение, чтобы приобретаемые знания были осознаны и не противоречили научному содержанию. Для этого воспитатель использует разнообразные средства и методы обучения. Конечно, главное средства формирования у дошкольников знаний и умений ориентироваться – их личный практический опыт, приобретаемый в процессе активного участия в разных видах деятельности.

Фиксируя внимание детей к содержанию их деятельности и деятельности взрослых в разные отрезки времени («Когда вы приходите в детский сад?», «Когда обедаете?», «Что делаете вечером?» и т.п.), а также характерным сезонным изменения живой и неживой природе, воспитатель добьется осознания некоторых временных эталонов и соотношений различных процессов времени (части суток, времена года и др.), ощущение ритмичности чередования тех или других явлений в природе (каждый день начинается с восхода солнца; возращение из детского сада домой часто совпадает с закатом – заходом солнца за горизонт и т.д.).

Чем чаще, чем более грамотно воспитатель фиксирует внимание на времени и временных отношениях, тем раньше, а главное, тем более осознанно и прочно усваивают дети эти знания.

Ознакомление детей со временем начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток.

Лучше всего знакомство с частями суток следует начать с беседы о личном, конкретном опыте детей. С помощью картинок с изображением конкретных отрезков времени: день – ночь, утро – вечер. Например, показывает картинку с изображением дня и спрашивает: «Что нарисовано на картине?»:

Дети. Ребята играют. Солнышко светит. Птички летают.

Воспитатель. Когда солнышко светит ярко?

Дети. Днем.

Воспитатель. Дети, а что вы делаете днем?

Дети. Играем, кушаем, занимаемся и т.д.

Воспитатель. А что делают днем ваши мама папа?

Затем рассматривая картину с изображением ночи, дети отмечают, что ночью темно, на небе бывают звезды и луна, в домах горят лампы, ночью все спят.

Полученные ребятами знания необходимо закрепить на другом занятии. С этой целью можно рассказать сказку, в которой ярко выделены признаки, характерные для различных частей суток. Например, воспитатель сажает на стол зайчика и говорит, что он пришел из леса. Зайчик здоровается с детьми. «Сейчас, – говорит педагог, – я расскажу вам сказку про этого зайчика».

На следующем занятии воспитатель раздает каждому ребенку по четыре картинки, на которых изображены утро, день, вечер, ночь, и предлагает найти и показать картинку, изображающую то или иное время суток. Н этом занятии задача еще более усложняется. Дети должны самостоятельно выделить признаки, характерные для различных частей суток, провести анализ не одной, а сразу четырех картинок и определить последовательность их расположения в соответствии с указаниями воспитателя.

На четвертом занятии закрепляется знания детей о частях суток. Занятие проводится в виде дидактической игры. Воспитатель предлагает угадать, когда так бывает.

В игре называются характерные признаки различных частей суток, а дети определяют, когда это бывает. Например: «Встает солнышко. Мама и пап идут на работу, а дети в детский сад», «Солнышко поднялось высоко. Дети играют во время прогулки» или «На улице темно. На небе светит луна, а в окнах домов – огоньки» и т.д.

В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток, углубить и расширить их представления об этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления, характерные для каждой части суток. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием: школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего неба, люди выходят вечером из театра и др.

Занятие можно провести, например, так:

Приходит мишка, здоровается с детьми. Воспитатель спрашивает, почему он такой печальный. Мишка отвечает, что нес картинки, хотел показать их ребятам по порядку: утро, день, вечер, ночь, но все перепутал и теперь не знает, где утро, где день, где вечер, где ночь. Воспитатель предлагает помощь мишке навести порядок в его картинках. Пока дети разбирают картинки, воспитатель загадывает им загадки о разных частях суток. Загадки для большей занимательности лучше брать в стихотворной форме.

В конце занятия воспитатель отмечает, что после утра всегда наступает день, потом вечер, потом ночь, а после ночи – опять утро.

Показ частей суток, может осуществляться и посредством игр. Это игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь. Начать игру можно словами: «Мы с вами как будто пойдём на прогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто что делает». В ходе таких игр дети закрепляют навык в определении частей суток, свободного включения в речь их названий.

На дальнейших занятиях предлагается картинки с частями суток заменить цветными знаками. Для этого необходимо к каждой картинке прикрепить соответствующий по цвету квадратик: для утра – голубой, для дня – желтый, для вечера – серый, для ночи – черный. Цветовой символ должен даваться как знак, тогда дети легче воспринимают его в качестве носителя определенной информации. В последствие детям можно предлагать только цветные знаки и по ним закреплять названия времени суток. Цветные знаки используются и как раздаточный материал: воспитатель показывает картинки или читает стихи, а дети, определяя, в какую часть суток это бывает, поднимают соответствующий знак.

В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Для усвоения понятия «сутки» можно рекомендовать такие приемы: на доске в ряд прикрепить четыре картинки с изображением частей суток. Выяснить, когда это бывает, сколько частей суток нарисовано на всех картинках, как можно назвать одним словом все то время, когда пройдет утро, день, вечер, ночь, все четыре части суток. Предложить детям сложить карточки-знаки частей суток и назвать все это время одним словом. Проводятся и игры, закрепляющие знания детей о последовательности частей суток: «Назови соседей», «Назови все части суток» и т.д.

Дальше дети знакомятся со сменой суток, усваивают понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Используя круги – символы частей суток, они выкладывают сутки, начиная с любой части, кто как хочет, и называют все части по порядку.

В процессе этой работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

В старшей группе основное внимание уделяется сознательному усвоению дней недели. Известно, что дни недели дети усваивают неравномерно. Лучше всего они запоминают воскресенье, субботу и понедельник. Поэтому знакомство детей с понятиями недели лучше начать не с усвоения названий всех дней недели, а с установления, какой день был вчера, какой будет завтра. Причем первоначально воспитатель вводит более легкие для усвоения дни недели, такие, как воскресенье, понедельник, и лишь постепенно начинает использовать названия других дней. При обучении важно, чтобы дети не только называли дни недели, но и давали бы им элементарную характеристику.

Например, проводя занятие, воспитатель спрашивает: «Какой день сегодня?», «Какой день будет завтра?». Если дети затрудняются назвать день недели, воспитатель делает это сама. Он отмечает, что воскресенье – это выходной день. После воскресенье наступает день, который называется понедельник. Это первый день после выходного, когда ребята идут в детский сад, а родители на работу.

Для того, чтобы ребята лучше запоминали названия и последовательность дней недели, следует обращать их внимание на связь названия дня недели с его порядковым номером. Например, среда – это середина недели, четверг – это четвертый день недели, а пятница – пятый и т.д.

После того, как дети научатся различать и называть части недели, можно начинать работать над усвоением названий всех дней недели в последовательности. Воспитатель спрашивает, какие дни недели они знают, сколько их в неделе. Объясняет, что все дни недели приходят и уходят по порядку. В качестве демонстративного материала можно представить календарь. Он поможет детям наглядно представить сравнительно длинный промежуток времени, месяц и даже год.

Ф.Н. Блехер рекомендовала использовать отрывной календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок – это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.

Листки календаря размером 9Ч6 см надо закрепить так, чтобы они легко снимались со стержней. На лицевой стороне каждый листок содержит цифру (число), название дня и месяц. Но так как не все дети старшей группы умеют читать, на нижнем листке должна быть полоска соответствующего цвета, по которой дети смогут определить каждый день недели на календаре (понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – желтый, четверг – зеленый, пятница – голубой, суббота – синий, воскресенье – фиолетовый).

Для съёмных листков календаря изготавливается коробка с 18 отверстиями по размеру листков. В ячейки нижнего отделения складываются последовательно листки – дни недели, по семь листков в каждую ячейку. Семь листков – семь дней в каждой ячейке должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончанию месяца подсчитывают количество его недель и дней. Листки, собранные за месяц, стопкой помещаются в первую ячейку слева верхнего ряда. Так, постепенно будет заполняться шесть ячеек верхнего ряда, а затем и шесть ячеек второго ряда коробки. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки показывают порядок следования месяцев, а в нижнем ряду – дней и недель. По окончанию года подсчитывают количество месяцев в году, определяя порядок их следования.

Необходимо провести четыре занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря.

Первое занятие по ознакомлению с календарем желательно провести в начале января. Показать календари разного вида и пояснить их назначение. Выяснить, что дети смогут узнать по календарю. Рассмотреть те листки календаря, которые обозначают уже прошедшие с начала года дни, снять их. Определить, какого цвета полоски были на прошедших днях недели, сказать дату сегодняшнего дня, почему листок еще нельзя снимать. Повесить календарь на стену и каждый день снимать листок календаря и узнавать, какое наступило число, какой день недели.

Через неделю после первого занятия провести второе занятие, на котором уточнить с детьми представления о днях недели, приучать их связывать названия дней в неделе с порядковым местом.

На третьем занятии, которое проводится в первых числах февраля, надо уточнить представления детей о неделе и месяце. На этом занятии дошкольники действуют с листочками календаря, называют дни недели, соотносят с ними те или иные занятия, называют предшествующий и последующий день названному. Этому способствуют проведение разных дидактических игр с карточками. В конце каждого месяца проводятся беседы о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивают с предыдущим месяцем.

Четвертое, обобщающее занятие по календарю. На этом занятии уточняется представление детей о календарном годе. Наглядным материалом служит коробка с разложенными в ней по месяцам листочки календаря за прошедший год. Задаются вопросы: «Сколько месяцев в году?», «Какой первый месяц года?», «Каким месяцем заканчивается год?».

В старшей и подготовительной к школе групп можно развивать чувство времени сначала на интервалах в 1, 3, 5 и 10 минут, потому что различие этих интервалов жизненно важно для детей: 1 минута – та первоначальная, доступная детям единица времени, из которой складываются 3, 5 и 10 минут. Эта мера времени наиболее распространена в речи окружающих. «Через минуту», «сию минуту», «подождите минуту» .

В методику работы с детьми могут быть включены следующие моменты: 1. Ознакомление детей с временными интервалами 1, 3, 5, 10 минут; 2. Обеспечение переживания длительности этих интервалов в разных видах деятельности; 3. Обучение выполнять работу в указанный срок (1,3,5 минут), для чего следует учить измерять время и оценивать длительность деятельности, регулировать темп её выполнения.

Работу желательно проводить по этапам.

На первом этапе важно учить детей определять окончания срока выполнения деятельности по перечисленным часам, этим обеспечивается накопление опыта у детей в использовании мерки. Воспитатель постоянно дает оценку умениям детей контролировать время по песочным часам.

На втором этапе следует учить детей оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности. Воспитатель фиксирует внимание на точности оценки детьми длительности.

На третьем этапе можно обучать умению предварительно планировать объём деятельности в указанные отрезок времени на основе имеющегося представления о длительности времени.

На четвертом этапе учить детей переносить умение оценивать длительность временных отрезков в жизни.

Работа проводится в рамках занятия по математике. На первом занятии надо выяснить представления детей об 1 минуте и продемонстрировать её длительность на секундомере, объяснив, что движение стрелки по кругу совершается всегда за 1 минуту. После этого следует показать песочные часы, объяснить, почему они так называются, и продемонстрировать длительность минуты одновременно по песочным часам и секундомеру. Затем предложить детям выяснить, что можно успеть сделать за 1 минуту. На этом и следующих занятиях ребята сами будут проверять, что можно сделать за 1 минуту.

На последующих занятиях дошкольники выполняют три задания.

1. Выкладывание из палочек каких-либо узоров в течение 1 минуты, следя за песочными часами.

2. Раскладывание палочек по десять штук в течение 1 минуты.

3. Укладка всех палочек по одной в коробку в течение 1 минуты.

На следующем занятии дети вновь наблюдают с помощью песочных часов за протеканием 1 минуты и выполняют несколько усложненные задания, в которых количество операций зависит от индивидуального темпа действий. В конце занятия детям показывают зависимость результатов от темпа работы при одинаковой её длительности.

На следующем занятии дошкольники могут разрезать полоски бумаги на квадраты, треугольники, а затем круги. Педагог вместе с детьми сравнивает, сколько за 1 минуту можно вырезать квадратов, треугольников, кругов. В последующих трех занятиях следует учить детей оценивать длительность времени по представлению. Дети выполняют те же задания, что и на прошлых уроках, только без использования песочных часов. Инструкцию можно дать следующую: «Вы сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 1 минута кончилась. Посмотрим, кто из вас правильно угадал, когда кончится минута».

Следующие два заня

Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

тия посвящаются обучению умения правильно выбирать объём работы, соответствующий интервалу в 1 минуту. Важно, чтобы дети заранее планировали объём работы, а после её выполнения определили затраченное время.

Ознакомление дошкольников с длительностью 3, 5 минутных интервалов проводятся по той же методике.

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5 – 30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и больше успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно в плане подготовки к школе.

Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели.

Одним из основных наглядных материалов для демонстрации времени и временных отношений является модели. Уже со средней группы воспитатель имеет возможность использовать различные модели. Объёмная модель времени позволила наглядно показать динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность.

Основа объёмной модели времени – спираль, каждый виток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывает движение, изменение процессов, явлений во времени. Для успешного решения различных задач по ознакомлению детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемную модель нарисовали в виде нескольких спиралей, отличающихся дуг от друга размерами и цветовыми решениями.

Объёмная модель «Часть суток» – это спираль, состоящая из нескольких витков с подвижной муфтой, продвигающейся снизу вверх. Каждый виток спирали последовательно окрашен в четыре цвета. Один виток спирали соответствует одним суткам, новый виток – новые сутки. Любой из четырех цветов расположен над своим цветом.

Модель «Дни недели» аналогична первой, но несколько большого размера и с той разницей, что цикл (один виток спирали) включает семь отрезков спирали, последовательно окрашенных в разные цвета, соотнесенные с определенными днями недели.

Модель «времена года» выполнена точно так же, как и две предыдущие, но отличается от первой значительно более крупным размером, а от второй – четырехцветным решением.

Цветовое решение моделей «части суток» и «времена года» связано с окраской объектов живой и неживой природы.

Объёмные модели – «части суток», «дни недели», «времена года» – представляют собой оптимальный вариант материализации временных явлений, которые до сих пор детям «не были видны и не были слышны», позволяют свободно манипулировать моделями и на уровне их наглядно-образного мышления понимать принципы, свойства, закономерности временных явлений.

Список литературы

время ориентировка дошкольник

1. Ерефеева Т.И. Математика для малышей. Кн. для восп. Детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 191 с.

2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.

3. Столяр А.А. Формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Учебное пособие для студентов пед. инс. – М.: Просвещение, 1984. – 303с.

4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»./ под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозайка-Синтез», 2006. – 400с.

5. Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени//Дошкольное воспитание. 1979. – №1. – с.24-29

6. Щербакова Е. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объёмной модели// Дошкольное воспитание. 1986. – №7. – с.43 – 46

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]