Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: Зимующие птицы
Конспект занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»
Автор работы: Науменко Светлана Васильевна, воспитатель МКДОУ ДС «Солнышко»с. Голубинка Бахчисарайского Республика Крым Тема: «Зимующие птицы» Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Зимующие птицы».Данный материал может быть использован воспитателями старших групп на занятиях по ознакомлению с природой и на занятиях по развитию речи . Это занятие направлено на воспитание у детей чувство сострадания к птицам и всему живому. Учит детей составлять описательный рассказ о птице. Развивает слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Цель: Закрепление и уточнение знаний по теме: «Зимующие птицы». Программные задачи: Уточнить название зимующих и перелетных птиц. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить давать полные ответы на вопросы. Учить детей составлять описательный рассказ о птице. Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственное восприятие и мелкую моторику. Обогащать словарь по теме «Птицы». Продолжать учить определять количество слогов в слове. Воспитывать чувство сострадания к птицам и всему живому. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением зимующих птиц; пособие – разрезные картинки птиц; изображение Короля птиц; грамзапись с голосами птиц, видео для дошкольников «Зимующие птицы» Предварительная работа: беседа воспитателя с детьми о зимующих птицах, отгадывание загадок, наблюдение за птицами на прогулке.
Ход занятия.
Воспитатель: — Дети, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в «сказочный зимний лес». (слышна музыка вьюги, скрип снега, воспитатель выходит за дверь и возвращается со снеговиком). Воспитатель: Ребята,к нам в гости пришел « снеговик»,он проводит нас в зимний лес, но прежде снеговик задаст вам несколько вопросов. ( Закрепление пройденного материала.) — Какое сейчас время года? (ответы детей) — Давайте вспомним, куда улетают птицы осенью? (ответы детей) — Почему улетают птицы в теплые края? (ответы детей) — Как мы называем птиц, улетающих осенью в теплые края? (ответы детей) Перечислите их. — Все ли птицы улетают в теплые края? (ответы детей) Снеговик: ребята, я как раз принес вам письмо ,от тех птиц которые остались зимовать, от самого «Короля птиц -Горного Орла». Читаем письмо: «Злая Баба Яга украла и заколдовала моих подданных – птиц. Помочь мне могут только маленькие, но умные, смелые и добрые дети. Снеговик пообещал мне найти таких детей.- Ребята, может, мы с вами сможем помочь Королю птиц?
— Чтобы догадаться, каких птиц похитила Баба Яга, нужно отгадать загадки: Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов Только лютой зимой. (Клёст) Чернокрылый, Красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды — С первым снегом Тут как тут! (Снегирь) Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (Снегири) Найдешь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка — … (Воробей) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её … (Cорока) Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова) Всё время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел)
Воспитатель: — Как мы назовем всех этих птиц одним общим словом? (зимующие). Почему же их так назвали? (потому что эти птицы не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас) воспитатель: — Дети, а сейчас вместе со снеговиком мы пойдем по зимнему лесу (Звучит фонограмма записи птичьих голосов, дети идут по группе)Слышите, здесь кто то есть.(Ответы детей) Давайте послушаем, какие голоса у птиц, как красиво они поют, даже зимой. Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают голос птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт) Воробей – чирикает Ворона – каркает Сорока – стрекочет Синица – щебечет Снегирь – посвистывает Дятел – трещит Сова – ухает Клест – клекочет — Ребята, голоса птиц мы слышим ,но их спрятала и заколдовала Баба Яга. Пойдемте их искать. (Отправляемся на поиск птиц. Дети и воспитатель со снеговиком идут по импровизированным следам Бабы Яги, вырезанные из бумаги и разложены по группе) Дыхательная гимнастика: Воспитатель: Ой детки ,посмотрите на нашем пути сугроб.(нарезанные из бумаги снехинки,под которыми спрятан конверт). Упражнение: «Подуй на снежинки». (вырабатываем длительный и плавный выдох)- Давайте подуем на снег, посмотрим, что под ним. (дети дуют, «снежинки» разлетаются, под ними обнаруживается конверт)- Молодцы, дети, вы не только умные, но и сильные. — Посмотрите, что это за конверт? В конверте разрезанные на части картинки.- Это проделки Бабы Яги! Баба Яга заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините части, то освободите птиц. (Дети складывают картинки). Дидактическая игра: «Освободи птичку» (составление из разрезных картинок целых изображений птиц) — Чтобы птички наши совсем оттаяли и разлетелись по домам, нужно выполнить еще одно задание: сосчитать, сколько слогов в названии этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове?» — Молодцы дети, что помогли освободить птичек. Улетели птицы по домам. А мы с вами поиграем, отдохнем. Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пошли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, А еще в снегу валялись. С горки все домой пришли, воспитатель: Птичек мы освободили, они разлетелись по домам голодные, Присаживайтесь на стульчики и мы посмотрим, как они долетели домой (просмотр видеофильма «Зимующие птицы» и беседа по просмотренному видео). Птички дома, но как вы думаете, что мы забыли сделать с вами,когда птички улетали.(ответы детей).Правильно покормить. — Чем можно угостить птиц: Воробья – хлебными крошками Снегиря – ягодами рябины, боярышника Синичка – любит сало Ворона, сорока – всеядные Кому не хватило угощения? (сове, дятлу) Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев. — Зимой птицам трудно добывать корм, мы повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Снеговик очень рад, что в нашей группе дети такие добрые , храбрые и умные. Он всем лесным жителям расскажет о наших детках. А мы ему в мешочек насыпим зернышек, чтобы снеговик угостил своих друзей птиц.(снеговик уходит) Заканчиваем занятие стихотворением: Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна. Горсть одна – И не страшна будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 4. Итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото Конспект НОД в старшей группе из серии: Зимующие птицы Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»
Похожие статьи:
Рассказ про воробья, 1-2 класс
Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир
Прогулка «Наблюдение за ветром» в старшей группе
Наблюдение в старшей группе детского сада. За окном мороз
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ